Как может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком / Сервитут / Виды сервитутов

Назад

Опубликовано: 03.02.2017

Время на чтение: 12 мин

0

1217

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего. Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

  • Что такое публичный сервитут? Для каких целей может быть установлен?
  • Когда возможно установление, а когда — нет?
  • Виды
  • Особенности
  • Примеры Пример 1: бессрочный публичный сервитут
  • Пример 2: срочный публичный сервитут
  • Границы зон действия публичного сервитута
  • Установление платы за публичный сервитут
  • Что такое публичный сервитут?

    Согласно действующему законодательству РФ под публичным сервитутом понимают ограниченное использование земельного участка, находящегося в частной или муниципальной собственности, в интересах муниципальной, административной власти и органов местного самоуправления.

    При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

    Для каких целей может быть установлен?

    Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

    • необходим проезд или проход через участок;
    • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
    • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
    • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
    • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
    • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
    • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
    • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
    • необходим перевоз объектов через территорию.

    Данные основания не являются исчерпывающими.

    Когда возможно установление, а когда — нет?

    Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем голосования было принято положительное решение.

    Учитывается мнение следующих лиц:

    • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
    • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
    • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
    • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

    Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

    • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
    • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
    • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

    Виды

    Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

    • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
    • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

    Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

    • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
    • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
    • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

    Особенности

    Сервитут может быть установлен как на весь участок, так и на конкретную часть земельного надела.

    Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

    • актами Российской Федерации;
    • актами органов местного самоуправления;
    • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

    В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

    Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

    Но в случае если собственник земли испытывает неудобства при использовании своего надела в привычном режиме, он может подать в суд и требовать выкупа участка с предоставлением аналогичного или полной компенсации нанесенного ущерба.

    В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

    • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
    • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
    • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
    • отказать в удовлетворении иска.

    Примеры

    Пример 1: бессрочный публичный сервитут

    Дома двух семей находятся в непосредственной близости к берегу реки, которая протекает через деревню. Ежедневно в течение периода апрель-октябрь жители села выпасают свой скот и им необходимо водить животных на водопой. Другого подхода к реке в селе нет. Администрацией поселения был установлен публичный водный сервитут, согласно которому жители имеют право водить скот на водопой в непосредственной близости к участкам. Собственникам земли была назначена плата за сервитут в период с апреля по октябрь.

    Пример 2: срочный публичный сервитут

    Администрация села проводит газификацию деревни. Участие в данном мероприятии добровольное. На некоторые земельные участки, собственники которые не захотели принять участие в программе газификации, но территория которых потребовалась для проведения работ на соседних участках был установлен срочный публичный сервитут. Через месяц после начала работ срок действия сервитута закончился.

    Законодательный ракурс


    Любые правовые действия, связанные с водными объектами прописаны в Водном Кодексе. А вопросы частной собственности — ГК РФ.
    Поскольку в вопросе использования водных ресурсов часто затрагиваются общественные и государственные интересы, то эту область также регулирую ФЗ и локальные нормативные акты.

    Каким именно правовым сводом руководствоваться в том или ином случае, во многом зависит от вида водного обременения.

    Границы зон действия публичного сервитута

    Граница зоны действия публичного сервитута — это установление пределов участка, на территории которых действует обременение.

    Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.


    Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

    Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

    1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
    2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

    В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

    При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры. Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье. Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.

    Виды

    В сервитутном праве выделяют две формы водного «обременения»:

    • Публичный водный сервитут. Каждый гражданин вправе пользоваться водными объектами общего пользования. Один субъект договора — владелец водного объекта. Другой — неограниченный круг посторонних лиц, обладающих правом общего водопользования. Такая форма сервитута стоит на страже общественных и государственных интересов. Он устанавливается на основании ФЗ.
    • Частный водный сервитут. Собственник, обладающий долгосрочным/краткосрочным правом пользования, ограничивается в своих правах в интересах третьих заинтересованных лиц. Договоренность достигается добровольно или в ходе судебного разбирательства. Субъектами договора могут быть исключительно водопользователи. В этом случае сервитут защищает частные интересы.

    Особенности

    Наложение водного обременения не означает, что владелец лишается прав

    собственности или пользования данным объектом. Водное обременение переходит при смене собственника, так он охраняется законом.

    Обременение само по себе не может покупаться и продаваться, быть заложено или переходить другим лицам без законного основания.

    Пользователь водным объектом, на который наложено обременение, имеет право обратиться в суд для его снятия, если причина установления водного сервитута перестала быть актуальной.

    Также суд может снять обременение, если оно делает невозможным использование объекта собственности по прямому назначению.

    Право пользования продляется по желанию водопользователя в утвержденном порядке. Стоит отметить, что изменение местоположения водного источника (например, речное русло отклонилось) не влечет за собой автоматическое прекращение водного сервитута.

    Когда владелец ЗУ может требовать аннулирования через суд?

    Основания для права владельца участка требовать прекращение сервитута через суд возникают, если вторая сторона отказывается решать вопрос мирным путем. Причины могут быть следующими:

    • нарушен порядок установления сервитута;
    • нет возможности использования земли или недвижимости на ней по целевому назначению из-за обременения;
    • изменена документация планировки территории;
    • деятельность, осуществляемая обладателем сервитута, нарушает закон;
    • отсутствует своевременная плата за сервитут.

    На нашем сайте вы также найдете публикации, рассказывающие о том, в чем разница между частным и публичным сервитутом и как наложить обременение на часть земельного участка.

    Алгоритм обременения

    Разберем алгоритм установления водного обременения на распространенном случае. Например, на частной территории расположен водный объект – источник воды. Тогда водопользователям необходимо право пройти и воспользоваться «оазисом» на частной территории.

    Публичный случай

    Допустим, что водный объект относится к публичной категории. В этом случае прочие

    водопользователи имеют на него все права. Для законного пользования им требуется лишь выразить свою общественную волю и установить водный сервитут на частную территорию. Это позволяет им сделать ФЗ и локальные акты.

    Жители должны обратиться в местные орган власти с соответствующим заявлением. По его факту будут проведены общественные слушания и вынесено окончательное решение. Оно будет закреплено в соответствующем документе и официально зарегистрировано. С указанной даты публичная форма обременения вступает в свои права.

    Местные жители смогут беспрепятственно проходить и пользоваться оговоренным водным объектом по своим нуждам на безвозмездной основе.

    Частный случай

    Частный случай основывается на требовании третьих лиц предоставить им частичное право пользования конкретным объектом. Под защитой не общественный интерес, а частный. В этом случае ограниченный круг лиц должен обратиться с просьбой к собственнику.

    Далее может быть два пути развития событий:

    Обоюдное согласие


    Собственник соглашается с условиями и устанавливает свою стоимость за предоставленные третьим лицам права пользования. Все нюансы прописываются в договоре. Он подписывается сторонами и регистрируется в уполномоченных органах. Только после этого водный сервитут становится легальным. Стоит отметить, что в договоре также прописываются сроки установления сервитута (срочный договор), в противном случае он будет считаться бессрочным.

    Цели

    Водные ресурсы — самые необходимые ресурсы для жизнедеятельности человека и ведения им подсобного хозяйства.

    Цели установления частного и публичного водного ограничения связаны с этой необходимостью:

    • водопой для скота;
    • прогон животных на выпас;
    • забор воды без помощи инженерных сооружений и устройств;
    • применение водных объектов для мелкого судоходства (паромы, лодки и т. д.).

    Также закон позволяет установление водного сервитута по другим причинам, непротиворечащим закону. В любом случае должно быть объективная и доказанная необходимость для установления сервитута.

    Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

    Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

    Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

    В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]