Алгоритм получения постоянного бессрочного права пользования земельным участком


Основания и причины предоставления ЗУ в постоянное пользование

Начнем мы с вопроса: кому на праве постоянного бессрочного пользования земельные участки могут предоставляться?

В настоящее время право предоставления гражданам ЗУ на данном основании утратило юридическую силу. Однако, выданные ранее, в советские времена участки, сохранились в ведении правообладателей. Несмотря на активную политику приватизации земель, многие земледельцы предпочли отказаться от их переоформления в собственность.

На данный момент ситуация изменилась в связи с политикой государства, стоящей на охране имущественных прав собственников. Немалую роль сыграло то, что многие правообладатели уже не способны, в силу возраста, распоряжаться наделами, а передать их наследникам не предоставляется возможным.

Тем не менее, оснований для изъятия ЗУ у добросовестно распоряжающегося участком лица, выплачивающего своевременно земельный налог – нет (ст.305 ГК РФ). Возник некоторый диссонанс между законодательной базой и существующим положением дел. Требуется проявить особое внимание к процедуре сохранения земельного надела и проанализировать эффективность мер, принимаемых на основании разработанного, юридически корректного алгоритма.

Сегодня получить земли на основании постоянного пользования могут только некоторые категории управленцев. В их числе:

  1. Государственные и муниципальные органы власти;
  2. учреждения государственных и муниципальных форм собственности;
  3. государственные предприятия.

Соответственно, получить ЗУ на таком основании вправе только хозяйствующий субъект. Гражданам участки на этом основании не выделяются. Тем не менее, пользующиеся ими лица возвели на таковых капитальные строения и хозяйственные постройки, которые принадлежат им на праве собственности (ст.269 ГК РФ). Данное право гарантирует участие строений в имущественных сделках, независимо от того, что аналогичным правом на владение ЗУ, лицо не располагает (ст.264 ГК РФ).

Не оформленные в собственность земли принадлежат муниципалитету. Поэтому, в имущественной сделке может участвовать только капитальное строение, принадлежащее владельцу, но не земля (п.3 ст.216 ГК РФ). Однако, законодательство постановило определять участок под домом – основанием и неотъемлемой частью дома. Изъять из имущественных прав строение собственник земли, которым является администрация, не может. Но в судебной практике возникали случаи, когда администрация урезала такие участки, оставляя допустимый в данном регионе минимум, соответствующий установленным нормативом. Остальная доля ЗУ отчуждалась законному собственнику – муниципалитету.

То есть, отчуждение прав на жилой дом влечёт за собой переоформление ЗУ, которое будет осуществляться по усмотрению главы местной администрации.

Во избежание инцидентов, предполагающих утрату имущественных прав на часть ЗУ, следует переоформить его в собственность путём приватизации. Но такое право даётся гражданину лишь единственный раз. При наличии второго участка, у землепользователя остаются варианты:

  1. выкупить его по кадастровой стоимости;
  2. оформить аренду.

Такая процедура предоставляет возможность для распоряжения имуществом путём участия земли в сделках наряду с жилым домом. А также – участок допускается передавать по наследству, выделить долю родственнику или иным образом распорядиться по усмотрению. Право постоянного бессрочного пользования не допускает таких имущественных полномочий.

Итак, гражданам могут предоставляться земельные участки в постоянное бессрочное пользование в связи с вышеописанными причинами. Но нужно еще знать кому будет отказано.

Сроки

Срок правомочности документов определяется периодом, в результате которого документы остаются юридически дееспособными. По существующему регламенту, документы необходимо менять, с внесением произведённых изменений, каждые 5 лет.

Этот срок установлен как для проведения ревизионных работ государственного кадастрового учёта, так и для собственников.

Естественно, не все собственники следуют этому правилу.

Поэтому, перед проведением имущественной сделки, необходимо уточнить сроки получения правоудостоверяющих документов.

Если они не обновлялись более 5 лет – то необходимо пройти перерегистрацию. При этом, такой документ как межевой план срока давности не имеет, но для его подтверждения также нужна перерегистрация с внесением дополнительных данных.

Что касается правоустанавливающих документов – то их правомочность остаётся бессрочной.

Кому не предоставляются ЗУ?

В постоянное бессрочное пользование земельные участки не предоставляются гражданам:

  • при выделе администрацией;
  • после смерти правообладателя ЗУ наследникам;
  • при переоформлении строения покупателям;
  • для индивидуальной предпринимательской деятельности;
  • в иных случаях отчуждения прав.

На основании принятого Постановления Правительства РФ в 2012 году, с начала 2014 года этот вид права был полностью отменён в отношении юридических лиц. Им было предписано переоформить их в собственность или в аренду у администрации. В настоящее время эти регламентированные действия приведены в соответствие законодательным нормативам.

Как приобрести землю в 2021 году?

Поскольку на передачу наделов в БП физическим лицам наложен мораторий, приобрести их можно посредством обычной сделки купли-продажи или снять у местного муниципалитета в аренду. Для этого необходимо обратиться в администрацию и узнать, есть ли свободный отрезок, который разрешено приобрести в собственность.

Второй вариант, касающийся многодетных семей, — это встать в очередь на распределение территорий из владений муниципального образования. Это регламентируется государственной программой поддержки, где семьи с тремя и более детьми получают наделы под ИЖС.

Пошаговая инструкция регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Теперь пришло время описать сам алгоритм предоставления земельного участка в бессрочное пользование.

Если заинтересованное лицо стало приобретателем частного дома на земле, принадлежащей муниципалитету, ему следует написать заявление главе администрации с просьбой разрешить регистрацию ЗУ, принадлежавшего предшествующему владельцу на правах постоянного использования. К заявлению прилагают:

  1. Правоустанавливающую документацию на частный дом или иное приобретённое имущество.
  2. Правоудостоверяющую документацию в виде свидетельства о собственности на частный дом.

В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного пользования отражаются сведения о кадастровых, технических характеристиках строения, а так же – адрес места расположения. Этот нюанс служит правовой основой для удостоверения права лица на продолжение использования ЗУ. Кроме этого, в свидетельстве указывают, что жилой дом расположен на участке, находящемся в распоряжении лица на праве постоянного (бессрочного) пользования, что определяет пролонгацию аналогичных гражданско-правовых отношений с новым собственником.

К правоустанавливающей документации относится договор имущественной сделки, который регламентирует переход частного дома во владение приобретателя. В договоре бессрочного пользования земельным участком (образец можно скачать в конце статьи) так же следует указать, что строение расположено на участке, который передан администрацией в бессрочное пользование, с указанием места нахождения ЗУ и его общей площади. В совокупности данные документы определяют имущественные позиции владельца, становясь основанием для регистрации земельного участка.

Административная комиссия рассматривает заявление в течение 1 месяца, после чего выдаёт на руки заявителю ответ в виде выписки.

Выписка основывается на нормах законодательства, которое предусматривает:

  • согласие на регистрацию;
  • мотивированный отказ.

На основании согласия составляется административный акт, в котором указывается право гражданина продолжать пользоваться земельным участком постоянно, в связи в приобретением имущественных прав на недвижимость, расположенную на участке. Административный акт – основание для регистрации ЗУ в Росреестре. Он прилагается к пакету документов на приобретение дома, с чем заинтересованное лицо посещает лично местное отделение кадастра и картографии, внося сведения о пользовании участком в записи ГКН.

Процедура ограничивается сроком в 21 рабочий день или 1 календарный месяц.

За регистрацию права постоянного бессрочного пользования земельным участком потребуется внести пошлину в размере 2 тысяч рублей.

Вот так выглядит свидетельство на право собственности на землю бессрочного пользования (еще его называют актом):

Основные требования

Требования к документам устанавливаются в соответствии с существующим регламентом.

В частности, те документы, которые хранятся у граждан ещё со времён Советского Союза, на территории нашей страны остаются действительными, без ограничения срока давности.

Они юридически дееспособны, но лишь в качестве правоустанавливающих документов.

В том случае, когда с земельным имуществом требуется проведение имущественной сделки – эти документы утрачивают свою силу. Для их последующей правомочности будет необходимо пройти перерегистрацию в Росреестре.

Очень важно, чтобы учётные записи старой регистрации соответствовали новым записям, внесённым в государственный кадастр. Если за этот период произошли те или иные изменения, их необходимо оформить, в соответствии с установленными требованиями. Поэтому при перерегистрации будут затребованы акты согласования границ участка и межевой план.

Основным требованием, определяющим статус надлежащей правовой обеспеченности участка, является совокупность правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов при совпадении всех учётных записей, которые в них отражены.

При этом, при проведении межевых работ может быть произведено изменение размеров участка в сторону расширения, если такая возможность существует в соответствии с примыкающими к участку, свободными землями.

Юридическая сила старых документов

Как было рассмотрено ранее, старые документы обладают правовой силой и юридически дееспособны на основании статей 6, 14, 17 Закона о государственной регистрации прав.

Их обмен не требуется, даже если они выданы до формирования Федерального хозяйствующего субъекта. Но это положение распространяется лишь на ту документацию, которая обосновывает возникновение имущественных прав.

Старые учётные записи в настоящее время представлены в новом формате, соответствующем удобству их применения, где фиксируются все права на собственность и объекты имущественной собственности. Поэтому все свидетельства о праве пользования должны иметь регламентированный вид.

Восстановление утерянных документов осуществляется в управлении Росреестра, куда можно обратиться с заявлением о восстановлении утраченного документа. При внесении данных об участке в кадастровые записи, здесь регистрируются все правоустанавливающие документы.

Соответственно, в случае их утраты, можно получить выписку из государственного кадастра, которая полноценно заменит утраченный документ.

Если же по какой-либо причине, в Росреестре не окажется нужных данных – их следует искать в архивах муниципалитета.

Для этого нужно обратиться с заявлением к главе местной администрации и просить выдачу архивных данных, отражающих сведения об участке.

С полученной выпиской и приложенным актом, которым будут сопровождаться сведения об участке, нужно подойти в Росреестр для регистрации участка и получения необходимых документов.

Выдача документов и их регистрация должна осуществляться в срок не более 20 рабочих дней. Получение архивных данных – услуга платная. Постановка земель на кадастровый учёт также оплачивается государственной пошлиной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]