Оплата ЖКХ за вывоз мусора
В 2021 году был принят законопроект, который нацелен на решение остро стоящей проблемы вывоза мусора. Ранее плата за вывоз отходов была приурочена к общей статье «содержание дома». По мнению высших органов власти, такое положение вещей негативным образом сказывалось на качестве обслуживания населения.
С 1 января с жильцов будут взыматься средства отдельно за вывоз отходов. Общий тариф назначается на основе кубатуры квартиры. По общим сведениям, на каждый квадратный метр жилой площади будет начисляться 2,5 рубля. Эти деньги будут направлены на оплату услуг компаний, с которыми жильцы заключат соответствующий договор. В зависимости от тарифов компании и решений, которые примет муниципалитет, будет формироваться конечная цена для населения.
В 2021 году установлением тарифов в данной сфере будут заниматься региональные операторы. Во всем регионе будут действовать единые ставки, так выбранный оператор возьмет на себя ответственность за все квартиры. В перспективах развития вышеуказанного законопроекта отмечается идея создания больших предприятий по переработке мусора, которые смогут обслуживать одновременно несколько крупных регионов.
Нужно ли оплачивать дополнительные услуги
Управляющая Компания должна выполнять свою работу на основании договора, который устроил жильцов. Если собственники квартир решат, что им нужно что-то дополнительно в вопросе содержания или обслуживания дома, они могут провести общее собрание с представителем УК, внести в договор дополнения.
Как поступить, если Управляющая Компания по собственной инициативе решила, например, посадить в фойе дома консьержа и включить расходы на его зарплату в статью «Содержание дома»? Жильцы могут отказаться от данной дополнительной услуги или, наоборот, согласиться на дополнительные расходы, почувствовав удобство.
Оплата ЖКХ за горячую воду
Каждый гражданин может установить в квартире специальные приборы для учета потребления горячей воды. При наличии счетчика в помещении оплата за использование горячей воды будет производиться по общепринятым в регионе тарифам. Для расчета платы за используемый ресурс используется следующая формула:
Р=V*T
Р – размер платы за ГВП;
V – объем воды, зафиксированный счетчиком на определенную дату месяца;
Т – стоимость установленной единицы ресурса.
Используя данную формулу, необходимо помнить о том, что она не применима к тем квартирам, которые обслуживаются по двухкомпонентным тарифам.
При отсутствии специального учетного оборудования в квартире применяется принципиально другая формула расчета:
Р=к*N*T
Р — размер платы за ГВП;
к- количество жильцов дома, которые прописаны или временно проживают на территории квартиры;
Т – тариф, применяемый в рамках конкретного региона.
На потребление горячей воды оформляется субсидия, если владелец имеет законные основания получить льготу. Размер скидки можно узнать из квитанции, которая создается индивидуально для каждого пользователя.
Некачественное предоставление
Когда жильцы дома хорошо знают договор на обслуживание дома, они могут контролировать выполнение услуг и в случае их низкого качества жаловаться в вышестоящие инстанции. Кто будет рассматривать жалобу? Юристы рекомендуют составлять жалобу или претензию коллективную, она даст больший эффект:
- В первую очередь нужно пожаловаться на работу УК ее же руководству. Возможно, кто-то скептически отнесется к такому способу воздействия на дворников или сантехников, но ведь руководство может и не знать о халатной работе своих сотрудников.
- Если руководство соответствует своему коллективу – нужно писать жалобу в Жилищную Инспекцию, в Роспотребнадзор. Эти органы имеют возможности воздействовать на УК и другие учреждения коммунальной сферы.
- При наличии фактов мошенничества, присвоения денег жильцов можно обратиться в прокуратуру. Но обязательно к жалобе следует приложить весомые доказательства правонарушений.
- И последняя мера – суд, ему также нужны весомые доказательства по делу, а также относительно попыток досудебного урегулирования проблемы.
Оплата ЖКХ за лифт
Новый способ расчета платы за уборку лифта и его содержание нацелен на максимизацию эффективности предоставления услуг населению. В рамках новых правил лифт является общей собственностью владельцев многоквартирного дома. Совершая отчисления по данной статье, собственник обеспечивает:
- создание надежной связи с диспетчером, обслуживание оборудования кабины, служащее для связи;
- проведение ремонта, осмотра и технических настроек кабины и всей системы;
- срочное обслуживание в случае аварии;
- осуществление технического освидетельствования;
- тестирование системы после замены электрооборудования или дополнительных элементов.
Стоит учитывать, что работа над обслуживанием лифта осуществляется постоянно. Размер платы за все вышеперечисленные работы определяется на основе долевой части, которая принадлежит конкретному владельцу. Доля определяется как процент от общего имущества владельцев многоквартирного дома. Ответственность за оплату работ ложится в равной степени на всех владельцев, в независимости от того, каким типом недвижимости человек владеет и на каком этаже располагается его собственное имущество.
Чем это все отличается от капитального ремонта?
Последний, в отличие от текущего, предусматривает замену несущих конструкций здания. Ремонтируется крыша, фундамент, подвальные помещения, внутридомовые инженерные системы, фасад, производится благоустройство территории вокруг дома и т.д. Этот ремонт, в отличие от текущего, не бывает бесплатным, и затраты на него зачастую довольно высоки (хотя деньги могут поступать не только от собственников жилья, но и, к примеру, из бюджетных средств). Зато он позволяет устранить износ здания. У капитального ремонта также есть своя периодичность: она зависит от материала перекрытий, кровли и инженерных систем. Узнать порядок и сроки его проведения, а также место вашего дома в очереди на капитальный ремонт (если, конечно, вы не живете в только что сданной новостройке) можно либо у УК или ТСЖ, либо в службе ЖКХ, либо в городской администрации.
ЖКХ оплата электроэнергии
В 2021 году тарифы на электроэнергию повысятся на 7,1%. На сегодняшний день помимо стоимости потребляемых киловатт население вносит также абонентскую плату. Она не рассчитывается по установленным правилам, а взымается в твердом денежном эквиваленте. В прошлом году граждане платили 20 рублей в месяц за использование электроприборов.
Государство позволяет устанавливать в жилых помещениях специальные счетчики, которые фиксируют потребление энергии в разное время суток. Таким образом, каждый потребитель может распределить сутки на три периода, присвоив каждому промежутку определенную стоимость. Такие нововведения позволяют более рационально использовать электричество и экономить на коммунальных услугах.
Сократить расходы и сэкономить время можно также посредством использования сети Интернет для погашения задолженности по электроэнергии. Сегодня каждый владелец может получить доступ к специальному онлайн сервису, который при наличии активной банковской карты позволит погасить счет, не выходя из дома. Доступ к мобильным приложениям также является бесплатным. При использовании некоторых онлайн сервисов для оплаты ЖКУ комиссия не взымается.
Особенности бухучета в ТСЖ
ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.
Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:
- как членские взносы участников ТСЖ;
- целевое финансирование из бюджета;
- коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.
Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».
В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.
Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.
Дт | Кт | Содержание |
76 | 86 | Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете |
10 | 60 | Закуплены материалы |
20 | 10 | Списаны материалы |
20 | 60 (76) | Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС |
26 | 60 | Затраты на управление ТСЖ |
26 | 70 | Заработная плата управленческого персонала ТСЖ |
51 | 76 | Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги |
60 | 51 | Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций |
86 | 20 | Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги |
В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.
Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.
Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:
- Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
- Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».
Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).
Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Оплата ЖКХ за тепло
Расчет оплаты за отопление имеет принципиальное отличие от других направлений ЖКУ. Дело в том, что за основу в расчетах берется не количество потребляемого тепла, а общая кубатура квартиры. Однако в последнее время начали внедряться в повседневное использование специальные приборы, которые позволяют контролировать уровень тепла в доме в рамках центрального отопления. Счетчики позволяют значительно экономить денежные средства во время отопительного сезона. Пример расчета суммы платы за отопления выглядит следующим образом.
В конце месяца счетчик тепла зафиксировал 3 гигакалории. По действующему региональному тарифу 1 гигакалория стоит 1200 рублей. Расчет будет выглядеть следующим образом:
3*1200 рублей=3 600 рублей
Отсутствие учетного прибора вынуждает использовать общепринятые правила расчета оплаты отопления, в соответствии с которыми на каждый квадратный метр квартиры приходится определенное количество тепла. Рассмотрим пример.
Региональные органы власти установили тариф, в соответствии с которым на один квадратный метр жилплощади приходится 0,03 гигакалории. По тарифу 1 гигакалория стоит 1 200 рублей. Общая площадь помещения составляет 120 квадратных метров. Расчет выглядит следующим образом:
120*0,03*1 200=4 320 рублей
Стоит учитывать, что для домов, в которых установлены общедомовые приборы учета, данный метод вычисления не применяется.
Как разделяются работы по содержанию дома
Работы, включенные в , делятся на несколько групп. Одни являются плановыми, проводятся для поддержания высокого технического состояния дома, обычно предполагают проведение текущего ремонта.
Есть еще группа работ сезонных, они позволяют подготовить дом к отопительному сезону. Также к сезонным относятся некоторые работы на придомовой территории. Обслуживающая компания должна оперативно и качественно осуществлять и различные необходимые работы – ремонт прорвавшейся водопроводной трубы или электрической сети, например.
Оплата труда дворника ЖКХ
Отчисления дворникам, которые занимаются уборкой территорий возле подъездов, совершаются с поступлений денежных средств жильцов. Данная услуга входит в структуру направления «содержание дома». Именно с фонда данных отчислений и совершаются выплаты дворникам.
Совершая оплату ЖКУ, жильцы выплачивают услуги по содержанию дома:
- уборка площадок, парков, тротуаров, дорог, которые располагаются в максимальной близости к многоквартирному дому;
- создание освещения на территории двора;
- систематическое поддержание чистоты возле дома;
- мероприятия по озеленению территории;
- поддержание оптимальных показателей влажности воздуха внутри дома;
- создание безопасных условий;
- вывоз отходов.
Это далеко не все мероприятия, которые осуществляются в рамках данной ЖКУ. По результатам общего собрания владельцев могут приниматься решения о внедрении изменений в сфере благоустройства территории.
Итоги
Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.