Еще некоторое время назад гаражи не считались самостоятельным объектом недвижимости. Сегодня ситуация изменилась, и гаражные строения также подлежат регистрации. Это не удивительно, ведь гараж — полноценный объект, который находится на земельном участке и не может быть перенесен без ущерба для владельца. Процесс узаконивания подробно прописан в законодательстве. Чтобы упростить процедуру, наиболее важные нюансы рассмотрим в статье. Как поставить гараж на кадастровый учет? Какие бумаги для этого необходимы? В какой последовательности действовать для успешного прохождения всех процедур? Эти и другие вопросы рассмотрим ниже.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Гаражи, которые возведены до 2012 года, не требуют регистрации. Причина в том, что данные о них автоматически перешли из БТИ в госреестр, где и готовилась необходимая документация. Для объектов, возведенных после 2012-го, действует иное правило. Здесь задача постановки на учет лежит на самих владельцах. При этом уполномоченный орган не вправе отказать в услуге.
Многие не понимают, зачем нужна постановка гаража на кадастровый учет. Это важная процедура, без которой объект не считается отдельным сооружением и не может быть продан, обменян или подарен. Вот почему при покупке гараж важно уточнить, имеет ли владелец на руках кадастровый паспорт. Если его нет, это повод задуматься об актуальности сделки. Покупка объекта без кадастрового паспорта влечет ряд трудностей, начиная с проволочек в проведении сделки-купли продажи и заканчивая невозможностью совершать сделки с объектом.
Кроме паспорта на гараж, должны быть документы на ЗУ, подтверждающие право владения недвижимостью. Также в бумаге содержится информация о градостроительных органах, статистических данных, размерах налогов и так далее. Сегодня паспорт упразднен, и в органах Росреестра выдается выписка — в электронном или бумажном виде. Недостаток первого варианта в том, что его легко подделать, поэтому лучше отдать предпочтение классической версии.
Когда можно сделать покупку в гаражном кооперативе?
Продавец обязан оповестить совладельцев по кооперативу о предстоящей продаже не позднее чем за 3 месяца до начала проведения сделки. За это время правление кооператива приглашает членов на собрание, которое даёт одобрение на сделку.
Согласие на сделку выявляется в результате открытого голосования, путём большинства голосов «за» согласие на продажу.
Впоследствии к протоколу собрания прилагается протокол голосования, что заменяет нотариально удостоверенное согласие совладельцев на сделку. После подготовки данных документов можно приступать к процедуре передачи права собственности.
Если общее собрание вынесло отрицательное решение по проведению сделки, собственник имущества может оспорить решение членов кооператива в суде.
Тогда вместо протокола прилагается выписка из решения суда, с признанием иска.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ГАРАЖА НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Для получения выписки на гараж потребуются следующие документы:
- Заявление с просьбой поставить объект на учет.
- Паспорт хозяина.
- Техпаспорт на сооружение. Это важный нюанс, ведь гараж должен строиться с учетом действующих правил и строительных норм.
- Документация, подтверждающая право собственности на ЗУ под объектом.
Строительство гаража для машины на своей земле разрешено в таких случаях:
- Территория надела первоначально предназначалась для дачной постройки или садоводческой деятельности.
- Гараж возводится на земле, которой владеет человек.
- В случае аренды в договоре должен быть пункт о возможности строительства на участке.
- На характеристиках надела допускается возведения объекта для ИЖС.
Если владелец является участником кооператива, потребуется дополнительный пакет бумаг, а именно:
- Кадастровый паспорт на сооружение.
- Правоустанавливающие бумаги на ЗУ под гаражом.
- Справка, в которой стоит подпись председателя ГСК. Она свидетельствует о том факте, что человек является участником сообщества и полностью выполнил перед ним обязательства.
Пошаговая инструкция
Как оформить покупку гаража в гаражном кооперативе?
- Собственник оформляет на себя пакет документации право собственности или право пользования долей в совместной собственности.
- Получает разрешение от совладельцев по кооперативу, в виде протокола, утверждённого учредителем. Если гараж приобретался в браке – нотариально удостоверенное разрешение супруга, по регламенту статьи 35 СК РФ.
- Покупатель проверяет правоспособность документации, представленной собственником, и осматривает приобретаемый объект.
- После достижения устных договорённостей составляется предварительный договор купли-продажи (ПДКП). Здесь указываются условия проведения сделки, устанавливается дата её проведения.
Отдельным пунктом вносится сумма оценки объекта, которая не должна изменяться. Вносится задаток или аванс, после чего объект снимается с торгов.В некоторых случаях ПДКП оформлять нет смысла. Например:
- гараж имеет невысокую стоимость – до полумиллиона рублей;
спрос на объект невысок;
- имущество находится в собственности ГСК, без выдела долей.
- В кадастровой палате или МФЦ документы принимают под расписку.
К ней прилагаются заявления, поданные сторонами о нижеследующем:- продавец просит внести в ЕГРП сведения о новом правообладателе, в силу проведения сделки.
Покупатель указывает, что на основании заключённого сторонами договора он вступает в статус правообладателя объекта, о чём просит сделать соответствующую кадастровую запись.
- Если лица проживают в населённом пункте, где отсутствуют отделения МФЦ, документацию можно отправить заказным письмом, с уведомлением о получении и описью вложения. В этом случае вместо гражданских паспортов вкладываются нотариально удостоверенные ксерокопии.
В этом случае сразу составляется основной договор купли-продажи.
Из этого документа должно следовать, что стороны осуществили имущественную сделку согласно нормам гражданского законодательства.
Если стоимость имущества сравнительно невысока, договор так же приобретает силу акта приёма-передачи недвижимости, о чём в акте указывается отдельным пунктом.
В договоре купчей указывают основные положения, сопутствующие продаже. В заключение его подписывают продавец и покупатель.
Если собственность совместная без выдела долей, то договор удостоверяется учредителем в лице председателя правления.
При подписании купчей передаются деньги за гараж и стороны отправляются в регистрационную (кадастровую) палату.
ВАЖНО: При передаче денег желательно присутствие третьих лиц, которые смогут засвидетельствовать факт расчёта с продавцом в случае возникновения спора. Продавец обязан дать расписку о получении соразмерной суммы денег за гараж.
В расписке указывают перечень поданных документов. Она оформляется на имя покупателя, на её основании покупатель получит удостоверенный договор и иные документы. После проведения регистрации новый собственник вступает в права фактического владения гаражным боксом в ГСК.
КАК ПОСТАВИТЬ ГАРАЖ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ — ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Гараж относится к категории недвижимости, поэтому его регистрация обязательна. Для получения бумаги, позволяющей распоряжаться имуществом с позиции собственника, необходимо прийти в Росреестр и иметь с собой такие бумаги:
- Документ, удостоверяющий право на владение гаражом.
- Паспорт.
- Документ, подтверждающий права на ЗУ.
Вместе с бумагами передается и заявка, которая проверяется комиссией в течение 10 суток. При отсутствии документации на гараж или землю действуем по рассмотренному выше плану.
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ
Получение бумаги доступно несколькими путями:
- В местном органе Ростреестра. В этом случае человек пишет заявление и передает с ним указанные выше документы. Также предоставляются сведения о номере объекта в реестре. Передача номера не обязательна, но такой нюанс значительно ускорит процесс оформления. Документ составляется в срок до 5-7 суток. День получения указывается на заявке клиента. Последняя оформляется в 2-х вариантах, один из которых остается в уполномоченном органе, а второй возвращается заявителю. Наличие такой бумаги позволяет владельцу требовать от исполнительного органа своевременного оказания услуги и объяснений задержки. Стоит отметить, что заявку в Росреестр можно передавать лично или привлечь для этого представителя. Если выбран второй вариант, у человека должна быть доверенность.
- Через Интернет. Если способ с самостоятельным посещением не подходит, можно сделать проще — выполнить необходимые манипуляции через ресурс Госуслуг. Предварительно требуется пройти авторизацию и зайти в персональный кабинет. Далее через меню выбирается подходящая опция, и указываются необходимые сведения.
- Через МФЦ. При наличии в городе отделения МФЦ, можно оформить заявку и передать пакет документов для постановки гаража на кадастровый учет в этом органе. Чтобы не стоять в очереди, стоит записаться на прием заблаговременно.
- Почтой. Альтернативное решение — передача документации и заявления почтовым отправлением с описью бумаг. Недостаток варианта в том, что процесс оформления затягивается на максимальный период из-за возможных задержек.
КАК БЫСТРО ПОСТАВИТЬ ГАРАЖ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ — ИНСТРУКЦИЯ
Если до 2021 года владельцы гаражей еще думали над необходимостью ставить имущество на кадастровый учет, сегодня это действие обязательно. Алгоритм такой:
- Собираем документы, которые нужны для постановки гаража на кадастровый учет. Если вопросом занимается доверенное лицо, потребуется посещение нотариального органа.
- Платим госпошлину. Работа выполняется одним из путей — через банковскую кассу, с помощью банкомата, терминала, а также через интренет-банкинг.
- Оформляем заявление на получение кадастрового паспорта (выписки) на гараж. Необходимый бланк можно напечатать самому или сделать это в уполномоченном органе. В заявке пишется номер объекта, а также личные сведения о гражданине (владельце). Также прикладывается полный пакет бумаг. Если этого не сделать, заявление не принимается к рассмотрению.
- Передаем пакет документации работнику уполномоченной структуры для изучения. При этом проверяется не только бумаги, но и заявление клиента. Наличие ошибок является поводом для отказа в предоставлении услуги.
- Ждем решения. На это уходит 5-7 суток.
Сроки и пошлина
При личном посещении регистрирующего органа сторонами, выдаётся расписка, на обороте которой указывается дата повторного визита. Срок подготовки регистрации сделки не должен превышать 21 рабочий день. По преимуществу документы подготавливают раньше срока.
ВНИМАНИЕ: При обнаружении ошибки в оформлении или по обращению сторон договора, регистрацию могут приостановить на один месяц. Если возникает судебный спор – на 3 месяца.
Стоимость пошлины для физических лиц составляет 2 000 рублей.
Без её уплаты, кроме случаев нотариального удостоверения договора купчей, документы не принимаются.
Квитанцию об оплате не обязательно, но желательно прилагать к пакету документации.
Регистратор в любом случае проверяет наличие платежа по базе.
КАК ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ГАРАЖ, КОТОРЫЙ ПОСТРОЕН БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ?
Бывают ситуации, когда человек построил объект, а оформлять его планирует позже. Такие действия называются самовольным строительством. Здесь возможны три варианта:
- Гражданин вообще не оформил разрешение на строительство.
- ЗУ, на котором возведен гараж, не подходит для подобного рода строительства.
- В процессе возведения объекта нарушены требования законодательства.
Наиболее трудная ситуация, когда хозяин гаража не может подтвердить право владения землей. Существует два варианта:
- Участок не приватизирован, но человек владеет гаражом. Для регистрации ЗУ с помощью Росреестра или местных органов власти требуется передать договора аренды или бумагу, подтверждающую факт владения участком. Это выручает даже в том случае, когда постройке не присвоен адрес.
- Человек не имеет права пользоваться наделом. Это возможно, если гараж возведен до 2006-го, а документации не уделено должного внимания. По действующим правилам владелец должен оформить иск и обратиться в судебный орган. Последний при наличии оснований решает, передавать землю во владение или нет. Стоит учесть, что суд может постановить передачу участка городу.