В соответствии с нормами Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией следует понимать возмездное отчуждение имущества, которое находится в собственности государства, в том числе муниципальных образований и субъектов РФ, в собственность организаций и частных лиц. Закон также устанавливает принципы приватизации, сферу действия, определение цен, порядок организации, условия, информационное обеспечение и другие важные аспекты в данной сфере.
Зачем потребовались такие поправки?
Поправки направлены на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, а привлечение юридических лиц — профессиональных продавцов — позволит распространить практику использования электронных приватизационных торгов на всей территории Российской Федерации с учётом имеющегося опыта на федеральном уровне.
Кроме того, необходимость в привлечении профессиональных продавцов обусловлена в том числе их возможностями в области проведения расширенного маркетинга, сбора необходимой информации об объекте продажи, квалифицированного консультирования участников торгов, ведения переговоров и эффективного взаимодействия с потенциальными покупателями.
В 2021 году произошел ряд изменений законодательства о приватизации:
- определен новый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию;
- установлены дополнительные требования к планированию приватизации;
- уточнен порядок предоставления отчетности о результатах приватизации.
В нашей статье подробнее остановимся на указанных новшествах и законопроектах о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ, которые касаются:
- приватизации имущества без включения в программу приватизации;
- продажи имущества на торгах единственному участнику;
- отмены предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации;
- участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества;
- приватизации газовых сетей.
- ПРИНЯТЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере приватизации
С 24.04.2020 Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. Положение о Минфине России данным полномочием дополнило Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 491 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
С 12.08.2020 изменены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества. Изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Теперь Министерство финансов Российской Федерации уполномочено вносить в Правительство Российской Федерации:
- проекты решений об условиях приватизации и установлении обременения федерального имущества;
- предложения об отмене либо изменении решений Правительства Российской Федерации об условиях приватизации имущества.
До этого указанные полномочия относились к Минэкономразвития России.
1.2. Планирование приватизации и отчетность о ее результатах
С 11.08.2020 изменились требования к планированию программ приватизации и предоставлению информации о результатах их исполнения. В силу Федерального закона от 31.07.2020 № 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны:
- определять порядок планирования приватизации имущества в соответствии с порядком разработки программ приватизации государственного и муниципального имущества;
- готовить ежегодную информацию о результатах приватизации имущества по единым формам.
Указанные порядок и формы Правительством Российской Федерации пока не утверждены, однако еще в 2021 году Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому правила разработки программ приватизации имущества содержат следующие положения:
- программа приватизации формируется на период от 1 до 3 лет;
- разрабатывает и утверждает программу приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- утвердить программу приватизации необходимо не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала планового периода;
- программа приватизации публикуется в сети Интернет в течение 15 рабочих дней со дня утверждения;
- программа приватизации должна содержать сведения об имуществе и планируемых доходах;
- имущество, включенное в программу приватизации, группируется по отраслям экономики (сферам управления);
- утверждаются единые формы отчетов об итогах приватизации.
После утверждения Правительством Российской Федерации правил разработки программ приватизации, региональным органам власти и органам местного самоуправления необходимо будет скорректировать правовые акты, которыми определен порядок планирования приватизации имущества.
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
В целях совершенствования процессов приватизации и устранения пробелов в законодательстве в период 2021 — 2021 годов Минфином России и отдельными федеральными органами исполнительной власти подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Закон № 178-ФЗ.
2.1. Приватизация без включения имущества в программу приватизации и продажа имущества единственному участнику торгов
Минфином России разработан и внесён на обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на ускорение темпов вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества, не востребованного государством для исполнения функций и не приносящего доход. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № ММ-П13-7425.
Законопроект предусматривает два послабления в целях сокращения сроков продажи имущества:
- Планируется разрешить приватизировать следующее федеральное имущества без включения в программу приватизации:
- движимое имущество;
- недвижимое имущество, и кадастровая и балансовая стоимости которого не превышают 100 млн. рублей. При отсутствии у объекта кадастровой стоимости к учету принимается только балансовая стоимость. Если объект недвижимости отчуждается с земельным участком, то учитывается и кадастровая стоимость участка.
Перечень имущества, приватизировать которое возможно без включения в программу приватизации, будет формировать и утверждать Росимущество (далее – Перечень). Это же ведомство обязано опубликовывать Перечень на сайте https://torgi.gov.ru. Вноситься изменения в Перечень могут только по согласованию с Минфином России и ФАС России. Правила формирования Перечня определит Правительство Российской Федерации. При этом акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ необходимо включать в программу приватизации, как и прежде.
- Планируется разрешить заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением.
Правило действует только при приватизации имущества, включенного в Перечень, сформированный Росимуществом. Ценой продажи будет являться начальная цена, или цена предложения, сложившаяся на соответствующем «шаге понижения». Предлагаемые изменения направлены на сокращение сроков продажи, снижения затрат на повторную оценку, содержание и сохранность приватизируемого имущества.
Напомним, действующей редакцией Закона № 178-ФЗ установлен запрет на заключение договора купли-продажи имущества, если в торгах принял участие только один участник. В этом случае торги признаются несостоявшимися, продажу приходится проводить заново.
2.2. Отмена предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации
Минфином России разработан и внесён на обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)». Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № СА-П13-11206 в целях упрощения требований к представлению организациями отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции «одного окна» представления такой отчетности.
Предлагается отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий, включенных в программу приватизации, предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации. Данным правом будут обладать организации, которые предоставляют отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Напомним, что с 01.01.2020 ФНС России приступила к формированию и ведению ГИРБО. Информация, содержащаяся в ГИРБО, является открытой и общедоступной. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ получают сведения из ресурса бесплатно.
Таким образом, государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации, смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций непосредственно из ГИРБО.
2.3. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации
Верхней палатой парламента Российской Федерации разработан и внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Законопроектом планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – Организации) преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. Особенности участия Организаций в приобретении арендуемого имущества будут установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Имущество может быть выкуплено Организациями без торгов при одновременном соблюдении условий, указанных на рисунке 1:
Рисунок 1 — Условия выкупа имущества без торгов
Приобретение имущества осуществляется по заявлению Организации. Ценой продажи является рыночная стоимость. Имущество, которое приобретается по преимущественному праву, должно быть включено в специальный перечень и использоваться Организацией в целях, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Обязанность использовать имущество в указанных целях сохраняется в течение 5 лет после приобретения. При нарушении данного требования имущество может быть изъято в судебном порядке и возвращено в муниципальную или государственную собственность.
2.4. Приватизация газовых сетей
В декабре 2021 года Министерство энергетики Российской Федерации завершило разработку проекта закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления). Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение законопроекта проведены в сентябре текущего года.
Минэнерго России предлагает предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения сетей газораспределения и газопотребления без участия в торгах. Речь идет о сетях, используемых для газоснабжения собственных бытовых нужд потребителей газа, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Выкупить такие объекты без торгов газораспределительные организации смогут на основании заявления при одновременном соблюдении следующих условий:
- газораспределительная организация является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы (включая приватизируемый объект газоснабжения) и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям;
- объект газоснабжения находится у газораспределительной организации на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в эксплуатации в течение двух или более лет.
На рисунке 2 указаны действия органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере приватизации, при получении заявления на приобретение газовых сетей:
Рисунок 2 — Последовательность действия органа власти при получении заявления от газораспределительной организации
Заявитель обязан подписать договор купли-продажи в течение 30 дней c даты получения, в случае отказа — объект газоснабжения приватизируется на конкурсе. Уступка преимущественного права выкупа не допускается.
Обобщенная информация по каждому из рассмотренных законопроектов о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ приведена в таблице:
Наименование законопроекта | Разработчик законопроекта | Суть законопроекта | Внесение законопроекта в Государственную Думу * | Ссылка на законопроект |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Минфин России | Планируется разрешить: 1. Приватизировать федеральное имущество без включения в программу приватизации; 2. Заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением | нет | https://regulation.gov.ru/projects#npa=106851 |
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)» | Минфин России | Планируется отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы в сфере приватизации | нет | https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/01-20/00098998&npa=98998 |
«О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | Планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. | да | https://sozd.duma.gov.ru/bill/900526-7 |
«О приватизации государственного и муниципального имущества» | Минэнерго России | Планируется предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения без торгов сетей газораспределения и газопотребления | нет | https://regulation.gov.ru/projects#npa=97768 |
* актуально на момент подготовки экспертных материалов
По всем вопросам, связанным
с комплексным управлением имуществом и активами,
вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:
+7
Когда Закон № 45-ФЗ вступает в силу?
Документ вступит в силу 1 июня 2021 года.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
- Длительность 120 часов за 1 месяц
- Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
- Выдаем удостоверение о повышении квалификации
- Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Смотреть полную программу
Порядок и способы приватизации государственного имущества
Статьи 11-17 главы 3 и 18-26 главы 14 закона устанавливают порядок осуществления государственной приватизации и способы ее выполнения. Порядок приватизации состоит из нескольких этапов:
- определяется состав подлежащего приватизации имущества;
- определяется цена имущества, подлежащего приватизации;
- выбирается способ приватизации.
Более подробно каждый из способов описан в статьях 18-26 Федерального закона о приватизации. Особенности приватизации отдельных видов имущества прописаны в статьях 28-32 закона. При этом одна из статей устанавливает правила оформления сделок купли-продажи государственного имущества. Так, сделка должна быть оформлена договором, в котором указывается: сведения о сторонах договора; полное наименование реализованного имущества, его состав и цена; количество акций, их стоимость и категория; порядок и срок передачи государственного имущества покупателю; условия, на основании которых имущество было приобретено. Кроме того, Федеральный закон о приватизации статьями главы 6 устанавливает оплату и формы распределения денежных средств от продажи государственного имущества; глава 7 закона фиксирует особенности создания ОАО и ООО, акции и доли которых находятся в государственной собственности.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
- Граждане пожилого возраста.
- Инвалиды.
- Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
- Многодетные семьи.
- Семьи с детьми-инвалидами.
- Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Конкурс
Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.