Сервитутом называют право ограниченного пользования чужим земельным участком. Обременение устанавливают в различных целях, например, при неравномерном распределении естественных благ между собственниками двух наделов. Один владелец может потребовать от второго установления сервитута для свободного прохода к своему земельному участку, водоему или другому объекту общего пользования. Ограничение бывает положительным и отрицательным. Положительный сервитут устанавливает право совершать действия, не приносящие ущерба чужому земельному участку. Отрицательный – накладывает запрет на определенные виды использования соседнего надела.
В соглашении о сервитуте стороны вправе предусмотреть обязанность лица, в пользу которого установлено обременение, внести соразмерную плату за убытки, причиненные собственнику ограничением прав. Размер компенсации и ее вид (единовременный или периодический) также фиксируется в договоре. оказывает услуги по оценке сервитута земельного участка в целях соблюдения интересов и законных требований сторон соглашения. Деятельность осуществляется в соответствии с Законом РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ.
Объекты оценки
Объект оценки: право ограниченного пользования чужого земельного участка или его части.
Когда проводится оценка сервитута
- Разрешение имущественных споров в судебном порядке.
- Изъятие земельного участка у собственника для муниципальных или государственных нужд.
- Определение рыночной стоимости объекта в целях принятия управленческих решений.
Если сервитут устанавливается на ограниченный срок, то собственник земельного участка имеет право назначить размер платы за ограниченное пользование по принципу самостоятельного разумного определения. В случае достижения устной договоренности между сторонами можно обойтись без расчетов и документального оформления.
Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.
Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся. Публичный сервитутможет быть установлен в следующих целях : — проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; — размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; — проведение дренажных работ; — забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой; — прогон сельскохозяйственных животных; — сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям; — охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство). Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН. Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями. В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования. Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок . Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностей в зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения. При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут. Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы. Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии. Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей. Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например: · размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет); · складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ); · устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет); · устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет); · размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет); · инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года). Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок. Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений. Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства. Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа. С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции): 1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта); 2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи); 3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле); 4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4ЗК РФ; 5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут. Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней. Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального. Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок. Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН. Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В него необходимо включить, в частности, такие условия: · реквизиты решения об установлении публичного сервитута; · цель установления публичного сервитута; · кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение; · срок публичного сервитута; · размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения; · права и обязанности обладателя публичного сервитута. В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается. Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка: · проект соглашения об осуществлении публичного сервитута; · сведения о его границах; · отчет об оценке для определения размера платы за обременение. Эти документы направляются одним из способов: · заказным письмом: — по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН; — по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов); · в электронном виде — по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН; · под расписку. Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения. Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении. Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения). Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу. Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) — только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка) При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату. Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более. Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка. Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных (муниципальных) участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах. Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж. При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения. В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях. Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда: — деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет; — плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении; — не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам: — в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже); — более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах); — обладатель публичного сервитута отказался от него. По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов.
Этапы оценки сервитута земельного участка
Для проведения оценки необходимо установить качественные и количественные характеристики объекта, обремененного сервитутом. Учитывают данные о недвижимости, расположенной в границах земельного участка.
Этапы оценки:
- обработка правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты недвижимости;
- получение данных кадастрового учета;
- изучение информации об эксплуатационных и технических характеристиках;
- анализ рынка, к которому относится обремененный сервитутом земельный участок;
- подсчет реальных убытков, упущенной выгоды и ущерба;
- выполнение расчетов соразмерной платы с учетом полученных данных;
- итоговое выражение оценки сервитута в единицах, установленных договором.
Заказчик получает заключение с указанием точной цифры. Оценка сервитута земельного участка, проведенная в соответствии с требованиями законодательства, признается достоверной и рекомендуемой для выплаты владельцам обремененного объекта.
Когда необходимо регистрировать сервитут, а когда — нет?
По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.
Исключение может быть только в том случае, если действие сервитута в отношении обремененного имущества было прекращено еще до момента подписания соответствующего соглашения (например, прокладка инженерных коммуникаций к участку через соседний, на который должно было быть наложено обременение, произошла быстрее, чем стороны подготовили и подписали соглашение).
Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству. В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.
Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить.
Какие факторы влияют на оценку
Для определения величины соразмерной платы за сервитут учитывают фактические убытки:
- реальный ущерб – разницу между рыночной ценой земельного участка с ограничением и без него;
- упущенная выгода – разница между прибылью, которую мог бы получить собственник от использования надела до установления сервитута и после него;
- убытки, причиненные вследствие досрочного прекращения обязательств перед третьими лицами.
На результаты оценки влияет текущая ситуация на рынке недвижимости в регионе, состояние и назначение участка, его местоположение, транспортная доступность, площадь, вид и объем устанавливаемых ограничений. Имеют значение характеристики недвижимости. Например, при наличии на участке торгового центра или крупного складского комплекса установление сервитута может повлечь более серьезные убытки для собственника, чем в случае с пустой территорией.
Процедура регистрации сервитута
Процедура такой регистрации занимает достаточно продолжительный срок и состоит из четырех этапов.
Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости. Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.
Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:
- Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
- Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
- Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
- Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.
Результат оценки
Заказчик получает отчет в письменном виде. Заключение об оценке сервитута заверяется подписью оценщика и печатью специализированной организации. Документ имеет юридическую силу, может использоваться как доказательство в суде.
В отчете 5 основных разделов:
- общая характеристика заключения с информацией о заказчике, земельном участке и оценочной организации;
- перечень стандартов, используемых при расчете;
- описание методов оценки стоимости установленного сервитута;
- указание объекта оценки и срока обременения;
- текст заключения оценщика с подробным описанием устанавливаемого сервитута, характеристик земельного участка и других данных.
Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом
Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).
Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.
Внимание. Законодательством определено два вида обременений – частный и публичный.
Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.
- Частный сервитут – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо.
- Установление публичного сервитута определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.
Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.
Список документов
- Документ, подтверждающий право распоряжения земельным участком.
- Кадастровый паспорт объекта или выписка из ЕГРН с указанием основных технических характеристик объекта и расположенных на нем зданий, строений, сооружений.
- Документ с указанием обременения (при наличии).
- Данные о размере налогов, о балансовой стоимости земельного участка.
Оценка сервитута – сложное мероприятие, требующее высокой квалификации специалиста. Самостоятельно провести расчеты в соответствии с регламентами невозможно. Выполнять оценку сервитута земельного участка может только специализированная организация, имеющая лицензию на право осуществления профессиональной деятельности.
Оценочная обладает многолетней практикой работы с объектами различного типа и назначения. Глубокие профессиональные знания и опыт позволяют нам гарантировать качество исполнения. Ответственность компании застрахована. Чтобы заказать услугу оценки, позвоните нам или оставьте заявку на сайте.
Что могут данные ограничения?
Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.
В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут
Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.
В статье 23 ЗК, пункте 3 определяются основания, при которых возможно применение публичного сервитута:
- проход или проезд к водному объекту;
- возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
- дренажные работы;
- прогон скота;
- сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
- осуществление охоты и рыболовства;
- проведение исследовательских и изыскательских работ.
Частный сервитут
Данный вид ограничений основывается на заключение документа между двумя частными сторонами. Ими могут быть также юридические лица. В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он должен быть прекращен заявлением одной из сторон.
Примеры частного обременения:
- при осуществлении работ на территории рядом лежащего участка требуется проход или проезд;
- проведение водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка;
- проведение электросетей.
Формула для определения стоимости
Базовая стоимость убытков
Для расчета данного параметра необходимо воспользоваться такой формулой:
рыночная стоимость 1 кв. м земли * общий объём отчуждаемой земли в процентном соотношении к площади участка
Например:
1 кв. м земли стоит 3 тысячи 500 рублей. Отчуждается 15% площади участка (общая площадь 30 соток, то есть 3000 кв. м, размер отчуждаемой площади 450 кв. м).Первая часть расчетов будет выглядеть как 3500*450=1 575 000 рублей.
Вторая часть расчетов представляет собой уравнение, в котором определяемся стоимость использования участка, если он используется на праве постоянного бессрочного пользования, но максимальный срок составит сорок девять лет:
49*1575000=77175000 рублей. Это та сумма, которую инициатор установления сервитута должен был бы выплатить, если бы пользовался участком на праве постоянного бессрочного пользования в течение 49 лет.
Так как сервитут устанавливается на 2 года, то сумма будет составлять: 2*77175000:49=3150000. Эта сумма высчитывается по уравнению: 49 лет=100% стоимости, а срок сервитута — Х% стоимости. Таким образом, базовая стоимость всех понесенных убытков составит 3 150 000 рублей.
Упущенная выгода
Упущенная выгода от эксплуатации земельного участка рассчитывается как разница тем количеством денежных средств, которые владелец участка может получить при эксплуатации своего надела без обременения и которые получает при установлении такого обременения.
Например:
Участок без обременения сдаётся в аренду по стоимости 80 тысяч рублей в месяц, что составит за два года 80000*24=1920000. С обременением величина арендной платы составит 50 тысяч рублей, а общая сумма 50000*24=1200000. Разница составит 720 тысяч рублей. Эта сумма прибавляется к базовой стоимости всех понесенных убытков: 3150000+720000=3870000 рублей.
Реальный ущерб
Реальный ущерб формируется путем установления разницы между рыночной стоимостью участка без установления обременения и с таковым.
Например:
Участок площадью 30 соток без обременения стоит 1050000 рублей (35000 рублей за сотку). С обременением его цена падает до 600000 рублей (20000 тысяч за сотку). Разница составляет 450000 рублей. Общая стоимость сервитута в этом случае составит 3870000+450000=4320000 рублей.
Эту сумму лицо, инициировавшее установление сервитута должно будет выплатить владельцу обремененного участка. Порядок выплат устанавливается в заключенном договоре сервитута.
Собственники складов и других строений часто интересуются, как перевести нежилое помещение в жилое. Какой пакет документов понадобится для заключения сделки купли-продажи земельного участка? Узнайте об этом здесь. При покупке земли можно получить налоговый вычет. Как его получить, вы узнаете здесь.
Вывод
Сервитуты всех мастей и видов — полезный юридический инструмент, позволяющий регулировать отношения между собственниками, соблюдая права каждого из них. Пригождается он в самых разнообразных ситуациях, но только в случаях, когда основные потребности одного владельца недвижимости невозможно удовлетворить, не вторгаясь частично во владения другого. Главное — не заниматься самоуправством и сразу обращаться к адвокатам для разработки выигрышной стратегии, в качестве какой бы из сторон вы ни выступали в споре.
Отличия данных видов
В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.
Цели установления
Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.
При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.
Основание
Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.
Описание процедуры установления
Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.
Публичный
При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.
Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.
В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.
Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.