Письмо о продлении срока действия договора составляется в случае, когда в изначальном договоре было прописано такое условие его продления. При этом нет необходимости в подписании дополнительных соглашений, в переписывании условий изначально достигнутых договоренностей.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Этот документ оформлять необязательно, если договор подразумевает неопределенный (неограниченный) срок. Во всех других случаях, при истечении времени действия одного соглашения между контрагентами, какой-либо способ продления должен быть применен. В противном случае договор будет считаться расторгнутым.
Составные части письма
Письмо в идеале печатается на бланке организации. Так в верхней части страницы будут гарантированно находиться ее контактные данные и наименование. Если же под рукой нет особых бланков, то подойдет стандартный формат А4, офисная бумага. На ней должна содержаться такая информация:
- Дата составления письма. Если это принято в организации, то номер.
- Адресат, кому предназначается письмо. В правой верхней части принято писать ФИО, а также указывать должность. Естественно, если письмо направляется организации.
- Кто посылает сообщение. Если оно отсылается от лица организации, то это ее руководитель. Обязательно указывать не только полное наименование, но и должность и ФИО ее руководителя.
- Ссылка на договор, который был заключен между ее сторонами.
- По возможности ссылка на пункты договора, согласно которым продление срока действия соглашения происходит именно таким образом.
- С какого по какое число продляются условия существующей договоренности.
Заверяется письмо «автографом» руководителя либо лица, которое имеет соответствующие права на подписание деловой документации.
Пролонгировать или заключить новый?
Часто людей интересует, что же лучше – продлить действующий документ или подписать новый? Мнения на этот счёт разнятся.
С точки зрения юриста или государственного чиновника, лучше всего составить новый. Так проще всего отслеживать дату начала и окончания отношений между сторонами.
Ведь стороны могут продлевать действие документа много раз, количество дополнительных соглашений нигде не фиксируется. Производить контроль, в том числе налоговый, становится сложно.
Если же говорить об экономии времени арендатора и арендодателя, то проще продлить действие соглашения об аренде. Например, владельцу квартиры не нужно будет возвращать залог арендатору, который тот всё равно потом снова внесёт уже по новому документу.
Также при завершении аренды нужно составить акт приёма-передачи имущества от съёмщика жилья его владельцу. А после этого, когда вступит в силу новый договор, будет составлен ещё один акт по передаче квартиры и имущества в ней арендатору.
В любом случае максимальная длительность сдачи-съема жилплощади не может длиться больше 5 лет без заключения нового правоустанавливающего документа.
Юридические тонкости
При заключении договоров необходимо уделить особое внимание срокам. Если речь идет о пролонгировании, то необходимо уточнить, сколько раз можно прибегать к продлению срока и на каких условиях. При судебных разбирательствах частенько встречаются дела, при которых контрагенты имеют разные точки зрения на то, когда именно закончилось действие того или иного договора. Письмо о продлении срока действия договора в этом случае будет являться гарантией второй стороны того, что первая была в курсе о продлении соглашения.
Важный нюанс: на письмо обязательно должен прийти ответ с подтверждением либо отказом от продления срока действия соглашения. Все стороны должны выразить свое согласие, только так условия останутся прежними.
Если же условия договора необходимо корректировать, то тут будет удобнее оформить дополнительное соглашение. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Пандемия коронавируса как основание для изменения договора аренды недвижимости
Среди «противовирусных» мер, в авральном порядке принимаемых государством, почти незамеченными остались нормы, нацеленные на защиту прав арендаторов недвижимого имущества (причем не только государственного и муниципального имущества, но и, исходя из текста рассматриваемой нормы, также имущества, находящегося в частной собственности).
Итак, 01.04.2020 был принят и сразу же вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В указанном законопроекте, помимо вызвавшего широкий резонанс «моратория на банкротство», а также ряда иных мер налогового и административного характера, имеется статья 19 следующего содержания:
«1. Установить, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2021 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2021 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2021 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2021 года.
3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2021 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации».
До перехода непосредственно к анализу изложенных норм следует обратить внимание, что данные положения, исходя из их буквального толкования, касаются любых договоров аренды недвижимого имущества, в том числе: а) как недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, так и имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам и юридическим лицам; б) как зданий, сооружений, помещений, иных объектов капитального строительства и их частей, так и земельных участков, лесных участков, участок недр, иных недвижимостей «природного характера». Очевидно, что в силу п. 2 ст. 615 ГК РФ данные правила применяются также к договорам субаренды объектов недвижимости.
Далее, по пунктам:
Пункт 1 – устанавливает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение о переносе сроков внесения арендной платы в течение 30 дней с даты обращения арендатора.
Условия и сроки такой отсрочки установлены постановлением Правительства РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439.
Право на отсрочку касается договоров аренды недвижимости, заключенных до введения в соответствующем субъекте РФ режима повышенной готовности (в Москве – это 05.03.2020г. в соответствии с Указом Мэра Москвы № 12-УМ, в Московской области – 13.03.2020г. в соответствии с Постановлением Губернатора МО от 12.03.2020г. № 108-ПГ), и не распространяется на аренду жилых помещений.
Правом на получение отсрочки наделены не всех арендаторы (как это может показаться из формулировки закона), а лишь организации и ИП, относящиеся к наиболее пострадавшим отраслям экономики, список которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434:
— Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (ОКВЭД 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23.1);
— Культура, организация досуга и развлечений (ОКВЭД 90);
— Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (ОКВЭД 93, 96.04, 86.90.4);
— Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (ОКВЭД 79);
— Гостиничный бизнес (ОКВЭД 55);
— Общественное питание (ОКВЭД 56);
— Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (ОКВЭД 85.41, 88.91);
— Деятельность по организации конференций и выставок (ОКВЭД 82.3);
— Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) (ОКВЭД 95, 96.01, 96.02)
Факт отнесения конкретного бизнеса к «наиболее пострадавшим отраслям» устанавливается на основании кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанного по состоянию на 01.03.2020г. в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП о конкретной организации или индивидуальном предпринимателе. В случае отсутствия указанного вида деятельности в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП (это можно легко проверить путем заказа выписки на официальном сайте ФНС России egrul.nalog.ru) право на отсрочку в соответствии с изложенными нормами права формально отсутствует.
Вместе с тем, полагаем, что организации и ИП, которые фактически осуществляли указанные виды деятельности в качестве основной (например, предоставляли гостиничные услуги, услуги общественного питания, бытового обслуживания населения и т.д.), вправе ставить перед судом вопрос о предоставлении им аналогичной отсрочки, исходя из принципа конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ, ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Ситуация, при которой в ЕГРЮЛ или ЕГРИП внесены недостоверные или неактуальные сведения, может являться основанием для привлечения предпринимателей к административной ответственности в форме разового штрафа (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ – штраф от 5 до 10 тыс. руб.), однако не может являться поводом для отказа в применении мер поддержки, предусмотренных законодательством, при наличии доказательств осуществления такой деятельности как основной. Полагаем, что имеются хорошие перспективы для обоснования указанной позиции в рамках потенциального судебного спора.
Условия рассрочки установлены следующим образом:
- отсрочка предоставляется в отношении арендных платежей, подлежащих уплате с даты введения режима повышенной готовности (05.03.2020 в Москве и 13.03.2020г. в Подмосковье) и до 01.10.2020г., при этом в течение срока действия режима повышенной готовности переносится срок уплаты 100% арендной платы, а после окончания действия данного режима и до 01.10.2020г. – в размере 50% арендной платы;
- задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
- пени и штрафы за просрочку внесения арендной платы не начисляются;
- установление дополнительных платежей за право воспользоваться отсрочкой не допускается;
- если в договоре отдельно выделена плата за коммунальные и эксплуатационные расходы, то данная часть арендной платы продолжает взиматься, несмотря на отсрочку, за исключением случае когда арендодатель сам освобожден от указанных расходов на период пандемии.
Во избежание огромного вала судебных споров о понуждении к заключению дополнительных соглашений (которые еще неизвестно когда будут рассматриваться) законодателю следовало предусмотреть право арендатора на одностороннее изменение договора в соответствии с установленными Правительством РФ условиями и сроками отсрочки либо предусмотреть «автоматическое» изменение условий договоров. Необходимость судебного спора в условиях, когда арендодатель безусловно обязан подписать такое дополнительное соглашение (и ему фактически нечем возражать в суде, если условия и срок отсрочки соответствуют установленным требованиям), напрочь отсутствует.
Вместе с тем, поскольку в законе не указано иное, для реализации права на получение отсрочки необходимо направление в адрес арендодателя проекта дополнительного соглашения о внесении измененийв договор аренды, а в случае его отказа либо «молчания» в течение 30 дней — обращение в суд с требованием о понуждении к заключению дополнительного соглашения (в таком случае оно будет заключено на основании решения суда с «ретроспективной» датой – с даты введения режима повышенной готовности).
Расторжение договора аренды арендодателем по причине несвоевременного внесения арендных платежей либо начисление пеней (неустоек) за просрочку уплаты арендной платы в рассматриваемый период (в том числе, в период спора и до подписания дополнительного соглашения) будет являться незаконным.
Пункт 2 – устанавливает право сторон заключить дополнительное соглашение об изменении арендной платы за 2020 год.
Честно говоря, совершенно не вижу в данной норме правового содержания, поскольку и без нее понятно, что в силу ст. 450 ГК РФ стороны вправе изменять условия ранее заключенных ими договоров.
Скорее всего, это положение задумано как имеющее некую «мотивирующую» направленность (отражающее «мнение партии» в сложный период), поэтому реального регулирующего воздействия на хозяйствующих субъектов не окажет.
Пункт 3 – самый интересный, на мой взгляд, пункт, который предусматривает право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за 2021 год в том случае, если использование арендуемого имущества оказалось невозможным по причинам, связанным с режимом повышенной готовности и введенными в связи с этим ограничениями.
Данная норма также представляет собой специальную норму по отношению к ст. 451 ГК РФ. Вообще, отдельного обсуждения заслуживает вопрос, а «останется» ли что-нибудь от статьи 451 ГК РФ применительно к арендным правоотношениям после принятия рассматриваемого законопроекта – то есть, можно ли, к примеру, требовать изменения иных условий договора аренды, не указанных в п. 1 и 3 ст. 19 законопроекта (полагаю, что, разумеется, вводимые новеллы должны рассматриваться как конкретизирующие положения ст. 451 ГК РФ, но не исчерпывающие ее содержание).
Поскольку каких-либо четких критериев «невозможности использования имущества» закон не определяет, именно по данному пункту следует ожидать наибольшее количество спорных ситуаций, которые неминуемо выльются в судебные разбирательства.
По факту, имеются два подхода к толкованию понятия «невозможность использования имущества» – буквальный и расширительный. В первом случае к такому имуществу следует относить лишь те объекты, которые вынуждены были закрыться в связи с прямым указанием в нормативных актах, регулирующих правовой режим «повышенной готовности» (напр., все объекты, обслуживающие граждан, кроме продовольственных магазинов, аптек и т.д.). Во втором случае к таким объектам следует относить и те, которые не обязаны были прекращать деятельность в связи с вводимыми ограничениями, однако фактически не смогли эксплуатироваться в условиях, когда остановилась работа контрагентов и т.д. (к примеру, строительство на арендуемом земельном участке временно заморожено в связи с переходом поставщиков и подрядчиков на «дистанционную работу,» либо случилось массовое заболевание среди рабочих и т.д.).
Также весьма любопытным является то, что закон напрямую не предусматривает размер снижения арендной платы, на который вправе претендовать арендатор. Здесь также возможны два толкования – например, можно исходить из того, что за период невозможности использования объекта арендная плата вовсе не должна вноситься (уверен, что именно таким образом норма и будет восприниматься на практике). Вместе с тем, полное устранение обязанности по внесению арендной платы тождественно ситуации, при которой арендатор приостанавливает исполнение обязательств в связи с неисполнением арендодателем встречного обязательства по передаче предмета аренды (ст. 328 ГК РФ). Представляется, что ситуация введения ограничений из-за коронавируса не может по степени тяжести последствий для арендодателя быть приравнена к его виновным действиям по непередаче предмета аренды (поскольку мы имеем смелость презюмировать, что арендодатель напрямую не имеет отношения к распространению коронавируса в Российской Федерации). Обстоятельства форс-мажора устраняют ответственность должника в виде неустоек и убытков (п. 3 ст. 401 ГК РФ), но не прекращают исполнение основного обязательства при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 416 и 417 ГК РФ (обязательство по внесению арендной платы к таким не относится).
Следовательно, речь может идти лишь о снижении размера арендной платы, однако до какого размера – это при отсутствии нормативного указания определить невозможно (теоретически, было бы возможно при широкой дискреции суда распределять риски между сторонами с учетом всех фактических обстоятельств и принципов разумности и справедливости, однако в нашем случае это нереально).
Наверно, именно по причине сложности определения условий измененного договора общим последствием «существенно изменившихся обстоятельств» является расторжение договора, а не его изменение, которое допускается лишь в исключительных случаях (п. 4 ст. 451 ГК РФ). В данных условиях, когда законодатель все-таки предоставил арендатору право требовать изменения договора, суды в рамках многочисленных споров, которые предвидятся по данному вопросу, будут, скорее всего, полностью отказывать во взыскании арендной платы за период вынужденного простоя.
Таким образом, рассматриваемый законопроект содержит ряд революционных положений в части регулирования прав и обязанностей сторон по договорам аренды недвижимости. Фактическое содержание принятых норм, с учетом высокой степени их неопределенности, будет зависеть от судебной практики, которой предстоит найти столь сложноосязаемое равновесие между интересами арендодателей и арендаторов.
Условия
Для того чтобы взаимное согласие контрагентов было достаточным условием для продолжения действия существующих соглашений, в основном договоре необходимо прописать:
- Срок действия.
- Какие способы продлении соглашения существуют.
- Сколько раз можно продлять договор (один, два, неограниченное количество).
- Каким способом одна из сторон (либо обе) могут расторгнуть договор.
Также стоит учесть, что невозможно продлить то, что уже закончилось. Договор нужно продлевать до его прекращения.
Иначе существует вероятность возникновения ошибок, возможность мошенничества одной из сторон.
В большинстве случаев если между сторонами существуют конструктивные деловые взаимоотношения и условия прописаны однозначно, недопонимание исключается.
Пролонгация договора долгосрочного найма
Если договор заключался на год и более, наниматель имеет преимущественное право его пролонгации. Так, собственник квартиры должен предложить продлить наем в первую очередь ему. Только после отказа наймодатель сможет заключить договор с другим нанимателем. Если собственник квартиры не планирует сдавать жилье в ближайший год, он вправе не продлевать сделку по истечении ее срока. Но, если он в течение этого периода заключит новый договор с другим нанимателем, предыдущий съемщик имеет право обжаловать его действия в судебном порядке и получить компенсацию за причиненный ущерб.
При долгосрочном найме, если ни одна из сторон не уведомила другую о желании продлить договор и участники не прекратили исполнение обязательств, сделка автоматически пролонгируется на тех же условиях и на тот же срок.
После продления договора долгосрочного найма его необходимо вновь зарегистрировать в Росреестре, поскольку обременение недвижимости продолжилось.
Срок хранения
Обычно деловая переписка имеет короткий срок хранения, но это не относится к письму о продлении срока действия договора. Его необходимо сохранять ровно столько, сколько хранится сам договор.
Соглашение при этом может быть постоянным или временным. Может подлежать хранению 5, 10, 75 лет. Это будет зависеть от его специфики. И письмо должно к нему прилагаться и храниться столько, сколько он.
Этот момент необходимо учесть сотруднику, который отвечает в организации за хранение документации. Если подразумевается бумажная форма хранения, то лучше скрепить эти два документа, особенно если не составлено дополнительное соглашение о продлении срока действия.
Продление краткосрочного найма
При краткосрочных отношениях одна из сторон должна обратиться к другой с уведомлением о желании продлить документ на тех же или других условиях. После достижения консенсуса по этому вопросу участники сделки составляют дополнительное соглашение в письменном виде.
Необходимо учитывать, что, если в дополнительном соглашении указывается продление срока договора, к примеру, в формулировке: «срок предоставления помещения увеличивается на 10 месяцев» и совокупный период составляет больше года, аренда становится долгосрочной. В таком случае к правоотношениям будут применяться все положения о длительном найме.
Если стороны устанавливают посредством дополнительного соглашения новый срок, не превышающий 11 месяцев, аренда остается краткосрочной. Для этого необходимо указать в тексте договора начало течения периода с момента подписания дополнительного соглашения.
При краткосрочном найме не применяются положения статьи 684 ГК РФ о преимущественном праве продления и автоматической пролонгации. Если стороны не уведомили друг друга о желании продолжить правоотношение или не достигли консенсуса по условиям, договор расторгается в связи с истечением периода, на который он заключался.
Другие изменения условий
Как оформить изменение других условий, оговоренных при сдаче жилплощади? Они изменяются аналогично – подписывается допсоглашение по алгоритму, который описан ранее в данной статье.
Только изменяемые пункты будут иными.
Участникам правоотношений аренды следует помнить, что любое изменение условий возможно только по обоюдному согласию. Никакое одностороннее изменение условий аренды невозможно.
Образец дополнительного соглашения к договору найма.
Наиболее частыми причинами изменения первоначального документа является арендная плата и условия проживания.
Владелец квартиры заинтересован в максимальном доходе от своего небольшого бизнеса. Поэтому он будет стараться увеличить стоимость найма, аргументируя это инфляцией или изменениями на рынке недвижимости.
В отдельных случаях собственники идут на откровенный шантаж: угрожают сменить замки на входных дверях, если не будут приняты новые условия.
Арендаторы же обычно просят снизить размер платы, потому как в кризис ухудшается экономическое положение граждан, что снижает спрос на арендное жильё. Или же просят разрешить подселить в квартиру друзей или родственников.
В любом случае, сторонам следует обсуждать пожелания и искать компромиссные решения, не доводя ситуацию до конфликта.
Узнайте из наших статей, что включает в себя оплата за найм жилого помещения, а также о том, за что должен платить квартирант и как подтвердить расходы по найму квартиры в командировке.
Регистрация долгосрочного договора в Росреестре
Государственная регистрация договора найма жилого помещения законодательством не предусмотрена независимо от срока договора, однако регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма, заключенного на срок не менее года.
Заявление о регистрации ограничения (обременения) права собственности подается в Росреестр не позднее чем через месяц со дня заключения договора (п. 2 ст. 674 ГК РФ; ч. 2, 4, 5 ст. 51 Закона N 218-ФЗ).