Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год

Понятие и характеристики земельного фонда России

Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.

Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.

Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.

Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.

Историческое отступление

Изначально социально-экономическая и политическая структура русских земель была раздроблена. Для этого сложились разные предпосылки в обществе под влиянием причин:

  • социальных;
  • экономических;
  • внешнего и внутреннего окружения.

Безопасность феодальной системы управления требовала слияния огромных территориальных пространств, на которых образовывались разные структуры со своей иерархией.

На высшей ступени находились князья, наделенные верховной властью, они имели собственность и право ею распоряжаться. У бояр были обширные вотчины, сословие входило в совещательные советы при государях, они могли выбрать, кому из князей подчиняться.

Те, в свою очередь, приближали к себе верных соратников, получивших впоследствии статус дворян, награждая за службу поместьями с временным пользованием. Социально-экономическая и политическая структура русских земель управляла обществом. Наделы служили признаком привилегий, наград и разменной монетой. Княжеская милость могла как передать в распоряжение угодья, так и отнять за любую провинность.

Состав земельного фонда РФ

Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.

В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:

  • выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
  • используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.

Согласно положениям , все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.

Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования: скверы,
  • улицы,
  • площади,
  • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями);
  • занятые лесами и прочие.
  • Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:

    • при переводе земель из одной категории в другую;
    • в случае приватизации участка;
    • в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
    • по иным значимым причинам.

    Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.

    Как это было? Становление земельной реформы со времен распада СССР

    После распада Советского Союза страну ожидали огромные перемены. Одним из актуальнейших вопросов тех времен был вопрос по перераспределению земельных площадей. Преобразования начались успешно: в первый же год провели инвентаризацию земель

    , выделили 950 тысяч участков для садоводства и огородничества, создали и наделили землей больше 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

    Конечно, переход на новую систему занял не один год, а в обществе и политических рядах данная ситуация вызывала не мало противоречий. Виктор Хлыстун, академик, министр сельского хозяйства РСФСР, автор реформы 1990-ого года рассказывал: «Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю».

    Главное преобразование было в том, что после реформы 1990-ого года в стране появилась частная собственность на землю

    .

    Георгий Ярошевич, доктор сельскохозяйственных наук, директор НИИ сельского хозяйства в Пскове, комментировал итог всего этого так: «Пострадали все сельскохозяйственные институты и академии, расположенные рядом с городами. В 2009-2010 годах у нас начали отбирать плодородные земли под строительство

    дач, новостроек и коттеджей».

    «Начавшееся в конце 90-х годов разрушение системы управления земельными ресурсами привело к вопиющей бесхозяйственности»

    – сетовал Виктор Хлыстун.

    Система управления фондом

    Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

    Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.

    Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.

    В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

    Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

    В первую группу входят государственные органы РФ:

    • Президент и главы субъектов;
    • Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
    • Правительство и власти субъектов;
    • органы местного самоуправления.

    Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.

    Государственное управление земельным фондом в 2021 году осуществляется на нескольких уровнях:

    • федеральном (территория всего государства);
    • субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
    • муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.

    Кому принадлежат земли Российской Федерации?

    Россия естественным образом занимает мировое лидерство по объемам земельных ресурсов. «Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит», – отмечает Виктор Хлыстун. Действительно, стоимость земельных участков по стране варьируется от несколько тысяч до несколько миллионов рублей за одну сотку земли!

    Разница в стоимости колоссальная, и объясняется она, в первую очередь, климатическими факторами.

    Например, стоимость земельного участка в Сочи или Крыму значительно превышает стоимость такого же по площади участка, находящегося в глубинках Татарстана. Примеров можно привести много. Следует понимать, что в курортных городах, а также в городах-миллионниках стоимость земли всегда будет завышена.

    К сожалению, несмотря на земельное богатство нашей страны, население не может в полной мере насладится этим достоянием

    . Земельная реформа в свое время изменила судьбы тысяч граждан, и многие до сих пор не имеют возможности приобрести себе земельный участок, потому что все вокруг было выкуплено после в 1990-е годы.

    «Одна из главных причин сложившейся ситуации – это отсутствие разграничения между государственными землями. Не понятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, то есть региональным властям», – говорит о проблеме Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института Прикладных Экономических Исследований РАНХиГС.

    В настоящее время огромное количество невостребованных земель находится во владении муниципалитетов.

    Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не успел продать, или в свое время не передал в аренду.

    По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в России более 390 миллионов гектар земель сельскохозяйственного назначения. Из них чуть более половины, а именно 196 миллион гектар – угодья (пашни и пастбища). Огромные площади, к сожалению, не востребованы.

    Еще Петр Столыпин говорил, что «в деле земельного устройства нужен упорный труд и продолжительная «чёрная» работа». На сегодняшний день огромные площади земельных участков пустуют из-за наложенного на них обременения

    . Состоятельные бизнесмены скупают гектары земель в качестве инвестиций, а потом отдают их в банки под залог для получения новых кредитов и получения новой прибыли. Однако от таких действий страдают не только фермерства, но и экономика многих регионов.

    Вообще официально ответственность за земли сельскохозяйственного назначения, их контроль и мониторинг возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. А вот следит за постройками специальный Фонд жилищного строительства. В теории все просто, но на практике, для того чтобы получить то или иное разрешение (либо справку), нужно обойти немало инстанций

    . «А у нас даже нет единого конкретного органа по управлению земельными ресурсами», – с сожалением комментирует Наталья Шагайда.

    Категорирование земель и его принципы

    Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:

    • видам и формам собственности;
    • целевому назначению (категориям);
    • землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
    • угодьям.

    Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.

    Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:

    • поселений (населенных пунктов);
    • сельскохозяйственного назначения;
    • водного фонда;
    • энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
    • запаса;
    • особо охраняемых объектов и территорий;
    • лесного фонда.

    Узнайте подробнее, какие особенности имеют категории земель в РФ.

    Где располагают поселения?

    Населенные пункты тоже находятся на земле. Для них имеются границы в районе городов или поселков по территориальным зонам:

    • жилым;
    • производственным;
    • общественно-деловым;
    • рекреационным;
    • инженерным и транспортным;
    • со специальным назначением.

    Каждая из зон подчиняется:

    • собственному регламенту;
    • правовому режиму;
    • целевому применению земельных наделов.

    Местное самоуправление может запретить использовать участок, если нарушен регламент или не соответствуют параметры.

    Использование ресурсов

    Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.

    Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:

    • ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
    • животноводство;
    • огородничество;
    • сенокошение;
    • выпас скота;
    • садоводство.

    Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.

    Какие участки выделяют для промышленных производств

    Предприятия размещают на землях в отдалении городов, если они предназначены для вредного производства. Фабрика может находиться в черте поселения при условии, что она не нанесет вреда горожанам или фермам селянам.

    К промышленным отраслям принадлежат энергетика, транспорт, коммуникации. В любом случае участки целевого назначения имеют охранные, санитарные зоны с особым применением, условиями и требованиями к ним. Они создают ограничения в правах пользования землями для любого статуса владения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]