Любые права на земельный участок должны быть узаконены.
В отношении таких прав предусмотрена государственная регистрация органами Росреестра. Оформление права пользования земельным участком, право собственности на которые принадлежит другому лицу, производится в любом регионе России, независимо от расположения земельного участка.
Комплекс регистрационных действий состоит из нескольких этапов и включает в себя проверку регистратором множества аспектов, начиная от содержания документов и завершая целевым назначением и видом разрешённого использования земли.
Какие существуют виды пользования землёй
Права на земельный участок могут иметь такие формы, как:
- Аренда. Наиболее распространенная форма узаконивания, которой могут пользоваться и граждане, и компании за определенную плату на условиях, прописанных в договоре;
- Сервитут. Это ограничение права использовать землю лицом, который не является ее собственником, но имеет на это законные основания (например, право размещения газопровода, водопровода; право прохода);
- Безвозмездное использование на срочной основе. Это самый редкий вид правоотношений, возникающий, когда заключается договор, и земля является собственностью его сторон;
- Постоянное (бессрочное) пользование и право пожизненного наследуемого владения землей. Эти виды прав есть только у лиц, получивших такую привилегию до 2001 года, то есть до принятия ЗК РФ. Теперь земля подобным образом не оформляется, и эти формы постепенно утрачивают актуальность.
Порядок прекращения постоянного (бессрочного) пользования
В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан — копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий — документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.
В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; создание или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей по сносу подобной постройки (ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ).
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ), осуществляется исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа) (п. 3 ст. 45, ст. 54 ЗК РФ).
Когда проведение регистрации не требуется
Легализация путем внесения данных в реестр необходима всегда, если об этом прямо указано в законе. В частности, обязанность распространяется на арендные соглашения и договоры земельного сервитута. Однако есть исключения. Регистрация не требуется, если срок заключения договора аренды не превышает одного года или заключен на неопределённый срок.
Правообладатель, получивший землю в пользование до января 1998 года, также не обязан проходить регистрационную процедуру, но может это сделать на свое усмотрение. Такое право называется ранее возникшим. Однако, отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права порождает определённые риск для правообладателя. Уклонение от обязательной государственной регистрации ранее возникшего права на землю не порождает юридически значимых последствий для третьих лиц. То есть фактический владелец не сможет доказать свой статус и защитить интерес. Кроме того, контрагенты могут обязать совершить действия по легализации в судебном порядке.
Какие этапы процедуры легализации права пользования на землю
Оформление права пользования земельным участком начинается с подготовки документов, включая составление заявления и оплату государственной пошлины. Проводится юридическая экспертиза на предмет достоверности и полноты информации, соответствия сделки нормам закона. После подачи документов на регистрацию, регистратор проверяет, нет ли противоречий, связанных с правом пользования конкретным объектом. После этого обновленные данные вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, и заявитель получает на руки подтверждение регистрации в форме выписки. С этого момента права на землю считаются узаконенными. Отказ в регистрации или приостановление влекут дополнительные этапы, в том числе отстаивание интересов в апелляционной комиссии Росреестра и суде.
Сервитут
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).
Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться :
- для прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельный участок;
- других целей.
Отличие публичного сервитута от частного заключается:
а) в основаниях возникновения;
б) интересах не отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения, т. е. пользу от него получает неопределенное число лиц.
В тех случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия у него, в том числе путем выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного участка с возмещением убытков.
По общему правилу публичный сервитут имеет безвозмездный характер. Собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, соразмерную плату, если установление публичного сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются публичным сервитутом, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
Частный сервитут устанавливается соглашением сторон или по судебному решению. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (имеющий общую границу), а в отдельных случаях — и на другой участок (например, чтобы пройти к колодцу, требуется пересечь несколько земельных участков). Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости), которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Соглашение о сервитуте заключается между собственником земельного участка и лицом, требующим его установления. По общему правилу частный сервитут имеет возмездный характер; установление бесплатного частного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен.
Поскольку сервитут неотделим от недвижимости, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу и не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Обладатель права ограниченного пользования чужим земельным участком вправе совершать собственные активные действия (проход, проезд и др.) и требовать от собственника, землевладельца, землепользователя чужого (соседнего) земельного участка воздержания от определенных действий (например, от создания препятствий к реализации сервитута). Как частный, так и публичный сервитут может быть срочным (на определенный срок) и бессрочным. Как правило, сервитуты устанавливаются на неопределенный срок.
Основаниями прекращения сервитута являются:
- истечение срока, на который был установлен сервитут;
- соглашение сторон;
- отказ обладателя сервитута от ограниченного пользования чужим участком;
- основания, предусмотренные в договоре об установлении сервитута (например, в течение установленного срока не внесена плата за ограниченное пользование участком);
- совпадение права собственности на земельные участки, в отношении которого и в интересах которого был установлен сервитут;
- отпадение надобности, т. е. оснований, по которым был предоставлен сервитут (либо проявляются иные, помимо сервитута, возможности удовлетворять потребности, интересы обладателя сервитута либо интерес вообще отпал);
- невозможность использования земельного участка по назначению в результате обременения сервитутом.
В двух последних случаях нормы ГК РФ прямо закрепляют право собственника земельного участка требовать (при наличии указанных оснований) прекращения сервитута в судебном порядке. Одно из оснований прекращения публичного сервитута предусмотрено в п. 2 ст. 48 ЗК РФ: он может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых был установлен путем принятия акта об отмене сервитута. Сервитут вступает в силу и прекращается с момента его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реализованные проекты
Признание права собственности на земельный участок
В суде первой инстанции удалось отстоять интересы Доверителя по исковому заявлению ДГИ г. Москвы о признании отсутствующим права собственности на земельный участок. По мнению ДГИ г. Москвы, участок Доверителя расположен в черте г. Москвы (Зеленоградский АО), не отчуждался Москвой третьим лицам и пересекает границы иных земельных участков, находящихся в собственности … Читать далее
Все проекты
Земельный участок и права на него в составе наследства
Г.А. ПИСАРЕВ
Писарев Георгий Анатольевич, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук.
В статье рассматривается правовой режим земельных участков, находящихся в собственности и на иных вещных и обязательственных правах у граждан, в части наследования их по закону и завещанию.
Наследование представляет собой переход имущества умершего (наследства) к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единого целого и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) не следует иное (п. 1 ст. 1110 ГК РФ). Объектом наследования, исходя из его легального определения, выступает наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, кроме тех, что неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также прав и обязанностей, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами (абз. 1, 2 ст. 1112 ГК РФ) <1>. Данная формула «генерального» наследования позволяет нам сделать предварительный вывод, что в состав наследства могут входить вещи и иное имущество, в том числе имущественные права на вещи, следовательно, объектами наследства могут быть как сами вещи, так и имущественные права на них.
———————————
<1> См.: Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права: история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61.
Земельные участки и права на них наряду с жилыми помещениями, банковскими вкладами и транспортными средствами — наиболее часто встречающиеся объекты наследования в российской нотариальной практике <2>.
———————————
<2> О наследовании выморочных земельных участков см.: Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21; Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.
Принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется (ст. 1181 ГК РФ). При наследовании земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом (ст. 1181 ГК РФ).
В литературе можно встретить утверждение, что специальный правовой режим имеет наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <3>. Данное мнение представляется не совсем верным, поскольку статья 11 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон), именуемая «Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», не устанавливает каких-либо изъятий из общего порядка наследования земельных участков, а касается исключительно последствий наследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 11 Закона предписывается, что в случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 Закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 Закона. В ст. 3 Закона установлено ограничение гражданской правоспособности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, в части прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а именно — закреплено, что подобные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В п. 2 ст. 4 Закона закреплено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Таким образом, если наследование приведет к тому, что собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения станет иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо, лицо без гражданства, а также юридическое лицо, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, либо будет превышен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, который может принадлежать одному лицу, Закон вменяет применение требований, установленных статьей 5 Закона. Закон обязывает такого собственника произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок (п. 1 ст. 5). Как видим, в указанных случаях закон не препятствует наследованию земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливая лишь правовые последствия для юридического результата наследования, т.е. права собственности.
———————————
<3> Об этом см.: Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30; Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств-участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.
Также в состав наследства входит право пожизненного наследуемого владения
земельным участком (ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ)), которое наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ, при этом на принятие наследства, в состав которого входит указанное право, специальное разрешение не требуется (ст. 1181 ГК РФ) <4>. Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству гражданским законодательством рассматривается в качестве единственного способа распоряжения земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения (ст. 267 ГК РФ). Необходимо напомнить, что право пожизненного наследуемого владения считается институтом земельного права, сохранившимся с советского периода и изначально призванным в какой-то мере компенсировать отсутствие частной собственности граждан на землю. Напротив,
право постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком отличается более широким кругом субъектов данного вида правоотношений — это граждане и организации, обладающие правами юридического лица.
———————————
<4> Подробно см.: Писарев Г.А. Наследование земельных участков, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37; Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38; Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.
Исходя из норм гражданского законодательства можно выявить основные сходные признаки данных ограниченных вещных прав: 1) они представляют собой права на земельные участки, уже имеющие собственника в лице государственных или муниципальных органов, однако пользование земельными участками бесплатное; 2) вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обязательств; 3) осуществляются при одновременном наличии права государственной или муниципальной собственности на данный земельный участок, поэтому происходит первоначальная и производная регистрация земельных прав; 4) правообладателям данных ограниченных вещных прав принадлежит только право владения и право пользования земельным участком; 5) граждане наделены правом возводить на данных земельных участках здания, сооружения и другое недвижимое имущество, приобретая на них право собственности (ст. ст. 266 и 269 ГК РФ)); 6) переход права собственности на земельный участок к другому субъекту публичного права (например, переход земельного участка из федеральной собственности в собственность субъекта РФ при разграничении государственной собственности на землю) не является основанием прекращения ограниченных вещных прав на земельный участок (п. 3 ст. 216 ГК РФ); 7) правоотношения между отдельными субъектами ограниченных вещных прав носят абсолютный характер; обладатели данных прав, как и любой субъект гражданских правоотношений, в соответствии со ст. 11 ГК РФ имеют право на защиту, в том числе и от вмешательства собственника земельного участка в случае, если действия собственника осуществляются с нарушением закона.
Однако имеется одно очень существенное отличие права пожизненного наследуемого владения от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В соответствии со ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству (ст. ст. 1181 и 1162 ГК РФ). В отношении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком законом не предусмотрена передача данного права по наследству.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится законопроект N 493406-6 «О внесении изменения в статью 1181 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается внести в статью 1181 части третьей ГК РФ изменение, дополнив абзацем третьим следующего содержания: «Принадлежавшее наследодателю право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком входит в состав наследства и наследуется по закону. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется».
Причины, по которым предлагается уравнять правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам на правах пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования в части их наследования, обусловливаются автором законопроекта собственно не схожестью этих двух ограниченных вещных прав на земельные участки, а нарушением статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой «право наследования гарантируется», основополагающих начал гражданского законодательства Российской Федерации (статья 1, пункт 1 статьи 2 ГК РФ), поскольку в рамках правового режима земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, граждане поставлены в неравное положение по сравнению с другими участниками гражданского оборота — юридическими лицами.
В соответствии со ст. 37 ныне утратившего силу Земельного кодекса РСФСР «при переходе права собственности на строения, сооружения или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом выдается новый документ, удостоверяющий право на землю». На основании данного документа указанные граждане могут воспользоваться предоставленным пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» правом переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ «при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник» <5>. Следовательно, у правопреемника гражданина, владевшего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, отсутствует юридическое основание для предоставленного законом права бесплатного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в отношении всего земельного участка, поскольку его правомочия ограничиваются правом пользования только частью земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
———————————
<5> См.: Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36; Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.
В то же время п. 3 ст. 268 ГК РФ установлено, что «в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства». Однако указанный порядок правопреемства не распространяется на физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, в нарушение статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой «право наследования гарантируется», основополагающих начал гражданского законодательства Российской Федерации (статья 1, пункт 1 статьи 2 ГК РФ), граждане поставлены в неравное положение по сравнению с другими участниками гражданского оборота — юридическими лицами.
В случае если наследование земельного участка, принадлежавшего гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет происходить в порядке универсального правопреемства, т.е. по закону, а не по завещанию, то это не будет рассматриваться как акт распоряжения со стороны наследодателя. Поэтому предлагается внести соответствующие изменения в ст. 1181 ГК РФ. Наследование по закону должно являться юридическим основанием для предоставленного законом права переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельный участок или применения такого способа защиты, как признание права собственности на земельный участок в случае отказа со стороны государственных или муниципальных органов власти в таком переоформлении.
Также в состав наследства входит право аренды
земельного участка. Согласно п. 2 ст. 617 ГК РФ «Сохранение договора аренды в силе при изменении сторон» в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное, при этом арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Пункт 1 ст. 46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, следовательно, земельное законодательство не устанавливает запрета наследования права аренды земельного участка.
Среди установленных российским законодательством прав на земельные участки следует отметить право безвозмездного пользования
земельным участком, которое носит договорный характер. При предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование, договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном законом, — с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 39.10 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:
1) в виде служебных наделов работникам на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;
2) для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
3) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
4) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
5) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
6) гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
7) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
лицу, право которого на безвозмездное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
9) лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).
Указанные выше основания предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование свидетельствуют, что заключение договора безвозмездного пользования земельным участком обусловливается личными качествами пользователя, поэтому в порядке наследования право безвозмездного пользования земельным участком не переходит. Если же заключается договор безвозмездного пользования в отношении земельного участка, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, то и в этом случае право безвозмездного пользования в порядке наследования не переходит, поскольку ст. 701 ГК РФ категорично устанавливает, что договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, только в случае, прямо предусмотренном договором, право безвозмездного пользования земельным участком может перейти в порядке наследования.
Литература
1. Амелина Н.Е. Наследование земельных участков и упрощенный порядок оформления права собственности на земельные участки наследниками индивидуальных жилых домов // Наследственное право. 2008. N 1. С. 34 — 36.
2. Блинков О.Е. Актуальные проблемы наследственного права: история, теория и практика // Наследственное право. 2006. N 2. С. 61 — 63.
3. Блинков О.Е. Наследование выморочного имущества в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6. С. 65 — 69.
4. Блинков О.Е. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в странах СНГ и Балтии // Наследственное право. 2007. N 2. С. 26 — 30.
5. Блинков О.Е. Особые режимы наследования в законодательстве государств — участников СНГ и стран Балтии // Цивилист. 2007. N 2. С. 73 — 77.
6. Буряков В.Н. Специальные виды наследования земельных участков // Наследственное право. 2008. N 1. С. 36 — 38.
7. Ельникова Е.В. О преемстве в правах на земельный участок при наследовании жилых домов // Наследственное право. 2007. N 2. С. 30 — 32.
8. Кароян А.Г. Наследование выморочных земель публично-правовыми образованиями // Наследственное право. 2009. N 1. С. 19 — 21.
9. Писарев Г.А. Наследование земельных участков, принадлежащих на праве пожизненного наследуемого владения // Наследственное право. 2008. N 3. С. 31 — 37.
10. Попова Л.И. Правовые основания наследования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства // Наследственное право. 2013. N 3. С. 40 — 41.
Источник: журнал «НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО»