Ревизионная комиссия, ревизор ТСЖ: полномочия, порядок ведения деятельности

Последние изменения: Октябрь 2021

Цель организации ТСЖ – обеспечить эффективное управление многоквартирным домом и проведение работ по поддержанию исправного состояния оборудования и имущества МКД. Участники товарищества выбирают из своего состава членов правления и председателя, поручая им выполнение необходимых мероприятий. Поскольку деятельность правления нуждается в контроле, предусмотрена ревизионная комиссия ТСЖ, уполномоченная проводить регулярные проверки отчетности организации и оценивать эффективность действий председателя.

Ревизионная комиссия играет важную роль в процессе организованного управления товариществом собственников жилья. Она получает широкий спектр полномочий относительно оценки работы правления и возложением четких обязанностей на проверяющих.

Ревизор или ревизионная комиссия?

Требований о выборе избрать одного ревизора или ревизионную комиссию в законодательстве нет, поэтому следует руководствоваться Уставом ТСЖ, а при отсутствии в Уставе подробной регламентации данного вопроса — решить данные вопросы на общем собрании.

Вы можете заказать разработку Устава ТСЖ у меня (делается индивидуально под каждое ТСЖ и с учетом всех изменений законодательства, а также моего опыта работы с ТСЖ)

Я рекомендую вопросы о деятельности ревизионной комиссии подробно закрыть на стадии формирования Устава или его изменения. Если не хочется изменять Устав, то хорошим вариантом будет — разработка положения о ревизионной комиссии.

Цели и задачи

С какой целью проводится проверка, и какие задачи ставят перед собой члены комиссии? К основным задачам проведения аудита относятся:

  • проверка финансовой и хозяйственной отчетности ТСЖ;
  • контроль за расходованием средств;
  • рассмотрение жалоб от собственников (как составить жалобу на ТСЖ и куда с ней обращаться, читайте тут);
  • проверка расчета и исполнения смет;
  • проверка оплаты труда персоналу (о том, какой персонал обязателен в штате ТСЖ, а каких сотрудников можно набирать по желанию, рассказано в этой статье);
  • контроль за исполнением устава ТСЖ и ЖК РФ;
  • проверка объективности размера взносов и иных платежей (об оплате в ТСЖ, платежах за обязательные или нет услуги, в том числе взносах на ремонт, можно прочесть в другой статье).

Цель ревизионной комиссии – на основе изучения документов сделать заключение о работе товарищества, выявить недостатки в его деятельности (если таковые имеются), дать рекомендации правлению и председателю ТСЖ по дальнейшему финансовому планированию, и вынести окончательный вердикт: удовлетворительна ли деятельность организации.

Ревизионная комиссия (ревизор) должны быть членами ТСЖ?

Требований о том, что члены ревизионной комиссии или ревизор должны быть членами соответствующего ТСЖ — нет, поэтому здесь все на усмотрение ТСЖ. Существует ограничение, согласно которому в состав комиссии не могут входить члена правления ТСЖ (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ).

Объективно среди членов ТСЖ, а также собственников помещений в МКД, не всегда бывают граждане, обладающие знаниями и опытом для проведения ревизионной проверки, поэтому приемлемым вариантом будет избрание и найм ревизора со «стороны» (например, нанять бухгалтера, которые не состоял в трудовых и иных отношениях с ТСЖ).

Права и обязанности

Работа ревизионной комиссии связана не только с проверкой отчетности и поданных правлением цифр.

Права и обязанности ревизионной комиссии ТСЖ предполагают исполнение следующих действий:

  • рассматривать жалобы от участников товарищества;
  • проводить проверки финансовой отчетности, иных подготовленных правлением документов;
  • проверять законность сделок, заключенных правлением;
  • контролировать финансовые операции и суммы;
  • изучать налоговую отчетность;
  • принимать решения о целесообразности расходования со счетов товарищества;
  • следить за стабильностью материального положения;
  • проводить ревизионные процедуры.

Исполнение обязанностей ревизионной комиссии ТСЖ предполагает получение материального вознаграждения согласно принятому собранием собственников жилья решению.

В ходе исполнения обязательств ревизоры вправе:

  1. Получать доступ к основным документам организации, включая бухгалтерскую, налоговую отчетность, юридически значимую документацию.
  2. Проверять сметы и выносить решения о целесообразности действий правления.
  3. Контролировать распределение ресурсов товарищества.
  4. Привлекать дополнительных работников, если это требуется для повышения эффективности управления ТСЖ.

Ревизоры наделяются правом обращаться с запросами выдать любые документы товарищества, если это связано с исполнением ревизионных действий. Подробнее о том, что проверяет ревизионная комиссия, указывают в Уставе товарищества.

Обязанности ревизионной комиссии (ревизора)

  • проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов
  • отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Будет полезна статья: Верховный суд про стоянку машин во дворе МКД

Нормативная база

У жильцов многоэтажки неизбежно возникают с самим ТСЖ правовые отношения, которые регулирует в РФ жилищное законодательство. Основной законодательный акт в этой области – Жилищный кодекс. Его 150 статья обязывает в товариществе создать ревизионную комиссию, назначить специальных членов из числа собственников жилья с целью осуществления контрольных мероприятий за деятельностью объединения, его правления, председателя. А работа самой этой надзорной структуры регулируется Правовым положением членов товарищества собственников жилья (гл. 14). У РК должно быть собственное разработанное положение.

Если, с точки зрения жильцов, действия ТСЖ иррациональны, что часто связывают с материальными расходами, они обращаются в специально созданный и действующий постоянно ревизионный орган, аппарат которого сами избирали путем голосования на общем собрании жильцов. Этот орган – ревизионная комиссия.

Необходимо понимать, что ревизор ТСЖ – это относится к органам управления товариществом, а, следовательно, не совершает от его имени действия, влияющие на финансовые обязательства управления или изменяющие их. Задача комиссии в другом – во внутреннем контроле за правовой, финансовой и хозяйственной работой товарищества, его правлением, председателем. А руководством в действиях являются:

  • устав ТСЖ;
  • положение товарищества;
  • Жилищный, Гражданский кодексы.

Деятельность комиссии, осуществляемая в интересах собственников, оплачивающих коммунальные услуги и содержащих общую собственность, позволяет оградить ответственных лиц ТСЖ от намеренных злоупотреблений, неумышленных ошибок. Без подобного органа функционировать не имеет права ни одно ТСЖ. В противном случае это нарушение законодательства, которое чревато довольно суровыми последствиями, даже ликвидацией.

ВАЖНО! Ревизионная комиссия подчиняется исключительно членам организации. Именно они ответственны за ее создание.

Избирается этот контролирующий орган, как правило, на два года и состоять может из трех человек, если другого решения не примет собрание жильцов. Ему вменяется законом в обязанность проводить ревизии финансовой деятельности как минимум ежегодно. Обо всех результатах проверки (заключение ревизора, отчет) собрание необходимо информировать непременно. Но такой контроль может быть организован и в любой другой момент, например, по заявлению жильцов или решению общего собрания.

Что должны содержать отчеты ревизионной комиссии?

Требований к отчету ревизионной комиссии или ревизора ТСЖ в законодательстве нет. Повторюсь, что состав отчета можно закрепить в Уставе или положении о ревизионной комиссии.

Вы можете заказать разработку Устава ТСЖ или положения о ревизионной комиссии. Разработка производится индивидуально под каждое ТСЖ и с учетом всех изменений законодательства, а также моего опыта работы с ТСЖ) .

Также, если в ходе деятельности ТСЖ возникли вопросы, Вы можете заказать консультацию.

Распечатать

Как осуществляется проверка?

Ревизия в ТСЖ может быть двух типов:

  1. Плановая.
  2. Внеплановая.

Внеплановый аудит проводится участниками ревизионного органа по представлению органов прокуратуры, жилкомиссии или заявлениям жильцов в случае подозрений в превышении полномочий сотрудниками бухгалтерии или членами правления.

Важно учитывать, что при внеплановых ревизионных мероприятиях право на принудительное изъятие документации имеют только сотрудники прокуратуры.

Плановая ревизия в жилтовариществе должна проводиться в соответствии с принятой в организации учётной политикой и периодичностью, определённой уставом. Ревизионные мероприятия имеют в общем случае следующий порядок:

  1. Члены комиссии запрашивают в бухгалтерском отделе и правлении необходимую для проверки документацию.
  2. Происходит анализ финансовых документов.
  3. Составляются и подписываются акты проверок.
  4. При нахождении несоответствий устанавливаются их причины.
  5. Формируются рекомендации по устранению обнаруженных несоответствий.
  6. Формируется отчёт о проведённой проверке для представления на общее собрание жильцов-собственников помещений в доме.

Также отчёт может быть предоставлен по требованию в органы налоговой инспекции или прокуратуры. К документам, анализируемым ревизором в начале проверки, относятся:

  • квитанции и платёжные документы;
  • договоры с компаниями-поставщиками ресурсов (о видах обслуживания ТСЖ мы рассказывали тут);
  • договоры с подрядными организациями;
  • выписки из налоговой отчётности;
  • приходно-расходные журналы;
  • списки материального баланса;
  • ведомости о прибыли от хозяйственной деятельности;
  • выписки из банка об операциях по расчётному счёту;
  • выписки о движении средств резервного фонда и фонда капитального ремонта.

При проведении анализа члены комиссии сначала рассчитывают финансовый план, исходя из прогнозируемых показателей, потом суммируют фактические доходы и расходы, а затем сравнивают рассчитанные показатели с фактическими.

При возникновении несоответствий фундаментальных показателей члены комиссии начинают финансовый анализ по поиску причин таких несоответствий.

Поиск начинается с анализа соответствия бухгалтерских контировок, записанных в балансовых отчётах, принятым в большинстве жилтовариществах номерам субсчетов.

Далее происходит анализ банковских операций и операций с лицевыми счетами, присвоенными платёжным контрагентам бухгалтерскими работниками ТСЖ, если операции происходят не через расчётно-кассовые центры. Если на данном этапе не находят причины несоответствий, происходит списочный анализ и перепроверка всей входящей и исходящей документации.

Теперь вы знаете, как провести ревизию ТСЖ и что для этого нужно.

Составление заключения

По факту проведения ревизий избираемый контролирующий орган жилтоварищества формирует следующие документы для заключения:

  • акт;
  • отчёт.

СПРАВКА! Акт комиссии фиксирует данные при проведении проверки различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, а отчёт представляет собой проанализированный результат проведенных проверок.

Заполнение актов

Информация, зафиксированная в проверочных актах, служит основанием для формирования отчётов.

Акт должен содержать следующую информацию:

  1. Дата составления.
  2. Список присутствующих при составлении членов комиссии.
  3. Описание проверяемого финансового объекта.
  4. Список показателей, по которым происходит проверка.
  5. Значения показателей.

Проверяемые показатели формируются согласно учётной политике, принятой в конкретном товариществе. Акт составляется на бумаге формата А4 и начинается с наименования ТСЖ, адреса проведения проверки и её даты.

После перечисления показателей и их значений не менее двух членов комиссии должны поставить свою подпись с полным указанием ФИО. Если контролирующий орган представлен единственным ревизором, вторую подпись ставит председатель.

Акты ревизии по итогам года составляются в 2-х экземплярах, один из которых используется в ходе аудиторских мероприятий, а другой подлежит хранению в течении 3-х лет в архиве ТСЖ.

Порядок проведения ревизии

Итак, как проверить ТСЖ? Это устанавливается в положении о деятельности комиссии.

Однако законодатель выдвигает определенные требования по предмету проведения работы ревизора, к которым относятся:

  1. Проверка исполнения бюджета ТСЖ.
  2. Правильное оформление и ведение сметной документации.
  3. Проверка открытости деятельности ТСЖ.
  4. Факт соответствия сметной и иной документации действительности.

Общее собрание жильцов вправе возложить на проверяющую организацию осуществление наблюдения и по иным предметам работы ТСЖ.

Порядок осуществления проверки следующий:

  1. Запрос необходимых документов о работе ТСЖ.
  2. Анализ указанной документации с привлечением специалистов.
  3. Изучение вопроса коммунальных услуг, их точности.
  4. Проверка банковского счета товарищества.

Проверку необходимо проводить именно в этом порядке, чтобы получить наиболее правильный анализ деятельности ТСЖ. В конце проводиться заседание, по которому необходимо везти протокол. Для проведения проверки основание иметь не обязательно.

По итогам ревизии составляется акт. Результаты проверки на факт целесообразности расходов ТСЖ не могут быть утверждены без предоставления их общему собранию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]