Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Сегодня рассказываем о судебном деле, в котором управляющая организация и РСО выясняли, кто при прямом договоре собственников с поставщиком ресурса был обязан установить в МКД общедомовой прибор учёта. Читайте обзор доводов суда по вопросу, должна ли УО нести материальную ответственность за отсутствие в доме ОДПУ.

Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта
17168

4

При прямом договоре УО оплачивает только потреблённые на содержание общего имущества ресурсы

Между организацией, управляющей несколькими многоквартирными домами в Самаре, и поставщиком холодной воды был заключён договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. По условиям договора УО оплачивала сверхнормативные объёмы КР на СОИ, услуга ХВС предоставлялась собственникам по прямым договорам.

В домах, где отсутствовали ОДПУ холодной воды, РСО при расчётах применяла повышающий коэффициент: сначала 1,4, затем 1,5, поскольку управляющая организация не предоставила акты обследования МКД, подтверждающие отсутствие технической возможности установить общедомовые счётчики.

Управляющая организация не согласилась с расчётами, посчитав, что она не была обязана устанавливать ОДПУ. Следовательно, ей не могут выставлять завышенную из-за этого плату с использованием коэффициентов. РСО обратилась в суд с иском, требуя взыскать с неё свыше 100 тысяч рублей задолженности за КР на СОИ. Спор компаний перешёл в суд.

УО, отвечая на иск поставщика холодной воды, в свою защиту отметила, что обязанность установить ОДПУ лежит на ресурсоснабжающей компании как исполнителе коммунальной услуги по ХВС. Поэтому РСО не может рассчитывать плату с применением повышающих коэффициентов – приборы учёта отсутствуют по вине самого поставщика ресурса.

Суд первой инстанции, рассматривая дело № А55-35227/2017, сосредоточился на двух вопросах:

  1. Кто должен установить ОДПУ в доме и, соответственно, отвечает за его отсутствие?
  2. Имела ли право РСО применять повышающий коэффициент при расчёте платы за КР на СОИ?

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
105120

19

Установка и эксплуатация умных приборов учёта

С 1 июля 2021 года поставщики электроэнергии начали устанавливать в многоквартирных и индивидуальных жилых домах интеллектуальные системы учёта потребления ресурса. Такие приборы автоматически передают показания и ограничивают подачу электроэнергии должникам.

Нас попросили уточнить, кто же будет приобретать такие умные счётчики и есть ли сроки окончания замены ПУ в старом жилищном фонде?

Затраты на закупку и замену индивидуальных приборов чёта будут заложены в тариф. А менять ПУ в старых домах станут по мере выхода из строя и истечения межповерочных интервалов уже установленных ИПУ.

РСО при расчётах вправе применять повышающие коэффициенты в отсутствие ОДПУ

В соответствии с п.п. 21 (1), 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, РСО определяет объём ресурса, поставляемого управляющей организации в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом наличия или отсутствия ОДПУ и технической возможности его установить.

Так, согласно пп. «в» п. 21(1) ПП РФ № 124, если в доме не установлен общедомовой прибор учёта и отсутствует акт, который бы подтверждал отсутствие возможности монтажа ОДПУ, то в 2021 году РСО имеет право при расчётах объёма потреблённого ресурса применять повышающий коэффициент 1,4, а с 2021 года – 1,5. Коэффициент не используется с расчётного периода, в котором составлен акт о невозможности установить общедомовой счётчик.

Право РСО рассчитывать объём КР на СОИ с применением коэффициентов при отсутствии ОДПУ в доме также зафиксировано в пп. «ж» п. 22 ПП РФ № 124. Такой подход, как указал суд, соответствует нормам ч. 2 ст. 13 № 261-ФЗ, стимулируя покупателей коммунальных ресурсов устанавливать приборы учёта и вести расчёты согласно их показаниям.

ПП РФ № 354 и № 124 также содержат условия о праве РСО при расчётах с исполнителями коммунальных услуг применять повышающие коэффициенты, если УО/ТСЖ не предоставили акт обследования дома на предмет, подтверждающий отсутствия технической возможности установить ОДПУ.

Обоснованность применения поставщиком ресурсов повышающих коэффициентов подтвердил Верховный суд РФ в решении от 12.10.2016 № АКПИ16-779, отказавшись признать частично недействующими соответствующие нормы законодательства.

Включение дома в реестр лицензий

В одной из наших статей мы рассказали о споре, в котором ВС РФ не согласился с предыдущими судами и утвердил право УО управлять домом, который не включён в её лицензию. Читатель попросил помочь разобраться с его ситуацией.

ГЖИ, согласно приказу № 938/пр, обязана принять решение по внесению или исключению дома из лицензии. Однако такого решения ведомство не даёт. Необходимо обращаться в суд?

В этом случае следует требовать внести изменения в реестр лицензий согласно приказа № 938/пр: написать в ГЖИ и в прокуратуру, чтобы последняя разобралась в ситуации. Также мы посоветовали обратиться к омбудсмену по правам предпринимателей в регионе. Следующий шаг, если эти действия не помогут, – пойти в суд.

УО как ответственный за содержание общего имущества дома обязана устанавливать ОДПУ

Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод управляющей организации о том, что обязанность установить ОДПУ в доме лежит не на ней, а на поставщике соответствующих коммунальных ресурсов. Как утверждала УО, она не должна нести материальную ответственность за бездействие РСО. Именно поставщик воды является исполнителем услуг по ХВС согласно прямым договорам и должен установить общедомовые счётчики.

Судья указал ответчику на то, что согласно пп. «к» п. 11 ПП РФ № 491, содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, в том числе холодной воды, и их надлежащую эксплуатацию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и п. 2.4.2 Правил № 170, установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов и осуществляется за счёт средств соответствующего фонда.

При этом общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ № 491). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества – управляющую домом организацию.

Суд сделал заключение, что УО в силу прямых указаний закона и договора управления была обязана организовать установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию. В том числе компания могла обратиться в РСО и заключить с ней договор на проведение таких работ. Иск поставщика холодной воды был удовлетворён.

Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО
35606

4

Памятка по установке общедомовых приборов учета

До 1 января 2021 года (для Республики Крым) все дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета. Кто обязан их устанавливать, кто будет за них платить и, наконец, что ждет тех, кто не выполнит требования закона?

Для той части жильцов, которые не успели разобраться в сути предстоящих нововведений, предусмотренных Федеральным законом № 261, мы публикуем наиболее распространённые вопросы и ответы на них.

Является ли установка общедомового прибора учета обязательной?

Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.12.

Ваша управляющая компания обязана уведомить собственников жилья о необходимости и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета ресурсов, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании.

Кто заплатит за покупку и установку общедомового прибора учёта?

Поскольку будущий прибор учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир. По закону об энергосбережении (ст. 13, ч. 5), который и контролирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета
используемых: воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс (ст. 158

): «Собственник помещения в многоквартирном доме
обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества
в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Какие существуют варианты установки общедомовых приборов учепта?

Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают установить счетчик

Обычно это происходит в ТСЖ или в домах с сильным Советом дома, когда жильцы понимают, что требований закона все равно не избежать, и осознают свою выгоду от установки прибора учета. В большинстве случаев это дома, общее состояние которых удовлетворительное, им не требуется экстренный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии и на счету дома уже есть некоторая сумма. Для этого жители дома собирают собрание, и большинством голосов принимают решение – надо ставить. Деньги в этом случае дом снимает со статьи «текущий ремонт».

Бывают случаи (если денег на счету дома не достаточно), тогда собственники решают собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. В этом случае также необходимо провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придется всем, даже тем, кто проголосовал «против»

Воплотить в жизнь свое решение, жильцы поручают ТСЖ или Управляющей компании.

Вариант 2: Счетчик устанавливается по предложению Управляющей компании

Если жильцы в доме не проявляют инициативу по установке общедомового прибора учета, то выйти с таким предложением обязана Управляющая компания.

В соответствии со ст.12 п. 7 закона «Об энергосбережении» УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».

УК должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы либо поддержат решение об установке счетчика, либо откажутся от этого.

Что касается оплаты, то жильцам традиционно предложат использовать деньги по статье «текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Как правило, УК предлагают жителям поставить счетчик в рассрочку.

Вариант 3: Счетчик ставят ресурсоснабжающие организации

Если до 01.01.2019 общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмутся компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон обязывает их (ст.13 п.9) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета

используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».

Ресурсоснабжающие организации направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий для каждого конкретного дома прибор учета и сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация со своей стороны обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и другим объектам общедомового имущества.

Платить за прибор учета придется опять же жильцам — можно в рассрочку до 5 лет. К общей стоимости оборудования прибавляются еще и проценты. К счастью, по закону они не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления. Отказаться от предлагаемых «услуг» собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг взыщут эти деньги через суд. Закон будет на их стороне.

Какие меры наказания предусмотрены для тех, кто игнорирует закон об обязательной установке приборов учета?

Законодатели предусмотрели, что далеко не все жильцы ринутся исполнять предписания закона об энергосбережении ставить общедомовые приборы учёта, поэтому сразу внесли изменения в Административный кодекс (добавили статью 9.16), в которых предусмотрели штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.

1. Собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом.

В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.

ст. 13 п. 12 закона об «Энергосбережении»: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]