После приватизации первого помещения в доме капремонт оплачивается всеми собственниками
Депутаты Госдумы РФ не согласились с тем, что бывший наймодатель обязан оплатить капремонт дома только в том случае, если такой ремонт потребовался до даты приватизации первого помещения, и не обязан оплачивать работы, если дом включили в программу капремонта после того, как было приватизировано первое помещение.
По мнению истцов, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ приводит к неравенству между собственниками помещений, приватизированных до включения дома в план капитального ремонта, и собственниками, которые оформили права собственности после того, как многоквартирный дом был внесён в такой план.
Депутаты выразили несогласие с уменьшением обязательств бывшего наймодателя в отношении граждан, приватизировавших помещение в доме, нуждающемся в капремонте на момент оформления ими права собственности на квартиру.
Порядок оформления
Денежные выплаты не начисляются автоматически, для их получения человек должен обратиться в компетентный орган. Сотрудники органа рассматривают требование, и принимают решение об удовлетворении просьбы человека или об отказе.
Порядок оформления компенсации определен нормами Жилищного кодекса РФ ( ст.160)[2]. Чтобы получить положительный ответ, лицу рекомендуется действовать так:
- Проверить состоит ли квартира на учете в программе капитального ремонта в обслуживающей компании или в Управлении строительства города.
- Проверить наличие задолженности, при наличии полностью погасить. Так как злостный неплательщик лишается права на получение помощи.
- Запросить квитанцию, и внести полную сумму. Квитанция обычно представляется жильцам по истечению 8 месяцев со дня утверждения программы.
- Собрать необходимый пакет приложений, и обратиться в Многофункциональный центр (МФЦ) или в Управление социальной защиты.
- Получить ответ на обращение. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней.
Порядок предоставления субсидий и скидки регулируется ст. 159 ЖК РФ[3]. В основном требования удовлетворяют, но в некоторых случаях сотрудники государственного органа могут отказать просителю. Обычно отказываются в следующих случаях:
- заявителем были поданы фальшивые или недействительные документы;
- если человек предоставил только часть приложений;
- когда лицо подало заявку онлайн или направило по почте, и не отправило приложений;
- если обратившийся человек не относится к той группе людей, которым положены выплаты;
- если обращение было неправильно оформлено.
Если причиной отклонения заявки стало некорректное оформление или непредставление всех справок, то можно исправить недостатки, и обратится повторно. Если же был дан необоснованный отказ, то его можно обжаловать в судебном порядке.
Переход права собственности на имущество предполагает передачу бремени на его содержание
Конституционный суд РФ, рассматривая заявление депутатов Госдумы РФ, исходил из следующих постулатов действующего законодательства о праве собственности и бремени его содержания:
- Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Переход права собственности на имущество от одного лица к другому предполагает и переход к новому собственнику бремени его содержания.
- При отчуждении собственником своего имущества на основании договора требования к состоянию такого имущества определяются законом и условиями договора. Недостатки и степень износа имущества сами по себе не являются основанием для сохранения за прежним собственником обязанности по содержанию такого имущества.
Это касается и отношений, возникающих при передаче помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан в рамках закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в редакции Федерального закона от 15.05.2001 № 54-ФЗ.
Как оформить кредит на капитальный ремонт в доме со спецсчётом
148590
После приватизации первого помещения в доме возникает общая долевая собственность
Конституционный суд РФ напомнил истцам о том, что гражданин, безвозмездно приобретая жилое помещение по соглашению с собственником жилфонда в соответствии с законом № 1541, осознаёт и подтверждает готовность самостоятельно нести расходы на содержание приобретаемого объекта с учётом его технического состояния.
При этом сохранение за бывшим наймодателем жилых помещений в МКД обязанности провести капремонт такого дома за счёт бюджета согласно в ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ – исключение из общего правила о несении собственником бремени содержания своего имущества.
После приватизации первого помещения в доме такой дом утрачивает статус исключительно муниципального или государственного жилфонда. В отношении общего имущества такого МКД возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (п. 4 ст. 244, п. 1 ст. 290 ГК РФ,ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 24 № 1541).
Бывший наймодатель после приватизации первого жилого помещения в доме перестаёт единолично нести бремя по содержанию многоквартирного дома: каждый из собственников обязан участвовать в таких расходах пропорционально размеру площади принадлежащего ему жилого помещения.
Кто и как выставляет квитанции для оплаты взносов на капремонт
9459712
Льготы
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), для собственника помещения в многоквартирном доме в структуру оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги включен взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 228-45 «О форме предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» от 20.05.2009г. (далее — Закон Санкт-Петербурга № 228-45), формой предоставления мер социальной поддержки категориям граждан, указанным в пункте 2 указанной статьи, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге является денежная выплата. Денежная выплата предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и(или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению (пункт 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга № 228-45). В Санкт-Петербурге с 01.11.2014г. гражданам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, уже компенсируются расходы на уплату взноса на капитальный ремонт в размере, установленном в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга. К льготным категориям граждан относятся собственники жилых помещений: инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и граждане, имеющие детей-инвалидов и т.д. По вопросу предоставления дополнительных льгот на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сообщаем, что Государственная Дума Российской Федерации приняла федеральный закон № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 29.12.2015г. В соответствии с указанным законом, статья 169 ЖК РФ дополняется частью 2.1 следующего содержания: «2.1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50%, 80 лет, — в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50%, 80 лет, — в размере 100%.» Порядок предоставления льгот определяется законодательством Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге 30.06.2016г. принято постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016г. №385». В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного постановления собственникам жилых помещений, имеющим право на получение денежной компенсации по состоянию на 01.07.2016г., денежная компенсация предоставляется с 01.07.2016г. при условии подачи заявления о предоставлении денежной компенсации и документов, необходимых для ее предоставления, в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства в соответствии с постановлением не позднее 31.12.2016г. А так же: собственникам жилых помещений, имеющим право на получение денежной компенсации по состоянию на 01.07.2016г., подавшим заявление о предоставлении денежной компенсации и документов, необходимых для ее предоставления, в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства после 31.12.2016г., денежная компенсация предоставляется в соответствии с постановлением (пункт 2.2 — денежная компенсация предоставляется собственнику жилого помещения с месяца подачи заявления и документов). Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 08.07.2016г. № 196-р Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» назначено учреждением, обеспечивающим внесение сведений об одиноко проживающих неработающих собственниках жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет и старше, а также проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственниках жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет и старше, — получателях дополнительной меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга», в целях формирования единого учета и перечисления собственникам жилых помещений денежной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. Заявление может быть подано собственником жилого помещения в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг района, в котором находится многоквартирный дом, где находится жилое помещение. Перечень необходимых документов для получения компенсации: — заявление установленного образца; — документы, удостоверяющие личность; — документы, содержащие сведения о месте жительства собственника; — трудовая книжка собственника и совместно проживающих с ним членов семьи; — документы, подтверждающие право собственности; — квитанция о начисленном взносе на капитальный ремонт. Таким образом, расчет начислений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме некоммерческой организацией «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – региональный оператор) производится в полном объеме. Оплата начислений производится собственниками помещений в многоквартирных домах полностью. Меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме (в виде уменьшения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги) и в форме денежных выплат предоставляются следующим категориям граждан: — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; — Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; — вдова (вдовец) и родители Героя Советского Союза, Российской Федерации, полного кавалера ордена Славы; — Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы. За дополнительными разъяснениями по вопросу предоставления льгот на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Вам необходимо обратиться в отдел социальной защиты при Администрации района Санкт-Петербурга, в котором находится Ваш многоквартирный дом. Обращаем Ваше внимание на то, что в случае неуплаты задолженности в добровольном порядке, региональный оператор будет требовать уплаты в принудительном порядке через суд. При этом, кроме взыскания основной задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и начисленных пеней за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт, в соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с проигравшей стороны взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы, в том числе оплата государственной пошлины и иные издержки регионального оператора, связанные с рассмотрением дела.
Бывший наймодатель не должен содержать чужое имущество
Из приведённых выше норм законодательства Конституционный суд РФ сделал несколько выводов:
- Исполнение бывшим наймодателем обязанности по проведению капремонта в доме, нуждавшемся в этом на дату приватизации первого жилого помещения, отвечает интересам всех собственников и согласуется с конституционным принципом равенства (ст. 19 Конституции РФ).
- Возложение на бывшего наймодателя обязанности по проведению капитальных ремонтов многоквартирного дома, потребность в которых будет возникать на момент приватизации второго и последующих помещений, повлечёт неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость дома в работах по капитальному ремонту отсутствовала.
- Нормы ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ не должны трактоваться как обязанность бывшего наймодателя проводить за свой счёт капремонт в доме вплоть до завершения приватизации всех помещений. Это бы нарушило конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности: фактически означало бы возложение на бывшего наймодателя обязанности содержать в том числе чужое имущество.
Следовательно, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, и орган гос- или муниципальной власти, в чьей собственности находился жилфонд, обязан провести капремонт дома за счёт бюджетных средств только в том случае, если дом нуждался в таком ремонте и был внесён в план по капремонту до приватизации первого жилого помещения в нём.
В остальных случаях собственники приватизированных помещений обязаны наравне с другими оплачивать взносы на капремонт общего имущества в доме пропорционально площади помещения, которым они владеют.
Кому положена государственная помощь
Преференция по оплате услуг ЖКХ предоставляется гражданам, имеющим особые заслуги перед страной, пенсионерам, а также лицам, неспособным самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ (инвалиды, недееспособные, малообеспеченные).
ФЗ-5 «О ветеранах»[1] гарантирует получение социальной помощи следующим категориями граждан:
- Участникам военных конфликтов в Чечне, Афганистане, Сирии и других странах.
- Ветеранам ВОВ.
- Семьям погибших в бою военнослужащих.
- Лицам, осуществлявших боевые вылеты.
- Жителям России и СССР, которые выполняли военные миссии в других странах.
Также действие закона распространяется на ветеранов труда в зоне военных действий, и людей, работавших на военных базах.
Указанным категориям людей согласно федеральному законодательству начисляется 50% от суммы подлежащей внесению за капремонт. Размер взноса за ремонт зависит от стоимости занимаемой общей площади жилых помещений, не зависимо от разновидности жилищного фонда.