Тарифы за услуги ЖКХ проиндексируют в России с 1 июля

Рост платежей (в том числе на электро- и газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение) регулируют органы власти. Ежегодно правительство РФ выпускает распоряжение, в котором устанавливается верхняя граница роста платежа за коммунальные ресурсы по каждому региону.

В соответствии с распоряжением правительства от 29 октября 2019 года, с 1 июля наибольший рост тарифов ЖКХ ожидается в Чечне (6,5%), Кабардино-Балкарской Республике (5,4%), Республике Дагестан (5,2%), Ингушетии (5,1%), Москве (5%). В Подмосковье тарифы с 1 июля вырастут на 4,1%. В Санкт-Петербурге, который в прошлом году опережал страну по росту коммунальных платежей, повышение будет умеренным (3,8%). Наименьший рост тарифов предусмотрен в Ненецком автономном округе (2,4%).

С 2013 года коммунальные тарифы в России индексируются раз в год с 1 июля, чтобы сдерживать инфляцию. В 2021 году индексация тарифов была двухэтапной в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. С 1 января 2021 года тарифы увеличились на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%. В 2020 и последующих годах индексация тарифов ЖКХ будет происходить один раз в год с 1 июля.

Решение за регионами

Регионы устанавливают стоимость отдельных видов коммунальных ресурсов так, чтобы при неизменном уровне потребления прибавка к общему платежу укладывалась в рекомендуемые правительством размеры, пояснила ТАСС исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ контроль», зампредседателя общественного совета при Минстрое Светлана Разворотнева.

Согласно мониторингу НП «ЖКХ Контроль», в связи с пандемией коронавируса многие регионы начали принимать решения о заморозке платежей на один или несколько видов коммунальных ресурсов. Среди них Волгоградская область (на вывоз твердых коммунальных отходов), Иркутская (на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов, взносы на капитальный ремонт), Калужская (на вывоз твердых коммунальных отходов), Нижегородская (на отопление), Рязанская (на капитальный ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов и газоснабжение), Ярославская (на вывоз твердых коммунальных отходов).

По данным организации, повышение тарифов ниже уровня, установленного распоряжением правительства РФ, с 1 июля 2021 года произойдет в Алтайском крае, Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатском крае, Курской области, Магаданской области, Мурманской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Пензенской области, Смоленской области, Тульской области, Ульяновской области.

«В двух субъектах было принято решение перенести рост тарифов на более поздний срок. В Иркутской области повышение тарифов произойдет позже 1 июля 2021 года по следующим коммунальным услугам: холодное водоснабжение и горячее водоснабжение. В Московской области перенесен срок роста тарифов по коммунальной услуге по газоснабжению», — сообщила Разворотнева.

Тарифы за коммунальные услуги с 1 января 2021 года

Тарифы за коммунальные услуги с 1 июля 2021 года

Тарифы за коммунальные услуги с 1 января 2021 года

Тарифы за коммунальные услуги с 1 июля 2021 года

Тарифы за коммунальные услуги с 1 июля 2017

Тарифы за коммунальные услуги

Тарифы, применяемые для расчетов с гражданами – собственниками (нанимателями) за потребленные коммунальные услуги, установленные Приказом ДЭПиР «О корректировке долгосрочных тарифов и установлении цен от 07.12.2018 г. № 309-ТР, от 03.12.2018 г. № 235-ТР, от 12.12.2018 г. № 281-ТР, от 03.12.2018 г. № 233-ТР, от 25.11.2020 г. № 2065-ПП»

№ п/пНаименование коммунальной услугиЕд. измеренияТариф с 01.07.2020 г., Руб.
1Холодное водоснабжениекуб.м40,48
2Горячее водоснабжениекуб.м198,19
3Водоотведениекуб.м29,57
4ОтоплениеГкал.2389,72

Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды. (введенные с 01.07.2020)

№ п/пТарифы (руб./куб. метр в месяц с НДС)
1Холодное водоснабжение40,48
2Водоотведение29,57

Иные услуги

№ п/пНаименование услугиЦена, руб./абонент (квартира) в месяцНормативный документ
1Услуги телевещания245,00Тариф установлен ОАО «Национальные кабельные сети»
2Услуги радиовещания117,96Тариф установлен ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть»
3Услуги по обслуживанию запирающих устройств:64,00Постановление Правительства Москвы от 12.10.2010 N 937-ПП “О ценах на услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов”

Тарифы, применяемые для расчетов с гражданами – собственниками (нанимателями) за потребленные коммунальные услуги, установленные Приказом ДЭПиР «О корректировке долгосрочных тарифов и установлении цен от 07.12.2018 г. № 309-ТР, от 03.12.2018 г. № 235-ТР, от 12.12.2018 г. № 281-ТР, от 03.12.2018 г. № 233-ТР, от 25.11.2020 г. № 2065-ПП»

№ п/п Категории домов Цены за содержание и ремонт жилых помещений
за площадь, занимаемую в пределах установленных норм (в рублях за 1 кв. м общей площади в месяц с НДС) с 01.01.2021 г.
для жилых помещений, расположенных на втором и последующих этажах для жилых помещений, расположенных на первом этаже дома
1 2 3 4
1. Многоквартирные дома:
1.1 Жилые дома со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом 31,89 27,80
1.2 Наём 26,42

Тарифы на тепловую энергию

Тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды. ОАО “МОЭК”, иные организации, осуществляющие производство и передачу тепловой энергии. (вводятся с 01.07.2020)

№ п/пЕд. измеренияТарифы для населения (с НДС)
1Услуги горячего водоснабженияруб./куб. м198,19

Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “МОСЭНЕРГОСБЫТ”, ООО “РУСЬЭНЕРГОСБЫТ М” и иными энергосбытовыми организациями населению (вводятся с 01.01.2021)

№ п/пТарифы для населения (с НДС)
1Население городское при отсутствии автоматизированной системы учета. В том числе: электрические плиты4,87

О заморозке тарифов

Из-за пандемии предложения о заморозке тарифов высказывались и на федеральном уровне, однако не были приняты, поскольку временное облегчение, которое дает заморозка коммунальных тарифов, в конечном итоге оборачивается ухудшением качества коммунальных услуг, отметила Разворотнева.

Сегодня собираемость платежей снизилась на 10-15%, выпадающие доходы отрасли оцениваются Минстроем России в 70-80 млрд рублей, отметил в свою очередь в беседе с ТАСС первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. «Недофинансирование отрасли приведет к крайне неблагоприятным последствиям, в первую очередь для самих граждан: некачественное предоставление коммунальных услуг, перебои в поставках коммунальных ресурсов и так далее. Считаю возможным снижение или заморозку тарифов только по решению регионов, которые могут эффективно оценить ситуацию отрасли и принять наиболее взвешенное решение», — сказал депутат.

Тарифы

1. В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 12.12.2018 г. № 273-ТР утверждены долгосрочные тарифы на водоотведение для потребителей ГУП «Мосводосток» (без учета НДС):

  • с 01.01.2018 по 30.06.2018 — 12,99 руб/куб.м
  • с 01.07.2018 по 31.12.2018 — 13,61 руб/куб.м
  • с 01.01.2019 по 30.06.2019 — 13,61 руб/куб.м
  • с 01.07.2019 по 31.12.2019 — 14,04 руб/куб.м
  • с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 14,04 руб/куб.м
  • с 01.07.2020 по 31.12.2020 — 14,21 руб/куб.м

2. В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 13.04.2018г. № 29-ТР утвержден долгосрочные тарифы на водоотведение для потребителей ГУП «Мосводосток»на территории инновационного в размере 17,61 руб/куб.м с 24.04.2018г. по 31.12.2018г. (без учета НДС)

3. В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 29.11.2019г. № 212-ТР утверждены долгосрочные тарифы на водоотведение, осуществляемое ГУП «Мосводосток» на территории ИЦ «Сколково» (без учета НДС):

  • с 01.01.2019 по 30.06.2019 — 17,61 руб./куб.м
  • с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 18,43 руб./куб.м
  • с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 18,43 руб./куб.м
  • с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 18,74 руб./куб.м
  • с 01.01.2021 по 30.06.2021 — 18,74 руб./куб.м
  • с 01.07.2021 по 31.12.2023 –19,42 руб./куб.м

4. В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 06.12.2019г. № 245-ТР произведена корректировка долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей ГУП «Мосводосток» (без учета НДС):

  • с 01.01.2019 по 30.06.2019 — 13,61 руб./куб.м
  • с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 14,04 руб./куб.м
  • с 01.01.2020 по 30.06.2020 — 14,04руб./куб.м
  • с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 14,93 руб./куб.м

5. В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 24.11.2020г № 181-ТР с учетом изменений, внесенных приказом ДЭПиР от 15.12.2021г. № 311-ТР произведена корректировка долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей ГУП «Мосводосток» (без учета НДС):

  • с 01.01.2021 по 30.06.2021 — 14,93 руб./куб.м
  • с 07.07.2021 по 31.12.2021 – 15,46 руб./куб.м
  • с 01.01.2022 по 30.06.2022 — 15,46 руб./куб.м
  • с 07.07.2022 по 31.12.2022 – 17,46 руб./куб.м
  • с 01.01.2023 по 30.06.2023 — 17,46 руб./куб.м
  • с 07.07.2023 по 31.12.2023 – 18,16 руб./куб.м
  • с 01.01.2024 по 30.06.2024 — 18,16 руб./куб.м
  • с 07.07.2024 по 31.12.2021 – 18,89 руб./куб.м
  • с 01.01.2025 по 30.06.2025 — 18,89 руб./куб.м
  • с 01.07.2025 по 31.12.2025 – 19,91 руб./куб.м

Как помочь гражданам?

Пахомов напомнил, что в сфере ЖКХ граждане с невысоким уровнем доходов получают субсидии на оплату , — считает он.

Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук в беседе с ТАСС отметил целесообразность предложения общественного совета при Минстрое пересмотреть показатели, при которых малоимущим семьям начисляют компенсации на оплату жилищно-коммунальных , — сказал он ТАСС.

Также эксперт считает, что нужно не только повышать уровень дотаций населению, но и снижать энергопотери, за которые платят жильцы старых домов — чем ниже качество жилья, тем выше расходы на коммуналку. «Для этого необходимо распространить льготы по ЖКХ на энергоэффективные мероприятия, в том числе в рамках энергосервисных контрактов. Тогда сам размер квитанции будет уменьшаться», — сказал Склянчук.

Плавное повышение

В 2021 году рост общего платежа граждан за ЖКУ в среднем по России определен в размере 4%, сообщил «Известиям» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев. Повышение произойдет 1 июля, с 1 января рост платы не предусмотрен, подчеркнул он.

Правительство утверждает для каждого региона свой предельный индекс — порог суммарного повышения платы за коммунальные услуги, добавил Виталий Королев. Распоряжение кабмина касается цен на газ, отопление, электричество, горячую и холодную воду, водоотведения и вывоз мусора.

Размер индекса отличается в разных субъектах. Например, в Чеченской Республике установлен порог 6,5%, в Якутии — 6%, в Новгородской области — 6,4%, в Мурманской — 3,2%, в Магаданской — 3,8%, в Пензенской — 3,4%, указано в распоряжении правительства. Но в среднем около 4%.

Стандартный прирост


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— ФАС на постоянной основе проводит мониторинг соблюдения установленных правительством индексов, — отметил Виталий Королев.

Счетчик на миллиард: поголовную установку «умных» приборов хотят отменить

Бизнес опасается роста издержек на сумму более 1 трлн рублей

Как писали «Известия», ранее антимонопольная служба разработала проект постановления, по которому предельный порог в тарифах на электроэнергию может увеличиться сверх разрешенного в случае установки «умных» счетчиков. С 1 июля 2021 года вышедшие из строя счетчики в квартирах должны за свой счет менять поставщики электроэнергии, а с 1 января 2022-го все они должны быть «умными».

Виталий Королев заявил «Известиям», что исключений сейчас не установлено, в том числе о превышении индексов из-за установки приборов учета. Вопрос об источнике средств для перехода на новые приборы и передачу показаний с них обсуждается в правительстве. «Известия» направили запрос в кабмин.

По мнению Минстроя, расходы на установку «умных» счетчиков не должны нести граждане, сказали «Известиям» в ведомстве.

— Приборы, интегрированные в «умную» систему, должны существенно сократить коммерческие потери поставщиков электроэнергии, и эта экономия в том числе позволит окупить установку новых счетчиков, — считают в Минстрое.

Стандартный прирост


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Для жилищно-коммунального комплекса плата за ЖКУ — единственный источник доходов помимо дотаций из бюджета. Поэтому неизбежна их индексация — из-за инфляции, колебаний цен на топливном рынке, необходимости проводить ремонт инфраструктуры, выплачивать заработную плату работникам, сказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Что даст цифровизация процесса регулирования тарифов на коммунальные услуги

— Только в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и электроэнергетики регулируемую деятельность ведут более 28,5 тысячи организаций, для которых региональные органы ежегодно принимают более 71 тысячи тарифных решений. При том что в ФАС обоснованность тарифов проверяют не более 25 человек. Получается, что на каждого из них в среднем приходилось в месяц по 236 тарифных решений, которые необходимо проанализировать самым внимательным образом на предмет обоснованности.

Цифровой формат установления тарифов мы видим так: в электронной форме подаются тарифные заявки ресурсоснабжающих организаций. Таким же способом формируются и экспертные заключения органа регулирования. Затем автоматически рассчитываются эталонные тарифы на коммунальные ресурсы, и на основании заданных параметров формируется расчет стандартизированных тарифных ставок на подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения.

В апреле этого года служба презентовала единую форму экспертных заключений и тарифных заявок, разработанных ФАС России. Они позволят в режиме реального времени отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами органа регулирования для утверждения, и на предварительном этапе исключать явные нарушения законодательства. Мы уже подготовили изменения в Правила регулирования тарифов.

Экспертные заключения и тарифные заявки организаций будут в электронном формате загружаться через нашу электронную платформу. Это важный шаг по обеспечению цифровой трансформации тарифного регулирования как одной из приоритетных задач ФАС на ближайшие годы. Сейчас же у этих документов нет установленной формы. Они могут не соответствовать законодательству в части подробной детализации оснований для учета в тарифе каждой статьи затрат. Это затрудняет работу контролирующих органов и ставит под сомнение экономическую обоснованность как отдельных статей затрат в тарифе организации, так и правильность его установления в целом.

С марта 2021 года начал работать «федеральный тарифный светофор», который автоматически анализирует ошибки региональных органов регулирования при установлении тарифов. Они заполняют электронные шаблоны-таблицы с параметрами тарифного решения, а система красным цветом выделяет ошибки, зеленым — корректные значения. К 14 июля «светофор» позволил отменить на предварительном этапе около 40 тарифных решений. Сейчас он проводит анализ по 10 параметрам, а к 2023 году сможет анализировать тарифные решения уже по 100 параметрам.

Виталий Королев. Фото: Пресс-служба ФАС

Это, с одной стороны, автоматизация, когда нет необходимости через запросы документов или через выездные проверки анализировать тарифные решения: мы сразу видим, есть ли там данные, не соответствующие ограничениям или методическим рекомендациям. С другой стороны — профилактика, чтобы количество нарушений сокращалось.

Кроме того, цифровизация может сократить операционные расходы, частично расходы на персонал, почтовые расходы, связанные с установлением тарифов. При внедрении эталонов или в целом цифровизации процесса можно будет меньше людей задействовать на типовые задачи, тем самым повысив производительность их труда.

28,5 тысячи организаций работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и электроэнергетики

Как минимум цифровизация не должна приводить к увеличению тарифов, что уже неплохо. Конечно, на первом этапе автоматизация любых процессов часто затратна, потому что нужно разработать новые ИТ-решения, возможно, создать некие цифровые платформы или сервисы. Мы рассчитываем, что механизм, который мы сейчас внедряем, не потребует значительных затрат, но при этом существенно сэкономит время и ресурсы всех участников процесса, а это и регулируемые компании, и тарифные органы субъектов. Также цифровизация добавит прозрачность тарифным решениям, обоснует их величину. Граждане будут больше доверять решениям властей, направленным на повышение качества услуг в сфере ЖКХ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]