Проведение аукциона по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Из нашей статьи вы узнаете:

Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.

Из нашей статьи вы узнаете:

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Сроки и порядок отмены аукциона

Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения и документации о проведении такого аукциона.

Аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на 8 электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Это:

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  4. Акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

В Законе №44-ФЗ четко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.

Если объект закупки включен в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс, при этом другие конкурентные способы закупки (котировка, запрос предложений), а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены. Если объект закупки не включен в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Этапы электронного аукциона

Все начинается с поиска подходящего аукциона в ЕИС. Найдя интересное предложение, нужно ознакомиться с извещением, документацией, требованиями и другими деталями. Если вас все устраивает, то можете подавать заявку.

Составление заявки на участие в аукционе — самый ответственный этап. Чтобы правильно это сделать, нужно очень внимательно читать аукционную документацию. Заявка состоит из двух частей.

  • Первая часть: должна быть анонимной, содержит согласие участника на поставку нужного товара (работ, услуг) и описание их характеристик.
  • Вторая часть: содержит сведения об участнике, документы, подтверждающие соответствие участника установленным в аукционной документации требованиям (различные лицензии и сертификаты).

Вся аналитика по закупкам — в одном сервисе. Оцените заказчиков и конкурентов, чтобы избежать проблем.

После истечения срока подачи заявок заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок, а оператор площадки обязан в установленные сроки сообщить поставщику, допущен ли тот до торгов.

Заказчик рассматривает первые части заявок, формирует протокол, направляет его оператору площадки, тем самым сообщая о том, какие заявки он допустил до аукциона. После этого оператор сообщает участникам, кто прошел по первым частям и может участвовать в процедуре. Проведением аукциона занимается оператор площадки.

Есть серьезная причина, почему заказчик сначала рассматривает первые части заявок. Дело в том, что во вторых частях содержится информация об участнике, а это значит, что заказчик, понимая, кто подал заявки, может каким-то образом повлиять на результат. Даже если участник попытаетесь в первых частях дать информацию о себе, заявка будет отклонена.

Только после проведения аукциона к заказчикам перейдут вторые части заявок, из которых они узнают, какие компании под какими номерами скрыты. По результатам рассмотрения вторых частей заявок выявляется победитель, которому и высылают госконтракт. Его надо подписать в электронной форме в установленные сроки.

Для участия открывается спецсчет — для оплаты подачи заявки. Участие принимает только тот, кто оплатил обеспечение заявки. Это правило касается всех способов закупки, кроме запроса котировок и закупок у единственного поставщика.

Размер обеспечения зависит от начальной цены контракта:

Начальная цена Минимальный % обеспечения заявки Максимальный % обеспечения заявки Нормативно-правовой акт
менее 1 млн Не установлен Не установлен Ст. 16 44-ФЗ
от 1 до 5 млн 0,5 1 Письмо Минфина от 23.05.2018 № 24-02- 05/34911
от 5 млн до 20 млн 0,5 1 п. 1 ч. 16 ст. 44 44-ФЗ
более 20 млн 0,5 5 п. 2 ч. 16 ст. 44 44-ФЗ

Обеспечить заявку можно банковской гарантией. Но чтобы ее получить, придется собрать внушительный пакет документов: баланс за последний год, а может быть и за три года, отчеты о прибылях и убытках. Но даже в этом случае банк может отказать в гарантии.

При наличии банковской гарантии участник платит банку процент от НМЦК за услуги. Он меньше, чем при обеспечении заявки деньгами. Но его банк не возвращает.

После того как закупка пройдет, обеспечение всем участникам аукциона возвращается на спецсчет. Но у победителя это обеспечение зависнет до момента, пока он не подпишет контракт. Если по каким-то причинам он это не сделает, то попадет в реестр недобросовестных поставщиков и эти деньги у него спишут в пользу госзаказчика.

Помимо заявки нужно обеспечить контракт. Причем обеспечение контракта значительно больше обеспечения заявки — иногда заказчик запрашивает до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Эта сумма может быть переведена на временный счет заказчика или представлена в виде банковской гарантии. Тем самым заказчик пытается застраховать себя от недобросовестных поставщиков. Если поставщик серьезно нарушает условия, то эти деньги у него забирают.

При этом обеспечение контракта платят не все, а только победитель. Обеспечение заявки блокируется только у победителя до момента подписания контракта. Подписать контракт он может, только оплатив обеспечение контракта. Когда обеспечение контракта оплачено, контракт подписан, обеспечение контракта возвращается победителю.

Того, кто не обеспечил контракт — не заплатил деньгами или не получил банковскую гарантию, признают уклонистом и включают в реестр недобросовестных поставщиков на два года. Все это время он не может принимать участие в закупках.

Чаще всего в обеспечении контракта используют банковские гарантии. Но новичкам банки их не дают. Если ранее вы не принимали участие в закупках и только выиграли первый контракт, обеспечивать и заявки, и контракты придется деньгами. Поэтому лучше начинать участие с небольших контрактов — до 5 млн руб.

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.

Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей – то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ двух миллиардов рублей — то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Земельный участок через аукцион: дешево сначала, но дорого потом?

Если вы решили обзавестись землей, то ее можно приобрести разными путями: купить у частного лица, у юрлица, в коттеджном поселке, а можно и через аукцион. Периодически наше государство или муниципалитеты продают участки через свои аукционы, зачастую, такое предложение оказывается дешевле рыночной стоимости. Но… здесь есть много подводных камней, которые Realestate.ru решил поднять на поверхность.

Законодательная основа

Участки, которые мы с вами можем использовать под строительство дачного дома, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Соответственно на них распространяются общие положения для торгов землями сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование земельных торгов осуществляется рядом документов: Земельным кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. №808, ст.10 ФЗ «101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

По словам Анны Гирман, адвоката областной коллегии адвокатов города Одинцово, при проведении земельных торгов организатором выступают исполнительный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления. «При продаже земельных участков находящихся в федеральной собственности – это отделения Российского фонда федерального имущества, — уточнила она. Также организатором торгов может выступать специализированная организация по договору с указанными органами».

Как формируется цена?

Никто не ограничивает собственника, в данном случае государство, в формировании первоначальной стоимости участка. «Впрочем, — по словам Анны Гирман, — при выставлении на торги земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №808 обязывает Росимущество определять начальную стоимость участка или начальный размер арендной платы на основании отчета независимого оценщика».

Порядок проведения торгов:

• Принятие решения о проведении торгов; • Публикация извещения о проведении торгов в СМИ; • Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок; • Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов; • Проведение торгов в месте, в день и час, указанных в извещении; • Оформление результатов торгов протоколом; • Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов; • Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Где искать информацию о торгах?

По словам Анны Гирман, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:

• форму торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; • срок принятия решения об отказе в проведении торгов; • предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные данные позволяющие индивидуализировать земельный участок; • наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; • наименование организатора торгов; • начальную цену предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; • форму заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; • условия конкурса; • место, дату, время и порядок определения участников торгов; • место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; • срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; • дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности; • проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; • сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку. Между тем, по словам генерального директора Группы Ильи Терентьева, найти информацию по предстоящим аукционам достаточно трудно. «Надо точно знать, где и как искать объявления о торгах, — рассказал он RealEstate.ru. – Например, организатор может разместить информацию в областной газете среди прочих объявлений, напечатав ее мелким шрифтом, так что простой обыватель даже и не обратит внимание на эту информацию». Часто информация о торгах вывешивается на сайтах местных администраций, если участки находятся в муниципальной собственности. Также есть общероссийская торговая площадка, где также можно присмотреть интересное предложение. Речь идет о torgi.gov.ru. Там, конечно же, есть участки на территории Московской области и, скорее всего, земли в Новой Москве еще под видом Москоской области. Потому что столичный департамент земельных ресурсов пока еще не внес в свой «Перечень земельных участков по административным округам для реализации на торгах в 2012 году» новые округа – Новомосковский и Троицкий. А перечень находится здесь: dzr.mos.ru/zemelnye_aukciony/list/.

Кроме того, можно следить за сайтами территориальных управлений Росимущества. В частности, если речь идет о госземлях, реализуемых в Подмосковье, то имеет смысл периодически заглядывать на данный ресурс: tu-rosim-mo.ru, в раздел «Аукционы».

Извещение об отмене в проведении торгов публикуется также в газетах и на электронных торговых площадках не позднее 5 дней со дня принятия этого решения в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.

Необходимые документы

Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя): заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка для подтверждения перечисления претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков (или права на заключение договоров аренды таких земельных участков) и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Прежде чем купить участок составляется заявка и опись документов в двух экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой у претендента.

Перечень документов является открытым, организатор аукциона имеет право требовать любой список документов по каждому конкретному участку. Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

После чего заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.

Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.

Ограничения

Есть категории лиц, которые к торгам не допускаются: : • иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, если в их в уставном (складочном) капитале содержится доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, которая превышает 50 %. Такие лица и компании могут только арендовать госземлю; • лица, представившие неправильно оформленные документы или не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы); • лицо, не уполномоченное претендентом на осуществление таких действий; • если претенденты не подтвердили поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.

Проведение аукциона

Торги проводятся в указанном в извещении месте, в соответствующие день и час. Аукцион, начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» («шаг аукциона» устанавливается в размере от 1-5% от начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона) и порядка проведения аукциона.

После чего участникам выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы.

Если аукцион на повышение цены (а видов торгов довольно много), то каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на «шаг аукциона». После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет. Затем называется следующую цену.

При отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену три раза. Если после этого ни один из участников не поднял билет, аукцион завершается. Победителем признается тот участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.

После торгов

Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов.

В протоколе указываются:

• регистрационный номер предмета торгов; • местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; • предложения участников торгов; • имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина); • цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы; • срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа); • порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).

Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.

Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Несостоявшиеся аукционы

Торги признаются несостоявшимися, если в торгах участвовало менее двух участников; ни один из участников торгов при проведении аукциона, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы, не поднял билет; победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15% без проведения повторной оценки.

В чем подвох?

На первый взгляд, плюсом приобретения земельного участка у власти является относительно невысокая цена. По словам Ильи Терентьева, стоимость может быть ниже рыночной примерно в три раза. Однако не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. «Найти качественный земельный участок, пригодный для строительства, не так просто, — уточнил он, — иногда на открытые торги выставляются участки, которые потребуют существенных денежных вливания для их освоения».

Быть осторожнее с приобретением земли через аукционы советует и участник рынка недвижимости, пожелавший остаться неназванным. Так, по словам анонима, на открытые торги обычно выбрасывают неликвидные земли, с какими-лбио проблемами. «Хорошие земли разыгрываются на закрытых аукционах, — добавил он, — да и то в этом случае заранее известно, кому достанется участок».

Мария Матвеева

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые одновременно направляются участником закупки оператору электронной площадки. В первой части заявки указывается согласие участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки.

При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг в первой части указывается:

  1. а) наименование страны происхождения товара;
  2. б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Такая информация включается в заявку в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Если вы участвуете в аукционе на выполнение строительных работ, и в составе документации заказчик разместил проектно-сметную документацию, то первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Обратите внимание! Указывать в первой части заявки наименование участника закупки (прямо или косвенно) запрещено, так как это нарушает конфиденциальность процедуры закупки.

Информация об участнике закупки раскрывается во второй части заявки, в ней же предоставляются документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным к участникам такого аукциона.

Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) и аккредитован на электронной площадке.

Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает ее получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления ее заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Так возврату подлежат:

  1. заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
  2. лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернет все заявки такого участника;
  3. опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  4. заявки, поданные за три месяца до даты окончания срока регистрации участника в ЕИС;
  5. заявки от участника, включенного в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при условии установления заказчиком требования, об отсутствии в таком реестре;
  6. заявки от участников, не представивших для включения в ЕРУЗ и аккредитации на площадке электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает аукционная комиссия заказчика.

Как и в случае со сроком размещения извещения, срок рассмотрения первых частей заявок «привязан» к НМЦК. Если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо не превышает двух миллиардов рублей при закупке подрядных работ, то комиссия рассматривает первые части один рабочий день, а если НМЦК превышает указанные значения – то три рабочих дня.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг и принимает решение о допуске или недопуске к аукциону.

Участник закупки не будет допущен к аукциону в двух случаях, если:

  • не предоставил информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ или предоставил недостоверную информацию;
  • если полученная от него информация не соответствует Закону №44-ФЗ и документации о таком аукционе.

Вторые части заявок поступают заказчику от оператора площадки после размещения на площадке протокола проведения электронного аукциона, то есть только после того, как аукцион прошел.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок, поданные всеми его участниками, принявшими участие в аукционе.

Рассмотрение заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Победителем аукциона признается тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика, соответствующей требованиям, установленным документацией.

Перечень документов необходимых для участия в торгах

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, открытый по форме подачи предложений и составу Участников.

Для участия в аукционе Заявителю необходимо в установленный в извещении о проведении аукциона срок представить следующие документы:

  • Заявку на участие в аукционе по установленной в Извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета Заявителя для возврата задатка;
  • копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) его страниц);
  • надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке).

Аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, открытый по форме подачи предложений о цене предмета аукциона с ограничением по составу Участников – только для физических лиц (граждан).

Для участия в аукционе Заявителю необходимо в установленный в извещении о проведении аукциона срок представить следующие документы:

  • Заявку на участие в аукционе по установленной в Извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета Заявителя для возврата задатка;
  • копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) его страниц);
  • документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке).

Аукцион по продаже земельного участка, открытый по форме подачи предложений о цене предмета аукциона с ограничением по составу Участников – только для физических лиц (граждан).

Для участия в аукционе Заявителю в установленный в извещении о проведении аукциона срок необходимо представить следующие документы:

  • Заявку на участие в аукционе по установленной в Извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета Заявителя для возврата задатка;
  • копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (для граждан) (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) его страниц);
  • документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке).

Продажа (приватизация) зданий, строений, сооружений:

Документы, необходимые для участия в торгах по продаже (приватизации) зданий, строений, сооружений:

Для юридических лиц:

  • Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных документов либо электронных образов документов, то есть документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов;
  • Заверенные копии учредительных документов;
  • Документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии) и подписанное его руководителем письмо);
  • Документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица и, в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:

  • Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных документов либо электронных образов документов, то есть документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов;
  • Копии всех листов документа, удостоверяющего личность (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) его страниц).

В случае если от имени Претендента действует его представитель по доверенности, к Заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени Претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае если доверенность на осуществление действий от имени Претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, Заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

Аренда зданий, строений, сооружений:

Документы, необходимые для участия в торгах по аренде зданий, строений, сооружений:

Для юридических лиц:

  • Заявка на участие в аукционе (в срок и по форме, которые установлены Документацией об аукционе) с указанием банковских реквизитов Заявителя для возврата задатка;
  • Фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона;
  • Заверенные копии учредительных документов;
  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, полученная не ранее, чем за шесть месяцев до даты размещения на Официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученный не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на Официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;
  • Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Заявителя без доверенности);
  • В случае если от имени Заявителя действует иное лицо, Заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Заявителя, заверенную печатью Заявителя (при наличии) и подписанную руководителем Заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Заявителя, Заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
  • Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для Заявителя заключение договора аренды, внесение задатка или обеспечение исполнения договора аренды являются крупной сделкой;
  • Заявление об отсутствии решения о ликвидации Заявителя, об отсутствии решения арбитражного суда о признании Заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Предложения об условиях выполнения работ по форме, представленной в документации об аукционе;
  • Документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка (в случае если по Объекту (лоту) аукциона устанавливается требование о внесении задатка).

Для индивидуальных предпринимателей:

  • Заявка на участие в аукционе (в срок и по форме, которые установлены Документацией об аукционе) с указанием банковских реквизитов Заявителя для возврата задатка;
  • Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки, полученная не ранее, чем за шесть месяцев до даты размещения на Официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученный не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на Официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;
  • Заявление об отсутствии решения арбитражного суда о признании Заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности Заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка (в случае если по Объекту (лоту) аукциона устанавливается требование о внесении задатка);
  • Предложения об условиях выполнения работ по форме, представленной в документации об аукционе.

Для физических лиц:

  • Заявка на участие в аукционе (в срок и по форме, которые установлены Документацией об аукционе) с указанием банковских реквизитов Заявителя для возврата задатка;
  • Копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) его страниц);
  • Документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка (в случае если по Объекту (лоту) аукциона устанавливается требование о внесении задатка);
  • Предложения об условиях выполнения работ по форме, представленной в документации об аукционе.

*точный перечень документов на участия в аукционе по конкретному объекту содержится в документации по аукциону, опубликованной на официальном сайте торгов.

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении в порядке, установленном статьей 68 Закона №44-ФЗ.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Но если вы участвуете в электронном аукционе на закупку подрядных работ и заказчиком в документацию включена проектная документация, то будьте готовы к тому, что аукцион проведут через четыре часа после окончания срока подачи заявок.

Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 статьи 68 Закона №44-ФЗ, которой установлено, что при проведении электронного аукциона участник не вправе подать предложение о цене контракта:

  1. равное ранее поданному своему предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение, равное нулю;
  2. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  3. которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

Время приема предложений о цене контракта от участников аукциона составляет десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени никто не подал предложения о более низкой цене контракта, то такой аукцион автоматически завершается.

Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.

Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).

Скачать плагин ГИС «Независимый регистратор» можно на сайте ЕИС.

ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя.

Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.

Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки. При этом необходимо отметить, что скриншоты (снимков экрана) не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.

Росреестр пытается устранить правовой пробел в Земельном кодексе. Ведомство разработало порядок проведения электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи или аренды госземель — из-за его отсутствия сейчас госорганы фактически лишены возможности проводить торги в этой форме. По задумке Росреестра новый для этой сферы порядок будет вводиться постепенно — до 1 января 2023 года будет установлен переходный период, по истечении которого электронная форма аукциона станет обязательной.

Росреестр разработал порядок проведения электронных аукционов по предоставлению участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,— проект поправок к Земельному кодексу ведомство опубликовало на regulation.gov.ru. Отметим, возможность проведения электронных аукционов на право заключения договора купли-продажи или аренды участка формально предусмотрена с 2015 года, но порядок до сих пор не установлен законом, поэтому проводить аукционы в этой форме госорганы фактически не могут.

Год назад попытку решить проблему предприняли депутаты, однако их законопроект завис на этапе первого чтения. Со стороны правительства, как рассказывают в Росреестре, «подобного законопроекта до сих пор не было, поскольку ранее Минэкономики предлагало разработать единый закон об электронных торгах — аналогичный подход был предложен Федеральной антимонопольной службой». К идее разработать отдельный порядок вернулись на фоне «коронакризиса» — его принятие предусмотрено Общенациональным планом восстановления экономики.

Как следует из подготовленного Росреестром законопроекта, электронные аукционы по продаже или передаче в аренду госземель будут проводиться на уже отобранных правительством площадках для госзакупок.

Там, а также на официальном сайте госоргана будут публиковаться извещения о проведении электронного аукциона — участники через оператора смогут подавать свои заявки. Предложения участников во время проведения аукциона будут ожидаться в течение 10 минут — при поступлении заявок о повышении цены отсчет начинается заново, а в случае их отсутствия аукцион завершается. В течение часа после окончания торгов на площадке размещается протокол, на его основании с победителем заключается договор, который стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Законопроект предлагает пересмотреть условия договора, который заключается с участником аукциона, сделавшим второе предложение по цене, если победитель уклонился от подписания документа. Сейчас госорганы предлагают такому участнику заключить договор по цене изначального победителя — как отмечают в Росреестре, такой подход противоречит принципу состязательности участников аукциона. Более того, добавляют в ведомстве, в лесном и водном законодательстве в таких случаях договоры заключаются по цене, предложенной именно этим участником, аналогичное правило Росреестр предлагает использовать и при проведении аукционов (не только электронных) в отношении земельных участков.

Вводиться новый порядок проведения торгов будет постепенно, госорганы смогут самостоятельно выбирать либо «бумажную», либо электронную форму аукциона до 1 января 2023 года.

После этой даты применение электронной формы станет уже обязательным, за исключением аукционов по предоставлению участков гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также фермерским хозяйствам для осуществления их деятельности.

Сроки и порядок отмены аукциона

Закон №44-ФЗ дает заказчику право отменить любую конкурентную закупку за исключением запроса предложений. В соответствии со статьей 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:

  • уменьшения лимитов бюджетных средств;
  • обнаружения ошибок в документации о закупке;
  • получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
  • необходимости исполнения решения суда.

При отмене закупки заказчик не несет ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

Решение об отмене закупки размещается в ЕИС в день его принятия и незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками).

Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются участнику на его спецсчет.

Электронный аукцион может быть отменен не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.

Важное в электронном аукционе

В извещении об электронном аукционе заказчики устанавливают три вида требований к участникам: единые, дополнительные и факультативные.

Под все эти требования участники должны подходить. Соответствие единым требованиям они декларируют самостоятельно на ЭТП, таким образом подтверждая, что законодательство не ограничивает их в участии в закупках.

Если закупка проводится для СМП, нужно «галочкой» подтверждать на ЭТП принадлежность к СМП.

Что такое запрос на разъяснение

Нередко госзаказчики допускают в документации ошибки. Они могут быть любыми: не указывается место поставки, количество товара, не прикрепляется важный документ, используются непонятные формулировки и т.д. Но у участника электронного аукциона есть право подать через электронную площадку запрос на разъяснение. Количество запросов ограничено — не более трех раз, но в самом запросе можно задавать столько вопросов, сколько необходимо.

Получив запрос, заказчик обязан на него ответить в течение двух дней. Если он действительно допустил ошибку, то должен внести изменения в документацию. Сроки процедуры изменятся в большую сторону, но все будет по правилам.

Что такое шаг аукциона

На всех восьми ЭТП шаг аукциона и время ожидания ценовых предложений одинаковое.

Шаг устанавливают в диапазоне от 0,5 до 5 % от НМЦК, но не менее чем 100 руб., а время для подачи предложений — до 10 минут.

Например, если проводится аукцион на 1 млн руб., то шаг аукциона составляет от 5 000 до 50 000 руб. Можно «шагать» любой цифрой в этом диапазоне. После шага каждого участника 10 минут будут продлеваться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]