Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация


Субъекты земельных правоотношений

Земельные отношения – одна из наиболее интенсивно развивающихся сфер жизнедеятельности. Земля в России, где испокон веков развивалось крестьянское хозяйство, всегда являлась основным средством производства и вложения капитала. Земельные правоотношения – урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи, иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. Определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не оговорено особо.

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

  • субъекты правоотношений (участники земельных отношений);
  • объект, по поводу которого возникают правоотношения (в данном случае – а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков);
  • содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой и складываются данные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Виды правовых отношений, возникающие в процессе эксплуатации земли

Правовые отношения, которые возникают в процессе использования земли, разнообразны и многогранны. Они возникают, изменяются и прекращаются в результате совершения участниками правомерных и неправомерных действий. Юристы квалифицируют их по различным признакам.

Разговор о том, какие бывают виды земельных правоотношений следует начать с их разделения по основным институтам профильного права. По этому классификатору он делятся на отношения, связанные с:

  • правом собственности на землю;
  • землепользованием;
  • государственным управлением земельными ресурсами;
  • охраной земель;
  • юридической ответственностью за нарушение правовых норм.

Существует также классификация земельных правоотношений по признаку основного хозяйственного назначения земли (их виды предусмотрены статьей 7 ЗК РФ). В соответствии с этой законодательной нормой в качестве объекта таких отношений могут выступать земли:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • специального назначения: различных отраслей промышленности, транспорта, связи и других сфер;
  • территорий и объектов, охране которых уделяется особое внимание;
  • лесного или водного фондов;
  • запаса.

Публичные земельные правоотношения – достаточно специфический институт. В соответствии с законодательством РФ, их участниками могут быть не только граждане, предприятия и организации, но и само государство, а также органы местной власти. Классификация правовых отношений по субъектам поможет участникам разобраться в своих правах и обязанностях.

Что касается функционального назначения земельных правоотношений, то их принято делить на регулятивные и правоохранительные.

Не менее важно и разделение в соответствии с видами правовых норм, ставших основой для возникновения отношений, которые возникли в процессе использования природного ресурса. По этому признаку они делятся на:

  • материальные, возникшие на основании норм материального права;
  • процессуальные, в основе которых лежат процессуальные нормы.

Участники правовых отношений, реализовывая свое право собственности на землю, могут совершать действия различной правомерности. На основании этого классификатора правоотношения делятся на:

  • правомерные,
  • неправомерные.

Земельные правоотношения также подразделяются на виды в зависимости от степени взаимных обязанностей их субъектов. Это могут быть отношения равноправия, часто называемые партнерскими, или подчиненности одной стороны другой.

Понятие «Субъекты земельных правоотношений»

Субъекты (участники земельных отношений) определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия:

  • собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие свои имущественные интересы.

В соответствии со ст.124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками данного вида отношений являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) – собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами. Для того, чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1.Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

2.Земельная реформа в РФ. Общая характеристика.

3.Предмет, метод, задачи и принципы земельного права.

4.Земельные правоотношения, их характеристика.

5.Понятие, становление и развитие земельного права. Система земельного права как отрасли права.

6.Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

7.Понятие, особенности и система источников земельного права. Общая характеристика Земельного кодекса РФ.

8.Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки.

9.Формы, объекты и субъекты права собственности на землю.

10.Право частной собственности на земельные участки.

11.Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки.

12.Оценка земельных участков.

13.Сделки с земельными участками (условия, виды).

14.Купля-продажа земельных участков.

15.Залог земельных участков.

16.Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей.

17.Право пожизненного наследуемого владения.

18.Постоянное (бессрочное) пользование землей.

19.Аренда земли.

20.Безвозмездное срочное пользование землей.

21.Право ограниченного пользования чужими земельными участками.

22.Содержание права пользования землей. Ограничение прав землепользователей.

23.Защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

24.Гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

25.Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

26.Плата за землю.

27.Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель.

28.Виды и органы управления в области использования и охраны земель.

29.Мониторинг земель.

30.Контроль за использованием и охраной земель.

31.Государственный кадастровый учет земель. Понятие, структура и порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

32.Землеустройство (понятие, содержание).

33.Понятие правового режима земель, его единство и дифференциация.

34.Понятие и содержание правовой охраны земель.

35.Понятие и особенности ответственности за земельные правонарушения.

36.Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения.

37.Гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

38.Понятие и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения

39.Правовой режим земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).

40.Правовой режим земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

41.Правовой режим земельных участков, предоставляемых гражданам для коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и дачного строительства.

42.Понятие и общая характеристика земель населенных пунктов.

43.Понятие и общая характеристика правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики… и иного специального назначения.

44.Понятие и правовой режим земель промышленности и транспорта.

45.Понятие и правовой режим земель энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения.

46.Понятие и общая характеристика земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

47.Понятие, виды и общая характеристика земель лечебно-оздоровительного,

природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.

48.Понятие и общая характеристика земель лесного фонда.

49.Понятие и общая характеристика земель водного фонда и земель запаса.

50.Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую.

Земельная правосубъектность физических и юридических лиц

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения. Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:

  • как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;
  • как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.

Понятие и виды объектов земельных отношений

Одним из элементов правоотношений, возникающих в сфере использования земли, является их объект. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ, к этой категории относятся:

  1. Земля как природный объект (ресурс). Может выступить в качестве объекта отношений в целом. В качестве природного объекта она выступает в правоотношениях, связанных с соблюдением требований по охране и рациональному использованию.
  2. Наделы земли. Земельный участок как объект земельных отношений признается недвижимостью, которая является частью поверхности земли, имеющей определенные характеристики. Законодательство Российской Федерации предусматривает требования по оформлению наделов. Участок в обязательном порядке должен иметь установленные границы, определенные и закрепленные в соответствии с требованиями законодательства в правоустанавливающих документах. Правовой статус земельного участка включает в себя такие важные понятия, как целевое назначение, форму разрешенного использования и способ владения. Вся эта информация вносится в его кадастровый паспорт.
  3. Части земельных участков. Законодательством РФ предусмотрено, что наделы могут быть делимыми и неделимыми. К первой категории относятся участки, которые могут быть разделены на самостоятельные наделы, используемые без предварительного перевода земли в другую категорию. Понятие неделимости разъясняется в статье 133 . В соответствии с этой нормой неделимой признается вещь, разделение которой невозможно без изменения назначения.

То, что земля может выступать в качестве объекта соответствующих отношений, закреплено в ЗК РФ. В данном законодательном акте описываются правоотношения, связанные с разделением земли на категории, ее охраной и использованием.

Земельные права иностранных граждан, лиц без гражданства

Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 г. и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26. Кроме того, поскольку действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы не имеют права. Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения. Кроме того, иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.

Процедура регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования земли

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством. Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики. Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  1. Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  2. Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
      рекомендательный,
  3. санкционирующий,
  4. делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это предусмотрено статьей 72 . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  1. Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  2. Специальной. Они подразделяются на:
      функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  3. отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел.

Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий. При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]