Возмещение расходов на коммунальные услуги не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ
Главная → Статьи → Возмещение расходов на коммунальные услуги не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ
Каким пунктом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) можно руководствоваться заказчику – муниципальному унитарному предприятию при заключении договора на возмещение затрат на потребляемую электроэнергию, если контракт заключается с бюджетным учреждением (детский сад), цена контракта – свыше 100 тыс. руб.?
Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 № Д28и-2921, от 09.09.2016 № Д28и-2356, от 08.09.2016 № Д28и-2470, от 15.07.2016 № Д28и-2521, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 30.04.2014 № Д28и-734). В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 № Д28и-1442 указывалось на возможность возмещения арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако в соответствии с указанным пунктом договор может быть заключен исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии, на что специалисты Минэкономразвития обратили внимание в письме от 23.01.2017 № ОГ-Д28-912.
Вместе с тем подход, предполагающий возможность заключения договора на возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеупомянутыми нормами, представляется нам необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому, если расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг не учтены в договоре аренды в качестве, например, переменной составляющей арендной платы, то оснований для заключения между арендатором и арендодателем отдельного контракта на возмещение таких расходов не имеется.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который по сфере своего применения практически идентичен Закону № 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 № Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 № 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 № 05АП-8441/12). За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).
Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Решили участвовать в торгах? Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >> |
Смотрите «ЖКХ: мечты сбываются» и будьте в курсе
В онлайн-журнале «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт Елена Шерешовец разъясняет сложные моменты законодательства в сфере управления многоквартирными домами предоставления коммунальных услуг. Ранее она рассказывала:
- как УО правильно утвердить новый размер платы за жилое помещение;
- о нюансах ведения реестра собственников помещений в МКД;
- как УО выработать тактику по работе с трудными клиентами;
- о заключении прямых договоров в новостройках;
- об ошибках в новых формулах для расчёта платы за отопление и других важных для УО темах.
Подписывайтесь на канал и будьте в курсе актуальных новостей в сфере ЖКХ!
Должник возмещает исполнителю расходы на ограничение или возобновление КУ
Елена Шерешовец в новом видео подробно остановилась на вопросе, как управляющей организации, товариществу собственников жилья или ресурсоснабжающей организации правильно оформить в бухгалтерии средства, затраченные на отключение и(или) подключение должника.
Если потребитель не платит за коммунальную услугу, то все действия по ограничению и последующему возобновлению услуги направлены на то, чтобы он заплатил. В таком случае должник обязан не оплатить УО/ТСЖ/РСО эти услуги, а возместить им соответствующие расходы, что соответствует формулировкам п.п. 120, 121(1) ПП РФ № 354.
То есть эти расходы не связаны с предоставлением самой коммунальной услуги. Это убытки исполнителя КУ (ч. 2 ст. 15 ГК РФ). Поэтому УО/ТСЖ или поставщик ресурсов в бухгалтерском учёте отражает такие расходы в составе прочих расходов, когда их признал должник (п.п. 11, 18 ПБУ 10/99).
Для пояснения ситуации, когда и как должник за ЖКУ признаёт свою обязанность по возмещению расходов исполнителя КУ, указанных в п. 121(1) ПП РФ № 354, Елена Шерешовец ссылается на письмо Минфина России от 19.02.2016 № 03-03-06/1/9336. Подробнее об этом узнайте из видеоролика.
Исполнитель КУ учитывает оплату услуг по ограничению/возобновлению как возмещение убытков
Когда должник оплатит направленный ему счёт, включающий в себя расходы на ограничение и(или) возобновление подачи ресурса, исполнитель КУ должен отразить эти доходы как возмещение убытков.
Согласно Налоговому кодексу РФ, суммы, полученные в счёт возмещения убытков, не облагаются НДС. В постановлении Президиума ВАС от 15.09.2009 № 4762/09 также указано, что НК РФ не содержит норм, позволяющих исчислять НДС от суммы убытков и требовать их взыскания с учётом данного налога.
Если действия по отключению, ограничению и возобновлению коммунальных услуг должнику проводились не исполнителем КУ, а подрядчиком, то НДС со стоимости таких работ включается в стоимость работ, относимых на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли (п. 1 ч. 2 ст. 170 НК РФ). Подробности вы узнаете, посмотрев онлайн-журнал.
О судебной практике по вопросам налогообложения доходов УО и ТСЖ
106390
Бухучет
Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.
Однако здесь есть важный нюанс. Если фирма в рамках налогового учета включила суммы возмещения в доходы и расходы, в бухучете нужно зафиксировать постоянное налоговое обязательство (ПНО), а также постоянный налоговый актив (ПНА). Это подтверждается ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». ПНА и ПНО образуются из-за постоянных разниц между бухучетом и налоговым учетом.
В рамках ПБУ 18/02 под постоянными разницами подразумеваются доходы и траты, учитываемые при установлении базы по налогу на прибыль, которые не признаются для целей бухучета доходами и тратами отчетного и следующего периодов (пункт 4 ПБУ 18/02).
ПНО и ПНА признаются фирмой в том отчетном периоде, в котором они образуются. Постоянные обязательства равны величине, составляющей произведение постоянной разницы отчетного периода на ставку налога на прибыль. Подразумевается ставка, установленная законом и актуальная на отчетную дату (пункт 7 ПБУ 18/02).
Если фирма использует ПБУ 18/02, применяются эти проводки:
- ДТ60 КТ51. Оплата услуг ЖКХ и связи включая НДС.
- ДТ26 КТ60. Учет собственных трат на коммуналку и услуги связи.
- ДТ19 КТ60. Частичное принятие к зачету НДС.
- ДТ76 КТ60. Выставление актов без выделения НДС.
- ДТ51 КТ76. Получение выплат от арендаторов.
- ДТ99 КТ68. Постоянное налоговое обязательство.
- ДТ68 КТ99. Постоянные налоговые активы.
Все записи в бухучете должны основываться на соответствующих документах.