Обязан ли собственник нежилого помещения платить расходы за электроэнергию на общедомовые нужды?


Существуют два способа определения величины ОДН в многоквартирном доме: по общедомовому прибору учёта и по нормативу. Ниже приведены примеры расчёта для каждого случая:

В случае наличия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета

Объем электроэнергии, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, в этом случае определяется как разница объемов электрической энергии, поступающей в многоквартирный дом и потребленной собственниками (пользователями) жилых и нежилых помещений, которая распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме. Расчет размера платы электроэнергии, за расчетный период на ОДН, производится следующим образом (например): 1. Определяется объем потребления по общедомовому прибору учета многоквартирного дома. Допустим, объем электроэнергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, составил 4120 кВт*ч; 2. Определяется объем электроэнергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома. Предположим, что суммарный объем потребления электроэнергии (по счётчикам и по нормативу) в жилых и нежилых помещениях дома составил 3280 кВт*ч. Тогда объем электрической энергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома составит: 4120-3280 = 840 кВт*ч; 3. Определяется объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиру: допустим площадь Вашей квартиры 44 кв.м/2766 кв.м (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) * 840 кВт*ч= 13 кВт*ч; 4. Рассчитывается размер платы за ОДН: 13 кВт/ч*4.32 руб./кВт*ч = 56,16 руб. При этом 4.32 руб./кВт*ч — одноставочный тариф для жилого помещения в газифицированном многоквартирном доме, актуальный на I полугодие 2020 г. (Приказ КТР Волгоградской области от 20.12.2019г. №44/2). Таким образом, в связи с тем, что объем потребления электроэнергии в помещениях многоквартирного дома каждый месяц различен, размер платы за ОДН, приходящийся на жилое/нежилое помещение, каждый месяц также будет различаться. Нормативно-правовая база: — п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета

Объем электроэнергии, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, в этом случае определяется как произведение норматива на общедомовые нужды на площадь общедомового имущества с последующим распределением между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю помещения в многоквартирном доме. Расчет размера платы электроэнергии, за расчетный период на ОДН, производится следующим образом (например): 1. Определяем величину норматива на ОДН для многоквартирного дома. Допустим дом оборудован лифтом и не оборудован электроотопительными и электронагревательными установками горячего энергоснабжения, тогда норматив будет равен 2.6 кВт*ч в мес. на кв.м (Постановление Минтопэнерготариф Волгоградской области от 30.07.2012г. №5); 2. Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме = 320 кв.м; 3. Определяется объем электроэнергии на ОДН, приходящийся на квартиру: 2.6 кВт*ч в мес. на кв.м * 526 кв.м *44 кв.м (общая площадь квартиры)/2766 кв.м (общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме) = 22 кВт*ч; 4. Рассчитывается размер платы за ОДН: 22 кВт/ч*4.32 руб./кВт*ч = 95,04 руб. При этом 4.32 руб./кВт*ч — одноставочный тариф для жилого помещения в газифицированном многоквартирном доме, актуальный на I полугодие 2021 г. (Приказ КТР Волгоградской области от 20.12.2019 г. №44/2). При расчёте ОДН в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учёта, показания приборов учета электроэнергии потребителей, а так же потребление жилых и нежилых помещений, определенное расчётными способами, не участвуют.
Нормативно-правовая база: — п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В расчетах используются сведения о площадях многоквартирного дома, согласно техническим паспортам (экспликациям), изготовленным БТИ, информация о площадях квартир — согласно техническим паспортам жилых помещений. В случае если информация о площадях, используемая в расчётах, является некорректной, сообщите об этом гарантирующему поставщику. Ежемесячный расчет Вашего объёма ОДН и его расшифровка указаны в направленном платёжном документе за соответствующий расчётный период.

Блог


Источник фото: https://www.pexels.com/

Казалось бы, понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР СОИ), введенного с 01 января 2021 года вместо понятия ОДН (общедомовые нужды), действует уже почти 3 года, и все спорные вопросы должны были быть разрешены и разъяснены за это время. Но Верховный суд РФ любит преподносить новые «сюрпризы» в виде толкования тех или иных норм жилищного законодательства РФ при рассмотрении спорных ситуаций.

Часто по судебным спорам по КР СОИ возникает вопрос о том, какие площади должны быть правильно использованы для целей расчета этих расходов. Органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) в этом вопросе придерживаются того мнения, что для расчета этих площадей необходимо придерживаться только данных технического паспорта. Но уже не один год градостроительные нормы не требуют оформления данного документа при окончании строительства. Однако бОльшая часть жилого фонда в регионах состоит все-таки из домов застройки прошлого века, когда технический паспорт должен был быть у каждого МКД. Должен, да не обязан… В период становления законодательства по ЖКХ, а также войн за дома, задолго до лицензирования деятельности управляющих организаций (УО), технические паспорта сохранились не у всех и не везде.

Да и содержание этих документов не всегда отображает все необходимые сведения о площадях МКД. Такой документ, как «МИ 3290-2010 ГСИ. Рекомендация по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа (с Изменениями № 1, 2, 3)» до сих пор является действующим. А в пунктах 24-26 Правил содержания общего имущества МКД, утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2006 г (далее — Правил 491), отсутствует такой документ, как технический паспорт МКД, хотя ссылки на него есть и в нормативно-правовых актах (НПА), и в письмах Минстроя РФ, да и в судебных решениях.

Кроме того, при абсолютном нежелании собственников помещений МКД оплачивать в экономически обоснованном размере услуги управляющих организаций, актуализация технических паспортов практически никем и нигде не производится (очень редко). Хотя по закону (п. 27 Правила 491) техническая документация должна содержать актуальную информацию. И делаться это должно за счет платы за содержание общего имущества (СОИ) МКД, то есть, за счет собственников. Но на обновления технического паспорта МКД цены совсем недетские, непонятно, откуда и из чего рассчитанные в организациях, оказывающих эти услуги…

Еще в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 апреля 2021 г. № 12368-А4/04

«Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» указывалось:

«…При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа)

в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам».

Так органы ГЖН и толкуют данные вопрос о площадях МКД для целей расчета КРСОИ по водоснабжению и водоотведению. Хотя в силу пункта 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу МКД относится, в том числе и:

  1. помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы

    , в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (
    технические подвалы
    );

  2. иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий

    .

Состав ОИ содержится и в пункте 2 Правил 491, который включает в себя также:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи

(включая построенные за счет средств собственников помещений
встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки
) и
технические подвалы
, в которых имеются инженерные коммуникации,
мусороприемные камеры, мусоропроводы,
иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая
котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование
).

В пункте 29 Постановления Правительства № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Правила 306) нормативы потребления КРСОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают …также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества

в МКД услуг и работ и
при использовании входящего в состав общего имущества оборудования
, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Если обратиться к минимальному перечню работ по содержанию МКД, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года (далее — Перечень 290), то в нем содержится много видов работ, когда искпользуется вода, соответственно, и водоотведение.

К таким работам можно отнести также: очистку, промывку загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; очистка кровли и водоотводящих устройств от грязи, промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений,поливка летом газонов (зеленых насаждений).

В пункте 23 Перечня 290 указано, что работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме следующие: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин

, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов), а в пункте 24 Перечня 290 указано о промывке урн возле подъездов.

Также не стоит забывать об уборке после проведения ремонтов в подъездах МКД. А органы ГЖН и суды очень даже активно применяют Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила 170), правомерность применения которых весьма спорна.

Например, в Правилах 170 (пункт 3.2.7) указано про мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д., которые следует производить не реже чем через пять дней, а стен — не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

В пункте 3.3.1 указано об обязанности УО обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения, а в пункте 3.4.1 — чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Пункт 3.6.10, 3.6.11 Правил 170 также говорит об обязанности УО мыть тротуары, поливать их в жаркое время не реже 2 раз в сутки., пункты 3.8.3, 3.9.1 — обязанность обеспечения сохранности зеленых насаждений (газоны, цветники, деревья, кустарники), в том числе и их полива.

В пункте 4.2.3.9 Правил 170 установлена обязанность очистки и промывки фасадов МКД (на этот счет имеется даже судебная практика), в пункте 4.6.1.24. — очистка водостока и водосточных воронок, в том числе и промывка водой. Интересно, все ли эти работы и площади, учитываются при установлении нормативов на КРСОИ? Думаю, вряд ли. Но исключить и заставить пересчитать — запросто, это в духе органов ГЖН.

Подтверждением этого и является Определение ВС РФ от 4 апреля 2019 г. № 306-ЭС19-3279.

После проверки органом ГЖН вынесено предписание в адрес ТСЖ о некорректном учете площадей ОИ МКД, которые использованы для расчета КР СОИ по водоснабжению и водоотведению.

По мнению ГЖН, при начислении за июль 2021 года собственникам помещений в многоквартирном доме расчет платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод

), потребляемые в целях содержания общего имущества (в платежном документе отображены строками «Содержание жилья (холодная вода на ОДН)», «Содержание жилья (горячая вода на ОДН)», «Содержание жилья (водоотведение на ОДН)») осуществлен с учетом площади помещений, указанных в перечне состава общего имущества для определения нормативов потребления данных коммунальных ресурсов (необходимо
исключить из расчета данной платы площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (тех. подполья), пожарных выходов)…
Особенный интерес вызывает вопрос о лифтах и мусоросборниках, мытье которых вообще-то включено в Перечень 290. Да и помещения теплоузлов, техподполий, пожарных выходов должны содержаться в чистоте, так как они также относятся к ОИ МКД. Или, по мнению ГЖН, их можно вообще никогда не мыть? За грязь в лифтах или в мусоросборниках при проверке ГЖН по этому факту однозначно укажет на нарушения Правил 491 и остальных НПА, и легко составит протокол об административном правонарушении за нарушение лицензионных требований и влепит штраф.

Причем в предписании обоснованием неправомерности применения спорного расчета указаны следующие нормы закона: пункт 9 (в кассации и ВС — пункт 9.1) ст. 156 ЖК РФ, пункт 27 Приложения № 1 Правил 306, пункт 29 Правил 491.

В статье 156 ЖК РФ указано:

Пункт 9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Пункт 9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества,

определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.

Пункт 27 Приложения № 1 Правил 306:

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома):
площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственника.
Но, несмотря на явные «косяки» органа надзора в правовом обосновании своего предписания, суды всех инстанций дружно встали на сторону надзорного органа, особо не заморачиваясь, исходя их понятий только Правил 306, которые в общем то противоречат ЖК РФ в этом вопросе и не включают все площади МКД, на которые расходуется вода при выполнении работ. Остальные помещения и места в МКД, по мнению, нормотворцев не нуждаются в воде для целей КРСОИ. Ведь надзорные органы у нас априори правы для судов, какие бы, бредовые порой, предписания не выносили.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 05 декабря 2018 года№ Ф06-39864/2018

по делу № А57-26118/2017 указано:

«…Суды пришли к выводу, что указанный расчет площади мест общего пользования для определения размера платы за холодную и горячую воду в целях содержания общего имущества противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

…Таким образом, Правительством РФ для расчета платы за горячую и холодную воду на ОДН многоквартирного жилого дома приняты площади не всех помещений, поименованных в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень их индивидуализирован для расчета конкретной услуги.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными судами доказательствами, суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что включение площадей спорных помещений для платы за потребления данных коммунальных ресурсов является неправомерным.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям жилищного законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

В Определении ВС РФ от 4 апреля 2021 г. № 306-ЭС19-3279 указано:

«…При этом суды установили, что площадь помещений названого многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу составляет 5053,3 кв.м (в соответствии с техническим паспортом — площадь лестниц, коридоров, колясочных

). Тогда как ассоциация в своем расчете использует площадь 5816,2 кв.м, добавляя к площади лестниц, коридоров, колясочных, площадь
машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (технического подполья), пожарных выходов
, что повлекло завышение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

…С учетом установленных обстоятельств суды признали оспариваемое предписание соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы ассоциации в сфере предпринимательской деятельности.Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено. Иное толкование заявителем норм права не свидетельствует о неправильном применении их судами или допущенной судебной ошибке».

Вот такое дело, то есть, лифты, мусоросборники и иные площади ОИ МКД, которые по Правилам 170 и Перечню 290 требуют очистки и мытья, можно теперь не мыть. Но почему-то меня «терзают смутные сомнения» в том, что, когда дело коснется чистоты этих мест, надзорные органы и суды резко поменяют свое мнение при рассмотрении дел по привлечению управляющей организации к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, выразившихся в нарушении Правил содержания общего имущества МКД и иных норм закона.

С уважением, Ильмира Носик.

продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2020». Заявка и вся необоримая информация
здесь.

Способы оплаты

Существует несколько способов оплаты ЖКХ. Одними из распространенных являются:

  • терминалы и банкоматы банка, для оплаты выбирается соответствующее окно и вносится сумма, а также данные по плательщику;
  • еще один способ – это внесение оплаты в отделении банка или через почту России;
  • можно использовать приложение от банка и перечислить деньги с банковской карты;
  • еще один способ – это внесение через яндекс деньги. Этот сервис пользуется наибольшей популярностью.

Если есть задолженности

Если должник не оплачивает ЖКХ в течение 6 месяцев, тогда управляющая компания может подать иск в суд.

Первым действием от управляющей компании, будет звонок с предупреждением о том, что нужно внести платеж. В качестве угрозы могут быть применены слова об отключении коммунальных услуг и передаче дела в суд. Поэтому, собственникам нежилых помещений, нужно следить за квитанциями и вовремя совершать оплату.

Собственники нежилого помещения, наравне с владельцами квартир должны оплачивать платежи по приходящим квитанциям. Это означает, что на них лежит такая же ответственность по оплате, как на хозяине квартире. Поэтому они могут участвовать в общедомовом собрании или собрании от управляющей компании и решать вопросы.

Должны ли собственники платить?

Сегодня большинство жилых домов делит жилплощади с магазинами, аптеками и салонами красоты.

Многих арендаторов и хозяев помещений, не принадлежащих к категории жилых, волнует вопрос, обязаны ли они уплачивать деньги за предоставление коммунальных услуг наравне со всеми жильцами в жилом доме, или для них существует отдельный способ расчета, а также каков будет размер платежей например за электроэнергию.

Для арендатора

Аренда жилого помещения действует на основании договора аренды между арендатором и арендодателем. Согласно условиям договора, нежилое помещение находится во временном пользовании.

За предоставленные квадратные метры нужно платить. В данном случае, платежи должны вноситься только за пользование прописанным в договоре помещением или за коммунальные услуги. Это будет зависеть от договоренности между хозяином, то есть арендодателем и арендатором.

Чаще всего, платежи все же включаются в стоимость аренды, но иногда бывает, что арендодатель взимает только сумму прописанною в договоре без лишних сборов.

Для собственника

Владельцы помещений, не предназначенных для жилья, не всегда знают, какие именно платежи им предстоит заплатить. К тому же, если они собираются сдавать нежилое помещение в аренду, тогда вопрос осложняется еще больше.

Поскольку пункт 1 статьи 290 ГК РФ и пункт 1 статьи 36 ЖК РФ гласят, что собственникам нежилых помещений, наравне с собственниками квартир, в долевой собственности принадлежат помещения общего пользования. К ним относят:

  • несущие конструкции в доме;
  • электрооборудование;
  • лифты;
  • придомовую территорию;
  • санитарно-технические коммуникации;
  • элементы озеленения и благоустройства.

Статья 249 ГК РФ закрепляет за каждым из долевых собственников право распоряжаться имуществом, и вносить равные платежи в его содержание, то есть оплачивать налог.

Норма, установленная статьей 158 ЖК РФ, обязует собственника нежилого помещения нести расходы на общее содержания помещения, которое принадлежит ему и участвовать в общедомовых сборах, если требуется поддержания оборудования и прочих объектов, а также коммуникаций в норме.

Годовая плата за нежилое помещение складывается из умножения следующих пунктов:

  • стоимость помещения, в которой учитывается износ здания, эта величина измеряется в рублях на кв. метр;
  • коэффициент повышения трат на строительные и монтажные работы;
  • коэффициент минимального комфорта. Он принимается за единицу, если это не подвал (0,25). За отсутствие элементов комфортабельности отнимается 0,1 пункт;
  • коэффициент повышения трат за счет строительных работ в историческом месте;
  • коэффициент надбавки за строительство и капитальный ремонт по сравнению со строительством нового помещения;
  • коэффициент эффективных вложений капитала.

К перечисленным параметрам прибавляется амортизация, рассчитанная за год и измеренная в руб/кв. метр.

Согласно формуле расчета платы, далее необходимо к получившейся сумме прибавить плату за аренду земельного участка, где расположено нежилое помещение.

Затем это нужно умножить на инфляционный индекс и налог на добавленную стоимость.

Тарифы и нормативы потребления

За пользование энергетическими ресурсами нужно платить. Размер оплаты за единицу потребляемой энергии называется тарифом. Тарифы устанавливаются либо управляющей компанией и обязательно согласуются с жильцами дома, либо собранием жильцов, называемым товариществом собственников жилья.

Если на собрании не было вынесено определенного решения по тарифу, тогда он будет установлен в соответствии со статьей 158 ЖК РФ.

Внимание! Для того чтобы узнать нормативы, нужно обратиться к квитанции, приходящей каждый месяц. Еще один способ – это обращение в Федеральную службу по тарифам, которая может доступно разъяснить о выставленных нормативах.

Общедомовые нужды

ОДН на холодное водоснабжение и водоотведение: вопросы и ответы

Your browser does not support HTML5 video.
Почему жители должны оплачивать ОДН на воду?

Начисление платы за ОДН регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в РФ. Нормативы потребления холодной и горячей воды и отведения сточных вод в целях СОИ в МКД на территории Томской области установлены Приказом Департамента ЖКХ и ГЖН Томской области № 20 от 31.05.2017.

В Томске плата за ОДН введена с декабря 2021 года в соответствии с утвержденным Графиком поэтапного перехода к единым на территории Томской области нормативам потребления коммунальных услуг.

Как рассчитывается ОДН на воду?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в РФ, если в доме отсутствует ОДПУ, начисление платы за ОДН рассчитывается по формуле:

ОДН = Nодн * Sмоп * (Sкв / Sжил + Sнежил) * Т, где:

Nодн – норматив потребления ХВ, ГВ и ВО в целях СОИ на 1м2;

Sмоп – площадь мест общего пользования без учета чердаков и подвалов;

Sкв – общая площадь квартиры;

Sжил – общая площадь всех жилых помещений в МКД;

Sнежил – общая площадь всех нежилых помещений в МКД;

Т – тариф на 1м3 ресурса (ХВ, ГВ, ВО).


Если в доме имеется ОДПУ, начисление платы за ОДН рассчитывается по формуле:

ОДН = (Vодпу — Vнежил — Vn жил — Vипу жил) * (Sкв / Sжил + Sнежил) * Т, где

Vодпу – объем по ОДПУ;

Vнежил – объем потребления нежилыми помещениями;

Vn жил – объем потребления жилыми помещениями по нормативам потребления;

Vипу жил – объем потребления жилыми помещениями по ИПУ;

Sкв – общая площадь квартиры;

Sжил – общая площадь всех жилых помещений в МКД;

Sнежил – общая площадь всех нежилых помещений в МКД;

Т – тариф на 1м3 ресурса (ХВ, ГВ, ВО).

При этом распределяемый объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего КР на СОИ в МКД.

Каким будет порядок цифр? Сколько придется отдавать в месяц среднестатистической семье, проживающей в 2-х комнатной квартире?

Все зависит от площади квартиры и площади МОП. Чем больше данные величины, тем выше плата за ОДН. По предварительным расчетам с учетом установленных нормативов на ОДН среднестатистической семье, проживающей в 2-х комнатной квартире (45 м2) в домах стандартной застройки, где имеется централизованное ХВ, ГВ и ВО, установлены ванны длиной 1,5-1,7 м, в месяц за ОДН будет начислено в пределах 40 — 60 руб.

Если в доме установлен прибор учета, во всех квартирах установлены ИПУ, показания передаются ежемесячно, то начисление за ОДН будет значительно меньше либо вовсе равно 0.

Будут ли платить ОДН владельцы нежилых помещений?

Владельцам нежилых помещений также предъявляется плата за ОДН. Схема расчета идентична (как для жилых помещений).

Когда томичи получат первые платежки?

ООО «Томский расчетный центр» (ООО «ТРЦ») выставил плату за ОДН за декабрь 2021 года только жителям многоквартирных домов, где выбрана непосредственная форма управления либо способ управления домом не выбран или не реализован. Счета уже направлены потребителям в начале января.

Остальным жителям многоквартирных домов УК, ТСЖ выставят плату в своих счетах за ЖКУ также с декабря 2021 года.

Куда уходит вода, предназначенная для ОДН?

ОДН – это плата за ту воду, которая поступила в дом, но не была продана жильцам или собственникам нежилых помещений при расчете по нормативам потребления и ИПУ. Ранее до сентября 2021 года установленный норматив потребления коммунальной услуги содержал эти расходы.

В соответствии с законодательством вода для ОДН в доме расходуется на внутридомовые потери на сетях, промывку коммуникационных сетей, мытье окон, лестничных пролетов, межэтажных площадок, холлов, колясочных, полив клумб и другие нужды.

Как можно снизить начисления за ОДН?

  • Поставить общедомовой прибор учета и настаивать на установке приборов учета всеми собственниками в своих квартирах. Строгий учет и экономия приводит к отсутствию дополнительных трат на ОДН;
  • Вовремя, раз в месяц до 25 числа, передавать показания приборов учета – как квартирных, так и общедомовых. Это можно сделать, вписав показания в счет или сообщить свои показания по телефонам ООО «ТРЦ», а также в Личном кабинете сервиса «Квитанция on-line» нашего сайта: www.tomrc.ru;
  • Отрегулировать сантехнику в квартире во избежание утечек;
  • Требовать от УК или обслуживающей организации привести в порядок подвалы. Вы оплачиваете эту работу в составе платежа за обслуживание дома!;
  • Вычислять «нехорошие» квартиры. Требовать проведения этой работы от УК, ТСЖ или Совета дома, сообщать о фактах незаконного проживания граждан без регистрации. Особенно это актуально с квартирами, сдающимися в аренду;
  • Выбрать «старшего по дому», который будет контактировать с поставщиком по всем возникающим вопросам.

Официальные документы, определяющие порядок взимания платы за воду с учетом общедомовых нужд:

Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Постановление Правительства РФ №344 от 16.04.2013 г.) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»

ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ

Министерство регионального развития: ответы на вопросы по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Your browser does not support HTML5 video.

Your browser does not support HTML5 video.

Your browser does not support HTML5 video.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]