Расписка в получении денег (как правильно оформить денежную расписку).

Согласно недавнему опросу, проведенному изданием «Коммерсантъ», почти половина россиян (49%) выступают против одалживания денег. Причина на поверхности: часто должники не торопятся возвращать выданные им на честном слове деньги либо вовсе отказываются выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Четверть опрошенных (25%) «терпеливо ждут и тактично напоминают» о долге, и в результате лишь 8% участников опроса вовремя получают назад свои средства. Эти данные подтверждает и исследование портала Superjob.ru: никогда и никому не дают денег в долг 39% респондентов.

Получается, что решение одолжить кому-то денег почти неизбежно ведет к их потере. Однако, если разобраться, станет ясно, что такая «неизбежность» — скорее результат недостатка юридических знаний у наших соотечественников. Как правильно дать в долг и не потерять деньги?

Определиться с формой

По закону, любые сделки между гражданами, превышающие по сумме 10 000 рублей, должны оформляться в письменном виде. При этом многие привыкли обходиться распиской в свободной форме. Однако нужно помнить, что расписка не дает никаких гарантий, ее основное назначение — зафиксировать факт передачи денег. Вернуть долг через суд, основываясь на таком документе, крайне проблематично. Поэтому распиской можно ограничиться лишь в том случае, когда сумма займа несущественна и вы морально готовы смириться с потерей этих денег. Однако даже в этом случае следует соблюсти несколько простых правил.

  1. Расписку пишет от руки лично тот, кому вы одалживаете деньги. Если дело доходит до суда, то заемщик может отрицать наличие долга или сказать, что расписку он не писал, а подпись подделана.
  2. В расписке указываются паспортные данные должника и кредитора, сумма займа, а также дата передачи денег. Некоторые ошибочно думают, что в расписке можно указать и другие нюансы вроде условий возврата средств или размера неустойки. Такие уточнения допустимы только в полноценном договоре займа.
  3. Заемщик должен подтвердить получение денег, поставив свою подпись. Сумму можно передать и лично, но лучше сделать банковский перевод: так вы дополнительно зафиксируете факт передачи денег.

Во всех остальных случаях лучше обратиться к нотариусу и оформить полноценный договор займа.

Как правильно дать и взять взаймы: инструкция от юристов

Как оформить соглашение о займе, чтобы потом можно было взыскать долг без суда? В чем разница между договором займа и распиской? Что обязательно в ней надо указать, чтобы не потерять возможность вернуть деньги принудительно? Что докажет передачу суммы займа, если она перечислялась на банковский счет? На этот и другие вопросы ответили юристы.

Что касается займов, тут первое и главное правило – не испытывать людей на порядочность, заявляет юрист юр Дмитрий Шнигер. Он советует не давать деньги без оформления и не провоцировать заемщика на плохие поступки, которых тот, возможно, не совершил бы, подпиши он бумагу. Невозвращенные займы «под честное слово» часто губят родственные и дружеские отношения, предупреждает юрист.

Это часть материала о займах. Полностью текст читайте здесь:

Все, что вы хотели знать о займах: 10 рисков сделки и изменения в ГК

Наилучший вариант – договор, а вот расписка может стать источником проблем при взыскании долга. Она представляет собой односторонний документ, в котором заемщик подтверждает, что получил долг и обязуется его вернуть. Это, по сути, не договор, а доказательство заключения договора, очень слабое, если деньги передавались наличным способом, а расписка не заверена нотариально, утверждает Шнигер. Как предупреждает юрист, заемщик должен написать, что сумма передана именно в качестве займа. Если он не укажет этого – по недосмотру или намеренно – то из расписки будет непонятно, откуда возник долг: например, это мог быть расчет за какую-то услугу, говорит Шнигер. Получить деньги по подобной бумаге потом будет очень сложно.

Если подробно прописать все договоренности в соглашении – это сделает возврат долга проще. Что обязательно нужно предусмотреть, рассказали юристы.

Основные данные обеих сторон (Ф. И. О., дата и место рождения, полные паспортные данные, адрес постоянной прописки и/или временной регистрации). Это поможет приставу найти должника по базам данных, наложить арест на его имущество, закрыть выезд за границу, говорит юрист правового департамента Heads Consulting Ирина Баскакова.

Срок и способ возврата (наличный или безналичный, сразу или частями).

Обязательно подтвердить, что деньги вручены – в тексте договора («Сумма передана») или отдельной распиской, в которой есть ссылка на договор. Он начинает действовать только с момента передачи средств. Баскакова говорит, что ее можно заверить подписями свидетелей, и советует сверить, чтобы сумма в договоре совпадала с той, что получена на руки.

Если средства перечисляются на банковский счет, Шнигер советует указать назначение платежа: «Выдача займа по договору такому-то», и сохранить у себя копию платежного поручения. «Если не указать назначение платежа, потом нельзя будет определить перечисленную сумму именно как заем», – предупреждает Шнигер. Он добавляет, что платежка не является достоверным доказательством выдачи займа, в отличие от расписки, потому что исходит от займодавца.

Возврат долга можно обеспечить залогом имущества или поручительством. Если деньги возвращаются по частям, это надо надо задокументировать как можно подробнее, с указанием имени, даты, суммы, валюты, советует Баскакова.

Шнигер предлагает заверять договор нотариально, а расписку оформить отдельным документом, как принято у нотариусов. Заверенный договор и расписка в случае неплатежа позволят легко оформить исполнительную надпись у нотариуса, чтобы получить долг в банке или через приставов – без судебных разбирательств.

Если стороны решили обойтись без нотариуса, заемщику лучше написать всю расписку от руки, чем просто поставить подпись под распечатанным текстом. Это даст больше материала для почерковедческой экспертизы, если заемщик заявит в суде, что ничего не брал и не подписывал.

  • Суды и судьи
  • Заключение договора

Когда нужна экспертиза давности?

Экспертизу по установлению давности изготовления документов проводят в рамках судебной технической экспертизы материалов документов.

Назначают экспертизу давности реквизитов, когда нужно:

  • установить факт несоответствия даты, времени реального подписания документа или внесения отдельных реквизитов дате и времени составления, указанной в документе;
  • определить время абсолютной или относительной давности выполнения документа и его частей;
  • установить факт выполнения документа или внесения отдельных реквизитов в конкретный период времени;
  • установить, внесены ли изменения в реквизиты путем дописки, дорисовки после составления и подписания документа

Чтобы установить давность изготовления документов эксперт руководствуется научными данными. Методику он выбирает на свое усмотрение. Есть несколько запатентованных методик, в том числе разработанная в Минюсте «Методика определения давности выполнения реквизитов в документах по относительному содержанию в штрихах летучих растворителей» за авторством Тросмана Э.А., Бежанишвили Г.С., Батыгиной Н.А., Архангельской Н.М., Юровой Р.А.

Когда экспертизу давности не провести?

Физико-химический метод проведения исследования (Минюст рекомендует метод газожидкостной хроматографии), основанный на наличии в чернилах (пасте) ручек «летучих веществ», которые испаряются с определенной скоростью, имеет ряд ограничений:

  • Пригоден для документов, хранившихся при температуре 20-25 С, при влажности 30-60%, при отсутствии источника света (в стопке документов, в шкафу).
  • Пригоден для документов, фактически изготовленных за (по разным источникам) 1,5 −3 года до экспертизы максимум.
  • Пригоден для документов, реквизиты которых выполнены как шариковой, так и гелевой (капиллярной) ручкой (то есть, чернилами). Однако, согласно п.6.1 Методики реквизиты, выполненные чернилами (например, для гелевых ручек) непригодны для исследования только тогда, когда возраст документа два года и более.
  • Не пригоден в случае, если документ подвергали агрессивному, как правило температурному воздействию (из часто встречающихся на практике случаев: для ускорения исчезновения «летучих веществ» документы гладят утюгом через тряпку, сушат на батарее, располагают под настольной лампой и так далее).
  • Предполагает разрушение документа (из часто встречающихся на практике случаев: злоумышленники вырезают штрихи, которые можно проанализировать).

Как правильно написать расписку, чтобы она была действительна в суде

Большинство расписок, которые пишутся от руки, носят финансовый характер. Например, бытовая ситуация, когда друг или родственник занял крупную сумму денег на определенный срок.

Чтобы просто бумага превратилась в документ и была доказательством в суде, необходимо знать некоторые правила:

  1. Расписка пишется в присутствии двух сторон.
  2. Оформлять ее следует разборчивым почерком тому человеку, который берет деньги в долг или пользуется какой-либо услугой, а не тому, кто предоставляет какое-либо благо.
  3. В случае, если гражданин воспротивится выполнению своих обязательств, через почерковедческую экспертизу в суде можно установить личность, написавшую данный документ.
  4. Не знающие граждане предпочитают распечатывать расписку на принтере, поскольку считают, что написанная от руки она не имеет никаких обязательств. Это является заблуждением, более того, при обращении в суд могут возникнуть трудности в процессе установления личности, которая писала данный документ.
  5. Распечатанная на компьютере форма может быть использована при заверении нотариусом.

При использовании рукописного документа выгоднее будет, если должник собственноручно оформит его.

Советы юристов

  1. При составлении расписки следует уточнить, можно ли предмет договора не заверять в нотариальной конторе. Соблюдение всех рекомендаций, указанных в данной статье, дает гарантию, что если должник не будет отдавать долг, оказывать услуги, то можно их требовать через суд. Получить бесплатную консультацию о том, как правильно составить договор такого типа, можно в интернете, в свободном доступе.
  2. Являясь кредитором, необходимо хранить у себя расписку до полного погашения долга. Следует помнить, что существует исковая давность в три года. Поэтому, если должник не пытается вернуть долг, то не нужно затягивать с обращением в суд. Восстановить свои права по истечению срока давности бывает довольно сложно.
  3. Не стоит забывать и то, что и с простой формой расписки возможно требовать не только основную сумму долга, но и штраф с должника за просрочку.
  4. Если должник нарушил свои обязанности, не выполнил условия договора, то кредитору необходимо написать на имя задолжавшего письмо. В данном письме нужно потребовать с должника всю суммы долга и указать дату возврата — обычно это тридцатидневный срок. Лучше данный документ отправить заказным письмом, чтобы было подтверждение получения.
  5. Если должник проигнорировал данное сообщение, то следующим шагом будет обращение в суд, к мировому судье. Необходимо написать заявление, в котором нужно потребовать взыскать с должника долг, приложить расписку и документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
  6. Присутствие двух сторон сделки в суде не является обязательным. Судебное постановление может быть предоставлено и при отсутствии должника. После вынесения решения, согласно которому он обязан выплатить долг, документы передаются судебным приставам. Они же, в свою очередь, обязаны сделать соответствующие запросы, чтобы выяснить наличие недвижимости, информацию о заработанной плате, сведения о счетах в банке — все, чем можно возместить должностные обязательства.

Видео по теме:

Что такое расписка?

Расписка – это договор, подтвержденный подписью лица, который заверяет на бумаге, что это лицо получило денежную сумму, ценные бумаги, вещи от другого лица и ручается их вернуть. Момент вручения от одного лица другому денег либо иных вещей заверяется только документально. Расписка самая распространенная форма, подтверждающая передачу чего-либо от одного лица другому.
Оформленная по специальным правилам и засвидетельствованная нотариусом расписка может подтвердить факт передачи денежной суммы, материальных ценностей, ценных бумаг, но в ряду моментов не считается полным основанием для их возвращения.

Что такое экспертиза давности изготовления документа?

Экспертиза давности изготовления документа — это разновидность судебно-технической экспертизы. Её могут проводить как в отношении документа в целом («абсолютная давность», например, на соответствие фактической даты изготовления расписки дате, на ней указанной), так и на предмет выяснения того, какая часть документа была выполнена раньше другой («относительная давность», к примеру, что было написано раньше — текст расписки или подпись под ней).

Экспертиза давности — это комплексное исследование. До момента исследования физико-химическими методами (например, с использованием специального оборудования — газохроматографа) эксперт проводит техническую экспертизу документа, чтобы установить наличие или отсутствие признаков агрессивного воздействия.

Эксперты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: специальными знаниями в области судебно-технической экспертизы документа, а также иметь профильное (базовое) специальное физико-химическое образование со знанием методики работы газохроматографа.

А какова максимальная давность, которую могут установить эксперты?

Экспертиза давности документов — процедура технически сложная, однако, даже современный уровень развития науки не позволяет установить давность составления документа с точностью до дня.

В экспертной практике максимальная точность определения даты — полгода, при этом для относительно «свежих» документов.

Эксперт может сделать один из следующих выводов о том, что документ составлен:

  • менее полугода назад,
  • в период от полугода до года назад,
  • в период от одного до двух лет назад,
  • в период от двух до трех лет назад; более трех лет назад.

Какие вопросы задают экспертам?

1. Соответствует ли проставленная на документе дата периоду его составления? (эксперт исследует все реквизиты документа)

2. Были ли внесены изменения первоначального содержания в исследуемом документе?

3. Какова давность внесения изменений первоначального содержания: дописок, дорисовок, допечаток в документе?

4. Подпись на документе проставлена в период составления документа или в иной период времени?

5. В какой хронологической последовательности были проставлены реквизиты на документе?

6. Каковы сроки давности проставления оттиска печати на бумаге?

7. Имеют ли написанные вручную части разные периоды давности написания?

8. Имеются ли признаки агрессивного термического, светового или химического воздействия на реквизиты документа?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]