Главная / Недвижимость / Земельный участок / Размер земельного участка
Назад
Опубликовано: 16.11.2017
Время на чтение: 14 мин
0
734
Фактические размеры земельных участков под садовые и огородные товарищества определяются и формируются местными органами власти на основе положений общих федеральные законов.
- Как регулируются размеры? Нормативные акты
Что такое предельный размер участка
Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.
Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:
- минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
- предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
- процент застройки относительно остальной площади участка;
- места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.
Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.
После вступления в 2015-м году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.
Разберем особенности предоставления земельных участков.
Как регулируются размеры?
Регулирование вопросов, связанных с предельными и наименьшими доступными площадями выделяемых гражданам земель под цели садоводства или огородничества, отражено в Кодексах РФ – Градостроительном и Земельном.
Кроме того, в рамках области своей компетенции размеры предоставляемых земель также регулируются законодательными актами и нормативными документами субъектов РФ и муниципальных образований.
В зависимости от региона предельные значения могут варьироваться и даже отсутствовать.
Используются нормативы для рационализации предоставления отдельным категориям заявителей (физ. лицам, юр. лицам, семьям и т.д.) земельных участков в пользование или под выкуп с определенными целями.
Нормативные акты
Регулирование площадей земли, пригодных под предоставление для целей садоводства и огородничества осуществляется следующими нормативными актами:
Статья № 14 из Земельного Кодекса РФ (далее — ЗК). Определяет, в частности, следующее:
- земля, на безвозмездной основе передаваемая НКО в виде СНТ или другого товарищества, не может по площади превысить сумму площади, определяемую под категорию имущества под общественное пользование и непосредственно сумму территорий, выделенных под садовые/огородные нужды. То есть, в сумме – земля под участки плюс общая территория;
- земля, которая выделяется товариществу садовой или огородной категории, рассчитывается по сумме предельно допустимого в рамках законных условий выделения земли на человека (иную учетную единицу) и количества участников целевого НКО, плюс дополнительные границы до 25% от территории участков на общественные нужды. То есть, максимальное значение определяется количеством собственников, установленным пределом земли на одного собственника, плюс общественная земля.
Градостроительный Кодекс России также содержит указание на предельные категории значений в рамках земельных участков, он также включает положения, касающиеся границ участков и условий разрешенной застройки.
В отношении застройки градостроительные нормативы влияют на предельные (
в первую очередь, минимальные) значения площадей, которые можно выделить в качестве отдельного земельного участка с возможностью застройки (включая дачное строительство).
Кодекс, регулирующий градостроительные нормы, также определяет функционал ПЗЗ (правил в отношении застройки и пользования земельными площадями). В Кодексе указывается, что вопрос регулирования предельных площадей под различные категории пользования находятся в компетенции местных властей – на уровне регламентов, положений и ПЗЗ, принимаемых субъектами РФ и мун. образованиями.
То есть, конкретные значения максимальных и минимальных пределов по возможным, выделяемым в пользование или приобретение гражданами площадям, включая садовые и огородные НКО, определяются местными властями и к их положениям можно обращаться для уточнения.
Действие 14-й статьи ЗК РФ продлится до 1 янв. 2021 года, после чего документ утратит силу в связи с положениями ФЗ № 217 от 29-го июня 2021 года.
Условия предоставления земель, подпадающих под градостроительные регламенты, регулируются данными регламентами. Условия предоставления земель, которые не относятся к компетенции градостроительных нормативов, регулируются ЗК и иными законами РФ.
Вам будет интересно узнать ответ на вопрос: может ли муж получать декретные? Заболели в отпуске? Хотите оформить больничный? Читайте здесь, как это правильно оформить.
Грамотные советы и нужную вам информацию по расчету декретных вы можете узнать в нашей статье.
Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ
Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:
- выделении участков из государственных или муниципальных земель;
- предоставлении угодий в аренду;
- принятии решения о разделении территории;
- определении возможности выполнения прирезок к наделам;
- образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
- выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
- выделе невостребованной территории;
- выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.
Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.
Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.
Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов
Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.
Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.
Различия норм для различных видов земель
ППЗ различных муниципалитетов устанавливает минимальная и максимальная величина наделов земли, в зависимости:
- от назначения участка;
- норм для одной семьи;
- норм для одного подсобного хозяйства.
ППЗ, установленные муниципалитетом, не должны противоречить нормам федерального и регионального земельного законодательства.
Для жилищного строительства
Нормативы для ижс устанавливаются с учетом:
- правил застройки;
- правил эксплуатации участков;
- строительных норм и правил.
Важность минимального размера участка под застройку обуславливается опасностью для жителей соседних земель от возведенного объекта. Поэтому жилой дом не может строиться ближе определенной границы. Она зависит от материалов, которые используются при строительстве. Граница может составлять от 8 до 15 метров от границы надела.
Чтобы все требования по размещению объектов могли выполняться, величина должна формироваться с учетом данных:
- об экономическом развитии муниципального образования;
- о покупательском спросе на такие объекты;
- о количестве участков;
- о зоне размещения объектов.
Перед получением участка целесообразно уточнить нормативы в местной администрации.
Для подсобного хозяйства и садоводства
Пределы земли для лпх различаются в зависимости от назначения. Нормативы устанавливаются отдельно для дачного строительства и для фермерского хозяйства.
В среднем по федеральному законодательству минимальный размер составляет 6 соток. Максимальный не должен превышать 0,15 га.
Важно! Если муниципальное образование испытывает недостаток такого вида земель, то нормативы могут уменьшаться.
Наделы сельскохозяйственного назначения
Нормативы для сельскохозяйственных земель устанавливаются для того, чтобы избежать нецелевого использования надела.
Минимальный размер устанавливается на усмотрение муниципалитета. Величина максимальной величины ограничена федеральным законодательством. Она не может превышать 10% от всех сельскохозяйственных земель муниципального образования.
Ответственность за определение минимальной и максимальной величины участков возлагается на местные власти. Однако нормативы должны формироваться, основываясь на нормах федерального законодательства. Они различаются в зависимости от назначения земель.
Ваша оценка статье
Ограничение площади наделов под ИЖС
Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:
- ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
- посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
- изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
- обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.
Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:
- Уровня спроса на землю в данной местности.
- Плотности населения.
- Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
- Уровня экономического развития региона.
На какие участки предельные нормы не распространяются?
Нормативы применяются к определенным земельным участка. Закон предусматривает перечень земель, на которые нормы не распространяются:
- выкупаемые из муниципальной или государственной собственности;
- предназначенные для расположения объектов государственных и муниципальных предприятий.
Основным условием является целевое использование надела. Перечень объектов, которые могут располагаться на таких участках:
- автомобильные дороги;
- муниципальные объекты электроснабжения, водоснабжения, отопления;
- федеральные и региональные объекты транспорта и путей сообщения;
- федеральные и региональные электрические системы.
Кроме того, закон устанавливает понятие неделимых наделов. Под неделимыми понимаются земли, площадь которых меньше установленного минимального предела в определенном муниципальном образовании.
Ограничения для угодий под ЛПХ
При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:
- индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 1500 м2;
- на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
- удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
- расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.
Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.
Допустимая площадь садоводческих участков
В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:
- в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
- в Ленинградской – 5;
- в Свердловской – 11 соток.
На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.
Узнайте, что собой представляет земля населенных пунктов для садоводства.
Ограничения площади наделов в Ленинградской области
В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:
- для садоводства – 0,12 га;
- для дачного строительства – 0,20 га;
- для огородничества – 0,10 га;
- для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.
Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:
- для садоводства – 0,05 га;
- для дачного строительства – 0,05 га;
- для огородничества – 0,01 га;
- для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.
Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.