Вводимые изменения в существовавшую до этого систему вывоза бытового мусора вызвали повышение тарифов на услуги региональных операторов и снова обострили проблему избавления от твердых коммунальных отходов.
Как Вы считаете: сгнившая картошка относится к ТКО?
ДаНет
После передачи этой функции от коммунальных городских служб, новому субъекту – региональному оператору, жители городов и руководители компаний стали изучать эту категорию отходов. Их интересует, что к ним относится и во сколько обойдется утилизация таких мусорных остатков от человеческой жизнедеятельности.
Что такое ТБО
Расшифровка ТБО – это твердые бытовые отходы. Они накапливаются за определенный период в отдельно взятой квартире и подразделяются на две группы: биологическая и искусственная. К первой относятся отходы природного происхождения – остатки пищи, растений. Не биологическая группа включает в себя пластиковые, металлические отходы, целлофановые мешки, картонные коробки, обувь, одежду, бутовую технику.
29 декабря 2014 года были внесены изменения в законодательство страны. Вышедший закон 458-Ф3 ввёл новое понятие ТКО – твердые коммунальные отходы. Чтобы не путаться, давайте разберём, чем отличаются два термина.
Перечень отходов, относящихся к ТКО с кодами
С 2021 года присваивается твердому бытовому мусору код ФККО, который должен упростить проблему его вывоза и уничтожения. Региональные операторы, согласно принятым поправкам к ФЗ № 89 должны вывозить на полигоны после заключения договоров с собственниками только те бытовые отходы, которые указаны в классификаторе.
Телевизор относится к ТКО?
ДаНет
Выборка из ФККО видов отходов, относящихся к ТКО:
7 30 000 00 00 0 | ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ, ПОДОБНЫЕ КОММУНАЛЬНЫМ, НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ |
7 31 000 00 00 0 | Отходы коммунальные твердые |
7 31 100 00 00 0 | Отходы из жилищ |
7 31 110 00 00 0 | Отходы из жилищ при совместном сборе |
7 31 11 001 72 4 | отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 | отходы из жилищ крупногабаритные |
7 31 120 00 00 0 | Отходы из жилищ при раздельном сборе |
7 31 200 00 00 0 | Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 31 200 01 72 4 | мусор и смет уличный |
7 31 200 02 72 5 | мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства |
7 31 200 03 72 5 | отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев |
7 31 205 11 72 4 | отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог |
7 31 210 00 00 0 | Отходы от зимней уборки улиц |
7 31 211 00 00 0 | Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования |
7 31 211 01 72 4 | отходы с решеток станции снеготаяния |
7 31 211 11 39 4 | осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния |
7 31 211 61 20 4 | отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные |
7 31 211 62 20 5 | отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные |
7 31 290 00 00 0 | Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений |
7 31 300 00 00 0 | Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древеснокустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 31 300 01 20 5 | растительные отходы при уходе за газонами, цветниками |
7 31 300 02 20 5 | растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками |
7 31 900 00 00 0 | Прочие твердые коммунальные отходы |
7 33 000 00 00 0 | Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным |
7 33 100 00 00 0 | Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам |
7 33 100 01 72 4 | мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 | мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 | мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
7 33 900 00 00 0 | Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным |
7 34 000 00 00 0 | Отходы при предоставлении транспортных услуг населению |
7 34 100 00 00 0 | Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам |
7 34 121 11 72 4 | отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов |
7 34 131 11 71 5 | смет с территории железнодорожных вокзалов и перронов практически неопасный |
7 34 200 00 00 0 | Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам |
7 34 201 00 00 0 | Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного транспорта (отходы очистки железнодорожных грузовых вагонов см. группу 9 22 100) |
7 34 201 01 72 4 | отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава |
7 34 202 00 00 0 | Мусор и смет от уборки подвижного состава городского электрического транспорта |
7 34 202 01 72 4 | отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена |
7 34 202 21 72 4 | отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта |
7 34 203 00 00 0 | Мусор и смет от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта |
7 34 203 11 72 4 | отходы (мусор) от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта |
7 34 204 11 72 4 | мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов |
7 34 205 11 72 4 | отходы (мусор) от уборки пассажирских судов |
7 34 205 21 72 4 | особые судовые отходы |
7 34 900 00 00 0 | Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 34 951 11 72 4 | багаж невостребованный |
7 35 000 00 00 0 | Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 35 100 00 00 0 | Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли |
7 35 100 01 72 5 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
7 35 100 02 72 5 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
7 36 400 00 00 0 | Отходы (мусор) от уборки помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 37 000 00 00 0 | Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам |
7 37 100 01 72 5 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 02 72 5 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурноспортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
ТКО и ТБО в чём разница
На самом деле ТКО – это те же самые ТБО, только в более широком понимании. К коммунальному мусору имеют прямое отношение отходы природного и искусственного происхождения, которые перестали быть полезными в быту. То же самое, что и к бытовому. С одной лишь разнице: в ТКО входят офисные отходы юридических лиц.
Работая в офисе, сотрудник также выкидывает бумагу, пластиковые стаканчики, мешочки в корзину. В офисных центрах стоят автоматы по продаже напитков, чипсов, снеков. Весь этот бытовой мусор тоже необходимо учитывать, складировать и вывозить. Но называть эти отходы бытовыми не совсем корректно. Поэтому они получили название коммунальные.
Закон о ТБО
На законодательном уровне еще в 1998 году принят нормативно-правовой акт, закон о ТБО (№89-ФЗ), которым регламентируется обращение с ТБО. В нем даются как общие определения, так и требования. Например, в третьей главе приведены обязанности субъектов хозяйственной деятельности, деятельность которых загрязняет окружающую среду. Они должны:
- Вносить установленную плату за нанесение ущерба экологии;
- Внедрять технологические новшества по безотходному производству;
- Самостоятельно отслеживать экологическую обстановку;
- Документировать результаты исследований мест хранения ТБО.
После внесенных в него изменений в 2021 году запрещено заниматься деятельностью по обращению отходов субъектам, которые не получили соответствующую лицензию. Для справки!
Виды ТКО и их состав
По закону твердый коммунальный мусор не должен содержать радиоактивных, ядовитых и прочих вредных для здоровья веществ. Наличие металлических и пластиковых материалов также сведено к минимуму.
Что относится к ТКО
Перечень ТКО по состоянию на 2021 год небольшой. К данной категории относятся:
- бумажные и картонные изделия;
- уличный мусор (листья, ветки, пыль);
- растительные и пищевые остатки;
- битые бытовые приборы, мелкая электроника;
- старая деревянная мебель;
- бытовые химические вещества;
- старая обувь и одежда;
- мелкие металлические и пластмассовые элементы;
- старая музыкальная аппаратура;
- остатки старого дорожного покрытия.
Внимание! Твердые коммунальные отходы должны исключать содержание опасных для здоровья веществ. Сброс ядовитых веществ в общественные баки для мусора категорически запрещён.
Относятся ли пищевые отходы к ТКО
Согласно федеральному закону № 89 мусор пищевого и растительного характера имеет прямое отношение к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация данной категории осуществляется на общих основаниях. Региональный оператор, осуществляющий вывоз может разместить на площадке отдельный контейнер для сбора пищевых отходов, но может этого и не делать.
Перечень твердых коммунальных отходов по ФККО
В 2021 году внесли поправки в законодательство относительно классификации отходов. Речь идет о внедрение специальных кодов, на основании которых определяется категория мусора. Они приведены в Федеральном классификационном каталоге. Официальная версия доступна для просмотра в справочно-правовых системах, её можно найти в интернете или скачать у нас на сайте.
Классификационный каталог отходов (ФККО)
Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?
Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.
К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:
- картонной продукции;
- бумаги;
- металлических конструкций;
- текстильных изделий;
- пластика;
- органических отходов;
- резины;
- стеклянного лома;
- кожаной продукции;
- остатков деревянных изделий.
Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:
- старых аккумуляторах;
- батарейках от гаджетов и электроприборов;
- строительных лаках;
- электроприборах;
- косметических средства и старых лекарствах;
- красках;
- пестицидах;
- химикатах, использующихся в быту;
- удобрениях и остатках пестицидов;
- медицинских отходов;
- бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.
Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.
Кто должен осуществлять сбор, хранение и утилизацию ТКО
Учитывая негативные воздействия на окружающую среду, государство занимается регулированием оборота различных отходов. Деятельность, связанная со сбором, хранением и утилизацией любых видов мусора подлежит обязательному лицензированию.
О получении лицензии на вывоз мусора читайте тут
Изменения в законодательстве в 2021 году
1 января 2021 года произошли серьёзные изменения в законодательстве. До них за хранение и вывоз мусора отвечала управляющая компания – ЖЭК. Теперь этим занимается специальный региональный оператор. Коснулись нововведения и частных граждан. В платёжках по квартплате появилась новая строка «Вывоз ТКО».
Требования и нормативы
В России существует нормативная система накопления ненужных материалов, вышедших из строя и отслуживших предметов потребления. Расчет производится как для предприятий, так и для жилых секторов. Чтобы сформулировать норму учитываются следующие пункты:
- Газопроводная система в помещении/предприятии.
- Мусорный трубопровод со свободным проходом.
- Канализационная система, а также остальные водоносные магистрали.
- Отопительная система.
- Общая площадь жилого помещения/предприятия.
- Климат в том или ином регионе.
Для более подробного расчета норм скопления отходов учитываются примерные показатели:
- Благоустроенное жилье – 300 кг мусора и 1,5 м3 в год.
- Благоустроенные жилища и общественные сооружения – 300 кг и 1.5 м3 в год.
- Жилища с отсутствующей канализационной системой – 600 кг и 3.5 м3 в год.
Во время составления договора на вывоз мусора необходимо указывать информацию о методах складирования коммунальных отходов. По действующему законодательству договор обязан содержать следующие пункты:
- наличие контейнеров;
- мусороприемные камеры;
- специальный транспорт;
- бункера для хранений мусора;
- мусоропроводные системы;
Обратите внимание! В документе должно указываться количество мусора и место для его хранения перед вывозом.
Классификация ТБО
В законе приводится и классификация ТБО.
Законодатель разделил отходы на 5 классов опасности, первые 4 из которых представляют угрозу для окружающей среды. Наиболее опасны – 1 и 2 класс.
Есть и другие подходы классификации, а именно:
- По морфологическому составу: стекло, резина, органика, пластмасса, бумага, древесина и т.п.;
- По времени использования ТБО делятся на кратковременные (бумага, ткани, пластиковая посуда и т.п.) и длительного применения (покрышки, бытовая техника, мебель).
Постановление Правительства РФ об обращении с ТКО
Каждый из вышеуказанных видов воздействия на отходы ТКО предусмотрен и регламентирован Правилами обращения с ТКО, которые в свою очередь утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
Правила обращения с ТКО
разработаны и приняты в целях установления единого для всех порядка:
- осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,
- заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
а также
- оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Жилищное законодательство является общим по отношению к рассматриваемому специальному регулированию, и поэтому Правила обращения с ТКО применяются к отношениям, связанным с обеспечением предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации:
- между собственниками жилых помещений и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК
- между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами,
- между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Компонент обращения с ТКО: | Определение |
накопление ТКО | складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами |
сбор ТКО | деятельность регионального оператора по организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов |
транспортирование ТКО | вывоз региональным оператором твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов |
обработка ТКО | сортировка твердых коммунальных отходов (в том числе автоматизированная) с обязательным извлечением отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов |
утилизация обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов | деятельность регионального оператора по обеспечению получения конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью |
Правила обращения с ТКО в 1156 постановлении
для достижения вышеуказанных целей включают в себя:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (раздел I(1));
- порядок осуществления транспортирования ТКО (раздел II);
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО (раздел III);
- основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, Правила ТКО содержат форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Правила предоставления услуги обращение с ТКО
Коммунальная — это работы, выполняемые специализированными организациями в соответствии с договором между потребителем и оператором по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с разделом I (1) Правил обращения с ТКО.
Для того, чтобы услугу по обращению с ТКО вам оказали, вы должны выполнить свои обязательства по обращению с ТКО, а именно — осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Складирование ТКО
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями исчерпывающими и строго установленными способами складирования ТКО, а точнее будет сказать в специальные места складирования ТКО:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором по обращению с ТКО.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Важные для потребителей моменты
В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.
Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.
Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:
- Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
- Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
- Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.
Таким образом, новый закон практически полностью перенёс обязанности по вывозу мусора от муниципалитетов на частные лица.
Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.
Для чего нужен вывоз ТБО
Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден. Мусор вывозят для того, чтобы в городе было чисто. Однако это только верхняя часть айсберга. На самом деле, проблема гораздо глубже.
От вывоза мусора зависит экология, которая в городах и так имеет множество проблем. Систематический вывоз мусора — способ избежать эпидемий различных болезней.
Ведь стихийные свалки привлекают к себе животных — переносчиков патогенной микрофлоры, вызывающих опасные недуги у людей.
Если перестать вывозить мусор, то экологических проблем не избежать. В течение нескольких дней можно спровоцировать эпидемии, возникающие в результате разложения отходов.
Продукты гниения быстро попадают в почву и воду, распространяются во все стороны, заражая все живое, в том числе, людей.
Но если вывоз мусора производится с соблюдением экологических норм, то продукты распада никак не попадут ни в почву, ни в воду. Вот для чего нужен вывоз ТБО.