Статья 155 Жилищного кодекса РФ 2021 — Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 155 Жилищного кодекса России с внесенными в нее последними изменениями, регулирует важнейшие правоотношения, которые касаются абсолютно всех людей, проживающих на территории России. Дело в том, что эта статья подробно определяет то, как все мы должны оплачивать коммунальные услуги, какой срок оплаты за коммунальные услуги установлен нормами права и каким образом должен быть урегулирован вопрос по оплате водоснабжения, электричества и прочих подобных услуг в отношениях между арендодателем жилья и его нанимателем.

Срок по умолчанию для оплаты за коммунальные услуги или за жилье

В пункте первом вышеуказанной статьи закон гласит, что коммуналку нужно платить до 10 числа того месяца, который следует за прошедшим месяцем, за который необходимо вносить платёж. При этом правовые нормы оставляют людям некоторые возможности для гибкого маневра, поскольку срок оплаты можно изменить и перенести, если участники ТСЖ примут решение об этом на общем собрании или жители многоэтажки внесут такие изменения в договор об управлении их многоквартирным домом.

Зачем создатели ЖК РФ установили именно эти положения закона, касающиеся точного определения срока оплаты? В комментариях к данному пункту кодекса многие авторы пишут, что причина, вероятнее всего, заключается в том, что в реальности, а не на бумаге, достаточно часто люди всеми способами стараются избежать дополнительных расходов, в том числе, и за коммунальные услуги.

Поэтому законодатель посчитал нужным тщательно урегулировать как срок, так и порядок оплаты коммунальных услуг, чтобы устранить любого рода неопределённости в этом вопросе и, следовательно, избежать появления многочисленных споров, которые лягут дополнительной нагрузкой на судебные органы. В то же время, законотворцы предоставляют гражданам возможность выбора и изменения даты оплаты, воспользовавшись одним из предоставленных нормами права способов для осуществления этого, не сковывая их одной, заранее определённой датой.

Мы уверены, что Вам будет полезна информация об актуальных особенностях действия закона о капитальном ремонте многоквартирных домов.

История установления срока оплаты за коммунальные услуги

Вообще, установление в качестве срока оплаты по умолчанию именно десятого числа имеет давнюю и интересную историю. Это пришло в современную РФ ещё с ранних послереволюционных времён, когда только что утвердившаяся советская власть в целях упорядочения сбора денежных средств с населения в качестве платы за коммунальные услуги учредило так называемые ЖАКТы или, иными словами, жилищные акционерно-коммунальные товарищества, которые централизованно собирали оплату за коммуналку с людей.
Поэтому законодатель в РФ, придерживаясь сложившейся традиции в жилищных отношениях, не пытается придумать что-то новое и внести какое-либо изменение в Жилищный кодекс, которое установит другие сроки и сломает уже устоявшийся обычай, а применяет уже апробированное правило, касающееся срока оплаты коммунальных услуг. Кроме того, люди, принимавшие новый Жилищный кодекс, придерживались исторически сложившейся логики деловых отношений, существовавшей в нашей стране, суть которой заключается в том, чтобы сначала потребителями были получены услуга либо товар и только затем последовала оплата по факту исполненного. Подобный подход был принят также и в отношении коммунальных услуг.

Как потребители могут узнать о сумме задолженности за коммунальные услуги или за пользование жильём?

Согласно п.2 статьи сто пятьдесят пять ЖК РФ, денежные средства вносятся гражданами, являющимися потребителями услуг коммунального характера, на основании так называемых платёжных документов или, проще говоря, счетов, а также информации, которая указывает, сколько человеку нужно заплатить за коммуналку, размещённой в информационной компьютерной системе.

Платежные документы по коммунальным платежам

Авторы юридических комментариев по Жилищному кодексу под понятием «платёжные документы» обычно понимают официальную бумагу от организации, занимающейся предоставлением людям услуг по коммуналке, на которой указывается объем услуги, потреблённый гражданами, и, соответственно, её стоимость, выраженная, как правило, в рублях. Эти платёжные документы, как указывалось выше, чаще всего называют счетами, но у них есть и другие названия, например, уведомление об оплате или извещение об оплате и т.п.
Такие счета выступают в качестве основания того, что гражданин-плательщик должен внести плату организации-услугодателю на определённую сумму. Разумеется, если вы не согласны с выставленным в отношении вас требованием, то можете прийти к поставщику услуг и попросить сделать перерасчёт, а в случае отказа — решить проблему при помощи суда, если вы, конечно, согласны потратить достаточно большое количество времени на судебные тяжбы.

Информация, размещенная в информационных компьютерных системах

В ч.2 пункта 2 ст.155 Жилищного кодекса объясняется, что такое «информация, указывающая размер платы за коммуналку, размещённая в информационных компьютерных системах». Под ней понимаются следующие разновидности информации:

  1. Сведения в системе о начислениях суммы оплаты за коммуналку.
  2. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем с помощью e-mail.
  3. Сведения, отражённые в платёжном документе, который был получен потребителем посредством использования информационных терминалов.

Что приоритетнее при несовпадении сведений по коммунальным платежам

Законодатель даёт на этот вопрос исчерпывающий ответ в ч.2.3 пункта 2 ст.155, которая появилась благодаря внесению в нормативный акт изменений в июле 2014 года. Там установлено, что в случае возникновения противоречий, возникших между платёжным документом и информацией в системе касательно сведений о размере оплаты за коммуналку, важнее и приоритетнее считаются сведения, находящиеся в виде информации, размещённой в информационной компьютерной системе.

UrDela.ru

ч. 1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

ч. 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

ч. 3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

ч. 4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее — управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

ч. 5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

ч. 6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

ч. 7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

ч. 8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

ч. 9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

ч. 10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

ч. 11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ч. 12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

ч. 13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

ч. 14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

ч. 15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
‹ Статья 154 (ЖК РФ). Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги Вверх Статья 156 (ЖК РФ). Размер платы за жилое помещение ›

Кто и кому оплачивает коммунальные услуги за пользование квартирой

В пунктах с третьего по десятый ст.155 Кодекса подробно описана структура лиц, выступающих в качестве потребителей вышеупомянутых услуг, и,соответственно, указаны лица, которые управомочены правовыми нормами на сбор финансовых средств, поступающих от потребителей. Итак, рассмотрим подробнее эти две категории граждан и организаций и их взаимоотношения друг с другом:

  • Лица, которые выступают в качестве нанимателей жилья по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, платят наймодателю как за жильё, так и за коммуналку.
  • Если лица, которые являются нанимателями по соцнайму или найму жилья, принадлежащего к госфондам или муниципальным фондам, живут в многоэтажке, находящейся под управлением УК (управляющей компании), то они обязаны согласно положениям пункта четыре ст.155 платить за коммуналку и за жильё этой управляющей компании.
  • Лица, которые предоставляется жильё из специальных фондов, предназначенных под социальное использование, оплачивают услуги коммунального характера и пользование жильём наймодателю по умолчанию. Однако, в договоре может быть прописано, что наниматель обязан самостоятельно платить за услуги организациям, занимающимся их предоставлением потребителям.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, состоят в ТСЖ или жилищном кооперативе, то они должны платить за них так, как решат управляющие органы жилкооператива или ТСЖ.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, не состоят в ТСЖ или жилищном кооперативе, то они должны платить за них так, как определено в договоре между ними и этими организациями.
  • В пункте 6.2 ст.155 написано, что если дом находится под управлением какой-либо управляющей организации, например, ТСЖ, жилкооператива, иной разновидности потребительского кооператива или управляющей компании, которые аккумулируют на своих счетах финансовые средства, уплаченные за коммуналку, то эти организации отвечают перед потребителями за осуществление своевременных расчётов с компаниями, поставляющими тепло, электричество и другие полезные для жильцов услуги коммунального характера.
  • В пункте 6.3 данной статьи прописано одно важное исключение, касающееся того, что, невзирая на наличие ТСЖ или иной компании, берущих на себя функции по взаимодействию с поставляющими услуги коммунального характера организациями, потребители могут на общем собрании решить, что они будут сами и напрямую платить поставщикам услуг коммунального характера без посредничества ТСЖ или других управляющих компаний, например, жилкооперативов.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, проживают в многоэтажках, где нет ТСЖ или другой управляющей компании, например, жилкооператива, созданных по инициативе людей, живущих в этих многоэтажках, то они должны платить в управляющую организацию, назначенную по результатам конкурса администрацией муниципалитета, за услуги коммунального характера. В отношении этих людей также действует правило, прописанное в п. 6.3 данной статьи.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, приобрели жилище в новой многоэтажке или новостройке, то у них есть следующие варианты того, кому платить за коммуналку: Управляющей организации, которая выиграла конкурс, являвшийся открытым;
  • Непосредственно самому застройщику;
  • Управляющей организации, которую застройщик выбрал самостоятельно и заключил с ней соответствующий договор на обслуживание.
  • Если лица, являющиеся потребителями рассматриваемых нами услуг, сами и непосредственно занимаются управлением своим домом, то они должны платить за услуги коммунального характера так, как указано в договорах, заключённых ими с соответствующими организациями-поставщиками этих услуг.
  • Как быть с оплатой коммуналки или пользования жильём, если вы не пользуетесь жилым помещением?

    Законодатель внёс в пункт одиннадцатый статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса в 2015 году некоторые изменения, которые немного по-иному урегулировали периодически возникающие жизненные ситуации с временным отсутствием потребителей услуг или неиспользованием ими жилья. Что в этом случае устанавливают правовые нормы?

    1. Наниматель должен платить установленную денежную сумму по соцнайму или другой разновидности договора найма, даже если он не проживает в жилье, являющемся объектом договора.
    2. Что касается коммуналки, то размер денежных средств, которые необходимо будет уплатить, зависит от того, есть ли у потребителя дома счётчики на основные виды услуг коммунального характера, например, воду, газ или электричество. При наличии счётчиков вопрос решается очень просто: вы не пользуетесь услугами, на счётчиках не фиксируются новые показания, и, соответственно, вам не следует беспокоиться о том, что вы кому-то должны. Но при отсутствии приборов учёта, когда начисление идёт исходя из нормативов, урегулировать проблему становится немного сложнее, но тем не менее возможно. Чтобы решить её, вам нужно прийти в УК или жилищный кооператив, или ТСЖ, которые занимаются обслуживанием жилья, в котором вы проживаете, и составить заявление, в котором вы попросите не взимать с вас деньги за услуги коммунального характера, так как вы определённый промежуток времени не будете жить в своей квартире. При этом вы обязательно должны приложить к вашему заявлению бумагу, которая будет являться доказательством вашего непроживания в течение некоторого периода времени, например, путёвка в санаторий, удостоверение командированного и т.п..

    Авторы юридических комментариев указывают на то, что если вы рассчитываете, что с вас не будут требовать плату за услуги коммунального характера, поскольку в вашем жилище никто не прописан, то это не так и вы заблуждаетесь. Если объем услуги вычисляется не по счётчику, а по нормативу, то с вас будут брать плату как будто в вашем жилье постоянно проживает один человек.

    Статья 155 Жилищного кодекса РФ 2021 — Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    КонсультантПлюс: примечание.

    Обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО наступает при наличии соглашения между субъектом РФ и региональным оператором и единого тарифа по ТКО, но не позднее 01.01.2019 (ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

    1.
    Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).
    (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

    2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

    1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

    2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

    2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

    (часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

    2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

    3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

    4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

    4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

    (часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

    5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

    6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

    6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

    (часть 6.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Об особенностях применения части 6.2 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

    6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Об особенностях применения части 6.3 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

    6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

    (часть 6.3 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

    КонсультантПлюс: примечание.

    Об особенностях применения части 7.1 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

    7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

    (часть 7.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

    (часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

    7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

    (часть 7.3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

    7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

    (часть 7.4 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

    8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

    12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

    13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

    КонсультантПлюс: примечание.

    Действие положений статьи 155 в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу указанного закона договоров.

    14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

    (часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

    14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

    (часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

    15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

    (часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ)

    16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

    (часть 16 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

    17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

    (часть 17 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

    Как платят за коммуналку арендаторы квартиры?

    Если вы проживаете в съёмном жилье и планируете на время поселить с собой других людей, то имейте в виду, что вам будет нужно урегулировать возникающий в связи с этим вопрос об оплате услуг коммунального характера с вашим наймодателем и заключить, если потребуется, дополнительное соглашение. Люди, проживающие с вами временно, не являются юридическими участниками правоотношений с вашим наймодателем, поэтому если они откажутся оплачивать свою часть коммуналки, то вам придется платить за них, поскольку эта обязанность будет возложена на вас по закону. В связи с этим хорошо подумайте, прежде чем приводить кого-либо в арендованное жильё в качестве временного жильца.

    Комментарий к ст. 155 ЖК РФ

    1. Статья 155 определяет: порядок и срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; ответственность за их неуплату.

    2. Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, которые должны быть представлены и собственникам, и нанимателям жилья не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим (ч. 1 и 2 ст. 155).

    Обеспечение собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилья платежными документами возлагается на организации, которые предоставляют услуги по управлению многоквартирным домом (ч. 4 ст. 155). При этом и наниматель, и собственник освобождаются от уплаты пени (предусмотренной ч. 14 ст. 155) за просрочки платежей, если платежные документы поступили к ним не вовремя (т.е. позднее 1-го числа следующего месяца).

    3. Наниматели вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого помещения (ч. 3 ст. 155).

    В многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, наниматели вносят плату этой организации. Если размер вносимой нанимателем платы меньше, чем установлен договором управления, оставшуюся часть вносит наймодатель этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст. 155).

    4. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления этого товарищества, кооператива (ч. 5). Собственники помещения в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества, кооператива, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом, кооперативом (ч. 6 ст. 155).

    В многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, собственники оплачивают жилое помещение и коммунальные услуги этой управляющей организации; если же таким домом управляют непосредственно собственники помещений, плата вносится по договору с лицом, осуществляющим соответствующие виды деятельности (ч. 7 и 8 ст. 155).

    5. Об изменении размера платы за жилье и коммунальные услуги необходимо проинформировать письменно не позднее чем за 30 дней до момента представления платежных документов (если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом). Эта обязанность возложена на наймодателя (ч. 13 ст. 155) или управляющую организацию.

    6. Неиспользование помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение. В случае временного отсутствия граждан (например, нахождение на отдыхе, на лечении) плата за те виды коммунальных услуг, которые рассчитываются по нормативам потребления, вносится с учетом перерасчета платежей за период такого отсутствия (ч. 11 ст. 155). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно разд. VI названного акта при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет по отоплению при временном отсутствии граждан не производится.

    Если коммунальные услуги оплачиваются по приборам учета, то перерасчет при временном отсутствии потребителя не имеет смысла.

    7. Собственники жилых домов (домов индивидуальной застройки) оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также коммунальные услуги по договорам с лицами, которые осуществляют соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155).

    8. В случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за жилье и коммунальные услуги взимается пеня; при этом увеличение установленного размера пеней не допускается (ч. 14 ст. 155).

    Порядок информирования потребителей об увеличении платы по коммунальным платежам

    Согласно нормам права, указанным в пункте тринадцать статьи сто пятьдесят пять Жилищного кодекса, потребители услуг должны знать о том, что планируется увеличение тарифов и, соответственно, возрастёт общая стоимость услуг коммунального характера. Причём граждане должны извещаться об этом письменно за тридцать суток до прихода новых счетов, в которых найдут своё отражение новые цены, подписывая уведомление, где сообщается о грядущем повышении.

    Если же организация, которая занимается тем, что обслуживает ваш дом, халатно и легкомысленно отнеслась к обязанности письменно уведомить вас о будущем увеличении тарифов, то вы можете требовать, чтобы все негативные последствия и издержки были возложены на эту организацию, а именно: с того момента, как произошло повышение цен на услуги коммунального характера, и до того момента, как вы узнали об этом, разницу между новыми и старыми ценами должна оплачивать организация, которая занимается управлением вашим домом.

    Судебная практика по статье 155 ЖК РФ:

    Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ16-3093 от 20.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2554/14 от 18.03.2014 Высший арбитражный суд, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-6399 от 13.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Определение N 527-ПЭК15 от 27.11.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС15-1968 от 09.06.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-17 от 12.02.2015 Апелляционная коллегия, апелляция

    Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС14-63 от 29.09.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-15288 от 20.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Определение N 85-АПГ14-1 от 19.03.2014 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-6627 от 08.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    • Первая
    • «
    • Последняя

    Комментарии ()

    Что такое пеня за неоплату коммунальных услуг и платежей за капремонт и когда она начисляется

    Пеня за неоплату коммунальных услуг гражданами

    Ч.14 ст.155 ЖК РФ прописывает негативные и вредные последствия для недобросовестных граждан, которые по каким-либо причинам не платят вовремя за коммуналку, в виде пени. Она имеет двойную функцию:

    1. С одной стороны, это инструмент, с помощью которого законодатель стремится добиться того, чтобы люди в срок и точно оплачивали предоставленные им услуги.
    2. С другой стороны, это санкция штрафного характера, которая наказывает недобросовестных плательщиков, плохо выполняющих свои обязательства.

    Фактически, пеня представляет собой разновидность неустойки, смысл которой заключается в том, что должник обязан дополнительно к сумме долга выплатить определённый процент, который взимается за каждый просроченный день до тех пор, пока должник не предоставит кредитору требуемые деньги полностью.

    Размер пени должен отталкиваться от некоего эталона, в качестве которого российский законодатель избрал ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Что такое ставка рефинансирования в нескольких словах? Это способ воздействия, который применяет Центральный банк для того, чтобы влиять на финансовую ситуацию в стране, особенно в кредитной сфере. Проще говоря, это величина процента кредита, под которую ЦБ согласен предоставлять деньги другим банковским учреждениям, работающим в России.

    В связи с внесенными изменениями в указанную часть и статью Жилищного кодекса, размер пени на настоящий момент составляет 1/300 от действующей на момент возникновения задолженности по коммуналке ставки рефинансирования. Обратите внимание, что санкция в виде пени начинает действовать только в том случае, если срок, в течение которого вы тянете с оплатой, превысил 31 день с последнего установленного в счёте дня платежа. Обычно это или 25, или 26 число месяца, следующего за истекшим. Процент, который вы будете платить за сутки просроченного платежа, вычисляется следующим образом:

    1. ЦБ установил ставку рефинансирования, равную 9,25%
    2. Делим 9,25 на 300.
    3. Получаем 0,03%.

    Важным изменением, касающимся каждого человека, проживающего в России, является то, что законодатель предусмотрел повышение пени более чем в два раза, если вы просрочили внесение финансовых средств на счета организаций, предоставляющих услуги коммунального характера, на 91 сутки и более со дня, когда у вас была последняя возможность оплатить коммуналку без штрафных санкций. В данном случае пеня увеличивается до 1/130 от ставки рефинансирования и может начисляться бессрочно, до момента полного погашения невыплаченного платежа.

    В то же время люди, принимавшие этот нормативный акт, ограничили потенциальный беспредел с размерами пени и её взиманием, который может возникнуть в регионах или муниципальных образованиях, жёстко определив, что никто не имеет законного права увеличить установленные федеральным законодателем проценты неустойки.

    Пеня за неоплату платежей за капремонт гражданами

    Это новшество в жилищном законодательстве появилось, и его появление вызвано, вероятнее всего, массовым отказом населения оплачивать непонятный ему капремонт, который неизвестно когда будет и будет ли вообще. Поэтому на собственников законом была возложена ответственность за отказ вносить деньги на счета региональных операторов, ведающих вопросами капремонта, в виде неустойки, составляющей 1/300 от ставки рефинансирования.
    Она начинает начисляться по прошествии 31 дня с момента наступления последнего дня, когда собственник должен был уплатить взнос, и возрастает бессрочно, пока долг не будет закрыт в полном размере. Выгодоприобретателем, которому оплачиваются штрафные пени, является региональный фонд или оператор, занимающийся вопросами капремонта.

    Рекомендуем вам прочесть короткий страшный комикс с названием «Они смотрят на меня», перейдя по ссылке здесь

    ВС напомнил об ответственности управляющей организации перед собственниками при управлении МКД

    Верховный Суд опубликовал Определение № 56-КГ21-7-К9 от 29 июня, в котором он поддержал собственников помещений в многоквартирном доме в споре с управляющей компанией о ненадлежащем оказании услуг.

    Собственники помещений в МКД в городе Фокино заключили договор с ООО «Тихоокеанская управляющая компания номер 1». Согласно условиям договора УК приняла на себя обязательства по управлению общим имуществом МКД, оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений дома, а также по предоставлению иных услуг, предусмотренных решением общего собрания собственников.

    В период с 1 ноября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. «Тихоокеанская управляющая компания номер 1» перестала надлежащим образом исполнять условия договора и длительное время не реагировала на обращения жильцов дома, как письменные, так и устные. УК производила коммунальные начисления по работам, которые невозможно было выполнить, не производила уборку общих площадей дома и придомовой территории, уборку и вывоз мусора осуществляла нерегулярно, а также не участвовала по приглашению жильцов в общих собраниях.

    В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании. Они просили взыскать выплаченные денежные средства, начисленные за содержание и ремонт общего имущества, в связи с некачественным оказанием услуг за указанный период в общей сумме 55 тыс. руб., из которых 15 тыс. руб. – в качестве компенсации морального вреда.

    Заявители представили акты о ненадлежащем содержании общедомового имущества с фототаблицами, составленными и подписанными жильцами дома, подтвержденными обращениями граждан в городскую администрацию, государственную жилищную инспекцию, прокуратуру г. Фокино и Приморского края. Истцы указали, что вносили плату за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с произведенными ответчиком начислениями.

    20 февраля 2021 г. решением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района г. Фокино Приморского края исковые требования граждан были удовлетворены, и с управляющей организации взысканы требуемые денежные средства. Суд первой инстанции исходил из доказанного и подтвержденного факта оказания ответчиком собственникам МКД услуг ненадлежащего качества в спорный период. Апелляция оставила решение без изменений.

    Однако определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2021 г. решения нижестоящих инстанций были отменены в части взыскания штрафа с УК. Кассационный суд указал на то, что истцы не обращались в адрес ответчика с заявлением или претензией о возврате им денежных средств, внесенных за услугу, которая им не была оказана. Штраф, по мнению кассации, взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, в то время как таких требований истцы в досудебном порядке не заявляли, тогда как соблюдение досудебного порядка являлось обязательным.

    Не согласившись с выводами кассационного суда, собственники МКД обратилась с жалобой в Верховный Суд, Судебная коллегия по гражданским делам которого приняла решение о ее удовлетворении.

    ВС отметил, что ч. 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ в свою очередь устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД, пояснил Суд.

    Ссылаясь на абз. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК, Верховный Суд обратил внимание, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в таком доме.

    ВС указал, что согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

    Суд также подчеркнул, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (уполномоченной организации) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Подтверждая данную позицию, Суд обратился к п. 46 Постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 г. № 17, где разъясняется, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]