Вконтакте
При заключении договора найма жилого помещения каждая сторона обоснованно хочет защитить свои интересы и подстраховаться на случай конфликта.
Проверенный временем принцип гласит: чем подробнее составлен договор, тем меньше проблем возникнет при его исполнении. Поэтому правильно составленная опись имущества – ваш верный помощник при сдаче или найме квартиры.
Понятие
Под описью имущества понимается процесс перечисления предметов, находящихся на территории сдаваемого помещения и имеющих материальную ценность, а также сам документ, который получается в результате такого перечисления.
Основная цель составления описи – свести к минимуму риск возникновения разногласий между съёмщиком и хозяином.
Оформленная опись будет полезна для обеих сторон:
- собственник недвижимости с помощью описи обеспечивает сохранность передаваемого имущества, а в случае его порчи или исчезновения получает на руки доказательства для возмещения убытков;
- квартиросъёмщик, в свою очередь, в результате составления такого документа страхует себя от исполнения необоснованных требований по возврату или оплате того, чего в квартире не было на момент сдачи.
Оформление документа может происходить по инициативе любой стороны договора, главное, чтоб внесенные сведения соответствовали действительности.
Целесообразно использовать один из указанных вариантов:
- Собственник приглашает будущего жильца в квартиру, и перечень передаваемого имущества составляется в его присутствии. Это поможет избежать разногласий относительно наличия, количества и качественных характеристик передаваемого имущества.
- Собственник составляет опись единолично, а при передаче квартиры в пользование всё описанное имущество проверяется жильцом на предмет наличия и состояния. Такой вариант позволяет квартиросъёмщику сэкономить время.
✒️ Как правильно сделать опись имущества
Опись имущества составляется в письменном либо печатном виде или оформляется на распечатанном бланке в двух экземплярах. Если в процессе заключения сделки участвует агент в качестве посредника, потребуется третий экземпляр.
Опись может представлять собой отдельный документ или являться частью договора аренды.
Она должна содержать следующие данные:
- ФИО участников сделки;
- их паспортные данные;
- адрес постоянной регистрации;
- перечень объектов имущества, передаваемых во временное пользование арендатору;
- дата и место составления документа;
- подписи сторон с расшифровкой.
По желанию владельца дополнительно может быть составлена опись предметов, которые запрещено выносить из квартиры, а также имущества, которым нельзя пользоваться.
Арендодатель вправе указать в документе стоимость передаваемых предметов.
Опись составляется владельцем имущества в присутствии арендатора. Последний имеет право вносить дополнения в документ. При составлении описи перечисляются все обнаруженные дефекты, царапины и повреждения. Бытовая техника подлежит проверке на исправность.
Михаил Суворов
Ведущий юрист портала Правовой.Центр. Стаж – 26 лет
Задать вопрос
К описи следует приложить два акта приема-передачи, один из которых подписывается обеими сторонами при заселении новых жильцов в арендуемую квартиру, а второй — при их выселении.
Автоматическое продление субсидий на оплату ЖКХ
Смотреть
Виды выплат на детей, если доход семьи меньше прожиточного минимума
Смотреть
Как заносить данные при найме?
Результатом перечисления передаваемых материальных ценностей при сдаче квартиры является акт. Он представляет собой таблицу с описанием переданных вещей.
Перед таблицей нужно указать адрес и характеристики квартиры:
- площадь помещения;
- раздельность или смежность комнат;
- наличие лоджии или балкона;
- состояние стен, пола и потолка, материалы отделки (к примеру, натяжной потолок или пол, застеленный паркетом, а также плитку на стене стоит отразить в описи);
- состояние входной и наличие межкомнатных дверей;
- прочие показатели, которые вы считаете важными.
Переходим к заполнению таблицы:
- Наименование имущества – обратите внимание на правильное указание названия вещи, чтоб обезопасить себя от разногласий в дальнейшем.
- Количество – как правило, в штуках. Для единичных крупных вещей типа дивана не представляет особой важности и является чисто формальным показателем, но очень не повредит, если вы решили зафиксировать количество серебряных чайных ложек в кухонном шкафу.
- Состояние – отличное, хорошее, удовлетворительное. Параметр часто субъективный, но важный для оценки.
Справка: табличная форма не является строго обязательной и применяется лишь для удобства использования.
Если вам удобнее набросать список или составить опись в форме сплошного текста – она также будет иметь силу. Поэтому выбор за вами.
Какой бланк использовать под опись передаваемых документов для архива?
В каждой организации и у любого предпринимателя скапливается много документов, обосновывающих те или иные хозяйственные операции, кадровые передвижения, а также прочие действия, которые предпринимаются в ходе рабочей деятельности. Сроки хранения, установленные для хранения подобных документов, сильно различаются.
Определить необходимые сроки вам поможет статья «Основные сроки хранения документов в организации (архив)».
Между тем соблюдение таких сроков обязательно, и из-за этого утилизировать документы ранее предусмотренного времени хранения нельзя. Поэтому большое количество бумаг периодически отправляется в архив. При этом некоторые фирмы прибегают к услугам специализированных архивных организаций. При передаче документов в архив обязательно составляется опись.
На практике возникают ситуации, когда приходится поднимать ту или иную документацию прошлых периодов, снова обращаясь к архиву. Быстро найти нужный документ поможет опись документов.
Опись документов для архива не имеет специального формата. Среди ее основных реквизитов можно выделить:
- название организации (если архив — сторонняя организация);
- номер описи;
- дату описи;
- наименование сдаваемых на хранение документов;
- период, к которому относятся документы;
- срок хранения документов;
- количество листов;
- расположение документов (номер папки, дела или короба);
- Ф. И. О. и подписи ответственных лиц (составителя и лица, принявшего документы).
Образец описи документов для передачи в архив можно скачать на нашем сайте.
Опись заполняется также при передаче больничных листов на оплату в ФСС. Как заполнить опись представленных заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Как оформить условие об описи?
Стоит обратить внимание на несколько деталей:
- В договор найма внесите пункт о том, что имущество передается по описи, которая является неотъемлемой частью договора. Так вы юридически свяжете два документа в единое целое.
- В сам акт описи внесите информацию о том, что он является приложением к договору найма жилого помещения (если ваш договор называется именно так) под таким-то номером от такого-то числа. Эти сведения стоит прописать либо в правом верхнем углу документа выше наименования, либо сразу под названием акта.
- Если передаваемого имущества немного, можно не составлять отдельного документа, а внести список непосредственно в договор. Юридически разницы никакой, это исключительно вопрос удобства.
Внимание! Если вы решили ограничиться внесением перечня ценностей в договор без оформления отдельного документа, следует использовать формулировку: «Указанное имущество передано нанимателю перед подписанием договора, в связи с чем стороны пришли к соглашению считать настоящий пункт одновременно актом приема-передачи».
Впрочем, чаще опись оформляют именно приложением к договору, поскольку при подробном описании передаваемых ценностей она получается довольно объёмной.
Кроме того, в описи можно отразить факт передачи имущества (нанимателю при заключении договора, так и обратно хозяину при выезде), тогда этот документ будет объединять функции описи и акта приема-передачи.
Вне зависимости от того, какой вариант вы выбираете, обратите внимание на то, чтоб факт передачи имущества был зафиксирован тем или иным способом.
Как заполнить приложение?
Вы можете воспользоваться документами представленными здесь:
Если дела передаются в архив
Такая опись содержит больше обязательных для заполнения полей, чем представленный выше. Составляется, даже если архивируется всего одно дело.
Подробнее: Правила ведения архивного делопроизводства
Если передаваемые бумаги хранятся не бессрочно, в таблицу включается дополнительная графа под названием «Срок хранения». В соответствии с «Основными правилами работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), срочным хранением является содержание объектов в архиве до 10 лет. Кроме того, учитывайте требования Приказа Минкультуры России от 31.03.2015 № 526.
В графе «Крайние даты» указываются сроки окончания хранения, причем как для бумаг, подлежащих бессрочному хранению, так и для срочных. Заполняется она на основании нормативных актов. При необходимости добавляется графа «Дата документа», причем имеется в виду не дата составления, а день регистрации.
Если дела сдают в архив в электронном виде, опись тоже потребуется. Регистрация проходит с отметкой об их объеме. Этот параметр измеряется мегабайтами.
Нюансы процедуры сдачи жилого помещения
При составлении перечня имущества стоит учесть следующее:
- Документ, как и договор, составляется в 2-х экземплярах, по одному для каждой стороны. Если квартира найдена через риэлтора, то возможно, потребуется третий экземпляр обоих документов.
- Проследите за тем, чтоб содержание всех экземпляров было абсолютно идентичным, чтоб впоследствии оградить себя от выяснения, чей же экземпляр соответствует действительности.
- При описании состояния каждой вещи нужно учитывать возможность её естественного износа. Особенно это касается возврата вещей хозяину при выезде из квартиры. Любой вещи свойственно со временем утрачивать характеристики новой, и это необходимо принимать в расчет. Под естественным износом понимаются те изменения, которые имущество претерпевает в ходе нормального использования в течение срока аренды.
- При составлении описи следует сразу предусмотреть в договоре, как будут развиваться события в случае повреждения или уничтожения описанного имущества квартиросъёмщиком. Будет ли он обязан уплатить хозяину фиксированную сумму, или возмещение ущерба будет рассчитываться, исходя из стоимости испорченной вещи? Обо всех этих моментах лучше договориться на берегу.
Пример
Опись имущества
приложение №1 к «Договору аренды квартиры» №23465 от 15 октября 2020 года
Подписано в г.Москва 20 октября 2021 года
Мы, Григорьев Илья Иванович, проживающий по адресу: г.Москва, ул.Пушкина, д.10, кв.41, ниже именуемый «Арендодатель», с одной стороны, и Демидов Егор Александрович, паспорт серия 54 09, номер 236875, выдан 30.07.2007 ОВД по Ярославскому району г.Москвы, ниже именуемый «Арендатор», с другой стороны, сохраняя терминологию указанного Договора аренды, настоящей Описью подтверждаем нижеследующее:
- Одновременно с Помещением Арендодатель передал, а Арендатор принял в безвозмездное пользование нижеперечисленное имущество, находящееся в Помещении:
- Мебельный гарнитур «Виктория» — 6 предметов: кровать (1 шт.), тумбочка (2 шт.), комод (1 шт.), шкаф с зеркальной дверью (1 шт.), стул (1 шт.), цвет «орех», состояние отличное, без дефектов.
- Постельное белье — 3 комплекта, цвет: синий, белый, зеленый.
- Кресла «Стелла» кожаные — 2 шт., цвет бежевый, состояние хорошее, справа сбоку 2 царапины.
- Ковер — 1 шт., цвет зеленый, состояние хорошее, с одной стороны небольшое синее пятно от краски.
- Плита газовая «Электра» — 1 шт., модель ЕК-65, серийный номер 123456, состояние рабочее, без дефектов.
- В случае утраты или повреждения имущества, Арендатор обязуется выплатить Арендодателю компенсацию, в зависимости от размера нанесенного ущерба.
- Отношения сторон определяются указанным Договором аренды, Описью и ГК РФ.
- Опись составлена в 2 экземплярах — по одному для каждой стороны.
Арендодатель: Григорьев И.И.
Арендатор: Демидов Е.А.
Алгоритм осмотра
При осмотре квартиры следует установить наличие и оценить качество имущества максимально подробно.
Пошаговый план:
- Имущество, находящееся в квартире – диваны, ковры, столы – оценить общее состояние и внешний вид.
- Электроника и бытовая техника – холодильник, микроволновка, телевизор – проверить работу.
- Розетки и выключатели – осмотреть на предмет исправности.
- Сантехника – проверить работу и внешний вид, сделать в описи отметку о возможных протечках, сколах эмали, т.п.
- Кухонная плита – включить каждую конфорку, духовку и оценить работоспособность.
- Посуда, мелкие бытовые предметы – проверить количество и состояние.
- Счетчики – внимательно осмотреть пломбы, удостовериться в их целостности, зафиксировать показания счетчиков.
Принципы описи
Опись либо интегрируется в сам текст акта, либо оформляется отдельным листом, который станет приложением к акту. Содержание описи должно включать в себя:
- место нахождения описываемого имущества;
- наименование каждой единицы имущества с указанием ее родового имени – диван, стол, шкаф, телевизор и т.д. Если единица является комплектом, то указывается количество однородных предметов, входящих в комплект;
- марку, модель имущества, год выпуска, если оно обладает этими характеристиками. Допускается указание стоимости отдельных предметов имущества;
- состояние каждой из единиц имущества – новая, б/у в рабочем состоянии и т.д.;
- описание видимых на момент составления описи дефектов.
То есть описания должны давать наиболее точное представление о количестве и качестве описываемого имущества. Вполне допустимо приобщение к акту не только описи, но и фотографий описываемого имущества.
Список критериев для описания имеющихся вещей
- внешний вид;
- количество;
- расцветка;
- дефекты: их наличие, характер и степень выраженности;
- рабочее или нерабочее состояние;
- год выпуска (для бытовой техники);
- марка оборудования;
- цена.
Справка: Вы имеете право указать цену передаваемых вещей. В случае причинения ущерба так будет проще вычислить его размер и, соответственно, размер компенсации.
Но будьте разумны: не стоит указывать заведомо несоразмерную стоимость, если вы хозяин. А будучи съёмщиком, обратите внимание, чтоб владелец квартиры не завышал цену на вещи, которыми вы будете пользоваться.
Существуют ли требования к форме документа?
Основное требование к описи – удобство использования. Закон не ограничивает ни содержание, ни структуру, ни способ создания такого документа: это может быть и распечатанная с компьютера таблица, и перечень предметов, написанный от руки на листе бумаги. Главное, чтоб под перечнем стояли подписи обеих сторон.
Использование описи – действенный способ урегулировать отношения жильца и хозяина квартиры, касающиеся переданного имущества. Стоит потратить время и усилие на её составление, и вы убережете себя от возможных проблем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.