Каждый иностранный гражданин, который прибыл в Россию, должен зарегистрироваться по месту жительства или проживания. Для этого необходимо обратиться в миграционные органы лично или через принимающую сторону. Эта процедура не представляет особой сложности. За отсутствие регистрации по статье 322.2 УК РФ в 2021 году предусмотрена уголовная ответственность.
Бланк уведомление о прибытии иностранца в Россию
Чтобы зарегистрироваться, достаточно сделать копии документов, с которыми иностранец приехал в РФ, и направить их в УФМС вместе с уведомлением о прибытии. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в РФ можно скачать здесь.
Однако даже здесь встречается немало нарушений, и одно из них – фиктивная регистрация иностранных граждан. С подробным текстом статьи 322.2 УК РФ можно познакомиться здесь.
Сумма штрафа и возможность привлечения к уголовной ответственности
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию закрепляется в пункте 2 статьи 322 УК. Эта норма устанавливает следующие виды санкций для виновных:
Наказание в виде штрафа, который может составлять от 100 000 и до 500 000 рублей.
- Та же статья УК предусматривает в качестве наказания взыскание с виновного его заработка или другого дохода за последние 3 года.
- Нарушителя могут приговорить к принудительным работам также сроком до трех лет. Кроме того, ему могут запретить занимать какие-либо должности, заниматься определенным видом деятельности.
- Самым тяжелым видом наказания является лишение свободы. Его максимальный срок может составить три года.
Тем не менее, эта статья УК содержит примечание. В нем говорится, что человек может быть освобожден от уголовного преследования, если поможет раскрыть это преступление. Правда, его действия не должны содержать другого состава преступления.
Почему возникают сложности с регистрацией
Прописка по месту жительства может быть как постоянной, так и временной. Как правило, иностранные граждане получают регистрацию второго типа. Ее срок зависит от того, с какими целями и на какое время путешественник из-за рубежа прибыл в Россию.
Минимальный срок временной регистрации составляет месяц (хотя бывает, что гость просит зарегистрировать его всего на несколько дней), а максимальный ограничивается пятью годами.
Когда иностранец останавливается в отеле или его постановкой на миграционный учет занимается приглашающая компания, проблем обычно не возникает. Если же иностранный гражданин остановился у частных лиц, те часто отказываются регистрировать его по месту жительства.
Это может быть вызвано разными причинами. Ни для кого не секрет, как часто встречаются аферы с недвижимостью, и люди просто боятся: стать жертвами мошенничества.
Некоторые просто не хотят лишних хлопот, ведь собственнику жилья придется ехать вместе с мигрантом в УФМС и присутствовать при подаче заявления.
Заявление на разрешение на временное проживание можно скачать на нашем сайте.
В такой ситуации иностранный гражданин начинает искать альтернативные варианты. А раз есть спрос, будет и предложение: особо ловкие россияне стали предлагать такую услугу, как фиктивная регистрация иностранного гражданина. О наказании до поры до времени никто не думает, однако, если обман вскроется, последуют весьма суровые меры ответственности.
Коротко о регистрации по месту проживания
Российское законодательство обязывает всех жителей РФ состоять на регистрационном учете в ГУВМ МВД или, иными словами, иметь прописку: она может быть постоянной или на определенный период, то есть временной.
Регистрация по месту жительства указывает на жилое помещение, в котором заявитель проживает на постоянной основе или преимущественно, и выступает в качестве:
- собственника жилья;
- арендатора по договору о найме;
- арендатора на основании договора найма специализированного жилья;
- ином, предусмотренном российским законом.
При этом важно отметить, что под жилым помещением понимается квартира, комната, частный дом, служебное помещение, комната в общежитии, помещение в домах системы социального обслуживания граждан (например, в доме престарелых).
Прописка такого рода не ограничена сроками и оформляется обычно в течение одного дня. Ее необходимость обусловлена получением российским гражданином возможности для реализации своих прав и свобод, а также выполнения обязательств перед другими жителями страны и самим государством.
Чтобы правильно пройти процедуру, изучите более детально, .
Какая регистрация является фиктивной
Обычная регистрация занимает минимум времени и практически ничем не грозит хозяину жилья. Заключается она в том, что и собственник недвижимости, и иноземец должны вместе явиться в миграционные органы.
Первому необходимо иметь при себе паспорт и документ, подтверждающий право собственности на жилье. Иностранец предъявляет удостоверение личности и миграционную карту.
Так выглядит штамп прописки в Российской Федерации
В ГУВМ владелец жилплощади подает соответствующее заявление, и его гость получает штамп о временной регистрации. На этом процедура считается законченной. Если она соблюдена правильно, иностранный гражданин может претендовать на получение трудового патента. При этом место, в котором мигрант проживает, и адрес его регистрации должны быть идентичны.
Если хозяин не хочет регистрировать нового жильца, стоит помнить, что за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту пребывания грозит не только административная, но и уголовная ответственность.
В таких случаях лучше не рисковать и поискать другое жилье, владельцы которого окажутся более сговорчивыми.
Но сначала стоит попытаться убедить хозяина в том, что временная регистрация другого человека на своей жилплощади ничем ему не грозит. По окончании срока ее действия никуда ехать не нужно, иностранец будет снят с учета автоматически.
Через подачу заявления собственник всего лишь уведомляет миграционные органы о том, что в его квартире временно зарегистрированы другие люди.
Под понятие фиктивной регистрации попадают такие случаи:
- Когда человек предоставляет заведомо недостоверную информацию или поддельные документы.
- Когда иностранец зарегистрировался по месту пребывания, но собственник помещения и не собирался предоставлять ему свое жилье.
- Если мигрант зарегистрировался по месту пребывания, хотя знал, что жить там не будет.
За фиктивную регистрацию иностранных граждан штраф от 100000 до 500000 рублей.
Наказание за фиктивную регистрацию иностранных граждан в данном случае несут оба: и мигрант, и тот, кто его зарегистрировал. Не сможет его избежать и должностное лицо, допустившее фиктивную регистрацию, если будет установлено, что это произошло намеренно.
Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ
23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.
В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.
Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.
Что следует считать незаконным въездом в РФ
В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.
«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.
В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.
Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.
В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.
В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).
Организация незаконной миграции
В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).
В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.
Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.
В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.
В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.
По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет
Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.
В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.
Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.
Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.
Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.
В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.
В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.
Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.
Меры ответственности за фиктивную регистрацию
Несмотря на строгое наказание, в России ежегодно наблюдаются тысячи таких случаев. Надеяться на то, что не поймают, опрометчиво: в отличие от некоторых других госструктур российские миграционные органы работают отлично.
Сотрудники нередко проводят рейды, к тому же о возможном нахождении нелегальных жильцов часто сообщают соседи.
В выявлении нелегалов они вправе применять самые разные меры: проверка по базам учета, истребование документов о найме жилья, опрос всех подозреваемых, а также криминалистическая экспертиза документов.
Все это дает возможность выявить фиктивность прописки, если она имела место. Так что прежде чем решаться на такой рискованный шаг, нужно знать, чем это грозит.
Как проверить, соблюдена ли процедура регистрации
Несмотря на большое количество нарушений, в России проживает очень много добросовестных иностранных граждан. Часто люди интересуются, как проверить, не является ли регистрация фиктивной и зарегистрирован ли гость вообще.
Самый лучший способ избежать неприятностей – не обращаться в разные фирмы-однодневки, которые дают объявления в интернете с предложениями быстро оформить временную или даже постоянную прописку.
Известно огромное количество случаев, когда люди, которые и так находятся в непростой ситуации, лишались последних денег из-за таких вымогателей. Регистрировать должен работодатель, администрация гостиницы или хозяин жилья, где остановился иностранный гость.
Свидетельство о временной регистрации
При этом на руки мигранту должно выдаваться свидетельство о временной регистрации, где прописан срок его действия. Если все же возникли сомнения, нужно попросить сообщить, в какое подразделение ГУВМ обращались представители принимающей стороны.
Конечно, по телефону такую информацию чиновники не предоставят, но стоит уделить немного времени и съездить туда лично. Поскольку многие вопросы теперь решаются через МФЦ и портал «Госуслуги», очереди в миграционных подразделениях стали гораздо меньше.
Что грозит тем, кто проживает не по прописке
Поскольку в России в отличие от многих других стран существует институт прописки, закон негативно относится к ситуациям, когда кто-то из граждан по месту регистрации не проживает, а находится, например, в другом городе. Однако, такие случаи не являются редкостью, и все их отследить невозможно.
Официально за проживание не по прописке грозит штраф 2000 рублей.
К тому же это бывает довольно трудно доказать. Если не вступать в конфликт с участковым или скандальными соседями, жить так можно годами (между тем официально разрешенный срок проживания без регистрации ограничен 3 месяцами).
Однако, проживающему человеку это доставляет определенные неудобства.
Без постоянной прописки сложно устроиться на нормальную работу, без нее не получится получить ИНН, оформить ИП, записать ребенка в школу.
Кроме того, если нарушение раскроется, придется уплатить административный штраф от 2 000 до 3 000 рублей. В столице штрафы будут еще выше.
Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):
- на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
- на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.
Напомним, что форма уведомления и порядок его подачи установлены Приказом МВД от 04.06.2019 № 363, а с 01.01.2021 — Приказом МВД от 30.07.2020 № 536 (Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1110).
Особенности применения наказания
Статья УК, которая предусматривает наказание за фиктивную регистрацию, применяется нередко, однако, лишение свободы все-таки считается крайней мерой. К тому же не существует установленных правил относительно того, кто должен отбывать такое наказание – мигрант или владелец жилья.
Чаще всего отвечать приходится собственникам, но сначала правоохранительные органы должны доказать, что человек намеренно нарушил закон.
Не стоит удивляться, что Уголовный кодекс устанавливает такие строгие нормы. В практике правоохранительных органов было немало случаев, когда мигранты совершали правонарушения и даже преступления.
Если они проживают не по месту прописки, их поиск может продлиться очень долго. Так что во многом строгость к виновникам фиктивной регистрации является вынужденной мерой безопасности.
По этой причине не стоит ждать ослабления ответственности для таких правонарушителей. Иностранным гражданам в таких случаях грозят большие штрафы и депортация из страны. Кроме того, может быть наложен запрет на въезд в Россию на определенное количество лет.
Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).
Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:
- предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
- выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
- допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.
По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:
- отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
- работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.
Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.
За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:
- на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
- на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.