Служебные жилые помещения: как получить и приватизировать

Главная / Недвижимость / Аренда и найм / Жилищный фонд

Назад

Опубликовано: 19.08.2016

Время на чтение: 7 мин

0

835

Отдельные виды работодателей в качестве поощрения или дополнительной компенсации в отношении сотрудников могут предоставлять им для временного пользования и проживания жилые помещения, которые называются служебными.

Чаще всего такая гарантия предоставляется им не по инициативе работодателя, а в соответствии с требованиями законодательства.

Стоит определить, какие именно категории служащих могут рассчитывать на получение такого жилья и какую процедуру для этого им придется пройти.

  • Что представляют собой эти помещения?
  • Категории граждан, которые могут получить жилье
  • Порядок предоставления
  • Порядок приватизации

Основания предоставления служебного жилья

Предоставление служебного жилья является механизмом в правового регулирования жилищных отношений. Служебные жилые помещения предоставляются по договору найма и заключаются на период прохождения службы, трудовых отношений или на период нахождения на государственной или выборной должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также на службе в органах местного самоуправления. Это является главным основанием предоставления служебного жилья по статье 104 Жилищного кодекса.

Обратите внимание!

По договору найма служебного помещения предоставляется индивидуальный дом или квартира. Вместе с нанимателем в жилье вселяются и члены его семьи.

Описание в положении процесса направления в командировку

Положение о служебных командировках 2021 года базируется на актуальной редакции положения «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденного постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749.

Согласно этому документу факт направления в командировку определяется оформлением приказа работодателя. Основанием для издания приказа чаще всего выступает служебная записка руководителя подразделения. Образец служебной записки о командировке может выглядеть следующим образом:

В случае применения служебной записки о направлении сотрудника в командировку порядок ее создания и движения также должен быть отражен в положении о командировках.

Правила оформления служебной записки на командировку образца 2021 года ничем не регламентируются. Обязательным для нее является наличие резолюции работодателя.

О том, как оформить основной документ для отправки работника в командировку, читайте в статье «Унифицированная форма № Т-9 — приказ на командировку».

Обязательность оформления командировочного удостоверения с 2015 года отменена. Однако наличие этого документа в определенной степени дисциплинирует командированного сотрудника, а при отсутствии документов на проезд позволяет подтвердить даты пребывания в командировке. По этой причине большинство работодателей не отказались от применения командировочного удостоверения и оставили его в числе обязательных внутренних документов.

О том, как он оформляется, читайте в материале «Унифицированная форма № Т-10 — бланк и образец».

Кому предоставляется служебное жилье

По Жилищному кодексу, чтобы предоставить служебное жилье гражданину, он должен находиться в трудовых отношениях либо с органами государственной власти, либо с органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, а также с государственными или муниципальными предприятиями. Исходя из этого, на служебное помещение могут рассчитывать:

  1. Депутаты, замещающие должности государственного служащего на любом уровне: государственный, региональный, местный.
  2. Военнослужащий
  3. Сотрудники правоохранительных органов (полицейские, следователи и др.), которых отправляют на службу в другой город или населенный пункт.
  4. Пожарный в МЧС.
  5. Учителя и врачи. Это относится к тем, кто желает поехать работать в сельскую местность.
  6. Государственные служащие, такие как судьи, чиновники, работники министерств и ведомств и др.

В соответствии со статьей 104 ЖК РФ, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

  1. Органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации.
  2. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации.
  3. Органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

Для чего оформлять положение о направлении работников в служебные командировки

Положение о командировках относится к внутренним локальным актам работодателя, применяемым наряду с иными аналогичными документами (положением об оплате труда, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о премировании, об индексации заработной платы и др.).
С внутрифирменными локальными актами ознакомьтесь на нашем сайте:

  • «Правила внутреннего трудового распорядка — образец 2021»;
  • «Положение об охране труда работников — образец-2021».

Законодательно форма данного документа не утверждена и его содержание не регламентировано. Каждый работодатель оформляет такое положение с учетом своих «командировочных» тонкостей и особенностей.

Положение о командировках призвано установить и закрепить множество различных факторов: виды командировок (по России или за ее пределы), характер и величину возмещаемых командировочных расходов (только на проезд и проживание или иной перечень), используемый для поездок транспорт и другие особенности.

Разработка такого внутреннего документа в целях налогового учета позволяет безбоязненно признавать разнообразные расходы в качестве командировочных и обосновывать их величину в расходах при расчете налога на прибыль или УСН-налога.

Необходимости в составлении положения о командировках нет в том случае, если работодатель не направляет своих сотрудников в служебные поездки и не планирует это делать.

Как разработать и утвердить положение о служебных командировках, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Порядок получения служебного жилого помещения

Для того, чтобы заключить договор найма служебного помещения, необходимо наличие решения государственного органа о предоставлении гражданину соответствующего жилья. После официального опубликования постановления государственного органа о том, что обстоятельства предоставления данной квартиры существуют, может быть заключен договор найма.

Для того, чтобы заключить такой договор необходимо подать следующие документы:

  1. Личное заявление.
  2. Копия трудовой книжки.
  3. Справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы.
  4. Документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака).
  5. Копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи.
  6. Ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица.
  7. Документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости).
  8. Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Данный перечень не является исчерпывающим и ввиду различных условий предоставления помещения конкретный орган может затребовать предоставления дополнительных документов. Документы предоставляются заверенными копиями либо с предъявлением подлинников. Пакет документов предоставляется в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный на рассмотрение данного вопроса. Решение о предоставлении жилого помещения оформляется приказом, после чего следует заключение договора найма жилого помещения.

Обратите внимание!

Квартира предоставляется нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояние жилого помещения.

Могут ли выселить из служебной квартиры?

Выселение из служебного жилья происходит либо в добровольном порядке, либо в принудительном. В первом случае гражданин просто покидает помещение после окончания срока действия трудового контракта. Передаётся квартира вновь по акту приема-передачи обратно собственнику или уполномоченному лицу.

Принудительный порядок выселения используется, когда добровольно лицо не желает покидать помещение. Делается выселение через суд.

Основаниями принудительного выселения являются:

  • жилью был причинен вред;
  • владелец накопил долг по коммунальным платежам;
  • жилплощадь используются не по назначению, к примеру, в коммерческих целях;
  • нарушаются права третьих лиц или соседей.

Перед подачей заявления о выселении в суд, собственник должен попытаться мирно веселить гражданина. Он обязан направить ему уведомление о необходимости покинуть помещение в течение 5 суток, после чего будет привлечена судебная инстанция для решения проблемы.

Когда принятое судом решение о выселении гражданина и членов его семьи вступит в законную силу, оно будет передано на исполнение судебным приставам. Приставы придут в служебное жилье и выселят нарушителя.

Кого не могут выселить из служебного жилья? Могут ли выселить с несовершеннолетним ребёнком? Все ответы на эти вопросы даёт ст. 103 ЖК РФ.

Не могут выселить из служебного жилья без предоставления альтернативной площади:

  1. Членов семей военных, которые погибли или пропали без вести при исполнении своих служебных обязанностей.
  2. Членов семей умерших работников.
  3. Пенсионеров, которые проработали на данном месте до старости.
  4. Инвалиды 1 и 2 группы, получившие инвалидность по вине работодателя.
  5. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты.
  6. Граждане, оставшиеся с малолетними детьми.

При принудительном выселении составляется акт выселения при присутствии двух понятых.

В каждом конкретном случае решение о выселении принимает судья. Поэтому даже с несовершеннолетним ребёнком могут выселить на улицу, есть есть серьезные нарушения со стороны нанимателей квартиры.

Можно ли служебное жилье перевести в собственность

Жилищный кодекс на сегодняшний момент такой процедуры не предусматривает, а также, Федеральный закон «О приватизации..» устанавливает запрет на приватизацию служебного помещения. Иные нормативно-правовые акты содержат подобную норму, которая устанавливает, что служебное жилье не подлежит отчуждению и приватизации, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

Законная возможность приобрести подобное жилье в собственность все же предусмотрена. В случае перевода данного жилья в собственность муниципалитета, служебным считаться оно уже не будет. Поэтому такое жилое помещение возможно передать гражданам по договору социального найма. Само предприятие или учреждение вправе принимать решение о возможности приватизации служебного жилья.

Что считается командировкой и когда положение о командировках не применяется

Положение о служебных командировках образца 2021 года в основе своей исходит из привычного всем определения и основных условий признания поездки работника служебной командировкой.

ВАЖНО! Исходя из определения, данного в ст. 166 ТК РФ, служебной командировкой считается поездка сотрудника для выполнения служебного поручения вне своего рабочего места на установленный работодателем срок.

Поскольку выезд человека из места его постоянной дислокации сопряжен с дополнительными расходами (на проезд, проживание и др.), требующими особого документального оформления и обоснования, а признание командировочных затрат при расчете налоговой базы по прибыли или УСН зависит от множества факторов (служебной направленности, длительности поездки и т. д.), важность положения о командировках трудно переоценить.

Этим документом обосновываются размеры разнообразных расходов, связанных с поездкой (от суточных до аэродромных сборов и оплаты багажа), а также описывается порядок действий командированных сотрудников (схема получения денежных средств для поездки, состав обязательных документов, режим работы на выезде и др.).

Использовать это положение можно не во всех случаях. Таким документом не регламентируются действия сотрудников фирмы, если их работа носит разъездной характер, а также при поездках сотрудников в их личных целях.

Особое значение при применении положения о командировках имеет правильная классификация поездки. Признать отъезд командировкой и законно использовать положение можно в следующих случаях:

  • поездка выполняется в служебных целях и по решению руководства;
  • сотрудник работает определенный срок в отдалении от населенного пункта, в котором располагается его основное рабочее место;
  • с командировочным работником заключен трудовой договор или договор ГПХ.

Можно ли учесть в расходах в целях налога на прибыль командировочные сотруднику, с которым заключен договор ГПХ, узнайте здесь.

Перечисляем в положении документы, подтверждающие расходы

Транспортные расходы

Проезд сотрудника по территории нашей страны или за ее пределы, связанный с выполнением служебных поручений, всегда сопряжен с дополнительными расходами. Если планируется командировка по России, первоначальными затратами работодателя при отправке сотрудника в командировку будут расходы на проезд к месту назначения (при загранкомандировках расходы начинаются с оформления виз, загранпаспортов и т. д. — об этом поговорим отдельно).

Современные способы перемещения в пространстве достаточно разнообразны: поездами, самолетами, автобусами, такси. Кроме того, в качестве командировочного транспорта может выступать личный автомобиль сотрудника или арендованное ТС.

С привычными всем проездными документами все предельно просто: их оригиналы прикладываются к авансовому отчету, а стоимость проезда без труда включается в налоговые расходы. Однако современные реалии вносят корректировки и в этот всем понятный и привычный порядок учета транспортных командировочных расходов.

Стремительное внедрение в нашу жизнь электронных документов порождает разногласия между налогоплательщиками и налоговыми контролерами относительно признания на их основе расходов на перемещение сотрудников в служебных поездках.

Помочь при этом могут разъяснения чиновников. К примеру, в письме Минфина от 04.12.2019 № 03-03-07/94225 сказано, что для документального подтверждения расходов на проезд при приобретении авиабилета в бездокументарной форме (электронного билета) достаточно посадочного талона и распечатанной багажной квитанции (маршрут-квитанции). Талон подтвердит перелет командированного сотрудника по указанному в электронном билете маршруту, а стоимость перелета обоснует маршрут-квитанция. А вот банковская выписка по карте, которой оплачен билет не требуется (см. письмо Минфина от 17.08.2018 № 03-03-07/58432).

В письмах от 24.09.2019 № 03-03-07/73187, от 23.09.2019 № 03-03-06/1/72906 Минфин отмечает, что при отсутствии посадочного талона со штампом о досмотре расходы может подтвердить справка перевозчика, либо иные документы, в т. ч. косвенно подтверждающие факт использования приобретенных авиабилетов.

См. также: «Можно ли учесть штраф за возврат билета?».

Расходы на проживание

Алгоритм возмещения расходов на проживание также должен найти отражение в положении о командировках (ст. 168 ТК РФ, пп. 11, 13, 14, 21 положения № 749). Это имеет немаловажное значение для признания налоговых расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль или УСН-налога: такая возможность возникает только при наличии подтверждающих документов (п. 1 ст. 252, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 03.03.2015 № 03-03-07/11015).

Для самого работника вопрос о компенсации расходов на проживание в служебной поездке тоже не безразличен: полученная им компенсация неподтвержденных расходов в суммах, превышающих установленные нормы, облагается НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217, ст. 210 НК РФ).

Варианты проживания работника в месте выполнения служебного поручения не менее разнообразны, чем виды используемого для служебных поездок транспорта. Самым простым в плане документального подтверждения расходов считается проживание в гостинице.

В этом случае достаточно представить в бухгалтерию работодателя бланк строгой отчетности из гостиницы (он должен соответствовать требованиям законодательства о ККТ) или кассовый чек.

Облагается ли «несчастными» взносами компенсация за оплату гостинице услуг по стирке и глажке личных вещей сотрудника? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный бесплатный доступ к системе.

Если работодатель арендует жилье для командированного сотрудника и несет расходы на оплату аренды, признать такие расходы можно только за дни фактического проживания в нем сотрудника (письма Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/178, УФНС России по г. Москве от 16.04.2010 № 16-15/[email protected]).

Об учете арендных командировочных расходов читайте в статье «Как признать в налоговом учете расходы на аренду квартиры для командированных работников?».

Особенности заграничных служебных поездок в положении о командировках

Нюансы заграничных командировок находят свое отражение в положении о командировках в том случае, если работодатель посылает своих работников в загранпоездки для выполнения служебных заданий.

Несмотря на то, что учет расходов и процесс организации иностранных и отечественных командировок основаны на общих алгоритмах, организация отбытия работника за пределы страны связана с некоторыми особенностями.

К примеру, возмещение расходов на проезд и проживание командируемым за границу происходит так же, как и при поездках по нашей стране, но перечень возмещаемых расходов расширен. К ним может быть отнесена оплата оформления загранпаспорта, виз и иных выездных документов, обязательные консульские и аэродромные сборы, иные обязательные платежи и сборы.

При этом и работодателю, и работнику придется учитывать требования закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ, так как без инвалюты пребывание за границей невозможно.

ВАЖНО! Право использовать инвалюту для расчетов с направленными в загранкомандировку работниками предусмотрено подп. 9 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ.

Валютные затраты, связанные с загранкомандировками, требуют особого внимания при их отражении в составе налоговых расходов. К примеру, при отсутствии справки о покупке валюты пересчитать командировочные в рубли можно по курсу ЦБ РФ на дату выдачи подотчетных сумм (письмо Минфина России от 03.09.2015 № 03-03-07/50836).

Если работодатель не посылает своих работников в служебных целях за пределы страны, у него отпадает необходимость отражать особенности иностранных командировок в своих внутренних локальных актах.

Образец положения о служебных командировках вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.

Хотите увидеть альтернативный вариант Положения о служебных командировках? Эксперты КонсультантПлюс разработали его специально для Путеводителя «Служебные командировки». Получите бесплатный пробный доступ к К+ и Положения.

Как подтвердить командировочные, оплаченные картой, узнайте по ссылке.

Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного проживания.

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Следует отметить, что п.п. 6 и 8 до вступления в силу 28.07.2004 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ оставались в другой редакции и не содержали такой оговорки: (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Поэтому при определении начала возникновения жилищных правоотношений в отношении указанной категории лиц этот нюанс необходимо учитывать.

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. (ст. 108 ЖК РСФСР)

Далее.

«Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы». (ч.2 ст. 103 ЖК РФ)

Общеправовой принцип действия закона во времени, а именно: «Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1 ст. 6 ЖК РФ)» означает, что положения ЖК РСФСР могут применяться в настоящее время при условии возникновения жилищных отношений до принятия ЖК РФ.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» дополняет определенный п. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. т.е., ссылается на ст. 108 ЖК РСФСР.

«Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ».

И это положение постоянно упоминает в своих решениях ВС РФ. К примеру:

«Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:

— указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР;

— эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу № 32-КГ14-9) (1)

А также

Невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу N 32-КГ14-9) (1)

В п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ“ также об этом упоминается.

«Судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч.2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР». Отличие между гражданами, указанными в ст.108 ЖК РСФСР и гражданами, указанными в ч.2 ст. 103 ЖК РФ, в том что для первой группы достаточно лишь подтверждение права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. А для второй – уже обязательность документального подтверждения признания нуждающимися в получении жилого помещения.

Необходимо отметить особенность признания нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих и уволенных с военной службы. Военнослужащие признаются нуждающимися во время прохождения военной службы согласно действующему приказу МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 ««О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Уволенный военнослужащий по этому приказу нуждающимся признан быть не может. На подобные заявления как правило, от уполномоченных органов ДЖО МО РФ приходит отказ, в котором говорится, что они ставят на учет только военнослужащих.

Поэтому уволенные военнослужащие, оставшиеся проживать в служебных жилых помещениях, не признанные нуждающимися в период военной службы, в том числе уволенных по льготным основанием или с выслугой более 20 лет (абз. 3, 12 ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») но которые также не были признаны нуждающимися в период прохождения военной службы, признаются нуждающимися в обычном порядке, т.е., согласно положений ст. ст. 49, 51 ЖК РФ.

Признание нуждающимся в получении жилого помещения или наличие такого права предполагает соблюдение требований п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ за весь период проживания в служебном жилом помещении, как самим нанимателем так и членами его семьи, проживающим совместно с ним и ведущими совместное хозяйство и бюджет. В противном случае они подлежат выселению после прекращения отношений с работодателем.

При этом нужно иметь в виду, что

— замена нанимателя жилого помещения в договоре не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 94-КГПР14-2) (2)

На сегодняшний день перевести, лицевой счет на другого члена семьи в служебном жилье стало практически невозможно, даже в случае смерти ответственного квартиросъемщика. Делать этого не позволяют, причину отказа внятно объяснить не могут В итоге — ответственными квартиросъемщиками, которые платят коммунальные платежи, значатся граждане, умершие несколько лет назад. Чем не Северная Корея в миниатюре? Сравнение так и напрашивается.

Также нужно учитывать, что в соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, являющиеся малоимущими, или иные категории граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения (ч.3 ст. 49 ЖК РФ).

Судебная коллегия Верховного суда РФ недавно высказалась по этому поводу:

Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан являющиеся малоимущими (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 59-КГ16-32) (3)

Таким образом, первоначальным этапом в построении возражений против требования о выселении необходимо выяснение :

  • времени начала возникновения жилищного правоотношения (до 01.03.2005 г. или после) и длящийся характер жилищного правоотношения.
  • принадлежность к одной из перечисленных категорий граждан;
  • наличие дополнительных гарантий;
  • нахождение на жилищном учете или наличие права состоять на учете;
  • признание малоимущими в установленном порядке.

Дополнительные гарантии должны быть в наличии на 01.03.2005 года, а не на момент предъявления иска, как это часто себе представляют потенциальные ответчики.

Кроме того, необходимо разрешить ещё один вопрос — как быть, если занимаемое служебное жилое помещение будет признано аварийным или непригодным для проживания, например, после пожара? Можно ли в таком случае требовать переселения в другое жилое помещение, опираясь на положения п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ?

Ответ на это дает судебная практика, и это ответ — отрицательный.

В этом случае договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению (ч.1 ст. 102 ЖК РФ).

В подобных случаях закон не предусматривает обеспечение жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 85-КГ16-12). (4)

«Предоставление жилого помещения по договору социального найма обусловлено другими основаниями, а именно, гражданин должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилье, состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление такого жилья осуществляется только при наступлении очередности».

Единственное исключение, когда в подобной ситуации можно рассчитывать на получение другого жилья, указано в определении Свердловского областного суда:

»Переселение в другое жилое помещение возможно, при условии, что договор найма служебного жилого помещения между нанимателем с одной стороны и администрацией с другой стороны не расторгался в установленном законом порядке, истец и члены ее семьи также в установленном законом порядке утратившими право пользования спорной квартирой не признавались, а также к указанным лицам не предъявлялись требования о выселении из спорного жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и данном случае наниматель и члены ее семьи не лишены возможности требовать от администрации предоставления им иного жилого помещения взамен снесенного жилья». (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2015 по делу № 33-5881/2015) (5)

Итоги

Положение о служебных командировках является внутренним локальным актом работодателя. Этот документ не имеет строгой обязательной формы и может не оформляться, если работодатель не посылает сотрудников в служебные поездки.

Положение позволяет обосновать включение командировочных затрат в состав налоговых расходов и исключает споры о величине возмещения командировочным работникам понесенных ими расходов.

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749
  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Возвращение из поездки. Служебная записка о командировке: образец-2021

С 2015 года перестал применяться еще 1 документ — отчет о командировке. Хотя это не означает, что сотруднику, вернувшемуся из служебной поездки, не придется отчитываться за проделанную в командировке работу. Документ по окончании служебной поездки оформить все равно придется, только по иной форме и под другим названием.

ВАЖНО! В соответствии с п. 7 положения № 749 подтверждением срока пребывания в командировке и иных нюансов командировки может являться оформленная сотрудником служебная записка о командировке. Образец-2021 для нее нормативно не установлен, и работодатель может разработать его самостоятельно. При этом он вправе либо предусмотреть для всех без исключения командированных сотрудников обязанность по составлению такой служебной записки, либо отразить в положении о командировках отдельные случаи ее оформления (к примеру, командировка на личном транспорте или отсутствие проездных и иных подтверждающих срок командировки документов).

Помимо служебной записки вернувшемуся из поездки сотруднику придется оформить обязательный для всех документ — авансовый отчет. Фирма может разработать собственную форму такого отчета или использовать унифицированную форму АО-1.

Правила заполнения формы АО-1 см. здесь.

На оформление авансового отчета и окончательный расчет по выданному авансом командировочному платежу дается 3 рабочих дня после возвращения из служебной поездки (п. 26 положения № 749). К отчету прилагаются документы, подтверждающие все расходы, произведенные в поездке (на проживание, проезд и иные командировочные расходы).

Положение о командировках про оплату суточных

Размер суточных законодательно не регламентирован, поэтому в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли или УСН-налогу, они принимаются в любом самостоятельно установленном работодателем размере. Этот размер закрепляется в положении о командировках.

Однако для целей обложения суточных НДФЛ и страховыми взносами, регулируемыми НК РФ, действует ограничение, обязывающее удерживать налог на доходы и начислять страховые взносы с сумм, превышающих:

  • 700 руб. — для командировок по территории России;
  • 2 500 руб. — для зарубежных поездок.

В связи с этим чаще всего размер суточных устанавливают именно в этих пределах.

Подробнее о начислении страховых взносов на суточные читайте в этом материале.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]