Основные отличия места жительства от места регистрации

Каждый гражданин России слышал о том, что для проживания в стране необходима регистрация и прописка. Кому? Зачем? В каких случаях? Над этим почти никто не задумывается. Большинство из нас привыкло к тому, что прописка у нас есть по умолчанию, а регистрация нужна скорее нашим иностранным друзьям и коллегам, приехавшим в страну с туристической или деловой целью. Давайте разберёмся, в чём же разница между знакомыми нам с детства понятиями. Что за ними кроется и как ими пользоваться, чтобы не нарушить по незнанию закон РФ?

Виды регистрации граждан

Основная разница в прописке и регистрации в том, что в первом случае человек не имеет права свободно перемещаться по стране, а во втором – гражданин полностью свободен при переездах.

Регистрация бывает двух видов:

  1. Постоянная (по месту жительства). Она ставится штампом в паспорт, действует бессрочно, осуществляется по месту постоянного проживания.
  2. Временная (по месту пребывания). Человеку на руки выдается свидетельство, сама регистрация делается не больше, чем на 5 лет.

Временный вариант необходим для учета человека по месту пребывания, где он будет находиться непродолжительное время. При этом, действие постоянной регистрации не отменяется.

Разница между пропиской и временной регистрацией в сроке действия. Прописка – это постоянный учет по месту жительства, который осуществляется собственниками жилплощади и ставится отметкой в паспорте.

Немного истории

Институт прописки на территории нашей страны появился в советское время. Он был тесно связан с внутренней паспортной системой и использовался для контроля за передвижением граждан как внутри РСФСР, так и СССР в целом.

Вплоть до 1974-го года не все граждане Советского Союза имели паспорта и прописку. Крестьяне, к примеру, были лишены такой привилегии, но на законодательном уровне за ними было закреплено право свободного перемещения на основании документов, выдаваемых сельсоветами.

Современная регистрация по месту жительства и советская прописка – это почти одно и то же. На юридическом уровне. На практике же прописка в СССР всегда была одной из самых необходимых и почётных (после паспорта) вещей, дающих право на хорошую работу, жилплощадь и общественное уважение. Для получения прописки в крупных российских городах (Москве и Ленинграде) необходимо было несколько лет трудиться на непривлекательных для столичных жителей рабочих местах. Сейчас прописку можно «купить» вместе с квартирой, а её наличие обеспечивает в большей степени бытовой, нежели социальный комфорт.

Особенности постоянной прописки

Постоянная прописка дает право на проживание по определенному адресу, отметка о котором стоит в паспорте гражданина.

У человека с наличием такого штампа по определенному адресу имеются следующие преимущества:

  • гражданин, прописанный на данной территории может стать участником процесса приватизации, если жилье муниципальное;
  • имеет право выражать свое мнение по поводу прописки других лиц на данную жилплощадь;
  • возможность обеспечить постоянной пропиской знакомых и родственников по данному адресу.

Если человек постоянно прописан в городе федерального значения, то в соответствующей области он может находиться без временной регистрации дольше 90 дней.

Что дает регистрация государству

Учет движения населения на государственном уровне нужен для:

  • нужд государственного и регионального управления территориальными образованиями;
  • обеспечения государственной безопасности;
  • учета движения трудовых ресурсов;
  • логистики транспортных потоков;
  • бюджетного планирования и прочих нужд.

Регистрационным учетом в России занимается Федеральная миграционная служба через территориальные отделения.

Правила оформления

Для оформления постоянной регистрации необходимо подойти в паспортный стол по новому месту жительства с полным пакетом документов. Предварительно обязательно выписаться с предыдущего места жительства. Допустимо, чтобы с прежнего места жительства выписывал паспортный стол. Если сотрудники данного учреждения отказываются делать это самостоятельно, то их действия незаконны.

В паспортном столе нужно заполнить заявление по форме №6. Прописать могут за 1 день, если гражданин с прошлого места жительства был выписан заранее. Если нет – срок может затянуться до двух недель.

В чём разница

Осуществление регистрационного процесса проводится в местном отделении ФМС. Для этого определенная группа граждан должна обратиться в орган с соответствующим заявлением. Регистрация после получения вида на проживание должна быть осуществлена в течение 7 рабочих дней с даты выдачи соответствующего специального разрешения.

Стоит отметить, что несоблюдение указанных сроков может повлечь за собой наказание административного характера. В некоторых случаях, если лицо имеет иностранное гражданство, оно может быть депортировано с территории страны.

Что касается регистрация брака с видом на жительство, то оно подразумевает регистрацию по месту фактического проживания супруга. Процедура в данном случае осуществляется в отделении ФМС конкретного района. Для осуществления такой регистрации предварительно необходимо сняться с учета с прошлого места.

Постоянная регистрация граждан иностранных государств должна осуществляться уполномоченными представителями ФМС сразу в день подачи лицом соответствующего заявления. В данном случае размер государственной пошлины составляет 350 рублей.

Временная регистрация по виду на жительство идеально подходит для тех граждан, которые:

  • прибыли на территорию РФ для временного пребывания на территории оздоровительных комплексов с целью лечения;
  • прибыли в регион для осуществления сезонных работ вахтовым методом;
  • отбывают административное наказание.


Действующее миграционное законодательство исключает проживание без регистрации, а это обуславливается тем, что лицо без регистрации не сможет пройти миграционный учет, воспользоваться услугами системы здравоохранения или устроиться на работу на законных основаниях

Необходимая документация

Помимо заявления необходимо подать следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении для детей до 14 лет;
  • документ, подтверждающий право собственности на данное жилье;
  • договор основание: бумага о наследстве, договор купли-продажи, передача в дар;
  • если выписывались заранее, то понадобится листок убытия.

Сотрудник паспортного стола должен проверить наличие всех необходимых документов и забрать паспорт, чтобы сделать соответствующую запись.

Историческая справка

В России с термином «прописка» граждане познакомились еще во времена СССР. Именно в этот период в стране появился институт прописки. Связывали его с контролем передвижения населения по территории СССР и РСФСР. В это же время началась активная выдача паспортов.

В 1974 году у большинства населения уже были и удостоверения личности, и прописка. Раньше данный термин служил гарантом хороших условий жизни, работы и указывал на особое положение в обществе. Пропиской гордились, многие стремились ее получить. Для того чтобы обзавестись подобным документом, нужно было несколько лет работать на непривлекательных и даже черновых работах. Поэтому упомянутый термин многое значил.

Основные положения временной прописки

Временный учет осуществляется по месту пребывания и должен быть зафиксирован не позднее, чем через 3 месяца после переезда. В противном случае – административное правонарушение со штрафом.

Преимущества и недостатки

Временная запись имеет ряд преимуществ:

  • быстро оформляется;
  • можно официально устроиться на работу;
  • можно понизить стоимость коммунальных платежей по месту постоянной прописки.

Но временная регистрация имеет и ряд минусов:

  • нельзя получить страховой полис, если гражданин зарегистрирован, но не трудоустроен;
  • нельзя оформить ипотечный кредит;
  • нет допуска к полному списку государственных услуг.

При наличии свидетельства у гражданина появляется возможность прописать туда несовершеннолетнего без согласия собственников.

Как оформить

Для оформления необходимо предоставить в паспортный стол следующие документы:

  • бланк заявления;
  • копия паспорта;
  • листок прибытия;
  • согласие собственника на регистрацию;
  • документ, подтверждающий права собственника на данное помещение.

После проверки всех документов заявителю выпишут свидетельство о временной регистрации. Для этого необходимо максимум 3 дня.

Права и обязанности

Вновь зарегистрированные граждане обязаны оплачивать коммунальные услуги, содержать в порядке имущество собственников.

Гражданин получает следующие права:

  • можно оформить всю документацию, которая необходима человеку в данный момент;
  • разрешено оформлять займы и кредиты;
  • получение социальных льгот;
  • можно устроить детей в школу и детский сад;
  • можно принимать участие в процессе приватизации помещения на территории которого гражданин прописан.

Банки не очень доверяют гражданам с временной регистрацией, поэтому получить потребительский кредит теоретически возможно, но довольно сложно.

Срок действия

Для иностранных граждан срок временной регистрации должен быть не больше 1 года. Для граждан РФ – максимум 5 лет.

Отличия по типу жилья

Для прописки в:

  • Приватизированном жилье без прав собственности потребуется согласие владельца (совладельцев). Несовершеннолетних детей прописывают к родителям автоматически. При этом собственник имеет право на своей жилплощади прописать сколько угодно человек, жилищные нормы в учет не берутся. Все собственники обязаны прийти в регистрирующий орган для участия в процедуре прописки. Если их несколько, то на одного можно оформить доверенность, а копии паспортов совладельцев приложить.
  • В муниципальном жилье потребуется оформить согласие собственника (Жилищного фонда или муниципалитета) и получить разрешение от всех прописанных в помещении. Но прописаться могут на постоянно только близкие родственники основного нанимателя, тогда каждого из них потребуется вносить в договор соцнайма, который он при съеме жилья оформляет с собственником. В этом случае разрешение от собственника ФМС не требует, оформление прописки происходит по упрощенной схеме. Если жилищные нормы не будут соблюдаться, то для прописки нового жильца никто не даст разрешения.
  • В комнате коммунальной квартиры потребуется не только разрешение от собственника, если жилплощадь не была приватизирована основным нанимателем комнаты, но и согласие от всех соседей. Коммуналка относится к особому виду жилья, где некоторой частью жилплощади пользуются прописанные граждане лично, а другая является совместной (туалет, ванная комната, кухня, коридор). При поселении каждого нового жильца интересы проживающих ущемляются, поэтому они должны согласиться с его вселением. Если комната уже была приватизирована нанимателем, и он стал собственником, то прописать кого-либо на своей территории он может без разрешения.
  • В недвижимости, которая принадлежит регистрирующемуся лицу на правах собственности, прописаться проще всего. Потребуется только правоустанавливающий документ, заявление и паспорт.

Как поменять временную регистрацию на постоянную

Чтобы поменять временную регистрацию на постоянную в одном и том же жилье, необходимо, чтобы у заявителя возникли права на эту территорию.

Если в процессе приватизации временно зарегистрированный вошел в состав собственников квартиры, то после получения на руки соответствующего документа необходимо обратиться в паспортный стол, написать заявление, предоставить все бумаги и ждать, когда поставят заветный штамп в паспорте.

Поскольку на одном и том же адресе не может быть той и другой регистрации одновременно, как только заявителю выдают паспорт со штампом о прописке, его свидетельство о непостоянной регистрации становится недействительным.

По конституции граждане РФ имеют право свободно перемещаться по стране. Но при этом важно, чтобы они соблюдали закон и проходили процедуру постановки на учет по месту пребывания, где находятся больше 3-х месяцев. В противном случае предусмотрен штраф для физических и юридических лиц. Пострадать могут и собственники жилья, где проживает незарегистрированный житель. Для получения временной или постоянной прописки необходимо обратиться в паспортный стол с документами, подтверждающими право зарегистрироваться на данной территории.

Отличие места пребывания от фактического проживания

Место пребывания, как уже говорилось выше, – это жилое помещение, где временно, в течение установленного законом срока, проживает человек. При этом в законе четко прописано, какие именно учреждения считаются пунктами временного нахождения: санатории, дома отдыха, базы, кемпинги и так далее.

Фактическое проживание указывает на место, в котором человек живет по факту и долговременно. Заметьте, что термины «место жительства» и «фактическое проживание» не идентичны. Адрес места жительства и адрес фактического проживания может не совпадать: человек, к примеру, официально зарегистрирован в одном городе, а фактически живет в другом.

Узнайте подробнее, .

О выселении

На сегодняшний день в России не так трудно объяснить разницу между регистрацией и пропиской. Главное — внимательно изучить действующее законодательство.

Выселить гражданина из квартиры при наличии временной регистрации проще, чем прописанного в жилье на постоянной основе. Законодательство РФ пока что запрещает лишать население единственной крыши над головой. А если прописанный человек еще ко всему является собственником квартиры, о выселении не может быть и речи. Лишь в исключительных случаях удастся воплотить задумку в жизнь.

При наличии временной регистрации жильцы должны покинуть территорию по истечении срока действия выданного документа. Либо собственник жилья может выселить граждан в судебном порядке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]