На основании ч. 3 ст. 161 ЖК РФ (далее — Кодекс), владельцы жилья в многоквартирных домовладениях обладают правомочием на выбор метода управления МКД.
В соответствии с выбранным методом, нести санкции за некачественное оказание платной услуги по содержанию общедомового имущества будет УК, ТСЖ или лица, назначенные собственниками в качестве несущих ответственность за исполнение работ по содержанию — при непосредственном управлении (ч. 2.1., 2.2. и 2.3. ст. 161 Кодекса).
Статья 161 Жилищного кодекса РФ «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом»
Нормативно-правовая регламентация
Жильцам многоквартирных домов следует ознакомиться со следующими правовыми документами, регламентирующими порядок уборки в подъездах и прочие предписания к содержанию общедомового имущества:
- Правительственное Постановление № 491 от 13 августа 2006 г. «Об утверждении правил содержания имущества в многоквартирном доме»;
- Правительственное Постановление № 290 от 3 апреля 2013 г. «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме » (далее — Постановление № 290);
- Постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Постановление № 170);
- СанПиН 2.1.2.1002-00;
- ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»
Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
График наведения порядка
Периодичность должна соответствовать действующим нормативам.
Периодичность | Вид работы |
Каждые сутки | Увлажненное подметание лестничных клеток и маршей первых 2 этажей МКД |
Увлажненное подметание зон, расположенных перед загрузочными клапанами мусоропроводов | |
Мытье влажной ветошью лифтовой кабины | |
Очистка контейнерной площадки | |
Каждую календарную неделю | Увлажненное подметание лестничных клеток, расположенных на 3 этажах и выше |
Уборка газонов с зелеными насаждениями от случайно брошенного мусора | |
1 раз в 2 недели | Мытье всех лестничных клеток и пролетов, расположенных в МКД (вне зависимости от этажа) |
Иная периодичность | Подметание на территории около МКД — 1 раз в 3 суток |
Очистка газона МКД от опавшей листвы, сучьев и прочих отходов — 1 раз в 3 суток (в летний и осенний период) | |
Кошение газона — 1 раз в месяц, но можно и чаще (период осуществления данного вида работ — с мая по сентябрь) | |
Мытье окон, протирание стен подъездов влажной ветошью, дверей, осветительных плафонов, подоконников, радиаторов отопления, лестниц, ведущих на чердаки, электрических счетчиков и прочего имущества, расположенного в подъезде — 1 раз в год (весной) |
Внимание! Санитарное обслуживание помещений общего пользования относится к списку обязательных работ, осуществляемых при обслуживании МКД.
Основное нововведение
Самое главное новшество, которые вызвало больше всего споров на практике, – обязательной стала ежедневная влажная уборка подъездов. Расскажем о ней подробнее.
СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021 года – правила уборки подъездов многоквартирных домов:
- предусмотрена именно влажная уборка с применением чистящих и моющих средств, а не просто влажное обметание окон, подоконников и стен, как раньше;
- она должна производиться каждый день;
- мыть следует каждый день полы всех этажей, а также лестницы, лифты, все помещения общего пользования.
Таким образом, первые в России введены правила уборки подъездов, перечень обязательных работ и периодичность уборки теперь определяется санитарными правилами.
Что такое ТО ВКГО в квитанции за квартиру – надо ли платить?
Проверка качества
Проверку качества может осуществить любой собственник, обратив внимание на следующие факторы:
- есть ли следы мусора, окурков, сигаретных пачек, пивных банок или бутылок;
- существуют ли крупные следы грязи, лужи на полу, сгустки пыли и др.;
- есть ли запах испортившегося мусора.
Совет! В случае наличия подозрений на ненадлежащее качество оказанных услуг собственник квартиры может обратиться к лицу, несущему ответственность за исполнение условий договора (в зависимости от выбранного способа управления МКД) — в УК, в ТСЖ или к председателю совета МКД с жалобой для принятия соответствующих мер.
Периодичность удаления рисунков на стенах
На основании последнего абзаца пп. «д» Приложения 1 к МДК 2-04.2004, влажная протирка стен осуществляется каждый год, а мытье лестничных клеток — 1 раз в месяц на всех этажах.
Представляется, что рисунки на стенах, которые возможно удалить при помощи протирки, будут удалены в ближайший после их нанесения год (весной), как следует из буквального понимания вышеуказанной нормы.
Важно знать! Если же рисунок не удаляется данным способом, его удаление произойдет в ближайший срок ремонта подъездов — см. п. 3.2.9. Постановления № 170, где сказано, что ремонт осуществляется 1 раз в 3 года или 1 раз в 5 лет. Скачать для просмотра и печати:
МДК 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда»
Нужно ли составлять договор?
Договор на уборку подъезда нужно составлять в обязательном порядке. В нем прописывают права и обязанности сторон, в случае нарушения которых удастся доказать свою правоту в суде.
Другие пункты, которые должны быть прописаны в договоре:
- стоимость услуг;
- порядок расчетов;
- порядок сдачи-приема работ;
- ответственность сторон;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- порядок разрешения споров;
- срок действия договора и порядок его расторжения;
- прочие условия.
Договор составляют как при заключении сделки с частным лицом, так и с клининговой компанией. Если наймом персонала занимается ТСЖ, то они заключают договор с жильцами и с организацией, которая будет выполнять уборку.
Обязательно указываются реквизиты сторон, как заказчика, так и исполнителя. К договору имеются приложения, в которых перечислены обслуживаемые дома, стоимость и типы услуг, периодичность их выполнения (стандартная, влажная и генеральная уборка).
Правила наведения порядка
Приведение помещений в чистое состояние должно делаться согласно действующим нормативам, представленным в законодательных актах:
- в отношении тамбуров, коридоров, лифтовых кабин, лестничных пролетов, пандусов должны осуществляться как сухая, так и влажная уборка (аб. 2 п. 23 Постановления № 290);
- в отношении подоконников, оконных решеток, лестничных перил, шкафов, в которых расположены общедомовые приборы учета, ящиков для почтовой корреспонденции, дверных полотен, домофонных доводчиков и дверных ручек осуществляется только влажная уборка (аб. 3 п. 23 Постановления № 290);
- чистка крыльца и площадки, расположенной перед входом в подъезд МКД, должна осуществляться как в теплое, так и в холодное время года (последние абзацы п. 24 и 25 Постановления № 290);
- собственники жилых помещений на общем собрании могут предусмотреть, что уборка или иные работы по обслуживанию МКД будут осуществляться с более частой периодичностью, чем с той, которая определена в законодательстве (п. 5 Правил оказания услуг…, утвержденных Постановлением № 290).
Судебная практика
Интересным может выглядеть Решение № М-1457/2013 по гражданскому делу № 2-1598/13 от 17 октября 2013 года, вынесенное Богородским городским судом Нижегородской области.
Суть дела в следующем — в интересах жителя дома, являющегося пенсионером и не способного самостоятельно подать исковое заявление в УК в силу возраста, в суд обратился прокурор с требованием обязать УК:
- осуществлять чистку подъездов и прочих помещений общего пребывания;
- осуществлять дератизацию и дезинсекцию.
Представитель ответчика с указанными требованиями не согласилась, пояснив, что:
- прокурор не был вправе обращаться в суд;
- оплата уборки в тариф по ремонту и содержанию жилья не включена, а значит, и не должна производиться;
- дератизация и дезинсекция делаются, а жители просто этого не видят;
- владельцам квартир было дано разъяснение, что на общем собрании может быть принято решение о включении уборки в состав платы за ремонт и содержание (с одновременным увеличением такой платы).
Что решил суд:
- В части исковых требований прокурора о дератизации и дезинсекции отказать, так как не были представлены доказательства о том, что данные работы не проводятся (бремя доказывания лежит на истце — прим. ред.), а показания свидетелей со стороны истца не могут должным образом свидетельствовать о невыполнении данного вида работ (в соответствии со ст. и ст. ГПК РФ).
- В части исковых требований о чистке подъездов также было отказано по следующим причинам:
- список услуг и работ регламентируется способом управления МКД, в представленном случае, указывается в договоре между УК и жильцами;
- в договоре об оказании соответствующей услуги сказано не было, соответственно, в состав платы за ремонт и содержание она не включалась, а значит, и оказываться не должна была.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса РФ «Обязанность доказывания»
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса РФ «Допустимость доказательств»
Оплата уборки
Оплата услуг, оказанных управляющей компанией, включена в общую квитанцию, по которой вносятся средства за ЖКУ. Стоимость работ устанавливается сотрудниками управляющей компании при учете затраченных материальных и физических ресурсов.
В том числе:
- оплата труда сотрудников. Закон говорит о том, что заработок не может составлять менее прожиточного минимума, действующего в конкретном регионе. Величина расходов повышается, так как в управляющей компании большой штат сотрудников;
- покупка материалов для уборки. В связи с тем, что помещения подъездов большие, каждый месяц требуется проводить внушительную закупку моющих средств, перчаток, тряпок;
- оплата налогов. Управляющие компании не освобождаются от внесения сборов.
Кроме того, УК требуется предоставить средства платежным агентам и компенсировать услуги, реализованные подрядными организациями. Перечисленные аспекты сказываются на стоимости оказанных услуг.
Какие бывают конфликтные ситуации и как их решить
Способы решения зависят от метода управления.
Если дом управляется УК или непосредственно жильцами, в первую очередь любой конфликт следует попытаться решить через председателя совета МКД (ст. 161.1 Кодекса), управомоченного на решение таких вопросов.
Пожаловаться на плохое качество уборки лицом, нанятым в целях ее осуществления, можно в УК или председателю ТСЖ (в зависимости от метода управления).
Также мерой воздействия может служить созыв общего собрания и отказ от услуг соответствующей УК на основании ч. 8.2. ст. 162 Кодекса (если УК не предпринимает каких-либо мер).
Скачать для просмотра и печати:
Статья 161.1 Жилищного кодекса РФ «Совет многоквартирного дома»
Статья 162 Жилищного кодекса РФ «Договор управления многоквартирным домом»