Главная / Недвижимость / Земельный участок / Категории земельных участков
Назад
Опубликовано: 02.11.2017
Время на чтение: 10 мин
0
840
Лесной участок — земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.
- Права на участки
- ВРИ у данных земель
- Амнистия лесных участков
- Строительство Кто может заявить о переводе земель?
Законодательство о лесном фонде
Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.
К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.
В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:
- с вырубкой – на которых остались пни;
- с молодым лесом;
- со сгоревшими и погибшими деревьями;
- с прогалинами и свободные от лесного массива;
- с рединами: обособленными деревьями.
В Лесной фонд попадают все леса, кроме лесов на участках оборонного назначения (используются вооруженными силами) и земель поселений.
Они обозначаются на картах спецзнаками.
Какие бывают категории земель в РФ
Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:
- сельхозназначения;
- населенных пунктов;
- промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
- территории под особой охраной государства;
- занятые лесами;
- под водными объектами;
- запаса.
Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.
Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.
Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.
Общие сведения о ЗЛФ
В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.
Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:
- лесной растительности;
- ведения лесного хозяйства;
- обслуживания, охраны и защиты лесов;
- иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.
Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.
В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.
Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.
В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.
Состав ЗЛФ
Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:
- Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
- Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.
Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:
- обороны;
- строительства городских поселений;
- ведения сельского хозяйства и так далее.
Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.
Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.
Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:
- древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
- санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
- редины и прогалины;
- просеки и болота на территории лесничеств;
- дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.
Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.
Использование земельного фонда
Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия. На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования. Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.
Законодательное регулирование использования ЗЛФ
Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.
Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:
- В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
- ЛК РФ определяет:
- правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
- условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
- тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.
Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.
Особенности правового режима ЗЛФ
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.
Порядок и особенности распоряжения
Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.
Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:
- Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
- Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
- Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
- Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
- Иные полномочия.
Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).
Управление ЗЛФ
Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.
В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.
Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на . Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Как сообщает официальный лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:
- лесное планирование;
- использование, охрана и защита лесов;
- воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
- лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
- рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.
Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в .
Право пользования
Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.
Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.
Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:
- аренды;
- концессии;
- на безвозмездной основе;
- не длительного пользования.
Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.
Виды разрешенного использования ЗЛФ
Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.
Согласно классификатору видов разрешенного использования (ВРИ), утв. , на ЗЛФ можно вести деятельность, которая зашифрована под кодами 10.0-10.4:
- рубка, заготовка, первичная обработка, хранение и вывоз древесины;
- создание лесных дорог, помещений для переработки/хранения ресурсов, прочих объектов хозяйственной инфраструктуры;
- выращивание насаждений и их частичная переработка;
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, дикорастущих растений и кустарников, их переработка и вывоз;
- охрана лесов и так далее.
Помимо указанных ВРИ, ст. 25 ЛК разрешает использовать леса для таких целей как:
- строительство и эксплуатация линейных объектов;
- научно-исследовательская деятельность;
- обустройство водохранилищ и гидротехнических сооружений;
- геологическое изучение недр и поиск полезных ископаемых;
- религиозная деятельность.
Классификатор
Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке. Классификация указана в документах градостроительного зонирования, а для структурирования информации о видах разрешенного использования, существует Приказ Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Классификатор ВРИ лесных земельных участков:
Наименование ВРИ | Описание ВРИ земельного участка | Код ВРИ |
Природно-познавательный туризм | Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. | 5.2. |
Рекреация | Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. | 5.0 |
Туристическое обслуживание | Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. | 5.2.1. |
Охота и рыбалка | Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. | 5.3. |
Недропользование | Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. | 6.1. |
Транспорт | Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. | 7.0. |
Водный транспорт | Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. | 7.3. |
Особая охрана и изучение природы | Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. | 9.0. |
Охрана природных территорий | Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. | 9.1. |
Курортная деятельность | Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. | 9.2. |
Санаторная деятельность | Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. | 9.2.1. |
Использование лесов | Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. | 10.1-10.5. |
Водные объекты | Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. | 11.0. |
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аренда наделов лесфонда
Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).
Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.
Соискатель не должен находиться в реестре недобросовестных арендаторов.
Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:
- наименование лица, желающего взять участок в аренду;
- его анкетные и прочие данные;
- место расположения участка;
- место жительства заявителя.
К заявлению нужно приложить минимальный список документов:
- удостоверение личности заявителя;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
- квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.
Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.
Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.
Право пользования ЗЛФ
Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:
- организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только: органам власти и государственным учреждениям;
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия.
Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:
- религиозные организации;
- граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
- некоммерческие организации;
- лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.
Передача на основе концессии
В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:
- гидротехнических сооружений;
- объектов портовой инфраструктуры;
- линий связи и электропередач;
- дорожной инфраструктуры;
- сооружений для ведения сельхоздеятельности;
- физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.
В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.
Понятие и состав лесного фонда
Понятие и состав лесного фонда
Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой растительности.Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйствалесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).
Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Эти леса разделяются на следующиекатегории защитности:
— запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
— противоэрозионные леса;
— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского, областного значения;
— леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
— леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;
— особо ценные лесные массивы;
— орехово-промысловые зоны;
— леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Леса третьей группы — это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.
В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).
Право собственности на леса
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся вфедеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательствомРФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Виды права лесопользования
Право лесопользования классифицируется по нескольким основаниям.
Как и все виды права природопользования оно может быть общим и специальным.
Реализуяправо общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться.
Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без каких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запрещено (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граждане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.
Перечень видовправа специального лесопользования, которое подразделяется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предусмотрен в ст. 80 ЛК РФ:
— заготовка древесины;
— заготовка живицы;
— заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);
— побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, опавших листьев и др.)
— пользование для нужд охотничьего хозяйства;
— пользование для научно-исследовательских целей;
— пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Права пользования лесом различаются также по юридическому содержанию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, краткосрочное пользование, сервитуты (ст. 22).
Участки лесного фонда предоставляются субъектам на основании оформления всех указанных видов прав. Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.
При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного использования различными лицами и в различных целях).
Сроки лесопользования
Право лесопользования может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочное право лесопользования осуществляется на срок до 1 года. Долгосрочное право реализуется в форме аренды, концессии, безвозмездного пользования лесом на срок от 1 года до 49 лет.
Содержание права лесопользования
Содержание права лесопользования составляют права и обязанности субъекта, конкретный набор которых определяется в зависимости от вида лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:
— получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
— осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
— возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
— иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.
Вместе с тем лесопользователиобязаны:
— осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством;
— соблюдать условия договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
— не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
— вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние лесов, водных и других природных объектов;
— соблюдать санитарные правила в лесах, правила пожарной безопасности, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;
— не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;
— проводить очистку лесосек от порубочных остатков;
— осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, указанных в договорах аренды, концессии, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
— приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, за свой счет в состояние, указанное в соответствующих договорах и других документах на лесопользование;
— своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
— выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством.
Платность лесопользования
Право лесопользования является платным. В соответствии с лесным законодательством система платежей за пользование лесом включает их следующие виды:
— лесные подати. Они взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами лесного хозяйства за единицу лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда;
— арендная плата. Вносится арендатором при аренде участков лесного фонда и определяется на основании ставок лесных податей. Ее конкретные размеры, сроки, порядок и условия выплаты устанавливаются договором аренды.
Ряд категорий лесопользователей имеют льготы по выплате указанных платежей или освобождаются от них полностью (инвалиды, участники Великой Отечественной войны и др.).
Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Постановлением ПравительстваРФ«О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199.
Правовая охрана лесов
Предусмотренная лесным законодательством система мер, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство лесов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожаров, вредителей и болезней, образуетпонятие правовой охраны лесов.
Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лесной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.
Экологические требования и меры, входящие всодержание правовой охраны лесов,адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.
К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федеральных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов*.
________
* См. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544.
Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые кведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организации рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и правил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству территории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.
________
* Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173.
В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов организована специальная служба — государственная лесная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности**.
________
** Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850.
Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них закономобязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.
Что касается граждан и юридических лиц,деятельность которых может оказать илиоказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами управления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологические, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.
Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объектовочистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.
Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.
Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иныхработ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, производятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.
В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут бытьприостановлены или запрещены впредь до устранения причин этих действий.
Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеетраспределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.
Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы — лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим которых характеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).
В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдениемпринципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также научно обоснованных норм лесопользования.
Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.
Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.
Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ повоспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).
Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов — борьба слесными пожарами.
В связи с этим законодательством установлены специальные правила пожарной безопасности в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.
________
* См. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 № 886.
Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немедленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.
Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.
Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в него лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.
Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов отвредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регламентируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).
Понятие и состав лесного фонда
Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой растительности.Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйствалесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).
Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Эти леса разделяются на следующиекатегории защитности:
— запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
— запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
— противоэрозионные леса;
— защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского, областного значения;
— леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
— леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
— леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;
— особо ценные лесные массивы;
— орехово-промысловые зоны;
— леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
Леса третьей группы — это леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные.
В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).
Право собственности на леса
Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным законодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся вфедеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным законом.
Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, если она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в зависимости от условий ее появления на земельных участках. Если это произошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собственник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия собственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, запрещены.
Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательствомРФ, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством.
Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Перевод ЗЛФ в другую категорию
В связи с тем, что ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, для приватизации или осуществления деятельности, не предусмотренной для таких территорий, нужно перевести их в иную категорию. Согласно ст. 11 , это разрешено в случае:
- организации за счет ЗЛФ особо охраняемых территорий;
- определения или изменения границ населенных пунктов;
- размещения на этих территориях объектов государственного/муниципального значения;
- создания особых экономических зон.
Кто осуществляет перевод земель
Занятые растительностью или нелесные земли лесного фонда можно отнести к иным категориям на основании решения органа, ответственного за распоряжение ЗЛФ.
В отношении федеральных земель переводом в другую категорию занимается правительство, региональных территорий – орган власти субъекта федерации, муниципальных ЗЛФ – местное самоуправление.
Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов
Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов (ЗНП) возможен только по результатам определения, уточнения или изменения границ поселения. Обычно он осуществляется через документы территориального планирования путем утверждения или обновления:
- генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов;
- схемы территориального планирования муниципального района, на которой отражаются границы сел и поселков за пределами поселений.
Упрощенная процедура перевода, согласно и , выглядит так:
- Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление.
- Местное самоуправление готовит проект документа территориального планирования, по которому ЗЛФ должны быть включены в ЗНП, и вместе с обоснованием направляет в ответственный орган власти субъекта РФ.
- Орган власти субъекта РФ отсылает эти документы в территориальный отдел Рослесхоза.
- В течение 30 дней Рослесхоз готовит заключение, которым согласовывает или отказывает в переводе.
- Через 30 дней после получения заключения региональный орган принимает решение о включении ЗЛФ в ЗНП, устанавливает виды разрешенного использования или отказывает в этом.
Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?
Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:
- наблюдений;
- анализа и оценки;
- прогнозов развития зоны мониторинга.
Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:
- изучение опасности образования лесных пожаров;
- изучение и оценка лесных ресурсов;
- изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
- изучение малоосвоенных массивов;
- анализ полученной информации для международных программ и соглашений.
На основе анализа выделяются:
- зоны риска;
- зоны повышенной эффективности;
- зоны, требующие последующего изучения;
- зоны эксплуатации;
- резервные зоны.
Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.
Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.
Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:
- взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
- необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
- эффективность использования экосистем.
На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.
Лесная амнистия
допускает оформление земли по лесной амнистии. Суть процедуры состоит в устранении противоречий между ЕГРН и лесным реестром.
Если сведения о правообладателях были внесены в ЕГРН до 2016 года, территории можно исключить из лесного реестра и перевести в земли населенных пунктов и поселений, параллельно исключая наложения земельных участков.
Воспользоваться лесной амнистией могут владельцы дачных участков, земель садового-огородных кооперативов и прочие лица, чьи земли из-за наложения на ЗЛФ не могли быть полноценно оформлены.
Лесная амнистия, земли поселений по которой будут расширены, проводится обычно межведомственной рабочей группой при региональном комитете лесного хозяйства. Вместе с заявлением заинтересованный владелец подает туда:
- выписку из ЕГРН;
- копии правоустанавливающих документов;
- иные документы по требованию.
Амнистия действует до 2023-го года.
Можно ли строить на участках ЗЛФ
Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.
Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.
В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:
- геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
- использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
- созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
- рекреационной или религиозной деятельностью;
- заготовкой и переработкой лесных ресурсов.
Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.
Карта ЗЛФ
В настоящее время в открытом доступе пока не существует специально разработанной отдельной карты российских лесов. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, создана карта лесного фонда регионального назначения с границами лесных участков на .
Картографические снимки лесных угодий можно запросить в местном представительстве Рослесхоза.
Если речь идет об общем лесном фонде РФ, отдельные его элементы и участки, отнесенные к ЗЛФ, можно найти на . Возможно, в будущем появится функция отделения лесничеств и лесопарков.
Восстановление и охрана
Обязанности владельцев:
- установление объема, сроков, очередности и способов разведения и восстановления;
- проведение селекционных работ и испытания сортов пород деревьев;
- произведение новых насаждений и их содержание в целях улучшения защитных свойств и продуктивности;
- предупреждение заболачивания и эрозии почв, повышение ее плодородия;
- приостановление деятельности лесопользователей в связи с их негативным влиянием на воспроизводство;
- учет земель лесовосстановительного фонда и проверка выполнения работ.
Лесопользователи должны применять методы работ по заготовке, сохраняющие и содействующие скорому обретению нового лесного массива. Они обязаны не повреждать подрост и тонкомер, семенные полосы и деревья в процессе рубки. При нарушении ими почвы до состояния, непригодного для хорошего роста деревьев, лесопользователи выполняют ее рекультивацию.
Охрану лесов можно условно разделить на 3 категории:
- защита от пожаров, болезней и вредителей (может осуществляться авиационными и наземными методами);
- контроль за незаконными вырубками, нарушением прав владения и пользования выделенными участками (на вырубку требуются разрешения, за несоблюдение налагаются штрафы);
- пресечение нарушений законодательства и меры по их предупреждению.
По статистике 44% экологических нарушений – это незаконная вырубка деревьев, за которую в нашей стране предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст.260 УК). В качестве наказания могут налагаться штрафы (от 100 тыс. до 1500000 р либо доход за один-полтора года), применяться принудительные или исправительные работы до двух лет в сочетании со штрафом, либо лишение свободы сроком до четырех лет.
В настоящее время на сайтах региональных комитетов ЛХ создаются интерактивные карты, при помощи которых любой гражданин, имеющий доступ в интернет, может определить, насколько обоснованы в его крае проводимые рубки, а также сроки проведения восстановительных работ на их месте. Интерактивная карта лесного фонда поможет разобраться в границах зеленых, лесопарковых, защитных и зон научного назначения и пр. Предприниматели же, планирующие там какую-либо деятельность, смогут увидеть определенные ограничения, налагаемые на те или иные зоны.