Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик


Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Поговорим о том, кто и каким образом принимает к коммерческому учёту и опломбирует новый счётчик, и почему важно это делать правильно.

Когда начинает действовать индивидуальный прибор учёта
14241

2

Обязательно ли пломбировать счетчики?

Проблема сбережения водных ресурсов на данный момент стоит очень остро, необходимо правильно расходовать имеющиеся природные запасы. Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» от 23.11.2009 ст. 13 (ред. от 29.07.2017) и ПП РФ № 776 рекомендуют всем сособственникам жилья устанавливать приборы учета воды, в противном случае коммунальные платежи рассчитываются с повышающим коэффициентом (п. 42 Постановления Правительства РФ № 354 в ред. от 27.03.2018).

Установка счетчиков воды существенно уменьшает сумму платежей и позволяет регулировать расход ресурса. Согласно ПП РФ № 354 п. 81(8), ввод в эксплуатацию водомера сопровождается опечатыванием. Если пломбы нет, то показания считаются недействительными и оплата начисляется с применением повышающих коэффициентов.

Когда необходимо опечатывать ИПУ

В отличие от счетчика электроэнергии, водомер находится в закрытом прозрачном корпусе, который не подлежит снятию, иначе произойдет повреждение контрольного пластикового кольца. Кроме этого, современные счетчики холодной и горячей воды снабжаются антимагнитной наклейкой. Такая пломба реагирует на попытки изменить показания путем воздействия электромагнитных волн (происходит растекание вещества в прозрачной капсуле). Если нечаянно или умышленно сорвать наклейку, при ее возврате на место на поверхности появится слово «Open».

На заметку! Присутствие антимагнитного элемента незначительно влияет на стоимость прибора, но снимает любые претензии со стороны ресурсоснабжающей организации в плане умышленного воздействия на устройство.

Конечная опломбировка водосчетчика осуществляется при помощи пластмассовой номерной детали. Для этого вызывается сотрудник соответствующей организации. Работы не затрагивают непосредственно главную часть устройства, кроме механизмов без антимагнитной наклейки. Опечатывание происходит между двумя контрольными гайками, которые служат для подсоединения устройства к системе снабжения.

Такая процедура необходима в следующих случаях:

  • Первичный ввод счетчика воды в эксплуатацию в недавно возведенных частных и многоквартирных домах.
  • Завершение периода пользования или возврат механизма с сертифицированного осмотра. Для ИПУ холодной воды срок после первой поверки – 6 лет, для горячей – 4 года. Если прибор ГВС установить на трубы ХВС, то период рассчитывается на основании данных, указанных в акте ввода в эксплуатацию.
  • Поломка счетчика. Факт повреждения выявляется самостоятельно или при осмотре контролирующими организациями.
  • Замена вентилей и труб (если работы невозможно провести без снятия прибора). Это особенно актуально при выходе из строя вводного шарового крана.
  • Аварийная ситуация, которая потребовала быстрого демонтажа ИПУ или труб.
  • Засорение фильтра очистки. Если подаваемая вода имеет примеси крупной фракции, то установленная на входе сетка постепенно забивается. Для очистки потребуется снять механизм.
  • Повреждение проволоки, которая использовалась, чтобы запломбировать устройство.

Во избежание проблем нужно учитывать основное правило, которое предполагает соблюдение целостности элемента, используемого для опечатывания механизма.


При любом вмешательстве в работу водопроводной системы, которая влечет за собой полный или частичный демонтаж водомера, необходимо перепломбировать счетчик

ХВС

Если в доме существует газовый котел или колонка, то проводится только холодная вода. В таком случае опломбировать нужно только один водомер. При наличии подачи горячей воды, необходимо установить пару счетчиков, каждый из которых должен иметь пломбу.

Опломбировка счетчика на горячую воду производится так же, как и на холодную воду. Принципиальных отличий в установке пломбы не существует. Мастер пломбирует водомер и выдает соответствующие бумаги, в которых прописаны все необходимые данные.

Кто должен опломбировывать водомер?

Для опечатывания счетчика нужна лицензия, обращаться необходимо в следующие организации:

  1. Управляющая компания или товарищество собственников жилья. При взимании платы за поставляемые водные ресурсы именно эти структуры проводят пломбирование. Исключения составляют ситуации, когда собственники МКД или кооператива на общем собрании согласовали прямое взаимодействие с поставляющей организацией.
  2. МУП «Водоканал» или МУП «Служба водоснабжения» (в зависимости от региона). Если компания выступает в качестве поставщика ресурса, то именно она отвечает за переопломбировку.

В соответствии с п. 81(8) Постановления Правительства РФ № 354 установкой пломб занимается представитель исполнителя коммунальных услуг, имеющий допуск. В некоторых регионах также обязательно присутствие сотрудника ресурсоснабжающей организации.

Что будет за нарушение пломбы

За повреждение пломбы на водомере в законодательстве предусмотрена ответственность:

  1. Преднамеренное нарушение пломбы чревато предупреждением либо наложением штрафа. Его сумма меняется в пределах 100-300 руб. для потребителей или 300-500 руб. для юридических лиц.
  2. При зафиксированном незаконном изъятии водных ресурсов собственнику жилья грозит ответственность по ст. 7 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Размер штрафа зависит от объема хищения ресурсов. По закону штраф налагается в пятикратном размере суммы изъятого. Возможен административный арест сроком до 15 суток либо исправительные работы сроком до 10-50 часов. При крупных объемах хищения, превышающих 2,5 тыс. руб., наступает уголовная ответственность по ст. 158 Уголовного кодекса РФ.


За нарушение пломбы грозят штрафы.
Отсутствие или повреждение пломбы является основанием для учета потребления воды согласно действующим коммунальным тарифам, рассчитанным за все дни незаконного использования ресурсов. При неустановленной дате поломки пломбы, отсчетный период определяется с момента последней услуги поверки водомера.

Порядок действий

Схема процесса:

  1. Приобретается и устанавливается водомер. Допускается самостоятельный монтаж при условии соблюдения всех нюансов.
  2. Подается заявление на перепломбировку. Целесообразно указать предполагаемую дату установки.
  3. Приглашенный сотрудник проверит правильность монтажа счетчика и документацию.
  4. Прибор должен пломбироваться специальным пластиковым элементом или свинцовой печатью. Обязательно, чтобы проволока проходила через отверстия двух накручиваемых гаек.
  5. Составляется акт. В документе указывается дата, Ф. И. О. и адрес абонента, фамилия и должность представителя, цель проводимого обследования, место установки, номер, дата поверки, срок эксплуатации, кубатура водомера, пломбы для счетчиков. Если есть старое устройство, то переписываются его параметры. Все показатели проверяются и подтверждаются подписью.

Акт обязательно составляется в двух экземплярах, один остается у собственника. Чаще всего сотрудник исполнителя самостоятельно передает документы ресурсоснабжающей организации.

Важно! Если спустя месяц строчка с указанием номера водосчетчика в квитанции не изменилась, то нужно незамедлительно обратиться в МУП.

Принцип работы

Если на расходомере установлено антимагнитное приспособление, то при поднесении к нему неодимового магнита индикатор чернеет. Если в качестве индикатора используется рисунок, то при воздействии на него магнита изменяется его конфигурация.

Если пломба-наклейка оснащена капсулой с веществом, то при воздействии на нее магнитного поля происходит разлив по всей ее поверхности химического вещества. На ряде изделий при попытках вскрытия начинает высвечиваться соответствующая надпись.

Роторные пломбы также оснащены антимагнитной защитой. На их корпусе имеется индикатор с двумя треугольниками. При воздействии на водомер магнита с индикатора исчезает рисунок. Это свидетельствует о вмешательстве в работу прибора.

Свинцовые и пластиковые пломбы не оснащены антимагнитной защитой. Они только фиксируются на водосчетчиках для защиты их от вскрытия.

Как подать заявку

Многие организации принимают обращения на первичную или повторную опломбировку по телефону, что чаще всего обусловлено наличием ранее выписанных актов замены. Но необходимо учитывать, что такой порядок действий не позволит доказать факт обращения в случае возникновения проблем, поэтому заявку лучше подать в письменном виде (на основании п. 81 Постановления Правительства РФ № 354 ред. от 27.03.2018).

Стандартная форма:

  • Информация о собственнике помещения. Ф. И. О., адрес, данные паспорта, телефон.
  • Дата установки прибора учета воды.
  • Параметры и точка размещения ИПУ.
  • Хотя ПП РФ предписывает указывать сведения об организации, которая выполняла работы, этот пункт можно пропустить. Дело в том, что это правило распространяется на счетчики, для монтажа которых требуется обязательное лицензирование или сертификация.
  • Точные показания.
  • Дата следующей поверки.
  • Копия паспорта механизма или документа о прохождении осмотра в специальной лаборатории.

Заявку нужно передать в УК, ТСЖ или МУП, второй экземпляр с датой и инициалами принимающего лица остается у собственника. Если нужно поменять устройство с истекающим сроком эксплуатации, то исполнительные организации заранее уведомляют абонента с указанием периода, в течение которого нужно поставить новый счетчик, и дат опломбировки.

От чего зависит, какая разновидность будет установлена?

То, какой именно тип приспособления будет установлен на водосчетчиках, зависит от управляющей компании.

Закон наделяет ее полномочиями устанавливать на водомерах потребителей антимагнитные пломбы. Это зафиксировано в п.п. «г(1)» п. 32 правительственного Постановления от 6 мая 2011 года под номером 354.

УК вправе устанавливать на водосчетчиках антимагнитные приспособления по своему усмотрению с обязательным уведомлением об этом жильцов.

На такие меры УК идут в зависимости от частоты случаев выявления несанкционированного вмешательства в работу водомеров со стороны потребителей в отдельно взятых домах. В большинстве случаев УК ставят на счетчиках в квартирах стандартные пластиковые и свинцовые пломбы.

Сроки процедуры

Временные промежутки также оговорены в ПП РФ №354 п.81-81(2):

  1. Устройство вводится в эксплуатацию не позднее месяца, который следует за датой монтажа.
  2. После получения заявки исполнитель может согласовать новый срок. Для этого даются 3 дня с момента принятия оповещения. Отсрочка не может быть более 15 дней от первоначальной даты.
  3. Если исполнитель не явился в согласованное время, то прибор считается введенным в эксплуатацию с момента принятия заявления. Хотя закон разрешает использование ИПУ без пломбы, необходимо обратиться в контролирующие органы, чтобы работы были обязательно выполнены.

Счетчик воды может быть не введен в эксплуатацию, если обнаружатся нарушения технологии монтажа или несоответствие устройства нормам.

В каком случае нужно платить?

Существующие законодательные акты определяют, что опломбирование выполняется бесплатно, если устанавливается новый прибор или была произведена сертифицированная поверка счетчиков воды.

Платное опечатывание возможно в следующих случаях:

  • Если элемент поврежден вследствие переноса точки подключения. Исключение составляет переустройство коммуникаций, которое выполняет УК или ТСЖ. Но если управляющая организация не имеет права ставить пломбу, то прежде чем сорвать старую, лучше согласовать действия.
  • Если проволока сгнила и фиксирующее устройство оторвалось. Многие исполнители восстанавливают этот элемент только за деньги, поскольку именно потребитель несет ответственность за сохранность счетчика. В такой ситуации необходимо, чтобы при проведении контрольных проверок собственник сам заранее осмотрел пломбу и указал на возможные нарушения, возникшие из-за выхода проволоки из строя. Опечатывающий элемент может отвалиться вследствие того, что исполнитель использовал некачественный и неподходящий фиксирующий материал.
  • Если повредилась пломба. Исключения составляют действия работников УК, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации.

Внимание! Элемент может слететь по вине домашних животных, поэтому требуется ограничить зону их воздействия.

Куда обращаться?


Правом пломбировать ИПУ наделены только организации, имеющие лицензию на осуществление такого вида деятельности.

За пломбированием, в большинстве случаев, необходимо обращаться к абонентскому отделу водоканала, управляющей компании, в ЖЭК или ТСЖ, при наличии договора на обслуживание счетчиков.

Пломбировка кем-либо, не обладающим лицензией, незаконна, приравнивается к отсутствию пломбы.

Важно! Перед началом работ есть смысл убедиться, что лицензия у представителей организации, явившихся для опломбирования счетчика по обращению абонента, не просрочена.

Еще больше сведений о том, кто занимается пломбировкой счетчиков можно найти здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]