Участок может образоваться после раздела, соединения, перераспределения, выделения надела из муниципальной либо государственной земли. Регистрируя право владения недвижимым объектом имущества, требуется заняться оформлением почтового адреса, чтобы провести постановку участка на кадастровый учет. Граждане часто интересуются, как получить адрес на земельный участок? Процесс регистрации можно пройти через индивидуальное обращение в уполномоченный орган и на электронном портале Госуслуг.
Нужен ли участку адрес
Согласно ст. 2 , точное описание места расположения недвижимости позволяет ее безошибочно идентифицировать.
Отсутствие адреса – не помеха для совершения сделок с участком, которому присвоен кадастровый номер. Однако в случае строительства и регистрации места жительства без адресации не обойтись.
Процедура адресации не подтверждает права на участок и его соответствие строительным, санитарным или градостроительным нормам.
Кодификация должна быть:
- уникальной. Один и тот же адрес нельзя присвоить двум и более объектам;
- легитимной. Данные вносятся в .
В каждом регионе РФ действуют свои правила кодификации объектов. Местные администрации имеют полномочия по присвоению названий улицам, площадям, проспектам, дорогам и другим элементам улично-дорожной сети в соответствии с .
Для получения адреса земельного участка граждане обращаются с заявлением в местную администрацию. На основании (далее – Постановление № 1221) органы местного самоуправления присваивают адрес наделу, о чем вносятся сведения в государственный адресный реестр.
Самостоятельно выбор адреса сделать невозможно, поскольку это не предусмотрено нормами закона.
Правовое регулирование
Согласно законодательству, каждый земельный участок или строение обязаны иметь уникальный адрес, идентифицирующий место расположения объекта. На всей территории РФ действуют обязательные к исполнению требования, касающиеся правил выполнения присвоения адресов объектам недвижимости:
- жилые многоквартирные дома,
- индивидуальные жилые дома,
- дачные строения,
- производственные корпуса,
- гаражи,
- паркинги, рынки, стадионы.
Важно: регламент осуществления прописан в действующем постановлении Правительства России от 19.11.2014 №1221.
Городское Кадастровое Бюро предлагает быструю и профессиональную помощь всем частным и корпоративным заказчикам в решении вопроса присвоения адреса объекту недвижимости в Москве и Московской области.
Читать подробнее
Процедура адресации
Подать заявление на кодификацию земельного участка может законодательно установленный круг лиц, а именно граждане:
- заключившие договора хозяйственного ведения или оперативного управления;
- оформившие постоянное бессрочное пользование;
- обладающие правом пожизненного наследуемого владения;
- имеющие право собственности на надел.
Все они могут делегировать решение вопроса, как получить адрес на земельный участок, третьим лицам, оформив нотариально заверенную доверенность в соответствии с .
Заявители предоставляют схему расположения надела на кадастровом плане и кадастровый паспорт, если данные документы отсутствуют в органах местного самоуправления. Подача других документов не предусмотрена, а их истребование незаконно, о чем прямо сказано в .
Порядок присвоения адреса предполагает подачу заявления в местную администрацию или Многофункциональный центр по месту нахождения участка:
- лично собственником или представителем;
- почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в электронном виде через сайт .
После получения документов гражданину отправляется уведомление с указанием входящего номера заявления в личный кабинет на портале Госуслуги или на указанный электронный ящик.
Аналогичным образом происходит присвоение адреса дому на земельном участке. В этом случае собственник должен иметь разрешение на строительство жилого дома или решение о его вводе в эксплуатацию.
Кодификация всех участков включает в себя определенную последовательность элементов:
- наименование страны и субъекта РФ;
- название городского или сельского поселения;
- наименование населенного пункта;
- название планировочной структуры и улично-дорожной сети;
- номер земельного участка;
- тип и номер здания или объекта незавершенного строительства.
Для дачного участка
Многие россияне планируют строить дома на дачных участках, поэтому им следует знать, можно ли присвоить адрес земельному участку без дома для дальнейшей регистрации по месту жительства или получения корреспонденции.
Согласно , адресация земельных наделов, в том числе дачных участков, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Кроме того, администрации муниципальных районов наделены такими полномочиями на межселенных территориях.
Чтобы оформить получение почтового адреса для дачного участка, собственнику нужно подать заявление в муниципалитет по месту нахождения надела. В дальнейшем номер участка станет номером дома.
В населенном пункте
В некоторых случаях адресация земельных участков производится по инициативе уполномоченных органов. Это касается:
- подготовки документации по планировке территории;
- планировки или межевании территории, подлежащей застройке или уже застроенной;
- утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте;
- утверждения планировки территории;
- принятия решения о строительстве объекта адресации.
Иные основания, предполагающие присвоение адреса земельному участку в населенном пункте, содержатся в п. 8 и п. 21 Постановления № 1221.
Адресация земельного участка в СНТ
Ст. 21 Закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «» определяет вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания. Поскольку полномочий по присвоению адресов среди них нет, будет ошибкой полагать, что руководство СНТ может идентифицировать земельные участки.
Уточнение адреса или его присвоение выполняется только территориальными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Постановления № 1221.
Иногда в СНТ не проводится межевание границ земельных участков, в связи с чем отсутствуют координаты, на основании которых их можно поставить на кадастровый учет в соответствии с . В этом случае присвоение адреса в СНТ возможно только после процедуры межевания и подписания акта согласования границ со смежными участками.
Земли сельскохозяйственного назначения
Ст. 77 устанавливает понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. К этой категории отнесены участки, находящиеся за пределами населенных пунктов и используемые для нужд сельского хозяйства.
Действующее законодательство не уполномочивает органы местного самоуправления выполнять присвоение адреса земельному участку сельскохозяйственного назначения, находящемуся вне населенного пункта.
Чтобы сельскохозяйственной земле был присвоен адрес, участок нужно перевести в другую категорию в соответствии с .
Как получить адрес земельного участка через Госуслуги?
Заказать процедуры присвоения адреса участку через портал Госуслуг могут только жители Москвы. Для подачи электронной заявки следует выполнить следующие шаги:
- Выйти на главную страницу сервиса.
- Нажать на категорию меню «Услуги».
- Выбрать «Квартира, строительство и земля».
- Найти раздел «Все услуги».
- Кликнуть по строке «Услуги вашего региона».
- Нажать на «Присвоение и аннулирование адресов объектов адресации».
- Посмотреть название госоргана, отвечающего за присвоение адреса участку.
- Перейти на сайт mos.ru для заполнения электронного заявления на получение услуги (на портале госуслуг подать его пока нельзя).
В процессе заполнения указывается следующая информация:
- персональные данные заявителя;
- сведения о паспорте (серия, номер, дата и место выдачи);
- адрес по прописке и место фактического жительства, телефон для связи, электронная почта;
- наименование муниципального органа местности, где расположен земельный участок;
- тип запрашиваемой услуги – предварительный или постоянный адрес, необходимость изменения или аннулирования уже существующего;
- отметка о достоверности предоставляемых данных;
- вид права, дающего возможность пользоваться участком (собственность, наследство, бессрочная аренда и т. д.);
- вид имущественного объекта – земельный участок.
После ввода вышеуказанных сведений необходимо кликнуть по кнопке «Подать заявление».
Срок предоставления адреса электронным способом составляет максимально 29 рабочих дней. По информации, которая доступна в учетной записи, можно узнать, на какой стадии процесса находится обращение заявителя. Оповещения автоматически приходят по электронной почте и СМС.
Заявление и документы
Исчерпывающий перечень документов для получения государственной услуги по идентификации земельного участка указан в Постановлении № 1221. Комплект состоит из:
- правоустанавливающих документов: свидетельство о праве собственности, о наследовании,
- решение суда,
- решение органов местного самоуправления о предоставлении надела в пользование или владение и так далее;
Муниципалитет запрашивает документы, необходимые для присвоения адреса, у организаций, в распоряжении которых они находятся.
Как оформить заявление
Заявление о присвоении наделу адреса подает гражданин, обладающим правом пользования/владения.
После получения пакета документов должностные лица муниципалитета осматривают местонахождение надела и определяют возможность адресации. На основании полученных сведений принимается решение. Об этом уведомляют заявителя, направляя Постановление о присвоении адреса либо об отказе в электронном виде или на бумажном носителе.
Образец заявления на присвоение адреса утвержден
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем Департамента (уполномоченным заместителем руководителя Департамента).
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Почтовым отправлением.
5.3. С использованием Портала при наличии технической возможности.
5.4. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа исполнительной власти, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.11. Информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.12. Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.13. Порядок обжалования решения.
11.14. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее 5 дней со дня регистрации жалобы письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
Результат процедуры
Присвоение адреса сотрудник муниципалитета оформляет в виде Постановления, которое выдается заявителю. В документе указывается кадастровый номер участка и перечисленные выше структурные элементы адреса.
Постановление о присвоении адреса вручается гражданину лично либо направляется указанным в заявлении способом:
- почтой;
- через ЛК на сайте Госуслуги;
- на электронный адрес.
Отрицательный ответ
Законодательно установлены условия, при которых соискатель услышит отрицательный ответ. В п. 40 Постановления № 1221 содержится перечень оснований:
- у заявителя нет законных прав на участок, он не является доверенным лицом владельца или пользователя;
- в ответе на межведомственный запрос не содержится информация, необходимой для присвоения участку адреса, а заявитель не может представить эти данные самостоятельно;
- в предъявленных заявителем документах обнаружены ошибки;
- отсутствуют условия для адресации.
Форма решения об отказе утверждена Приказом Министерства Финансов РФ от 11.12.14 № 146н.
Обжалование отказа
Гражданин, получивший решение об отказе, может искать в суде защиты своих прав. Для этого ему нужно подать иск о признании незаконным решения органа местного самоуправления с требованием обязать ответчика присвоить адрес участку.
Эта категория дел рассматривается судами в порядке, предусмотренном . В подобных случаях суды устанавливают законность решений муниципалитета.
Если отказ в присвоении адреса не имеет оснований, предусмотренных в п. 40 Постановления № 1221, суд обяжет орган местной власти провести процедуру адресации участка.
Если отказали в адресации объекта
Закон определяет следующие основания для отказа в проведении процедуры:
- заявитель не имеет законного права на пользование земельным участком;
- отсутствует информация, необходимая для адресации, и заявитель не способен сам ее предоставить;
- предъявленные документы содержат ошибки;
- нет условий для организации процесса адресации.
Лица, которые получили отрицательное решение уполномоченного органа, могут опротестовать его в судебной инстанции. Для признания решения незаконным требуется составить исковое заявление, в котором указать требование о присвоении адреса земельному участку. Если суд не найдет оснований для отказа в адресации, администрацию обяжут выдать адрес участку.
Присвоение адреса объекту недвижимости под ключ
Наши специалисты работают более 15 лет и отлично знакомы со всеми нюансами процедуры адресации участков, домов, дач и иных зданий, так как досконально знают действующий регламент. Данный процесс имеет определенный порядок формирования, подготовки пакета документов и их подачи в соответствующие инстанции. Мы возьмем на себя решение этих и сопутствующих вопросов и поможем вам получить почтовый адрес в Москве и Подмосковье в максимально короткие сроки, сведя риск отказа в регистрации к минимуму.
Для того чтобы узнать условия сотрудничества с нашей компанией и цены на услуги по присвоению объекту почтового адреса, воспользуйтесь указанными на сайте контактами или опцией «заказать звонок».
Наш телефон: 8 (499) 34-793-34.