Ежегодное повышение цен на электроэнергию вызывает у жителей МКД немало вопросов. Чтобы ответить на них, управляющая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, должна знать о группах тарифов и их составляющих, влияющих на рост цен. Поговорим об этом сегодня.
Заключение договора энергоснабжения по принципу одного окна
89760
Суть реформы РАО ЕЭС
Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к. совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей. Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.
Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок. В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).
Таможенная ставка в РФ
На территории РФ, до 2010 г., применялась таможенная ставка, введенная правительственным постановлением от 26 ноября 2006 г. Данные о ней были приказе №718, однако в настоящее время она не действует.
01.01.2010 – дата, с которой на территории РФ, Беларуси и Казахстана начали действовать постановления, соответствующие положениям Межгосударственного совета ЕврАзЭС о:
- единой товарной номенклатуре, применимой в пределах таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
- едином таможенном тарифе ТС.
Другими словами, с начала 2010 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Единый таможенный тариф ТС. Предыдущий таможенный тариф России, прекратил свое существование.
Составляющие тарифа на электроэнергию
Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.
Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.
Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.
В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.
Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.
Стоимость производства электроэнергии (м) | Котловой тариф на передачу | Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика | Инфраструктурные платежи |
40% | 55% | 4,9% | 0,1% |
Ответственность за несвоевременную оплату для собственников
Каждый гражданин несет ответственность за оплату коммунальных услуг. Основания для отключения электричества в нежилых помещениях прописаны в постановлениях Правительства РФ №354 и №442.
Одним из оснований является нарушение обязательств потребителя. При этом отключить электричество могут, если оплата не производилась в течение двух месяцев. Также потребителя обязательно должны уведомить о предстоящем отключении электроэнергии любым способом:
- лично под расписку;
- заказным письмом;
- в квитанции;
- по телефону или электронной почте;
- в личном кабинете плательщика.
Внимание. Для юридических лиц такое уведомление направляется за 10 дней до планируемого прекращения поставки электроэнергии.
После получения уведомления следует в течение 20 дней оплатить имеющуюся задолженность. Также возможен вариант оплаты долга в рассрочку. С соответствующими документами необходимо обращаться к поставщику электроэнергии.
У владельцев нежилых помещений в МКД могут возникать вопросы не только по оплате электроэнергии, но и других коммунальных услуг, а также по требованиям к использованию и обслуживанию такой недвижимости. Ответить на некоторые из них могут такие публикации:
- Техническое обслуживание таких помещений и какие коммуникации разрешено подводить к ним?
- Что такое оперативное управление и каковы его способы?
- Как организовать отопление в таких помещениях, требования к температуре и тарифы.
- Кто в МКД должен оплачивать капремонт и ОДН?
- Как подключить интернет?
- Составление договора с уборщицей.
- Что делать собственнику при затоплении?
Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)
Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии. Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений. Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.
Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом — водой, то электроэнергия — это вода, а мощность — это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.
Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) — это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.
Как формируются тарифы
ИНФОРМАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТАРИФОВ НА ПИТЬЕВУЮ ВОДУ (ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ), ТЕХНИЧЕСКУЮ ВОДУ, ПОДВОЗ ВОДЫ И ВОДООТВЕДЕНИЕ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «ВОДОКАНАЛ»
Формирование тарифов осуществляется на основании производственных программ предприятия в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
- Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
- Приказ ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,
- Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»,
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 г. № 101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса»,
- Приказ ФСТ России от 16.07.2014 г. № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Ежегодно, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, МУП города Хабаровска «Водоканал» разрабатывает и представляет в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) проект производственной программы и предложения об установлении тарифов, обеспечивающих финансовые потребности предприятия по осуществлению своей деятельности и достижению целевых показателей. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с «Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утверждёнными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г № 1746-э.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.07.2013 г. № 2424 МУП города Хабаровска «Водоканал» определён гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Хабаровск». В связи с чем, Комитет устанавливает для предприятия следующие, входящие в систему регулируемых, тарифы:
- Тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение)
- Тариф на техническую воду
- Тариф на подвоз воды
- Тариф на водоотведение.
Тариф на подвоз воды рассматривается Комитетом в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа.
Установление тарифов производится путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Комитет проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.
Решение об установлении тарифов принимается Комитетом по итогам заседания правления не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения до 01.01.2016 г. устанавливались предприятию на один год с календарной разбивкой в соответствии с предельными индексами, установленными Федеральной службой по тарифам.
С 01.01.2016 г. предприятие перешло на долгосрочное тарифное регулирование. Это позволяет предприятию вести сбалансированную текущую финансово – хозяйственную деятельность, а также формировать свои инвестиционные программы на длительный период в зависимости от утверждённых тарифов.
Расчёт тарифов основан на определении необходимой валовой выручки (НВВ) предприятия на планируемый период. НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности и обеспечения достижения целевых показателей деятельности предприятия, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.
НВВ и долгосрочные тарифы ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов от плановых значений.
При расчёте НВВ учитываются потери воды и потребление воды предприятием на собственные нужды.
Объёмы отпуска воды (отведения сточных вод), определяются исходя из фактических объёмов и динамики отпуска воды (отведения сточных вод) за последние три года.
НВВ определяется как сумма планируемых:
- Производственных расходов;
- Ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонты;
- Административных расходов;
- Сбытовых расходов;
- Расходов на амортизацию основных средств;
- Расходов на арендную плату;
- Расходов, связанных с оплатой налогов и сборов;
- Нормативной прибыли.
При расчёте НВВ учитываются расходы по эксплуатации переданных в установленном порядке предприятию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Планируемые показатели по каждой статье затрат определяются на основе анализа фактических затрат с учётом их изменения в планируемом периоде путём:
- оценки уровня доступности тарифов для абонентов;
- учёта влияния на величину затрат изменения объёмов реализуемых услуг в результате установки приборов учёта;
- учёта дополнительных затрат для выполнения производственной программы предприятия, при этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намеченных мероприятий по развитию производства, ремонту основных фондов, внедрению новых технологий и оборудования;
- учёта уровня инфляции на планируемый период.
Планированию себестоимости предшествует работа по разработке производственной программы предприятия. Основой этой программы является план реализации услуг в натуральном выражении с учётом прогноза внедрения систем учёта потребляемых ресурсов у абонентов, а также мероприятий по совершенствованию технологий, позволяющих уменьшить объём нерационального расхода чистой воды в процессе её производства и доставки до потребителя.
В составе производственных расходов учитываются:
- расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
- расходы на приобретаемые электрическую и тепловую энергии;
- расходы на покупную холодную воду;
- расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- расходы на оплату труда и отчисления на страховые взносы основного производственного персонала;
- общехозяйственные расходы;
- прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.
Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
Расходы на приобретаемые электрическую и тепловую энергии определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых электрической и тепловой энергии на соответственно плановые (расчетные) тарифы на электрическую и тепловую энергии.
Расходы на оплату труда формируются исходя из нормативов численности после их анализа и корректировки. Принимаются во внимание фактически сложившаяся на предприятии среднемесячная заработная плата, увеличение размера тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с Соглашением о внесении изменений и дополнений в Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на соответствующий период, а также штатное расписание и организационная структура предприятия.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов определяются на основании действующего метода начисления амортизации и балансовой стоимости основных фондов
Затраты на ремонт и техническое обслуживание определяются из плана ремонтных работ на год, подтверждаются сметами на их выполнение. В плане ремонтных работ указывается источник выполнения работ, выделяются работы, выполняемые хозспособом и по договорам с организациями – подрядчиками.
Затраты на проведение АВР планируются исходя из фактических затрат, сложившихся в предшествующем году. Эта статья комплексная, включающая в себя расходы затраты на материалы, ГСМ, используемые аварийными машинами при ликвидации аварий.
Расходы на покупную воду рассчитываются исходя из потребности в покупной воде в натуральном выражении и тарифа на данную воду. Для водоснабжения ТЭЦ № 3 ПАО «ДГК» очищенной водой предприятие приобретает холодную воду, поступающую с насосной станции первого подъёма ТЭЦ № 3, очищает её и подаёт на ТЭЦ №3, которая в дальнейшем используется для горячего водоснабжения города. Расходы по этой статье напрямую зависят от потребностей подразделений ПАО «ДГК» в воде.
Общехозяйственные расходы включают в себя затраты, связанные с управлением и содержанием подразделений предприятия. Это:
- отопление и освещение зданий и сооружений,
- оплата труда цехового и административно-управленческого персонала с учётом страховых взносов,
- оплата труда работников лаборатории с учётом страховых взносов,
- затраты по охране объектов ВКХ,
- расходы по охране труда и технике безопасности,
- командировочные и транспортные расходы,
- оплата услуг сторонних организаций (консультационные, информационные, услуги связи, лицензионные и прочие услуги),
- аудиторские услуги,
- представительские расходы,
- страхование имущества,
- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
- прочие расходы.
При определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются:
- налог на прибыль;
- налог на имущество организаций;
- водный налог и плата за пользование водным объектом;
- транспортный налог;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.
При определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:
- средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств;
- расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ;
- расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы предприятия.
В целях снижения затрат и сокращения себестоимости услуг на предприятии разработана и действует Программа по ресурсосбережению, предусматривающая внедрение прогрессивных технологий в производство, установку и использование нового оборудования, техники, модернизацию действующего оборудования. В соответствии с данной программой производится перевод насосных станций на автоматический режим работы, устанавливаются приборы учёта расхода энергоресурсов, внедряются новые технологии очистки воды и стоков, ремонта сетей, расхода воды на собственные нужды.
В связи с кризисными явлениями в экономике страны предприятием разработаны и внедряются антикризисные мероприятия, мероприятия по сокращению издержек и повышению эффективности производства.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод.
Тарифы определяются в рублях на единицу услуги:
- по водоснабжению – на 1 м3 реализованной воды,
- по водоотведению – на 1 м3 отведённой сточной жидкости.
После проведения экспертизы экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и техническую воду, водоотведение, на подвоз воды Комитет своим постановлением устанавливает тарифы для потребителей МУП города Хабаровска «Водоканал».
Для ознакомления с утвержденными тарифами МУП города Хабаровска «Водоканал» пройдите по ссылке https://vodocanal.tauta.ru/for-subscribers/tarify/
Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)
Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.
Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ). Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования — 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.
Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) — котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.
Введение
Тарифы – это определенные ставки или их система, предназначенные для оплаты разнообразных производственных и непроизводственных услуг, предоставленных компанией, организацией, фирмой, учреждением. К категории тарифов, также относится система, предназначенная для оплаты труда посредством применения ставок. Таможенный тариф – это такса, применимая к импорту и экспорту товаров или услуг на международном уровне в сфере торговли.
Вам будет интересно:»Ближняя Усадьба», коттеджный поселок в Ижевске, отличное решение при выборе места жительства
Как лексическая единица русского языка, термин «тариф» стал применяться более двухсот лет назад, а его первое упоминание найдено в Морском уставе от 1724 г. Это слово пришло из немецкого или французского языка, однако эти страны его тоже позаимствовали. Изначально, термин был создан арабами, а обозначал он различные пошлинные сборы, сообщения народу страны или поселения, объявления.
Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика
Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.
Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.