Бытует мнение, что в многоквартирных домах с вертикальной разводкой системы отопления невозможно вести учёт индивидуального потребления теплоэнергии. Это не так. Разбираемся в вопросе технических возможностей установки систем учёта тепловой энергии в многоквартирных домах вместе с .
Нужно ли в 2021 году проводить поверку ИПУ и общедомовых счётчиков
Какие формулы применяют при расчете платы за отопление?
В пункте 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг описывается, в каких случаях (при наличии (отсутствии) ОПУ и (или) ИПУ) и по какой формуле исчисляется плата за коммунальные услуги. Согласно данной норме оплата коммунальной услуги по отоплению в МКД осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии в доме ОПУ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Если МКД оборудован ОПУ, но не во всех жилых или нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(1) и 3(2) из приложения 2 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ. Если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) из приложения 2 исходя из показаний таких счетчиков. В введенном в эксплуатацию новом МКД, оснащенном ОПУ, все помещения оборудованы ИПУ, поэтому следует применять формулу 3(3) и корректировать размер платы один раз в год по формуле 3(4), если органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.
Как рассчитывать плату, если показания ИПУ отсутствуют?
Напомним, что согласно п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг УК обязана производить расчет только в соответствии с данными правилами. Другими словами, если все помещения в МКД оборудованы ИПУ тепла, расчет все равно следует осуществлять по формулам 3(3) и 3(4), даже если не все потребители передают показания счетчиков. При этом в силу пп. «з» п. 31 правил исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже одного раза в квартал путем указания в платежных документах: – о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи соответствующих сведений исполнителю или уполномоченному им лицу; – о применении в случае непредставления потребителями сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно данному пункту плата за коммунальную услугу по отоплению(когда в соответствии с п. 42(1) правил при определении размера платы используются показания ИПУ) определяется исходя из среднемесячного (за отопительный период) объема потребления в следующих случаях: а) при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ либо в случае истечения срока его эксплуатации начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса по ИПУ; б) при непредставлении потребителем показаний ИПУ начиная с расчетного периода, за который не переданы показания счетчика, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания ИПУ; в) в случае отказа потребителя в допуске к ИПУ (см. пп. «г» п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг) и составления исполнителем соответствующего акта начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к ИПУ, до даты проведения проверки. Во всех перечисленных случаях расчет производится для такого потребителя исходя из среднемесячного объема, но не более трех расчетных периодов подряд. Как определять плату по истечении указанных трех месяцев?
Что делать, если отремонтировать ОДПУ невозможно
Елена Шерешовец отметила, что ОДПУ не всегда можно отремонтировать. Если прибор не подлежит ремонту, управляющая организация должна составить акт о невозможности восстановления ОДПУ, затем провести общее собрание собственников, в повестку дня которого включить вопрос о замене прибора. Собственники согласятся установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, управляющей организации нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.
Но здесь не всё так просто, как кажется. Суды не всегда придерживаются позиции, что УО отвечают только за эксплуатацию и ремонт ОДПУ, и не должны их заменять. Примеры постановлений, в которых суд указал, что УО должна производить не только ремонт, но и замену общедомовых приборов учёта:
1. АО Мурманского областного суда от 03.09.2014 №33-2548.
Суд рассматривал иск администрации города к управляющей организации с требованием установить ОДПУ и пришёл к выводу, что за управляющими организациями закреплена обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учёта в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
2. АО Верховного Суда Республики Карелия от 23.10.2012 по делу № 33-3130/2012.
В этом случае один из собственников помещений в МКД требовал у управляющей организации заменить вышедший из строя общедомовой прибор учёта. Суд решил, что требования истца обоснованы и за управляющими организациями закреплена обязанность по установке, ремонту и замене приборов учёта в МКД, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
3. Решение №2-1746/2015 Первомайского районного суда города Мурманска от 11.04.2015.
Администрация города обратилась в суд с иском на управляющую организацию. В МКД стоял общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который УО демонтировала, а начисления собственникам вела по нормативам. Собственники были недовольны такой ситуацией и обратились в администрацию с жалобой.
Суд указал, что управляющая организация должна поддерживать общее имущество МКД в надлежащем состоянии. А в состав ОИ включаются общедомовые приборы учёта тепловой энергии.
Суд обязал УО установить ОДПУ тепла в соответствии с пп. «к» п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.
Минстрой РФ о приборах учёта в ветхих и аварийных объектах
77520
Показания ИПУ не переданы: прошло три месяца.
Согласно пп. «б» п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда показания таких счетчиков и распределителей снимают потребители). Данные проверки должны проводиться исполнителем не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в три месяца. Как следует из п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг, при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение шести месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. Значит, в случае непредставления ежемесячных показаний ИПУ самим потребителем в течение шести месяцев исполнитель не только вправе, но и обязан провести проверку показаний ИПУ потребителя. Однако имеется некоторая нестыковка в этой норме, так как по среднемесячному объему в случае непредставления показаний ИПУ можно производить расчет только три расчетных периода подряд [1], а проверку показаний ИПУ исполнитель обязан провести лишь спустя шесть месяцев. Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом производить расчет в четвертом, пятом и шестом расчетных периодах?В такой ситуации считаем необходимым УК не дожидаться шести месяцев и провести проверку ИПУ спустя три месяца, поскольку данное право у исполнителя есть согласно п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг. Порядок проведения такой проверки изложен в п. 84 правил. Согласно п. 85(3) данного документа в случае составления предусмотренного п. 85 настоящих правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении трех расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1 го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5. Казалось бы, все просто. Если потребитель не представил показания ИПУ: – первые три месяца УК считает плату по среднемесячному объему потребления (по данным ИПУ за прошедшие периоды);– затем она проводит проверку и, если составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, по истечении трех месяцев рассчитывает плату по нормативу потребления с повышающим коэффициентом (Pi = Six NT х 1,5 x TT). Данный порядок должен стимулировать потребителя к представлению показаний ИПУ.
Однако п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг введен в действие только с 01.01.2017, и мы видим, что законодатель не продумал возможность его применения, поскольку не внес изменения в формулу 3(3) из приложения 2 к правилам. Приведем ее для наглядности.
Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям ИПУ в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Viодн – объем (количество) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:
Vд – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Получается, что при применении исполнителем норматива потребления для расчета платы за отопление для недобросовестного, не сдающего показания ИПУ потребителя в течение трех расчетных периодов подряд исполнитель будет недополучать плату за отопление в части объема на ОДН. Дело в том, что в норматив коммунальной услуги по отоплению (NT) включен расход тепловой энергии не только в помещении, но и на ОДН. Выходит, что в условиях применения норматива при расчете платы для не сдающих показания ИПУ потребителей при расчете платы для потребителей, передающих показания счетчиков, по формуле 3(3) показатель Viодн уже уменьшен на объем потребления, приходящийся на ОДН, содержащийся в нормативе для потребителя, не сдавшего показания.
Значит, в формуле 3(3) из приложения 2 вместо общей площади (Sоб) было бы логичнее применять общую площадь помещений только тех потребителей, которые сдают показания ИПУ тепла.
При применении формул в имеющемся виде исполнитель будет вынужден за свой счет оплачивать разницу по ОДН, однако с учетом того, что согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг для недобросовестного потребителя применяется повышающий коэффициент 1,5, расходы исполнителя, вероятнее всего, будут компенсированы.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену общедомовых приборов учёта
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ). Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика. Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники. УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:
1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ. Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС. Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников. Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
ИПУ вышел из строя, утрачен: прошло три месяца.
Согласно ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а в домах, вводимых в эксплуатацию с указанной даты после капитального ремонта, должны быть установлены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их монтажа. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих счетчиков, их сохранность и своевременную замену.
В пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг также сказано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
На ком лежит денежная ответственность
Установку общедомовых приборов учета полностью оплачивают собственники жилья.
В рамках помощи государство разрешает использовать рассрочку на 5 лет, за это время в счетах коммунальных услуг расписывается сумма, потраченная на установку оборудования. Если же существует возможность оплатить одним платежом, то расчет производится до начала или после монтажа.
Пример: Если площадь помещения — 120 кв.м, площадь дома равна 10 000 кв.м, общее имущество (подвал, детская площадка) 2 000 кв.м., собственник оплачивает: 120 / 10 000* 2 000 = 24 кв. м.
Критерии влияния на стоимость общедомовых приборов учета
Для расчета установки ОДПУ необходимо произвести замеры площади квартиры каждого жителя и умножить на стоимость счетчика за 1 кв.м.
Пример расчета: 56,8 кв. м. * 91,7 руб. = 5 208,6 руб.
В случае общего решения произвести установку, с помощью рассрочки необходимо рассчитанную стоимость разделить на 60 (количество ежемесячных платежей за пять лет).
Пример расчета: 5 208,6 руб. : 60 = 86,8 руб. ежемесячная оплата.
Дополнительно в Жилищном Кодексе прописаны конкретные критерии, от чего будет зависеть установление ОДПУ.
К ним относятся: оплата стоимости прибора, предварительная консультация, составление проекта, оплата монтажа, настройка и запуск устройства, пятилетнее техническое обслуживание.