Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.
Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.
Прямые расчеты ≠ прямые договоры
В Решении от 05.05.2014 № АКПИ14-197 Верховный суд пришел к выводу, что закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице УК, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг. Иначе говоря, так называемые прямые расчеты – это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным. Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (Определение ВС РФ от 06.07.2015 по делу № 310‑КГ14-8259, А68-1080/2014).
Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Если суд откажет во взыскании с управляющего задолженности за ресурс, поставленный в дом, это будет означать признание собственников помещений абонентами РСО, выступающей в данном случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя услуг, что в общем случае невозможно при выборе способа управления в виде УК, ТСЖ, ЖК (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 5614/13). Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей (определения ВС РФ от 25.12.2014 № 308‑ЭС14-7187, от 29.08.2014 № 303‑ЭС14-525, постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19378/2013, АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15, АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-786/2015).
Таким образом, данный вариант внесения платы не позволяет достигнуть цели отстраниться от предоставления коммунальных услуг. Наоборот, выведение денежных потоков из сферы полномочий управляющего МКД может привести к неожиданным последствиям.
Кто выставляет платежные документы?
С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому в судебных разбирательствах, предметом которых является заключение договоров ресурсоснабжения при условии принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО, суд принимает примерно следующую формулировку условия договора: исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в МКД не позднее 1‑го числа месяца, следующего за расчетным, реквизиты РСО (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу № А17-7605/2014).
В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.2015 № Ф04-18454/2015[1]). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2015 № Ф04-19819/2015).
Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2015 № Ф09-9088/14).
Особое мнение
Совершенно особый взгляд на изложенную проблему сформировался в Дальневосточном округе. Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений. Исходя из этих вводных, суд признал незаконным предписание УК выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг (Постановление от 25.06.2015 № Ф03-2379/2015). Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2015 № Ф03-950/2015). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.
Законодательное регулирование
Содержание платежных документов и правила начисления платежей регулируются:
- Постановлением Правительства № 354;
- Приказом Минстроя № 43;
- Решением ВС РФ о Постановлении № 354;
- Жилищным кодексом;
- местными нормативными актами.
Постановление № 354 описывает правила расчета платы за услуги ЖКХ с приведением конкретных формул, по которым рассчитывается сумма платежа за каждый пункт квитанции.
Жилищный кодекс вменяет управляющим организациям, региональным операторам по вывозу мусора, а также ресурсоснабжающим компаниям в обязанность формировать платежные документы и отправлять их по месту проживания плательщиков. Местные нормативные акты определяют в соответствии с федеральными стандартами тарифы и нормативы, по которым рассчитываются суммы платежей в квитанциях.
Содержание квитанции
Приказ Минстроя № 43 был подписан в январе 2021 года взамен утратившего силу Приказа Минрегиона № 454. Данный документ содержит типовую рекомендованную форму квитанции за услуги ЖКХ.
Согласно данному приказу, текст квитанции должен состоять из следующих разделов:
- сведения о собственнике помещения;
- данные о сборщике платежей (УК или ресурсоснабжающей фирме);
- сведения о приборах учета;
- расчет платежа;
- справочные сведения;
- сведения о произведенных перерасчетах.
Сведения о собственнике включают его ФИО, номер лицевого счета, а также адрес и площадь квартиры и количество прописанных в ней лиц. К данным об УК относятся ее полное наименование, юридический адрес, контактные данные и банковские реквизиты.
Информация о счетчиках включает в себя наименование измеряемого ресурса (вода, электричество и т. д.) и разницу показаний приборов за текущий и прошедший периоды.
Раздел «Справочная информация» содержит значения нормативов потребления в регионе, величины действующих тарифов, способ расчета оплаты (по тарифу или нормативу), а также показания приборов на настоящий момент. Эти данные позволяют плательщику проверить правильность начислений, приведенных в разделе «Расчет платежа», самостоятельно.
Сведения о перерасчетах включают сумму, прибавляемую или отнимаемую от основного платежа при неверных начислениях в прошлом месяце, отъезде собственника из жилого помещения и других обстоятельствах.
В отдельных случаях квитанция содержит также размер платежа с учетом рассрочки, если между управляющей компанией и плательщиком подписано соответствующее соглашение.
Постановление ВС РФ
Верховный Суд РФ в мае 2015 года рассмотрел иск о признании недействительным абз. 2 пункта 40 Постановления № 354. Данный пункт устанавливает запрет на разделение оплаты за отопление на 2 составляющих:
- плата за отопление квартиры;
- доля платы за отопление общих помещений (подъездов, подвалов и т. д.).
Аргументом истцов являлся факт, что жильцам приходится оплачивать за отопление общих помещений в равных долях вне зависимости от отдаленности их квартир от таких помещений, а основное требование сводилось к предоставлению возможности оплачивать отопление личных квартир отдельно и пользоваться данной услугой по желанию.
Верховный суд отказал в признании абз. 2 п. 40 Постановления № 354 недействительным в Решении № АКПИ15-198.
Свое решение Верховный Суд аргументирует тем, что запрет на разделение счетов за отопление связан с необходимостью сохранения теплового баланса всего дома, а отключение отопления в отдельных квартирах приведет к охлаждению соседних помещений и нарушению нормального функционирования теплопроводных коммуникаций.
Плата за коммунальные услуги на ОДН
Согласно ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, решением общего собрания можно было изменить порядок внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД. Поэтому РСО не разрешалось собирать платежи за коммунальные услуги на ОДН (постановления АС МО от 17.03.2015 № Ф05-841/2015, ФАС ЗСО от 24.06.2015 № Ф04-20076/2015). Соответствующие положения содержатся и в подзаконных актах – Правилах заключения договоров ресурсоснабжения[2], Требованиях к расчетам за коммунальные ресурсы[3].
Начиная с 30.06.2015 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2016, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.
Жировка и квитанция за квартиру
«Жировка» является устаревшим словом и в общем случае обозначает счет за оплату каких-либо услуг, товаров или процентов по вкладу. В Советском Союзе термин «жировка» использовался в значении счета жильцам за коммунальные услуги, а в настоящее время данный термин почти не используется и заменен словом «квитанция».
К собственникам и нанимателям жилых помещений в целях взимания платы за услуги ЖКХ и содержание дома приходят квитанции (жировки), официальное наименование которых – платежные документы. Всего жильцам каждый отчетный период приходят семь основных квитанций за следующие услуги:
- вывоз мусора;
- холодное, горячее водоснабжение и отведение сточных вод;
- ремонт и содержание общедомового имущества;
- электроснабжение;
- отопление;
- газоснабжение;
- капитальный ремонт.
В большинстве случаев квитанции за ремонт и содержание дома, холодное и горячее водоснабжение, а также за отопление объединяют в один документ формата А4, на котором обозначены три разных лицевых счета, тогда всего квитанций приходит пять.
Жители домов, управляемых жилищными товариществами, могут также получать дополнительные квитанции об оплате членских взносов в ТСЖ за дополнительные сервисные услуги.
Целями формирования квитанций в бухгалтерии домоуправления являются:
- предоставление жильцам отчетности о порядке производимых начислений;
- взимание регулярных платежей с жильцов;
- соблюдение жилищного законодательства.
Платежные документы в бумажном варианте позволяют оплатить коммунальные услуги лицам, не имеющим доступа в интернет и банковского счета, а оплаченные квитанции с печатью УК или кредитной организации помогут подтвердить внесенный ранее платеж при сбоях в электронной базе данных УК.