Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Категории земельных участков

Назад

Опубликовано: 02.11.2017

Время на чтение: 10 мин

0

840

Лесной участок — земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.

  • Права на участки
  • ВРИ у данных земель
  • Амнистия лесных участков
  • Строительство Кто может заявить о переводе земель?

Законодательство о лесном фонде

Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:

  • с вырубкой – на которых остались пни;
  • с молодым лесом;
  • со сгоревшими и погибшими деревьями;
  • с прогалинами и свободные от лесного массива;
  • с рединами: обособленными деревьями.

В Лесной фонд попадают все леса, кроме лесов на участках оборонного назначения (используются вооруженными силами) и земель поселений.

Они обозначаются на картах спецзнаками.

Права на участки


Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

Какие разновидности пользования земель лесного фонда бывают?

Использовать лесные участки можно платно и бесплатно:

  1. Бесплатное использование земли возможно только после принятия положительного решения органом местного и субъектного самоуправления в пользу вас. Максимальный период заключения договора безвозмездного пользования составляет 10 лет.

Право на бесплатной основе получить в пользование лесные земли имеют:

  • Частные лица, которые осуществляют определенный вид деятельности, например, для пчеловодства государство предоставляет земли на бесплатное пользование на период до пяти лет.
  • Северные народы.
  • Люди, представляющие официальные религии.
  • Лица, трудящиеся в гособоронеи охране лесополос.

Земли леса, согласно предоставленному заявлению, могут получить заинтересованные люди на время, указанное в законодательстве. При отсутствии такого пункта в договоре, документ, после предварительного уведомления, может быть расторгнут одной из сторон.

Бумаги на получение земельного участка лесополосы необходимо оформить соответствующим образом. В них следует указать целевое назначение использования, разрешенное со стороны законодательства. Оно должно совпадать с планами развития лесополосы в конкретном регионе страны. Решение принимается в течение одного месяца.

Важно учитывать, что лесополосы не могут быть переданы в безвозмездное пользование некоммерческим учреждениям, созданным частными лицами для развития и строительства дач, домов.

  1. Бессрочное использование земель лесного хозяйства возможно в случае выделения их местными органами самоуправления для бюджетных учреждений или частным лицам.

Договор на бессрочное пользование может также получить любой человек, выигравший торги и подавший заявление с указанием кадастрового номера. Решение по такому запросу принимается в течение двух месяцев.

Стоимость земель на начало аукциона устанавливается властями и рассчитывается из ежегодного размера аренды или определенного процента от цены по Кадастру. Участвовать в торгах могут только вышеперечисленные граждане, которые успели представить нужные документы, подали заявку и внесли авансовый платеж.

Все бумаги должны быть представлены не позднее пяти дней до начала торгов. Один человек может оставить одну заявку. По итогам аукциона составляется документ, один из экземпляров которого отдается победителю. Оформление договора на бессрочное использование земель лесополосы происходит после окончания торгов через 10 дней.

Скачать договор на бессрочное пользование земельным участком (образец)

Скачать договор безвозмездного срочного пользования земельным участком (образец)

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Концепция Лесного кодекса Российской Федерации

С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200–ФЗ. При его принятии законодатель должен был учесть недостатки предыдущего (1997 года) Лесного кодекса Российской Федерации:

Формы собственности на лесные земли

К землям лесного фонда отнесены участки, покрытые лесной растительностью, и участки, не покрытые лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления и ведения лесного хозяйства (вырубки, гари, участки, занятые питомниками, просеками, дорогами, и т. п.).

На 1 января 2006 года площадь земель лесного фонда составила 1104,9 млн. га.

В состав земель лесного фонда не входят земельные участки с расположенными на них лесами площадью 70,2 млн. га, относящиеся к другим категориям земель, которые находятся в государственной собственности и переданы юридическим и физическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования:

  • на землях сельскохозяйственного назначения — 40,6 млн. га;
  • на землях поселений — 1,9 млн. га;
  • на землях промышленности, транспорта, энергетики, обороны — 4,1 млн. га;
  • на землях охраняемых территорий — 16,5 млн. га;
  • на землях запаса — 7, 1 млн. га.

Земли лесного фонда и леса на землях иных категорий до настоящего времени находились в федеральной собственности и их приватизация была запрещена.

В новом Лесном кодексе установлено, что прекращается монополия федеральной собственности на лесные земли:

  • лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности:
  • формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно земельному законодательству леса на землях сельскохозяйственного назначения, на землях поселений, на землях промышленности и транспорта, на землях охраняемых территорий, на землях запаса ( всего около 70,2 млн. га) могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и частной собственности.

В частную собственность теперь можно приобрести леса на землях сельскохозяйственного назначения, на землях промышленности и частично на землях охраняемых территорий, занятых домами отдыха, пансионатами, санаториями, пионерскими лагерями ( всего около 47,0 млн. га).

Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3–ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

  • пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
  • безопасности граждан при выполнении работ.

Виды (цели) использования лесов

Использование лесов может быть следующих видов:

  • заготовка древесины;
  • заготовка живицы;
  • заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
  • заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • ведение сельского хозяйства;
  • осуществление научно–исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
  • осуществление рекреационной деятельности;
  • создание лесных плантаций и их эксплуатация;
  • выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
  • выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
  • строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  • переработка древесины и иных лесных ресурсов;
  • осуществление религиозной деятельности.

Леса могут использоваться для одной или одновременно для нескольких перечисленных целей.

Использование лесов для предпринимательской деятельности осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, а гражданам — в аренду или безвозмездное срочное пользование.

В постоянное (бессрочное) пользование лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям.

В безвозмездное срочное пользование лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, религиозным организациям, а гражданам под служебные наделы для выращивания сельскохозяйственной продукции для собственных нужд.

По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для любого разрешенного вида использования

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет

Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

  • использования лесов для добычи полезных ископаемых, строительства водохранилищ, строительства и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог и других линейных объектов ;
  • реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Договор купли–продажи лесных насаждений (без оформления прав на земельный участок) для заготовки древесины

По договору купли–продажи лесных насаждений для заготовки древесины осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В договоре купли–продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

Срок действия договора купли–продажи лесных насаждений не может превышать один год ( этим он отличается от договора аренды, который заключается на срок до 49 лет).

Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли–продажи лесных насаждений ( без оформления прав на землю) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли–продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.

Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли–продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

  1. установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
  2. установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
  3. утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
  4. установление правил заготовки древесины;
  5. установление правил заготовки живицы;
  6. установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
  7. установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
  8. установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  9. установление правил использования лесов для осуществления научно–исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
  10. установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
  11. установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
  12. установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  13. установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
  14. установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
  15. установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
  16. установление правил пожарной безопасности в лесах;
  17. установление правил санитарной безопасности в лесах;
  18. установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
  19. установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
  20. установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
  21. установление правил лесовосстановления;
  22. установление правил лесоразведения;
  23. установление правил ухода за лесами;
  24. установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;
  25. установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;
  26. установление порядка проведения лесоустройства;
  27. установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
  28. установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  29. утверждение формы примерного договора аренды лесного участка;
  30. установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
  31. установление порядка подготовки и заключения договоров купли–продажи лесных насаждений;
  32. установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;
  33. осуществление государственной инвентаризации лесов;
  34. установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
  35. установление порядка ведения государственного лесного реестра;
  36. установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора);
  37. осуществление государственного пожарного надзора в лесах;
  38. утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
  39. отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
  40. определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
  41. отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ;
  42. иные установленные федеральными законами полномочия.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:

  • владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
  • установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
  • установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
  • установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
  • установление для граждан ставок платы по договору купли–продажи лесных насаждений для собственных нужд;

Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

  • разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
  • предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли–продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
  • выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
  • организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
  • ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
  • осуществление государственного лесного контроля и надзора;
  • установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Средства на осуществление этих переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

  • владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
  • установление ставок платы за единицу объема древесины;
  • разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
  • осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

10. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

  • виды разрешенного использования лесов;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарии (1):

Лепилов Валерий Михайлович (Стерлитамак Башкортостан) 9 марта 2010, 23:17:03

Не указаны сроки подачи проекта освоения лесов после подписания договора.

(Ответить)

Ваш комментарий

Амнистия лесных участков


В июле 2021 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.


У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

И те, и другие в результате использования внедренных правовых норм смогут стать полноправными собственниками участков из лесного фонда.

Чьи это территории?

Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит статья 8 Лесного кодекса, но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.

Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и статьи 101 ЗК РФ. Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения статьи 1 ЗК РФ.

Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.

Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.

О том, что относится к лесным землям, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, каков правовой режим их использования, а также кто может стать собственником таких участков.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов


Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы. Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Условия сделки

Передача лесных угодий в собственность невозможна. Но из этого правила допускаются исключения. Оформление в собственность допустимо для земель, которые могут быть переведены в другую категорию. Пригородные зелёные зоны достаточно легко можно перевести в земли поселений. Правда, правительство требует соблюдения норм законодательства, предусматривающего исключительно их использования по целевому назначению – как лесные зоны отдыха для граждан.

Чаще оформляются в собственность гари – площади после пожара, или редины – массивы после вырубки лесов. Переоформление допустимо если на таких безлесных территориях не планируется его восстановление. Иногда лесные площади перемежаются перелесками, не имеющими древесной растительности и их можно перевести в сельскохозяйственные угодья, которые могут выкупаться или приватизироваться.

Главное условие предоставления в том, что земельный массив перестал представлять для государства ценность, а иногда его содержание становится убыточным. Если претендент на оформление участка представит проект развития лесной зоны, который будет признан актуальным, он может рассчитывать на получение разрешения.

Основаниями для признания права на перевод земель в другую категорию могут быть:

  1. Заявление, поданное в правительственный орган.
  2. Прилагаемые документы, подтверждающие непригодность (иные причины нерентабельности) использования указанной части лесного массива. С приложением проекта развития зоны.
  3. Решение Правительства РФ о переводе земель в другую категорию, с последующим оформлением в собственность.

Иногда вместо права собственности более целесообразно оформить долгосрочную аренду лесного массива для использования по назначению.

Управление

Госуправление делится на управление общим лесопользованием (им занимается непосредственно Правительство РФ и/или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) и специальным (Министерство природных ресурсов РФ и Фед. служба в сфере природопользования).

Правительство РФ устанавливает:

  • подготовку и утверждение проектов инвестирования освоения лесов;
  • перечень древесных и кустарниковых пород, древесину которых заготавливать запрещается;
  • санитарные и противопожарные правила;
  • порядок выполнения авиаработ по защите и обеспечению сохранности;
  • определение и изменение границ зеленых и лесопарковых зон;
  • другие правила, предусмотренные ЛК РФ.

Полезные советы и рекомендации

  • Обязательно изучить правовые нормы, необходимые для обращения в уполномоченный орган.
  • Для граждан лучше всего будет первичное обращения для составления списка документов. Это поможет избежать суеты и бумажной волокиты.
  • Рекомендуется не строить несанкционированные постройки в лесу, так как администрация откажет в получении разрешения на регистрацию в собственность.
  • Не стоит путать дачную амнистию с лесной – это разные понятия. Первое означает, что гражданин может самостоятельно заниматься вопросами регистрации в собственность участка. Второе означает, что данными вопросами занимаются уполномоченные лица без участия заинтересованных лиц.
  • Нужно иметь в виду, что зоны кладбищ, особо охраняемые, военные и заповедные, парковые невозможно оформить в собственность.
  • По каждому выделенному лесному участку (не переведенному) ежегодно нужно составлять специальный отчет в обязательном порядке. Отчеты подлежат регистрации и хранению в местном муниципальном органе.
  • Для выделенного участка возможен перевод из одной категории в другую.

ВАЖНО !!! На каждом этапе рекомендуется проверять документацию и обоснованность решений уполномоченных органов.

Нередки случаи, когда сотрудники умалчивают определенную, важную информацию или пренебрегают своими полномочиями, нормами права. В таких проблемных ситуациях следует обращаться с жалобой в суд.

Как приобрести насаждения лесополосы?

Купить деревья и другие насаждения в лесополосе под вырубку не воспрещается. Как правило, договор на этот вид деятельности заключается на срок до одного года. Для определения стоимости берется ставка за единицу объема и умножается на общее количество вырубки деревьев. Для частных лиц ставки определяются Правительством РФ.

Документ, подтверждающий куплю-продажу, должен быть подписан по окончании аукциона. Его условия могут быть изменены в случае серьезных происшествий на купленных землях, а также смены вида деятельности.

Договор на приобретение насаждений лесополосы позволяет не переплачивать средства за аренду, а получать земли для узконаправленного целевого назначения.

Важно! Все договоры должны быть переданы в Регистрационную Палату. Для этого вам предварительно потребуется создать кадастровый план территории.

Состав

К нему относят лесные, нелесные земли и сами леса. Границы устанавливаются законодательно (земельным и лесным кодексами) – ЛК Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Исключение составляют лесонасаждения, располагающиеся на землях с/х назначения, водного фонда, городских и других населенных пунктов, а также на землях обороны.

Исходя из выполняемых функций, хозяйственного значения, местоположения классифицируется на 3 группы. Это лесонасаждения:

  1. Национальных парков, природных памятников, заповедников, в которых допустимы только санитарные и уходовые рубки, выполняющие различные санитарные и оздоровительные, защитные и водоохранные функции, где допускаются лесовосстановительные рубки. Их разделяют по категориям защиты.
  2. В районах с хорошо развитой сетью наземного транспорта, где высока плотность населения, а биоресурсов недостаточно. Лесопользование должно осуществляться в ограниченном режиме.
  3. Многолесных регионов – именно они в основном отвечают потребностям в древесине. Требуют сохранения экологических функций. Делятся на основные и резервные (заготовка в ближайшие 20 лет там не планируется).

Лесные земли – территории, покрытые растительностью или непокрытые (пустыри, вырубки, гари), но необходимые для восстановления.

Нелесные земли – просеки, дороги, болота и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]