Описание государственного земельного кадастра — понятие, задачи, принципы ведения, документы

Государственный земельный кадастр (ГЗК) – это свод информации о местонахождении, правовом статусе и положении всех учтенных земель Российской Федерации.
С 2021 года Государственный земельный кадастр сменил официальное название на Государственный кадастровый учет земельных участков.

Информация в ГЗК регулярно обновляется за счет осуществления кадастровой деятельности (назначении кадастровой стоимости (КС), учета земель и т.д.).

Также информация в ГЗК обновляется за счет сведений о возведении (появлении) на земле объектов, неделимых с участком.

Обязанность по ведению государственного земельного кадастра возложена на Федеральную кадастровую палату (ФКП) Росреестра. Данные хранятся как на бумажных носителях, так и на электронных.

При необходимости, любой желающий может посмотреть интересующую его информацию из кадастра онлайн на сайте Росреестра. Но официальную справку, заверенную должностным лицом, может получить только владелец земельного участка (ЗУ).

История возникновения и развития

Первые упоминания о кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».

Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

История развития в России

В России земельный госкадастр начинает развиваться со становлением Киевской Руси (IX – XI века). Сборник законов тех времён «Русская правда» содержал в себе информацию, что все земли должно делить на:

  • Дворовые (используемые для возведения строений);
  • Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
  • Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
  • Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).

Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.

В 1622 году был издан Писцовый указ, согласно которому ответственные писцы должны были производить учет всех имеющихся в их ведомстве земель. Помимо обычной переписи необходимо было указывать владельца земли.

На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.

Понятие «Земельный кадастр» в России было впервые введено в 1968 году с изданием Земельного кодекса РСФСР.

На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:

  • Федеральный закон «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Разновидности кадастров

Рассмотрим виды кадастров: недвижимости, земельный, водный, лесной, полезных ископаемых. В основном востребованы земельный и недвижимости.

Земельный ведется с целью определения природного объекта, территории присваивается идентификационный номер, и указываются координаты, чтобы определить расположение. Ведение происходит по правилам согласно технологическому процессу. Правила Земельного кодекса нашей страны предписывают ведение и заполнение этой документации.

Кадастр недвижимости – систематизированная информационная база об объектах недвижимости, территориальных субъектах Российской Федерации с указанием границ городов и сельских населенных пунктов. Особенность этого вида кадастра заключается в систематизации и распределении данных о конкретных объектах недвижимости. Человек может заказать кадастровый паспорт участка земли в кадастровой службе, в МФЦ или на сайте государственных услуг.

Водный кадастр – система информации о водных ресурсах страны: числе, структуре, предназначении, составляется по водным регионам и бассейнам.

Лесной – свод информации о лесном фонде, его экологических, экономических и других признаках. Служит для управления лесным хозяйством, его ведения, изменения категории земли, назначения платы за использование фонда, оценки деятельности работников земельного хозяйства.

Полезных ископаемых – информационная база в виде системы о географическом расположении полезных ископаемых, их составе и аномалиях. Цель ведения – разработка программ на федеральном и региональном уровне для проведения геологических работ по изучению недр земли, применения местонахождения, обоснованного расположения предприятий по переработке и добыче и различных работ по их использованию.

В каких целях ведется

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.


Учитывая это,
задачами Государственного земельного кадастра являются:

  • Зонирование земель;
  • Регистрация наделов;
  • Учет количества и качества имеющейся земли;
  • Бонитировка почв (оценка их плодородности);
  • Проведение кадастровых съемок.

Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.

Под заинтересованными лицами следует понимать:

  • Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
  • Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
  • Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).

Определение кадастра

Кадастр представляет собой документ в форме списка или реестра, Обозначен в виде карты, на которой перечислены земельные участки и объекты.

Чтобы понять сущность кадастра, необходимо рассмотреть исторические факты. Во времена правления Римского императора Августа сформировалось определение понятия. Далее терминология не развивалась, только в начале семнадцатого века Дж. Мариони, взяв за основу римский кадастр, разработал документацию на основании научной методологии. Кадастровая документация была представлена ситуационными картами для каждого сельского поселения. На чертежном столике он нарисовал карту, на которой выделил местонахождение каждой сельской общины, вид грунтового покрытия. На основании чертежа и дохода поселения исчислялся налог. В середине семнадцатого века кадастровый документ введен в работу. Европейские страны использовали его для разработки государственной кадастровой документации.

В десятом веке в России, чтобы обосновать сборы налогов на землю и оценить земельные владения, был введен кадастр, носивший название Сошное письмо. Картографические характеристики о списке земельных объектов вносились в описание: писцевую, смотровую, межевую, дозорную книги. Источником заполнения служили работы натурного и землемерного типа.

Восемнадцатый век ознаменовался расширением полномочий для владельцев земли и усиление прав собственности посредством усовершенствования кадастрового учета земли.

В середине семнадцатого века образовалась комиссия, занимающаяся государственным межеванием земли. История развития и утверждения кадастра раскрывает сущность термина.

Кадастр представляет из себя перечень, в котором упорядочены и систематизированы сведения. Например, государственный кадастр – единая база данных, составленная на основании действующих законов, представленная сводом данных об экономических показателях, систематизированных по признакам.

Принципы

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

Процедура получения

Важно! Подавая документы, нужно приносить оригиналы (с них будет снята копия, и они будут сразу же возвращены) или нотариально заверенные копии.

Работник кадастровой палаты или МФЦ примет документы, выдаст расписку со списком принятого и назначит дату получения готового документа.

На оформление кадастрового паспорта уходит 18 дней, если документы поданы в кадастровую палату, или 20 — 25 дней, если в МФЦ.

По истечении этого срока выдаётся паспорт или выписка, подтверждающая внесение объекта на государственный кадастр недвижимости.

В случае, если производится раздел или выдел объекта, регистрировать нужно все части одновременно, потому что одновременно происходит и процесс прекращения существования делимой собственности. Если же регистрируемая земля (сооружение) не является состоящей на учёте, то выдаётся временная регистрация сроком на два года. В течение этого срока надлежит оформить права на объект. В случае, если права не оформляются в указанный срок, участок аннулируется.

Какие сведения содержит

Объекты ГЗК

Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.

Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.

Состав информации


Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:

  • Отдельные земельные участки;
  • Территориальные зоны;
  • Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
  • Границы субъектов РФ;
  • Границы государства.

В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.

Категория «Земельные участки» содержит в себе следующую информацию:

  • Кадастровый номер. Присваивается всем без исключения учтенным объектам недвижимости.
  • Местонахождение ЗУ (его точный адрес).
  • Площадь в метрах квадратных.
  • Вид разрешенного использования надела.
  • Категория земель, в которую он входит.
  • Точное указание границ.
  • Наличие зарегистрированных прав и ограничений.
  • Кадастровая стоимость.
  • Качественные показатели (например, плодородность почвы);
  • Недвижимость, которая неделимо связана с ЗУ.

Порядок ведения системы учета

При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

Куда и как подавать заявление?

Для того, чтобы внести свою земельную собственность в государственный кадастр недвижимости, необходимо обратиться в кадастровую палату или Многофункциональный Центр (МФЦ) в том же населённом пункте, что и регистрируемый объект. Для подачи заявления необходимо иметь при себе определённые документы:

  • паспорт гражданина РФ (если регистрирующий является физическим лицом);
  • учредительные документы (если регистрирующий является юридическим лицом);
  • заявление (предоставляется вместе с образцом заполнения в кадастровой палате/МФЦ);
  • квитанция об оплате государственной пошлины (сумму можно уточнить в банке, в котором производится её оплата);
  • подтверждающие право на рассматриваемое имущество документы;
  • межевой, геодезический план (для земельных участков);
  • технический паспорт (при регистрации домов);
  • согласие министерства/комитета по управлению имуществом (при регистрации муниципального/государственного объекта);
  • согласие органов опеки (если необходимо).

Важно! При регистрации объекта, находящегося в частной собственности, следует учесть вот что:

  • если регистрирует владелец, но у недвижимости есть арендаторы, то нужно их письменное согласие;
  • если регистрируют арендаторы, то нужно письменное согласие владельца.

Обращаться за образцами следует в кадастровую палату.

Основная документация


Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:

  • Основные;
  • Вспомогательные;
  • Производные.

Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.

К основной документации относятся:

  • Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
  • Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
  • Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
  • Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.

К вспомогательным документам относятся:

  • Книга учета входящих документов;
  • Книга учета выданных сведений.

К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.

Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.

ДЛЯ ЧЕГО КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ НУЖЕН ВЛАДЕЛЬЦУ ИМУЩЕСТВА?

Актуальность и польза регистрации жилья рассмотрена выше в статье. После присвоения кадастрового номера земельный участок наносится на публичной карте РФ, что в будущем помогает при совершении сделок с недвижимостью. По карте можно определить точный адрес, тип ландшафта, находящиеся рядом строения и окружение. Карта создана еще в 2010-м, но ее возможностями пользуется далеко не каждый человек. Главная польза в том, что в домашних условиях можно определить расположение ЗУ.

При этом кадастровый номер присваивается в следующих случаях — в отношении неучтенного ЗУ, а также для которых не установлены пределы. Возможны ситуации, когда у человека оформлено право собственности на недвижимость, а факт межевания отсутствует. Если человек планирует приобрести недвижимость, на этапе ее проверки требуется знание кадастрового номера, ведь одной документации для оценки недостаточно. При этом не рекомендуется брать ЗУ, для которых не определены границы, отсутствует акт приема и передачи межевых знаков.

Правовое регулирование

Статья 70 Земельного кодекса РФ гласит, что кадастровая деятельность, связанная с земельными участками, регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:

  • Конституции РФ (ст. 5, , , , , , , , );
  • Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
  • Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
  • Приказов Министерства экономического развития;
  • Постановлений правительства;
  • Законов отдельных субъектов РФ.

Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.

До 1 января 2021 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2021 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.

Все остальные положения утратили силу с началом использования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Зачем это делается?

Вся российская земля и все сооружения, возведённые на ней, должны быть поставлены на учёт, потому что таким образом гражданин подтверждает наличие у него земельной собственности или отсутствие таковой. В связи с этим формируются его налоги. Для того, чтобы справедливо и своевременно взимать налог, государству необходимо знать о владении гражданином землей.

Если гражданин владел собственностью до введения законов о кадастре, право на неё сохраняется, но какие-либо сделки или операции с ней невозможны до её постановки на государственный кадастровый учёт.

Существуют различные виды кадастров, но в этой статье будет рассмотрен только один — земельный. В этот вид кадастра входят также и все сооружения, возведённые на земельной собственности. Есть несколько оснований для внесения владений в государственный кадастр недвижимости:

  • отделение одного участка от другого;
  • появление нового участка;
  • разделение одного владения на несколько;
  • постройка здания, помещения;
  • перепланировка, выделение комнат внутри помещения;
  • раздел сооружения (если оно перешло к нескольким владельцам посредством долевого дарения);
  • любые изменения, проводимые с землёй или сооружениями на ней;
  • перевод помещения из нежилого фонда в жилой и наоборот.

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Регистрация объекта недвижимости по результату кадучета

Объектовый учет дает возможность закрепить права на участок или объект. Эта процедура также осуществляется через Росреестр, причем ее можно объединить с учетными действиями. Этапы процедуры регистрации:

  • правообладатель готовит документы-основания для прохождения учета (акт ввода в эксплуатацию или приемки работ, технический или межевой план, иные документы);
  • подается заявление в Росреестр или МФЦ;
  • сотрудники Росреестра проверяют соответствие документов Закону № 218-ФЗ, переносят информацию в ЕГРН;
  • объекту присваивается кадастровый номер;
  • после завершения учета заявитель получает выписку ЕГРН.

Выписка является правоустанавливающим документом. Ее можно использовать для проверки информации о недвижимости, для совершения сделок. В процессе владения можно неоднократно проходить учет, если будут меняться исходные характеристики объекта. Для этого нужно каждый раз обращаться к инженеру за кадастровой документацией.

Виды

Вертикаль службы земельного кадастра имеет 4 ступени:

  1. Федеральный центр земельного кадастра. На сегодняшний день эту функцию исполняет Федеральная кадастровая палата Росреестра. Отсюда принимаются решения об оптимизации деятельности всей кадастровой службы.
  2. Областной земельный кадастр. Представлен в виде филиалов ФКП Росреестра в каждой из областей. Основная функция – обеспечение связи между Федеральным центром и низшими ступенями кадастровой службы. Регулирует деятельность городских и районных служб в своем регионе.
  3. Городской земельный кадастр. Занимается кадастровой деятельностью непосредственно на месте, также контролирует низшую ступень кадастровой службы.
  4. Районный земельный кадастр. Осуществляет кадастровую деятельность на местах.

Понятие “земля” в законодательстве

Прежде чем рассматривать особенности земельного кадастра, необходимо остановиться на понятии «земля». Под термином «земля» понимается «… важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций все рассмотрение особенностей кадастра земли, необходимо остановить на понятии “землю”. Термин “земля” понят” … как самая важная часть окружающей среды, которая характеризуется пространством, освобождением, климатом, покрытием почвы, растительностью, подпочвой, водами, будучи главными средствами производства в сельском и лесоводстве и также пространственным основанием для размещения предприятий и организаций всех отраслей национальной экономики” (ГОСТ 26640-85). В отличие от почвы, которую рассматривают как естественно-историческую биоинертную организацию, земля является территорией, которая используется для конкретных целей; т.е. это более широкое понятие. Земля оценена, с одной стороны, с точки зрения экономической оценки ее качества как средства сельского и лесохозяйственного производства; с другим – с точки зрения его результата на основе оценки факторов изобилия.

Запас – (от lat.capitastrum запас, реестр поданных документов; позже во Франции это слово было преобразовано к “кадастру” – реестр), код систематизируемых данных по объекту землепользования, определяющего функциональный и цель определенного качества принятия во внимание участка земли (класс сайта), текущее состояние и стоимость в случае закупки и продажи.

Кадастр государственной земли является системой учета, оценкой земель, установленных государством и регистрацией прав на землю, направленных к регулированию и улучшению отношений земли и включению данных на юридическом, экономическом и экономическом, экологическом и естественном условии земель.

Снятие


Согласно №218-ФЗ, надел земли может быт снят с учета на следующих основаниях:

  • территория состоит из земель государственного и муниципального значения и на нее не были зарегистрированы права или обременения;
  • изменяется площадь надела;
  • земля была поставлена на учет более 2 лет назад, и за это время никто не зарегистрировал право собственности или пользования на нее;
  • участок больше года назад был поставлен на временный учет, но права на него не были узаконены.

Кроме того, процедура может быть проведена по решению суда. Чаще всего это связано с тем, что собственник не использует надел и не хочет продолжать платить за него налоги (как их размер высчитывается, исходя из кадастровой стоимости ЗУ, можете узнать здесь).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]