Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре
В дни, когда в Санкт-Петербурге при поддержке Минстроя России проходила конференция о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ, ведомство разместило на портале проектов НПА текст положения о правилах проведения регионального госжилнадзора (ID 02/07/08-21/00119585).
Разработка такого документа – требование новых НПА: Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Именно № 170-ФЗ внёс такую норму в ч. 3 ст. 20 ЖК РФ. Когда новое положение «Об общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора» будет утверждено, утратит силу постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».
Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493 устанавливает. В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.
Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УО и ТСЖ
Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора
Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник – инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности.
Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).
Основные функции
Главное, для чего создавалась жилищная инспекция- это:
- осуществление контроля за содержанием, ремонтом, должным использованием зданий, составляющих жилой фонд;
- изучение состояния жилого фонда и анализ полученных результатов;
- работа по улучшению качества жилья в стране.
Кроме этих, основных функций, жилищная инспекция выполняет еще ряд назначений:
- отвечает за осуществление работ, связанных с использованием коммунального инвентаря;
- контролирует обоснованность установленных норм потребления коммунальных услуг;
- обеспечивает надзор за более экономным расходом ресурсов;
- оказывает информационные услуги жителям;
- следит за соблюдением правил в процессе оценки жилья: пригодно оно для дальнейшего в нем проживания или его следует признать нежилым.
Таким образом, ГЖИ призвано обеспечить соблюдение всех законодательных актов, которые регламентируют жилищные отношения. Кроме того, она следит за тем, чтобы исполнялись законы о сбережении энергии и модернизации.
Именно жилищная инспекция контролирует создание фондов капитального ремонта, а также законное формирование управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищных кооперативов. Однако осуществлять вмешательство в финансовую и хозяйственную деятельность всех выше указанных объединений она права не имеет.
Материал по теме КГ 4х10 кабель — главные особенности применения
Что и какими методами проверяют органы ГЖН
Задача контрольных мероприятий – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований (п. 9 проекта). В п. п. 5, 6 проекта Минстрой России прописал, что является предметом контрольно-надзорной деятельности органов ГЖН. Так, юрилиц, ИП и граждан инспекторы проверяют на соблюдение требований:
- к использованию и сохранности жилых помещений, общего имущества собственников в МКД;
- к переводу жилого помещения в нежилое помещение и обратно, к их перепланировке, переустройству;
- к формированию фондов капремонта;
- к созданию и деятельности управляющими домами организаций;
- к предоставлению коммунальных услуг потребителям;
- к порядку изменения размера платы в случае некачественного оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества;
- к порядку индексации размера платы за жилое помещение;
- к процедуре ограничения коммунальных услуг;
- к энергоэффективности и оснащённости помещений домов приборами учёта;
- к порядку размещения РСО, УО, ТСЖ, кооперативами обязательной информации в ГИС ЖКХ;
- к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.
Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.
В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.
Требования НПА о досудебном обжаловании решений надзорных органов
Кому подчиняется государственная жилищная инспекция. Какие вопросы решает жилищная инспекция
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — российский орган исполнительной власти, обязанностью которого является контроль жилищного фонда страны. В каждом субъекте федерации функционирует местный совет, действующий в соответствии с конституцией страны.
ГЖИ контролирует соблюдение жилищного законодательства, а также исполнение законов об энергосбережении, модернизации. Также жилинспекция курирует соблюдение требований по использованию и сохранению жилищного фонда, правила формирования фондов капремонта. Причем, представители организации могут проверить на предмет законности довольно широкий спектр организаций. Жилищная инспекция может привлечь к ответственности и граждан.
Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию.
При этом, что важно, ГЖИ не имеет права вмешиваться и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК.
Поводы для жалоб
В жилищную инспекцию можно обратиться по следующим поводам:
Нарушение правил содержания и ремонта, норм обеспечения коммунальными услугами. В перечень нарушений могут входить самые разнообразные поводы — начиная от разбитой лампочки в подъезде, заканчивая плесенью на стенах и не работающим лифтом. В инспекцию можно пожаловаться и на недостаточную температуру горячей воды, отопления, на поврежденные перила и на то, что в подъезде не моют-не убирают, и по другим поводам — если все эти проблемы не хочет решать управляющая компания или ТСЖ;
Установка приборов учета коммунальных услуг;
Определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (если вам кажется, что тариф завышен необоснованно или расчет по плате произведен неправильно);
Заключение договоров предоставления коммунальных услуг;
Предоставление УК, ТСЖ или жилищным кооперативом необходимой информации потребителям;
Ненадлежащее использование и содержание жилых помещений;
Вопросы управления МКД.
На кого можно пожаловаться
В жилищную инспекцию можно пожаловаться на управляющие организации, ТСЖ и на другие юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги.
Наказание
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то жилинспекция выдаёт предписание об их устранении. Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол и принимаются меры по устранению нарушений. В случае невыполнения предписаний нарушителю грозят серьезные штрафы и даже профессиональная дисквалификация. Наказание может оказаться и уголовным. По крайней мере, инспектор может направить материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Также инспектор может обратиться и в суд, чтобы защитить права собственников и нанимателей помещений в МКД.
Лицензирование УК
На базе жилинспекции создается лицензионная комиссия. Она принимает экзамены у руководителей управляющих организаций. При этом проверяются их профессиональные знания. Затем УК проверяют на соответствие лицензионным требованиям. Если всё оказывается в порядке, то организации выдают лицензию. Жилинспекция должна контролировать качество управления МКД. За нарушения дом могут исключить из реестра лицензий, то есть отобрать у недобросовестной управляющей организации. Если число исключенных домов растет, то управляющую компанию лишают лицензии на право управления многоквартирными домами.
Положение
о государственной жилищной инспекции города Москвы
(с изменениями от 18 декабря 2001 г., 19 августа 2003 г.)
1. Общие положения
1.1. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее — Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы по государственному контролю за порядком целевого использования и технической эксплуатации жилья.
1.2. Мосжилинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Положением.
1.3. Мосжилинспекция входит в состав Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы как самостоятельный орган. Координацию деятельности Мосжилинспекции осуществляет первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющий Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы.
1.4. Мосжилинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главной государственной жилищной инспекцией в Российской Федерации, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы и другими органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, инспекционными органами, а также общественными объединениями и гражданами.
1.5. Сотрудники Мосжилинспекции, замещающие государственные должности государственной службы города Москвы, являются государственными служащими города Москвы, на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты государственных служащих государственной службы города Москвы, установленные федеральными законами и законами города Москвы о государственной службе.
1.6. Мосжилинспекция является юридическим лицом, имеет бланки и печать со своим наименованием и изображением герба Москвы, штампы, самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в банке и в органах казначейства.
1.7. Полное наименование Мосжилинспекции — Государственная жилищная инспекция города Москвы. Краткое наименование — Мосжилинспекция.
1.8. Юридический адрес Мосжилинспекции — 129090, г.Москва, проспект Мира, д. 19.
2. Задачи и функции
2.1. Основной задачей Мосжилинспекции является реализация политики Правительства Москвы по государственному контролю за выполнением законодательных и нормативных актов в области технической эксплуатации жилых домов и жилых помещений, инженерного оборудования и сетей, целевым использованием жилищного фонда, а также обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг и своевременное и качественное рассмотрение их обращений и жалоб.
2.2. В соответствии с возложенными задачами Мосжилинспекция выполняет следующие функции:
2.2.1. Осуществляет контроль:
Соблюдения порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта жилых домов, помещений в них, отдельных жилых помещений, инженерных оборудования и сетей, а также придомовых территорий; порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг; соблюдения режимов функционирования инженерных сетей и иного оборудования;
Соблюдения порядка приемки в эксплуатацию (вновь построенных и отремонтированных) внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции в газифицированных жилых домах и помещениях в них, в отдельных жилых помещениях, а также — при производстве газоопасных работ;
Соблюдения порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
Выполнения жилищно-коммунальных услуг для населения.
2.2.2. Организует обследование технического состояния жилых домов, разработку автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга технического состояния жилищного фонда г.Москвы и представляет Правительству Москвы, иным органам власти аналитическую информацию о результатах обследования и предложения по обеспечению сохранности жилых домов.
2.2.3. Организует и проводит диагностику конструкций и инженерного оборудования жилых домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.
2.2.4. Организует работу технологического транспорта и базы мобильных лабораторий для выполнения основных функций Мосжилинспекции.
2.2.5. Обобщает и анализирует результаты проверок качества технической эксплуатации и готовит на их основе предложения Правительству Москвы по объему и очередности ремонтных работ в жилищном фонде.
2.2.6. Обеспечивает контроль за выполнением принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, применяет административные санкции в соответствии с предоставленными полномочиями.
2.2.7. Обобщает и анализирует данные по результатам инспекционных обследований, выданным предписаниям, административным санкциям с использованием современных информационных технологий.
2.2.8. Участвует в разработке проектов законов города Москвы и других нормативных правовых актов в области использования и технической эксплуатации жилья.
2.2.9. Разъясняет политику Правительства Москвы в области технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая гласность в работе Мосжилинспекции, сотрудничество со средствами массовой информации (печать, радио, телевидение).
2.2.10. Рассматривает представленные на согласование: заявления о переустройстве (перепланировке и переоборудовании) жилых домов и жилых помещений; проектно-сметную документацию на работы по монтажу газового оборудования в жилых домах, помещениях в них, отдельных жилых помещениях.
2.2.11. Проверяет газовое оборудование и приборы, применяемые во внутридомовых системах газоснабжения, на соответствие нормам и правилам, действующим в газовом хозяйстве, а также наличие сертификатов соответствия на такие приборы.
2.2.12. Обеспечивает учет и контроль организаций и предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции, а также обучение и аттестацию соответствующих специалистов.
2.2.13. Рассматривает обращения и жалобы граждан в установленные сроки и принимает необходимые меры по их разрешению и выполнению.
2.2.14. Обеспечивает деятельность Городской жилищно-конфликтной комиссии.
3. Полномочия
Для выполнения возложенных функций Мосжилинспекция наделяется следующими полномочиями:
3.1. В случаях, установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке беспрепятственно проверять жилые дома, помещения в них, отдельные жилые помещения, связанные с ними объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с задачами, предусмотренными настоящим Положением.
3.2. В случаях, установленных законодательством, запрашивать и получать у лиц, обеспечивающих использование и техническую эксплуатацию подконтрольных объектов, технические документы, контракты, договора, объяснения в письменной и устной форме, уставные документы и иную информацию, необходимую для выполнения контрольной и аналитической работ.
3.3. Запрашивать и получать у органов исполнительной власти и местного самоуправления информацию, необходимую для проведения проверок.
3.4. Привлекать на договорной основе к обследованию технического состояния жилых домов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, экспертизе технической документации и подготовке законодательных и нормативных актов и предложений квалифицированных специалистов и экспертов других организаций.
3.5. В случаях, установленных законодательством, выдавать организациям, предпринимателям без образования юридического лица, должностным и приравненным к ним по закону лицам, а также гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
3.6. Принимать и исполнять решения о применении в установленном законом порядке финансовых санкций и взыскании сумм штрафа за выявленные в результате проведенных проверок нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка использования и технической эксплуатации жилья и связанных с ним объектов жилищно-коммунального хозяйства.
3.7. Представлять в установленном порядке от своего имени интересы города Москвы в судах, арбитражных судах, органах государственной власти, иных организациях.
3.8. Обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел; запрашивать заключения экспертов в целях обеспечения контроля исполнения мер, предписанных должностными лицами органов государственной власти города Москвы, а также в целях оценки характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
3.9. Участвовать в решении вопросов о непригодности домов и помещений для проживания.
3.10. Участвовать в расследованиях аварий, иных происшествий с газовым оборудованием и приборами, установленными в газифицированных жилых домах и помещениях.
3.11. Продлевать срок исполнения предписания в установленном порядке.
3.12. Давать разъяснения о порядке осуществления в городе Москве инспектирования подконтрольных объектов, предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также — утверждать формы служебных документов, необходимые для его осуществления.
3.13. Вносить в установленном порядке в Правительство Москвы, Мэру Москвы предложения по отмене противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов и других решений органов исполнительной власти города Москвы.
3.14. В пределах своей компетенции осуществлять в установленном порядке учебно-консультационную и методическую работу, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений.
3.15. Заключать договоры на оказание консультационных услуг и проведение экспертизы по вопросам технической эксплуатации жилья, инженерных сетей и иного оборудования жилищно-коммунального назначения.
3.16. Выступать в установленном порядке учредителем технических, экспертных и учебных центров, а также других служб для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию жилых строений, помещений в них, отдельных жилых помещений, инженерных сетей и иного оборудования.
3.17. Осуществлять межрегиональное и международное сотрудничество в области эксплуатации и управления жилья.
3.18. Осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, установленные федеральными законами и законами города Москвы, правовыми актами Мэра Москвы и Правительства Москвы.
4. Структура, руководство Мосжилинспекции
4.1. В состав Мосжилинспекции входят жилищные инспекции по административным округам, специализированные инспекции, отделы реализации городских программ и проектов, научно-методическое подразделение, база мобильных лабораторий, действующие на основании положений, утверждаемых руководителем Мосжилинспекции.
При Мосжилинспекции действует Городская жилищно-конфликтная комиссия , рассматривающая спорные вопросы по применению штрафных санкций, срокам устранения выявленных нарушений действующих технических нормативов по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда.
4.2. Возглавляет Мосжилинспекцию начальник — Главный государственный жилищный инспектор города Москвы, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством Москвы по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией в Российской Федерации.
Начальник Мосжилинспекции имеет заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Правительством Москвы по представлению начальника Мосжилинспекции.
Начальники жилищных инспекций административных округов назначаются на должность начальником Мосжилинспекции по согласованию с префектами административных округов.
4.3. Сотрудники Мосжилинспекции, замещающие государственные должности государственной службы города Москвы, являются государственными служащими города Москвы, на них распространяется законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе; они пользуются правом ношения форменной одежды.
4.4. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими города Москвы.
4.5. Начальник Мосжилинспекции:
4.5.1. Осуществляет права и выполняет обязанности, вытекающие из задач, стоящих перед Мосжилинспекцией.
4.5.2. Руководит деятельностью Мосжилинспекции на основе единоначалия, отвечает за выполнение возложенных на Мосжилинспекцию задач и соблюдение норм действующего законодательства.
4.5.3. Организует работу Мосжилинспекции, подбор и расстановку кадров, принимает решения о поощрении и дисциплинарной ответственности работников Мосжилинспекции.
4.5.4. Распоряжается в установленном порядке денежными средствами и имуществом, закрепленным за Мосжилинспекцией.
4.5.5. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения.
4.5.6. Утверждает должностные инструкции сотрудников Мосжилинспекции.
4.5.7. Утверждает положения структурных подразделений Мосжилинспекции.
4.5.8. Представляет без доверенности Мосжилинспекцию во всех государственных, судебных органах, в других учреждениях, организациях и предприятиях, заключает в установленном порядке договоры, выдает доверенности.
4.5.9. Утверждает структуру и штатное расписание Мосжилинспекции в пределах установленного фонда оплаты труда, устанавливает надбавки к должностным окладам, утверждает Положение о материальном стимулировании работников Мосжилинспекции, порядок изготовления и ношения форменной одежды.
4.5.10. В установленном законодательством порядке решает вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Мосжилинспекции, в том числе: формирование кадрового резерва, подбор, расстановку, переподготовку и повышение квалификации кадров, проведение аттестации, присвоение классных чинов.
4.5.11. Отменяет незаконные и необоснованные решения подчиненных должностных лиц.
4.5.12. Осуществляет другие полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.6. Прием специалистов на работу в Мосжилинспекцию осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Конкретные обязанности специалистов устанавливаются должностными инструкциями.
4.7. Должностные лица, уполномоченные на проведение контроля:
4.7.1. Заместители начальника Мосжилинспекции, начальники инспекционных структурных подразделений, сотрудники Мосжилинспекции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями являются инспекторами Государственной жилищной инспекции города Москвы.
4.7.2. Инспектор Государственной жилищной инспекции города Москвы — уполномоченное должностное лицо, наделенное приказом начальника Мосжилинспекции правом осуществлять в рамках, предусмотренных настоящим Положением, инспекторский контроль, выдавать обязательные для исполнения предписания и составлять протоколы об административном правонарушении. Начальник Мосжилинспекции получает полномочия Главного государственного жилищного инспектора Москвы по должности.
4.7.3. Инспектор Государственной жилищной инспекции города Москвы, при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, вправе в установленном законодательством порядке:
Инспектировать подконтрольные объекты;
Оформлять уведомление органа государственного контроля с перечнем необходимых документов, которые в обязательном порядке в установленный срок должны быть представлены в орган государственного контроля для проведения проверки;
Давать обязательные для исполнения предписания;
Составлять протоколы об административных правонарушениях;
Обращаться в правоохранительные органы за оказанием помощи в проведении проверки.
4.8. Действия и решения должностных лиц Мосжилинспекции при исполнении ими должностных обязанностей могут быть обжалованы руководству Мосжилинспекции, в вышестоящие органы или в судебном порядке.
5. Имущество и финансирование
5.1. Для выполнения предусмотренных настоящим Положением задач и функций Мосжилинспекция обеспечивается необходимыми помещениями, средствами связи, технологическим транспортом, техническими средствами диагностики и контроля состояния конструкций и инженерного оборудования, другими материально-техническими ресурсами, обеспечивающими выполнение решаемых задач.
5.2. Финансирование Мосжилинспекции осуществляется из бюджета города Москвы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» и других разрешенных источников.
5.3. Имущество Мосжилинспекции находится в собственности города Москвы, закрепляется за Мосжилинспекцией на праве оперативного управления.
5.4. Мосжилинспекция владеет и пользуется имуществом, принадлежащим ей в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
6. Изменение Положения, реорганизация и ликвидация Мосжилинспекции
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся постановлением Правительства Москвы в установленном порядке.
6.2. Прекращение деятельности Мосжилинспекции осуществляется в форме ликвидации или реорганизации по постановлению Правительства Москвы по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
6.3. При реорганизации Мосжилинспекции все ее документы передаются правопреемнику.
6.4. При ликвидации Мосжилинспекции ее архивы в упорядоченном состоянии передаются в Московское городское объединение архивов в установленном порядке.
Что относится к профилактическим мерам
В III разделе проекта положения Минстрой России прописал принципы работы по профилактике нарушений. В п. 18 к профилактическим мерам отнесены информирование неопределённого круга лиц и обобщение правоприменительной практики органов ГЖН, а также:
- Объявление предостережения в соответствии со ст. 49 № 248-ФЗ (п. 23 проекта).
Если объект контроля с полученным предостережением не согласен, он в течение 15 рабочих дней после его получения вправе подать в ведомство возражение. В нём нужно указать название ЮЛ, ИП или данные гражданина, ИНН, а также дату и номер полученного от органа ГЖН документа.
В возражении следует обосновать свою позицию в отношении содержания предостережения. Возражение можно отправить по почте или в электронном виде. С момента его получения у органа ГЖН есть 20 рабочих дней на ответ.
- Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ (п. 24 проекта).
Инспекторы и руководители органа ГЖН консультируют юридических и физических лиц, предпринимателей по телефону, по ВКС, на личном приёме, а также в ходе профилактического или контрольного визита. Круг вопросов для консультации указан в п. 25 проекта: порядок проведения госнадзора и профилактических мероприятий, обязательные требования, установленные НПА.
- Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ (п. 27 проекта).
По сути это беседа проверяющего с проверяемым по ВКС или же на месте, «в гостях» у объекта надзора. Профилактические визиты обязательны в отношении лиц, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска, и лиц, приступающих к управлению домом. Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.
Какие есть виды проверок и какими методами они проводятся
В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок. Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).
Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым. Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.
Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).
Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).
Если в орган Госжилнадзора поступает жалоба на нарушения в муниципальном жилфонде, то ведомство должно перенаправить её в соответствующий орган власти в течение семи дней с момента поступления письма (п. 34 проекта).
Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН
В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия
Согласно п. 38 проекта, в отношении государственного жилищного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, который установлен гл. 9 № 248-ФЗ. В соответствии с п. 41 проекта положения, орган ГЖН должен рассмотреть поступившую на его действия жалобу в течение 20 рабочих дней с даты её регистрации.
От редакции: в проекте положения не прописаны требования и порядок обжалования действий или решений органов Госжилнадзора. Они подробно изложены в гл. 9 № 248-ФЗ:
- Юрлицо или ИП обязан подать досудебную жалобу в надзорный орган в электронном виде через Госуслуги или аналогичные региональные порталы (ч. 1 ст. 40 № 248-ФЗ).
- Срок направления жалобы на действия или бездействие надзорного ведомства – тридцать календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 5 ст. 40 № 248-ФЗ).
- Если лицо оспаривает полученное предписание, то срок подачи жалобы составит десять рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 № 248-ФЗ).
У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.
Куда обращаться, если бездействует
На все жалобы, которые отправляются в инспекцию, должен приходить ответ не более чем через 30 дней. Это может быть как отказ в рассмотрении жалобы, так и принятие решения о проверке управляющей компании или ТСЖ.
Но что делать, если жилищная инспекция бездействует? Кому она подчиняется и, соответственно, куда отправлять свои жалобы на ГЖИ?
Если речь идет о бездействии районной инспекции, то главной над ней будет являться инспекция областная. Областную ГЖИ контролирует Главная государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Но наиболее действенным станет обращение с исковым заявлением в суд, а затем и в прокуратуру.
Полезные рекомендации:
- В случае, когда управляющая компания не желает реагировать на претензии жильцов дома к температуре горячей воды или отопления, не хочет ремонтировать неисправный лифт или сломанные перила, стоит обращаться в ГЖИ.
- Когда возникают сомнения по поводу того, а не завышает ли УК или ТСЖ цены на коммунальные услуги, или мучает вопрос о правильности расчетов по оплате, то стоит проконсультироваться по этим вопросам в жилищной инспекции.
- При обращении в жилищную инспекцию стоит обратить особое внимание на оформление первоначального заявления. Если, излагая суть своего обращения, вы при этом не указываете свои данные (ФИО, адрес и номер телефона), то инспекция может не реагировать на ваше заявление. Отсутствие ваших личных данных будет рассмотрено как нарушение процедуры подачи документов.
Материал по теме Беспроблемный переезд – сейчас это возможно
Подводя итог, хочется сказать, что ГЖИ обладает очень серьезными правами, но и обязанности у нее тоже имеются. Жилищная инспекция уполномочена решать важные вопросы, возникающие по поводу жилищного фонда России.
Безусловно, те требования, которые ГЖИ выдвигает, она обязана объяснять и доказывать необходимость их исполнения. Как и сотрудники других органов исполнительной власти при безответственном и халатном отношении к делу сотрудники ГЖИ могут понести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность за свою деятельность.
Как работает жилищная инспекция, смотрите в следующем видео ответ на этот вопрос: