Глава 4. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 № 175-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ) (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа. (часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование. (часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 383-ФЗ)
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
1. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
Статья 30 ЖК РФ. Права и обязанности собственника жилого помещения (действующая редакция)
1. Термин «право собственности», о котором идет речь в главе 5 комментируемого Кодекса, понимается в двух значениях: право собственности в объективном смысле и право собственности в субъективном смысле.
Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. Право собственности в субъективном смысле — это юридически обеспеченная возможность лица осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащей ему вещью. Содержание права собственности — это совокупность входящих в него правомочий. Эта совокупность включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Право владения — это право фактически обладать вещью, содержать ее в собственном хозяйстве. Поскольку такое владение основывается на законном основании (титуле), его называют титульным владением. Право пользования — это право извлекать из вещи ее полезные свойства, удовлетворять свои потребности, получать выгоду. Правомочие пользования вещью собственник может передать другому лицу на основании заключенного договора. Право распоряжения — это право определять юридическую и фактическую судьбу вещи.
Вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом. К вещным правам относятся прежде всего права, предусмотренные ст. 216 ГК: право хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты.
Жилые помещения могут быть объектом различных вещных прав (хотя и не всех, в частности, они не могут быть объектом пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования земельного участка и некоторых других). Прежде всего, они представляет собой особый объект такого основополагающего вещного права, как право собственности. Все остальные вещные права являются производными от него, и, кроме того, они ограничены по объему правомочий по сравнению с правом собственности.
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» было отмечено, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, «судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 ЖК РФ, пункт 2 статьи 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 288 ГК РФ.
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 ГК РФ)».
2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях заключения договоров о передаче жилых помещений в пользование в зависимости от того, кому они передаются в пользование. Так, собственник жилого помещения может предоставить его гражданину по договору найма, договору безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Юридическому же лицу жилое помещение может передаваться только по договору аренды с обязательным условием использования этого помещения для проживания граждан.
Порядок заключения таких договоров регулируется гражданским законодательством, и в первую очередь ГК РФ.
3. Под бременем содержания жилого помещения понимается прежде всего обязанность собственника оплачивать коммунальные услуги, связанные с поддержанием в надлежащем состоянии не только самого жилого помещения, но и общего имущества в доме (лифты, лестницы и др.), а если речь идет о комнате в коммунальной квартире, то имеются в виду места общего пользования (коридоры, туалеты и др.).
Бремя содержания жилого помещения также включает в себя обязанность по уплате налогов на имущество.
Исключения из этого общего правила могут быть предусмотрены договором или федеральным законом. В качестве примера можно привести ст. 16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации. В последнем случае речь идет о ст. 158 ЖК РФ (см. комментарий к ней), согласно которой собственники жилых помещений несут расходы по оплате капитального ремонта только частично.
4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится в общем виде об обязанности собственника жилого помещения поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников.
Речь идет о Правилах пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, и Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
5. Отдельно в ч. 5 комментируемой статьи говорится о дополнительной обязанности собственника жилого помещения обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. В нем также раскрывается понятие обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ситуация с ТКО является непростой прежде всего в отношении собственников индивидуальных жилых домов. Повсеместно собственники индивидуальных жилых домов, а также дачных, садовых и огородных земельных участков либо председатели и иные уполномоченные лица соответствующих некоммерческих объединений (садовых некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих товариществ и партнерств и т.п.) не заключают соответствующих договоров на оказание услуг по вывозу, транспортированию и размещению отходов. Граждане нередко пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или даже выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений.
Как правильно отмечено в литературе, остаются недостаточно ясными формы правового воздействия на граждан в целях заключения с ними таких договоров, а также возможность привлечения к юридической ответственности тех граждан, которые уклоняются от их заключения. Отсюда вполне закономерно вытекают вопросы: надо ли будет доказывать, что эти граждане фактически пользуются муниципальными контейнерами, либо в силу обязательности закона этот факт не требует доказательств, а также на каком основании взыскивать стоимость оказанных услуг при отсутствии договора на сбор, транспортирование и размещение ТКО?
———————————
Пономарев М.В., Филаткина Ю.Е. Правовое регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами: практика, проблемы, перспективы // Адвокат. 2021. N 1. С. 24.
Ответа на этот вопрос пока нет.
Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
С.П. Гришаев, 2018
Официальный сайт Администрации и Думы Пограничного муниципального округа Приморского края
Статья 19. Жилищный фонд
Статья 21. Страхование жилых помещений
Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 307-КГ17-5968 по делу N А56-31404/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив, что предписание выдано уполномоченным органом, исходя из доказанности факта неверно произведенного товариществом расчета платы за коммунальные услуги вследствие использования им неправильных данных о площади жилых помещений, пришли к выводу о том, что выданное жилищной инспекцией предписание соответствует требованиям законодательства. В своих выводах суды руководствовались статьями 20, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 302-КГ17-4861 по делу N А10-780/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит включению не только площадь лестничных клеток, но и площади чердаков, технических подвалов; исключение при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составляет только холодное водоснабжение на общедомовые нужды. Удовлетворяя заявленное требование, суды руководствовались статьями 198, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 153, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, приложением N 2 к названным Правилам и исходили из того, что в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит включению не только площадь лестничных клеток, но и площади чердаков, технических подвалов; исключение при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, составляет только холодное водоснабжение на общедомовые нужды.
Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 310-КГ17-293 по делу N А36-1870/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как работы по техническому обслуживанию и ремонту противопожарного оборудования должны были входить в перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание по своему содержанию соответствует существу выявленного нарушения, направлено на его устранение и обеспечение соблюдения обязательных требований, является реально исполнимым, выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции жилищной инспекции, на законных основаниях, предусмотренных частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса, с соблюдением процедуры.
Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 308-КГ17-1618 по делу N А63-14189/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий уполномоченного органа по проведению внеплановой выездной проверки, протокола об административном правонарушении. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как отсутствовали доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по содержанию многоквартирных домов в надлежащем состоянии. Оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 71, 198, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 161Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правилами N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, учитывая вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Промышленного района г. Ставрополя, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества грубых нарушений требований жилищного законодательства.
Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 309-КГ17-2516 по делу N А76-4834/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным пункта предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как было установлено соответствие обжалуемого предписания, вынесенного уполномоченным лицом, требованиям действующего законодательства. Руководствуясь 20, 45, 46, 162 Жилищного кодекса и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд правомерно отказал в удовлетворении требований, так как установил соответствие обжалуемого предписания в оспариваемой части, вынесенного уполномоченным лицом, требованиям действующего законодательства.
Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 19-АД17-6 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как установлено, что обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил осуществления указанной деятельности, административное наказание назначено обществу по правилам, установленным КоАП РФ, срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушены. Частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля, в том числе информации от органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2017 N 303-КГ17-1349 по делу N А16-404/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что ответчица правомерно исчислила размер платы за содержание общего имущества. Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 39, 154, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства в Российской Федерации от 1.08.2006 N 491, договором управления МКД от 30.12.2010, отказали в удовлетворении заявленного требования, указав, что размер паты за содержание и ремонт общего имущества в МКД должен устанавливаться по результатам решения общего собрания собственников, а не в одностороннем порядке.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 292-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Анатолия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации» Пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемый во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о порядке заключения и согласования условий договора управления многоквартирным домом (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), контроле за деятельностью управляющих организаций (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) и об обеспечении свободного доступа к информации, в том числе об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 10 и 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации), обеспечивает своевременную оплату собственниками помещений в многоквартирном доме потребленных коммунальных услуг и финансирование необходимых работ по управлению многоквартирным домом, направлен на поддержание общего имущества в таком доме в надлежащем состоянии и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте.
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 309-КГ16-19619 по делу N А71-2460/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по заявлению о признании незаконным бездействия при проведении проверки, выразившегося в нарушении срока проведения проверки, несоответствии указанных в ответе выводов нормам действующего законодательства, неуказании результатов проверки в соответствии с поставленными вопросами и требованиями законодательства. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о недоказанности того факта, что бездействие инспекции нарушает права и законные интересы заявителя. Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 20, 45, 46, 162, 164 Жилищного кодекса и статьями 10, 11, 12, 13, 26 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение первой инстанции в части удовлетворения требований, не установив бездействия Инспекции, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2017 N 306-КГ16-19196 по делу N А12-47169/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании действий жилищной инспекции. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что инспекция неправомерно исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем домом, превысив тем самым свои полномочия. Удовлетворяя заявленные требования и признавая действия инспекции незаконными, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 450Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 46, 98, 162, 198 Жилищного кодекса, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, принимая во внимание письмоМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пришли к выводу о том, что инспекция, сделав вывод о нарушении порядка заключения с обществом договора управления самостоятельно и в отсутствие подтверждающего данный вывод решения суда, неправомерно исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем домом N 56, превысив тем самым свои полномочия.
Приказ Минстроя России от 17.08.2016 N 570/пр Об утверждении Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации б) участия саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 23, ст. 2937; N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4218, ст. 4256; 2015, N 27, ст. 3967; 2021, N 27, ст. 4288, ст. 4305, N 28, ст. 4558) (далее соответственно — иные некоммерческие организации, Жилищный кодекс), в деятельности Комиссии;
Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре») 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приказ Минстроя России от 28.01.2016 N 41/пр (ред. от 30.03.2017) «Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности» с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением региональным оператором обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, относится к государственному жилищному надзору, осуществляемому органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493;
<�Письмо> Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с осуществлением лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» В соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора (далее — орган ГЖН) в рамках осуществления лицензионного контроля вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований к соблюдению жилищного законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
Приказ Минрегиона России от 23.08.2013 N 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю» 10. Наименование регламентов рекомендуется определять с учетом формулировки, соответствующей редакции положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предусмотрено осуществление функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.
<�Письмо> Росприроднадзора от 15.10.2013 N АА-03-03-36/15272 «О направлении разъяснений» (вместе с <�Письмом> Минприроды России от 09.10.2013 N 12-44/19533 «О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР») Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 20 Кодекса управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
<�Письмо> ФСТ России «Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды» Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами N 354, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Государственными жилищными инспекциями) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмо Минрегиона России от 06.09.2012 N 23554-ВК/14 <�О порядке функционирования органов ГЖИ> В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Минрегион России исходит из того, что положения ст. 20 ЖК РФ об осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении предмета проверки и полномочий должностных лиц муниципального жилищного контроля касаются только проверок соблюдения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда.
<�Письмо> Роспотребнадзора от 14.11.2012 N 01/12810-12-32 «Об отдельных актуальных аспектах нормативно-правового регулирования жилищных отношений и функциях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ» При этом новой редакцией статьи 20 ЖК РФ было не только введено понятие государственного жилищного надзора, но и установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, общее определение которого приведено в свою очередь в пункте 3 статьи 2Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).
<�Письмо> ФСТ России от 10.10.2012 N ДС-7920/5 «По вопросу функционирования «Калькулятора коммунальных платежей», размещенного на интернет-сайте ФСТ России» Пунктом 161 Правил установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.