Способы контроля финансово-хозяйственной деятельности

Однако если в общество входит больше 15 участников, создавать контрольные органы обязательно. Для контроля может быть привлечен аудитор. Его утверждают на общем собрании.

Существует три формы контроля финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • постоянно действующая ревизионная комиссия (ревизор);
  • постоянно действующая ревизионная комиссия (ревизор) и привлекаемый по необходимости профессиональный аудитор;
  • привлекаемый аудитор.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение является внутренним документом [указать полное наименование организации] (далее по тексту — Общество), определяющим статус, состав, права и обязанности, порядок образования Ревизионной комиссии Общества, порядок проведения проверок (ревизий) и принятия решений Ревизионной комиссией Общества.

1.2. Ревизионная комиссия является органом внутреннего финансового контроля Общества.

1.3. Компетенция и порядок деятельности Ревизионной комиссии Общества определяются законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, настоящим Положением и иными внутренними документами Общества в части, относящейся к деятельности Ревизионной комиссии Общества.

назад к оглавлению

Образование и состав ревизионной комиссии

2.1. Членом Ревизионной комиссии Общества может быть как участник Общества, так и любое трудоспособное физическое лицо, не ограниченное в гражданской дееспособности, обладающее необходимыми профессиональными знаниями и опытом практической работы.

Специальные требования к члену Ревизионной комиссии Общества: [вписать нужное].

2.2. Количественный состав Ревизионной комиссии Общества определяется решением Общего собрания его участников, но не менее трех человек.

2.3. Ревизионная комиссия Общества избирается Общим собранием его участников на срок [значение].

2.4. Лица, избранные в состав Ревизионной комиссии Общества, могут переизбираться неограниченное число раз.

2.5. В состав Ревизионной комиссии Общества не могут входить члены Правления Общества.

2.6. Решение Общего собрания участников Общества по вопросу избрания членов Ревизионной комиссии Общества принимается путем голосования отдельно по каждой кандидатуре. Решение считается принятым, если за него подано [значение] голосов от общего числа голосов участников Общества.

2.7. Вновь избранные члены Ревизионной комиссии Общества вступают в свои полномочия с даты принятия Общим собранием участников Общества решения по вопросу их избрания.

2.8. Полномочия членов Ревизионной комиссии Общества прекращаются по истечении срока, на который они избраны.

2.9. По решению Общего собрания участников Общества полномочия членов Ревизионной комиссии Общества могут быть прекращены досрочно.

назад к оглавлению

Председатель ревизионной комиссии

3.1. Председатель Ревизионной комиссии Общества избирается членами Ревизионной комиссии Общества из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

3.2. Ревизионная комиссия Общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов комиссии.

3.3. Председатель Ревизионной комиссии Общества организует ее работу, созывает заседания Ревизионной комиссии Общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Ревизионной комиссии Общества и иные документы, исходящие от ее имени.

3.4. В случае отсутствия председателя Ревизионной комиссии Общества его функции осуществляет один из членов комиссии по решению Ревизионной комиссии Общества.

3.5. Председатель Ревизионной комиссии Общества может добровольно в любое время сложить с себя полномочия путем направления остальным членам Ревизионной комиссии Общества соответствующего уведомления в произвольной форме.

назад к оглавлению

Отчет о деятельности

Ещё одним обязательным документом, который ревизионная комиссия должна представлять общему собранию, – это отчет о деятельности. Он оформляется и предоставляется по результатам работы комиссии. В содержание документа должны быть отражена информация не только о комиссии, но и перечень мероприятий, проведенных в рамках ревизии.

Порядок предоставления

Отчет предоставляется после окончания ревизии. Также указанная информация может быть рассмотрена на итоговом общем собрании, проводимом раз в год. Сам отчет передается председателем РК. На практике почтовая или интернет-пересылка не используется. При этом для общего собрания могут быть подготовлены заверенные копии отчета. А оригинал может быть оставлен в комиссии. В процессе рассмотрения каждый из членов ТСЖ может задавать вопросы или вносить предложения по совершенствованию работы комиссии. Результаты рассмотрения отчета оформляются протоколом.

Следует отметить, что возможно переизбрание комиссии, если в процессе собрания будут установлены факты нарушения законодательства РК. В таких случаях члены ТСЖ могут привлечь сторонних специалистов, на условиях договора об оказании услуг, для проведения анализа работы ревизионной комиссии.

Содержание

По своему содержанию отчет похож на акт проверки. В нем должна быть указана следующая информация:

  1. Название документа.
  2. Наименование комиссии ТСЖ.
  3. Период деятельности, за который РК отчитывается.
  4. Дата и место оформления документа.
  5. Нормативный акт, на основании которого действовала комиссия.
  6. Направления деятельности ТСЖ, которые подвергались проверке.
  7. Какой информацией руководствовались члены комиссии.
  8. Общая характеристика жилого массива и прилегающей территории.
  9. Система, применяемая для взимания налогов с собственников.
  10. Финансовое состояние товарищества.
  11. Источник поступления денежных средств.
  12. Общая сумма, начисленная платы за пользование недвижимостью и ЖКУ.
  13. Имеющаяся задолженность. При этом данные отражаются по каждому собственнику.
  14. Сведения и заработной плате обслуживающего персонала.
  15. Состояние по оплате налогов, то есть, имеется ли задолженность или нет.
  16. Состав основных средств.
  17. Выявленные нарушения.
  18. Предложения комиссии.

Отчет подписывается председателем РК. Отметим, что предложения комиссии не должны сводиться только к выбору мер воздействия на виновных лиц. Можно рекомендовать, например, направить обслуживающих специалистов на дополнительное обучение.

4. Полномочия, права и обязанности ревизионной комиссии

4.1. К компетенции Ревизионной комиссии Общества относятся следующие вопросы:

— проверка финансовой документации Общества, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;

— проверка законности заключенных договоров от имени Общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

— анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

— проверка соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности Общества установленных нормативов, правил, ГОСТов;

— анализ финансового положения Общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявления резервов улучшения экономического состояния Общества и выработки рекомендаций для органов его управления;

— проверка правильности составления балансов Общества, отчетной документации;

— проверка правомочности решений, принятых органом управления Общества, их соответствия Уставу Общества и решениям общих собраний.

4.2. Ревизионная комиссия Общества осуществляет регулярные проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации Общества не реже одного раза в год, а также в любое время по собственной инициативе, решению Общего собрания участников Общества.

4.3. В ходе выполнения возложенных на Ревизионную комиссию Общества функций комиссия может привлекать экспертов из числа лиц, не занимающих должности в Обществе. Ответственность за действия привлеченных специалистов несет председатель Ревизионной комиссии Общества.

4.4. Ревизионная комиссия Общества имеет право:

— требовать от лиц, занимающих должности в органах управления Общества, необходимые пояснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок и ревизий, в устной или письменной форме;

— получать и знакомиться с документами о финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— требовать созыва внеочередного Общего собрания участников Общества, в том числе по результатам проверки при возникновении угрозы интересам Общества или выявлении злоупотреблений должностных лиц, а также когда выявленные нарушения требуют принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции указанных органов управления Общества.

4.5. Должностные лица Общества обязаны предоставить Ревизионной комиссии Общества требуемые документы о финансово-хозяйственной деятельности Общества не позднее чем через [значение] дней после осуществления комиссией устного или письменного запроса.

4.6. Ревизионная комиссия Общества обязана:

— своевременно и полно проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— своевременно и добросовестно изучать все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки;

— давать оценку достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документах Общества;

— по итогам проверок (ревизий) во всех случаях составлять справки (акты, заключения), включающие выводы и предложения по исправлению выявленных недостатков;

— требовать от соответствующих органов управления Общества устранения выявленных нарушений;

— соблюдать коммерческую тайну;

— не разглашать конфиденциальные сведения, к которым члены Ревизионной комиссии Общества имеют доступ при выполнении своих функций;

— своевременно доводить до сведения Общего собрания участников Общества результаты осуществленных проверок (ревизий) в форме заключения.

4.7. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества Ревизионная комиссия Общества составляет заключение, утверждаемое на ее заседании. Заключение подписывается председателем Ревизионной комиссии Общества, принимавшим участие в проверке, и представляется соответствующим органам управления Общества.

4.8. В составляемом Ревизионной комиссией Общества заключении должны содержаться сведения о:

— достоверности финансовой отчетности Общества;

— фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

— другие сведения, определяемые действующим законодательством Российской Федерации.

4.9. Ревизионная комиссия Общества представляет не позднее чем за [значение] дней до годового Общего собрания участников Общества заключение по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за год.

назад к оглавлению

Проведение ревизии

Основной функцией РК является проведение ревизии. Такая процедура реализуется как в плановом порядке, так и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в силу которых необходимо провести проверку.

В ходе мероприятия должны быть проверены следующие направления деятельности ТСЖ:

  1. Сохранность, техническое состояние и использование активов, операции по их поступлению и расходованию.
  2. Своевременность и полнота начисления износа основных средств.
  3. Сохранность и использование материальных ценностей, а также операции по их поступлению и расходованию.
  4. Соблюдение установленных цен и тарифов на ЖКУ.
  5. Начисление платы за недвижимость собственникам и пользователям.
  6. Определение размера и корректировка вознаграждения обслуживающего персонала.
  7. Проведение кассовых и банковских операций.
  8. Хранение и использование бланков строгой отчетности.
  9. Расчет с ресурсообеспечивающими и обслуживающими организациями, бюджетными и коммерческими структурами.
  10. Финансовое состояние товарищества.
  11. Бухгалтерский учет и достоверность отчетности.

После завершения такого мероприятия должен быть оформлен акт, который представляется общему собранию.

Основания

Подробный перечень обстоятельств, которые являются основаниями для проведения ревизии, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По общим правилам проверка может быть плановой, то есть проводиться в период, определенный общим собранием и внеплановой. В последнем случае в качестве оснований, чаще всего, выступают жалобы от собственников. Связаны они с нарушением правлением ТСЖ своих полномочий.

Примерами являются – необоснованное повышение размеров платежей и взносов, ненадлежащее санитарное состояние мест общего пользования и прилегающей территории, несвоевременное проведение ремонтных работ и замены оборудования, вышедшего из строя. По каждой жалобе проводится предварительная проверка. При этом ревизия осуществляется даже в случаях, если у человека возникли подозрения, что его права были нарушены. Проверка проводится с целью установления или опровержения факта проступка.

Следует отметить, что инициировать ревизию вправе как один собственник, так и все товарищество в целом.

Акт проверки

По окончании ревизии должен быть оформлен акт. Для этого допускается использовать обычную офисную бумагу.

В тексте документа должна быть отражена информация следующего характера:

  1. Дата и место оформления документа.
  2. Сведения о составе ревизионной комиссии. Здесь указывается фамилия, имя, отчество каждого, а также кто является председателем, секретарем и членами.
  3. Информация о квалифицированных специалистах, которые привлекались к реализации процедуры.
  4. Время проведения проверки.
  5. Основания для её проведения – план, либо поступившая жалоба.
  6. Какие направления были подвергнуты ревизии.
  7. Характер выявленных нарушений.
  8. Требования каких нормативных правовых актов нарушены.
  9. Объем причиненного ущерба.
  10. Предложения комиссии.

Акт должен быть подписан всеми членами РК.

Порядок работы ревизионной комиссии

5.1. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Ревизионной комиссии Общества, принимаются на заседаниях комиссии.

5.2. Заседания Ревизионной комиссии Общества проводятся [по мере необходимости/в соответствии с графиком заседаний, утвержденным Ревизионной комиссией].

5.3. Заседание Ревизионной комиссии Общества созывается Председателем Ревизионной комиссии Общества.

5.4. На заседаниях Ревизионной комиссии Общества ее члены должны присутствовать лично, они не могут передавать свои полномочия другим лицам по доверенности.

5.5. Кворум для проведения заседания Ревизионной комиссии Общества должен быть не менее [значение] от числа избранных членов Ревизионной комиссии Общества.

5.6. При решении вопросов на заседании Ревизионной комиссии Общества каждый член комиссии обладает одним голосом. Передача голосов одним членом комиссии другому члену комиссии запрещается.

5.7. Решения на заседании Ревизионной комиссии Общества принимаются большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Ревизионной комиссии Общества.

5.8. Члены Ревизионной комиссии Общества в случае своего несогласия с решением Ревизионной комиссии Общества могут изложить в письменном виде особые мнения, которые прилагаются к протоколу заседания Ревизионной комиссии Общества.

5.9. На заседании Ревизионной комиссии Общества ведется протокол.

5.10. В протоколе указываются:

— дата, место и время проведения;

— лица, присутствовавшие на заседании;

— повестка дня заседания;

— вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;

— принятые решения.

5.11. Протокол заседания Ревизионной комиссии Общества подписывается председателем Ревизионной комиссии Общества.

5.12. Заключения, протоколы заседаний и иные документы, связанные с деятельностью Ревизионной комиссии Общества, хранятся по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.13. Проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества, осуществляемые Ревизионной комиссией Общества, не должны нарушать нормального режима работы Общества.

назад к оглавлению

Цели деятельности

Основные цели работы РК вытекают из её полномочий. Прежде всего, это проверка финансовой и хозяйственной деятельности товарищества, а также контроль процесса расходования денежных средств, имеющихся на балансе организации. Немаловажным является проведение проверок по жалобам собственников. При этом характер обращения не имеет значения. Проверка может проводиться по любым нарушениям. Ещё РК изучает расчеты и исполнения смет, оплату труда нанятого персонала, контролирует исполнение правил Устава и норм действующего законодательства. В завершении комиссия проверяет правильность расчета сумм обязательных платежей и взносов.

Ответственность ревизионной комиссии

6.1. Члены Ревизионной комиссии Общества несут ответственность за достоверность своих заключений, а также за достоверность информации о финансово-экономическом положении Общества.

6.2. Члены Ревизионной комиссии Общества несут ответственность за добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определенном действующим законодательством.

6.3. По решению Общего собрания участников Общества членам Ревизионной комиссии Общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов Ревизионной комиссии Общества.

6.4. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Общего собрания участников Общества.

назад к оглавлению

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]