2
14609
Решение приобрести комнату в коммунальной квартире часто становится первым шагом по решению вопроса жилплощади. Это наименее дорогостоящий сегмент на рынке недвижимости, доступный большинству заинтересованных лиц. Приобретя комнату, можно получить законную постоянную прописку и решить вопросы проживания.
Довольно часто на комнаты обращают внимание при размене и разъезде членов одной семьи, когда из одного объекта необходимо получить несколько отдельных владений. Комнаты оформляются по тому же принципу, какой установлен для всей недвижимости. При этом заинтересованным лицам рекомендуется познакомиться с некоторыми особенностями процедуры.
Правила срочного выкупа комнаты
Если речь идет о муниципальном жилье, то для срочного приобретения потребуется разрешение администрации. В случае приватизированной комнаты, по закону, первыми имеют право приобретения соседи. В письменном виде собственник обязан уведомить соседей и указать основные условия сделки: стоимость и временные рамки продажи. Соседи подписывают свой отказ, только после того можно выставлять комнату на свободный рынок.
При этом стоимость должна совпадать с предложенной соседним жителям. Если граждане пожелают выкупить комнату, то сделка должна быть выполнена только с ними. В случае нескольких желающих из соседей, проводится аукцион и выясняется конкретный покупатель продаваемой недвижимости.
Как получить банковский заем (ипотеку)?
Если жильцы хотят приобрести помещение в коммуналке, но не имеют средств, чтобы произвести сделку, то у них есть возможность получить банковский кредит. Ипотечный заем предоставляется без особых проблем. Кредитные организации положительно оценивают рассматриваемые в настоящей статье сделки.
Проведение операции требует полного перехода прав на недвижимое имущество к покупателю. Объект будет использоваться в качестве залога, гарантирующего возврат средств кредитору. Так, при оформлении ссуды на комнату накладывается обременение. Снять его можно только после полной уплаты основной части долга и процентов за пользование займом.
Кредитная организация предъявляет требования к клиенту и приобретаемому им жилищу. Чаще всего выгодоприобретатель должен соответствовать следующим критериям:
- возраст – 21-55 лет;
- выработка на последнем месте занятости не менее 6 месяцев;
- общий стаж – полтора года и более;
- ежемесячный заработок, достаточный для внесения платежа.
Если гражданин не обладает доходом, достаточным для внесения регулярных платежей по ипотеке, то ФКО может рассматривать заработок ближайших родственников в качестве гарантии.
Параметры жилья, в свою очередь, должны позволять семейству (одиноко проживающему гражданину) находиться в помещении не испытывая дискомфорта. Сюда относится площадь комнаты, наличие коммуникаций и т. д. В различных банковских учреждениях требования могут отличаться. Иногда ФКО отказывают в оформлении ссуды, поскольку считают, что квартира находится в пользовании разных лиц, что увеличивает риски для организации. Однако если человек выкупает последнюю комнату, то проблем при получении ипотеки не будет.
Выкуп муниципального жилья: заявление
Иногда комната не имеет других владельцев и принадлежит местному управлению. При возникшем желании приобрести подобную недвижимость, пишется заявление следующего вида:
- личные данные заявителя;
- основания для выполнения процедуры;
- технические сведения по комнате;
- отказ проживающих от выкупа площади;
- квитанция по погашению государственного сбора.
Жилищный отдел администрации имеет право затребовать дополнительные документы. Например, если заявитель проживает в данной квартире, стоит в социальной очереди на улучшение жилищных условий или входит в одну из льготных категорий граждан. Заявление пишется в свободной форме, должно быть грамотным и обоснованным.
Прилагаемые к заявлению документы
Пакет документов может быть различен в каждом конкретном случае, но существует стандартный пакет сведений для всех заявителей:
- копия паспорта заявителя;
- имеющийся у нанимателя договор аренды муниципального объекта;
- разрешение органов опеки и попечительства, если вопрос стоит о детях;
- технический паспорт БТИ;
- разрешение соседей на продажу комнаты.
Иногда комната не имеет проживающих, является выморочным имуществом или по иным причинам свободна от жильцов. В данном случае выкупить ее предлагают очередникам социальной очереди. Если желающих приобрести комнату не найдется, принимается решение о бесплатном заключении договора или продаже и передаче средств в муниципальный фонд.
Порядок выполнения процедуры
При желании выкупить коммунальную комнату в муниципальном объекте, рекомендуется воспользоваться рекомендациями опытных жилищных юристов. Законное оформление подобной недвижимости проводится в следующем порядке:
- написать заявление на стандартном бланке;
- осуществить подписание отказов всех жильцов квартиры;
- собрать необходимые сведения и подать в жилищный отдел;
- получив положительное решение, рассмотреть стоимость и последовательность выкупа;
- в течение трех месяцев произвести оплату по предоставленным реквизитам и отчитаться перед муниципалитетом;
- получить право устанавливающие документы.
Комната становится собственностью гражданина после внесения данных в единый государственный реестр. Участниками сделки купли-продажи будут считаться администрация и гражданин, о чем сделают соответствующую отметку в документах. Чтобы Росреестр с первого раза принял сделку к оформлению, пакет предоставляемых сведений должен включать безукоризненные документы.
Если будут установлены сомнительные фрагменты или несоответствия, то сделка будет признана недействительной и потребуется вновь пройти все шаги.
После того, как заявление будет принято в жилищный отдел на рассмотрение, заявителю предоставят справку о сроках выдачи решения. Если гражданин получит отказ и выразит протест, то может быть назначено судебное рассмотрение спора. Также спор может возникнуть по поводу оценки имущества, заявитель имеет право оспорить предоставленную ему цену комнаты. Все эти нюансы задержат процесс, но в итоге сделка может быть зарегистрирована надлежащим образом.
Стоимость выкупа жилплощади у города
Оценку комнаты можно поручить независимой экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию. Полученный юридический акт служит основанием для спора, если возникнет несогласие сторон. Как правило, стоимость объекта рассчитывается сотрудниками жилищного отдела в непосредственной близости от даты срочного выкупа муниципальной жилплощади.
Если сделка срывается по объективным и независящим от покупателя причинам, то появляется возможность узнать, как рассчитывалась цена комнаты. В других случаях муниципалитет не обязан отчитываться перед покупателем о том, как происходил расчет. При несогласии покупатель обращается в суд с иском на действия администрации. Для принятия иска к рассмотрению необходимы будут веские аргументы своей позиции, а именно акт независимой экспертизы.
Обзор судебной практики по выкупу освободившейся комнаты в коммунальной квартире
По вопросам предоставления права выкупа по коммерческой цене освободившейся площади в квартире коммунального заселения в г. Москве.
1. Момент освобождения комнаты.
1.1.
Право на присоединение комнаты не возникает, если на момент вселения заявителя такая комната уже была свободной.
Руководствуясь требованиями ст. 59 ЖК РФ, ст. 38 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также положениями ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, установив фактические обстоятельства дела и правильно определив, что спорное жилое помещение для истцов является свободным жилым помещением, а не освободившимся, судебная коллегия пришла к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку права на предоставление комнаты площадью 10,9 кв. м, по договору социального найма в порядке ст. 59 ЖК РФ истцы не имеют.[1]
1.2.
Тот факт, что на момент приобретения лицом права собственности спорная комната была уже свободной, не означает, что она не является для него освободившейся и, соответственно, не исключает возникновение у него права на выкуп.
Суд 1-й инстанции считал, что довод ответчика о том, что на момент приобретения истцом в собственность 2-х комнат в указанной квартире, комнаты N *** и N *** уже были свободными, и, следовательно, не являются для истца освободившимися, а значит у него отсутствует право на их выкуп, является произвольным, не основанным на законе.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может……
Анализируя вышеуказанную норму закона, судебная коллегия соглашается с позицией ответчика о том, что понятие «свободные» и «освободившиеся» не являются идентичными, а тесно увязаны со временем наступления события.
….
Из объяснений представителя ответчика видно, что указанные комнаты длительное время не заселялись ответчиком в связи с наличием инвестиционного контракта с ООО «Альбер и Ко» и отселения жильцов дома в дальнейшем.[2]
1.3.
Освобождение спорной комнаты до возникновения права собственности заявителя является основанием для отказа в предоставлении права выкупа.
Отказывая в удовлетворении требований Т., суд правильно исходил из положений ст. 37 Закона г. Москвы N 29 «Об обеспечении прав жителей г. Москвы на жилые помещения», и пришел к обоснованному выводу о том, что не подлежат передаче в его собственность комнаты N 1, N 2 и N 5 в квартире N 2, расположенной по адресу: г. Москва, ул. *******, так как они не являются для заявителя освободившимися, поскольку они были освобождены прежним пользователем еще до приобретения Т. в собственность комнат N 3 и N 4 спорного жилого помещения.[3]
1.4.
Факт освобождения спорной комнаты до момента регистрации лица в квартире не влияет на право выкупа данной комнаты 3-м лицом при отсутствии в квартире нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не соглашаясь с решением суда, Т. в кассационной жалобе указала на то, что судом не установлено время, с которого комната, являющаяся предметом договора купли-продажи от — года, приобрела статус освободившейся и не учтено, что — года с П.О. на данную комнату был заключен договор передачи.
Этот довод не влечет отмену решения суда, поскольку основанием для рекомендации Общественной жилищной комиссии — в соответствии с выпиской из протокола от — года являлось не то обстоятельство, что спорная комната стала свободной до регистрации в данной квартире Т., а то, что нуждающихся в улучшении жилищных условий в квартире не имеется, П.О. проживает в Москве с — года, на данной площади с — года и она обратилась с просьбой предоставить ей право выкупа свободной комнаты жилой площадью 19,2 кв. м в индивидуальную собственность.[4]
2.
Определение выкупной стоимости.
2.1.
ДЖП и ЖФ г. Москвы не обязан продавать освободившуюся комнату по цене, определенной привлеченным жильцом оценщиком. Обязанность заключения договора с оценщиком возложена на ДЖП и ЖФ г. Москвы
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что г. Москва является собственником спорных комнат на покупку которых претендует истец, при этом, г. Москва, в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы, как собственник жилого помещения, имеет в том числе право распоряжения принадлежащим ему имуществом.
Как следует из положений ст. 555 ГК РФ, цена договора купли-продажи имущества, является существенным условием договора, при отсутствии в договоре соглашения о цене он считается незаключенным, между тем граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к его заключению не допускается. Таким образом, истец и третьи лица не вправе понуждать ответчика к заключению договоров купли-продажи по предложенной ими цене, закон не содержит обязанностей для ответчика заключить такой договор с истцом и третьими лицами на предложенных исключительно ими условиях.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ответчику ДЖП и ЖФ г. Москвы предоставлено право заключения договора на проведение оценки стоимости недвижимого имущества, принадлежащего г. Москве, таким образом, обращение ответчика для оценки стоимости спорного недвижимого имущества именно к оценщику К.С.И. является законным и обоснованным.
Судом верно положены в основу решения суда, сведения, отраженные в отчете оценщика К.С.Ю., поскольку данное заключение полно, научно обоснованно, составлено лицом, сомневаться в компетенции и квалификации которого оснований не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах, судом правомерно не приняты во внимание отчеты об оценке стоимости комнат N ** и N **, составленные специалистом ООО «Консалт Инвест».[5]
3.
Возможность выкупа при предполагаемом сносе дома.
3.1.
Отказ в предоставлении права выкупа комнаты в доме, подлежащим сносу в соответствии с постановлением Правительства Москвы, правомерен.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 этой статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Отказывая С.И. в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из того, что в силу п. 10 ст. 4 Закона города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» после принятия правового акта Правительства Москвы не допускается предоставление уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы жилых помещений в жилых домах, подлежащих освобождению, в связи с чем пришел к выводу о том, что решение ДЖП и ЖФ г. Москвы об отказе в выкупе освободившейся жилой площади в доме, который в соответствии с постановлением Правительства Москвы признан физически и морально устаревшим, подлежащим сносу, закону не противоречит[6].
3.2.
В праве на выкуп комнаты может быть оказано в случае наличия инвестиционного контракта, предполагающего отселение жильцов.
Суд 1-й инстанции считал, что довод ответчика о том, что на момент приобретения истцом в собственность 2-х комнат в указанной квартире, комнаты N *** и N *** уже были свободными, и, следовательно, не являются для истца освободившимися, а значит у него отсутствует право на их выкуп, является произвольным, не основанным на законе.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может……
Анализируя вышеуказанную норму закона, судебная коллегия соглашается с позицией ответчика о том, что понятие «свободные» и «освободившиеся» не являются идентичными, а тесно увязаны со временем наступления события.
….
Из объяснений представителя ответчика видно, что указанные комнаты длительное время не заселялись ответчиком в связи с наличием инвестиционного контракта с ООО «Альбер и Ко» и отселения жильцов дома в дальнейшем.[7]
4.
Влияние факта проживания на возможность выкупа.
4.1.
Сам по себе факт не проживания в комнате, принадлежащей на праве собственности, не является основанием для отказа в праве выкупа освободившейся комнаты.
Судебной коллегией верно обращено внимание на то, что сам по себе факт не проживания Б. в комнате, принадлежащей ему на праве собственности, не является основанием для отказа в праве выкупа освободившейся комнаты.
С учетом изложенного судом второй инстанции постановлено решение об удовлетворении иска Б. и отклонении самостоятельных требований Х. и Ж.О.
Судом второй инстанции проверено, располагает ли истец денежными средствами, причитающимися выплате, и установлено, что Б. перевел на счет Судебного Департамента денежную сумму в размере *** руб.[8]
4.2.
Сам по себе факт не проживания в комнате, принадлежащей на праве собственности, не является основанием для отказа в праве выкупа освободившейся комнаты. Допускается согласование выкупной цены после предъявления исковых требований.
Иск в части признания права на выкуп комнаты и обязании заключить договор купли-продажи удовлетворен, поскольку истец, имеющий на праве собственности комнату в спорной коммунальной квартире, заявил о выкупе свободной комнаты по рыночной цене:
Отказывая в удовлетворении требований Б.В., суд также нарушил нормы материального права, поскольку законных оснований для отказа в выкупе комнаты не имеется.
Согласно ст. 38 п. 6 Закона гор. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в данной квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Б.В., имеющий на праве собственности комнату в спорной коммунальной квартире, заявил о выкупе свободной комнаты N 1 по рыночной цене. Департамент жилищной политики и жилищного фонда гор. Москвы предложил выкупить комнату по цене (…) рублей. В последнем судебном заседании представитель истца, согласовав с Б.В. указанную сумму, выразил согласие, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания. Судом необоснованно отказано со ссылкой на факт не проживания Б.В. в комнате, принадлежащей ему на праве собственности. Судебная коллегия полагает, что вывод суда противоречит положениям ст. 30 ЖК РФ, предусматривающей права и обязанности собственника жилого помещения.
Исковые требования Б.В. об обязании ДЖП и ЖФ г. Москвы заключить с ним договор купли-продажи на комнату N 1 в коммунальной квартире по адресу: <�…> подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям закона. Денежные средства в сумме 2 791 000 рублей внесены истцов на депозитный счет Судебного департамента в качестве подтверждения платежеспособности[9]
5.
Право выкупа у иных лиц.
5.1.
Члены семьи нанимателя не имеют права на выкуп освободившейся комнаты, поскольку они не относятся категориям лиц, для которых предусмотрено данное право.
Кроме того, в соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире может быть предоставлено лицам, проживающим в этой квартире по договору социального найма, либо проживающим в этой квартире собственникам.
Члены семьи О. не относятся к указанным в ст. 59 ЖК РФ категориям лиц, которым может быть предоставлено свободное жилое помещение в коммунальной квартире, т.к. они не являются ни нанимателями занимаемого в спорной коммунальной квартире жилого помещения, ни собственниками этого помещения.[10]
5.2.
Право на выкуп освободившейся комнаты имеют только те лица, которые проживают в коммунальной квартире.
Пунктом 3 ст. 59 ЖК РФ, пунктом 1 ст. 37, пунктами 1, 6 ст. 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. прямо предусмотрено, что право на выкуп освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения имеют только те лица, которые проживают в коммунальной квартире.
Ни ЖК РФ, ни Закон г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. не содержат норм, предусматривающих право на выкуп освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире у лица, не проживающего в этой квартире.
В силу изложенного О. не имеет право на выкуп свободной комнаты в спорной квартире, в связи с чем ее право на эту комнату не может считаться нарушенным оспариваемым Распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы N 5037-РПЖ от 14.12.2010 г.[11]
6.
Остаточный принцип права выкупа.
6.1.
При отсутствии в квартире очередников и являющихся нуждающихся в улучшении жилищных условий малоимущих граждан (перечисленных в ч. ч. 1 и 2 ст. 38 Закона г. Москвы) собственник других комнат имеет право выкупить освободившуюся комнату.
В комнате размером 16,5 кв. м. в указанной квартире в период с 2003 по июль 2006 г. проживал ее отец Т.Д. по договору краткосрочного найма сроком на 5 лет. В связи со смертью ее отца комната освободилась и в настоящее время пустует. В выкупе комнаты ответчик отказывает, предлагая в целях высвобождения площади отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 46,8 кв. м. по адресу: ——, с чем истица не согласна и просит обязать ответчика передать ей освободившуюся комнату в порядке выкупа…
……
Поскольку, как установил суд, в квартире по названному адресу отсутствуют граждане, перечисленные в ч. ч. 1 и 2 ст. 38 вышеуказанного Закона г. Москвы, Б.Т. (Т.Т.) вправе приобрести освободившуюся комнату по ее рыночной стоимости, что она и намерена сделать. Отказ ДЖП и ЖФ г. Москвы в продаже ей на таких условиях комнаты обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.[12]
Аналогичный вывод:
Рассматривая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае подлежит применению ч. 6 ст. 38 Закона N 29, в соответствии с которой при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
При этом суд правомерно учитывал пояснения представителя истца о том, что истец знает рыночную стоимость спорной комнаты и согласен на такие условия.[13]
6.2.
Непринятие во внимание судом права выкупа освободившейся комнаты по рыночной цене является основанием для отмены вынесенного решения.
Из содержания заявления Б.О.Е., следует, что она просила о разрешении выкупа спорной комнаты в названной квартире по рыночной стоимости, однако, в решении ДЖП и ЖФ г. Москвы такая просьба не разрешена и суд первой инстанции не проверил данное обстоятельство.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика также указал на отсутствие оснований для предоставления освободившейся комнаты, однако, вопрос о возможности выкупа комнаты по рыночной стоимости, в судебном заседании не был предметом обсуждения.
…..
Однако, судом не принято во внимание, что пунктом 6 названного Закона предусмотрено, что при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Суждения и выводы применительно к названным нормам материального права в решении суда отсутствуют.
Поскольку судом не приняты во внимание названные выше положения ст. 38 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 г., неправильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, то решение суда нельзя признать законным и обоснованным и, в соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.[14]
7.
Допустимость применения законодательства субъекта РФ.
7.1.
Положения ст. ст. 37, 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. в части установления требований о сроке проживания в субъекте федерации и периода несовершения действий, влекущих ухудшение жилищных условий, противоречат ст. 59 ЖК РФ и не подлежат применению.
В обоснование этого вывод суда сослался на положения ст. ст. 37, 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г., устанавливающие дополнительные по сравнению со ст. 59 ЖК РФ требования к лицам, претендующим на предоставление свободной комнаты в коммунальной квартире.
Однако суд не учел, что в силу положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом, принятым по предмету совместного ведения, и актом субъекта федерации, действует федеральный закон.
Положения ст. ст. 37, 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г., устанавливающие дополнительные требования к лицам, претендующим на предоставлением им свободной комнаты в коммунальной квартире (в виде 10-летнего срока проживания в г. Москве и несовершения действий, влекущих ухудшение жилищных условий, в течение последних 5-ти лет), ограничивают права К.Е.Н. на предоставление ей свободной комнаты в спорной коммунальной квартире по сравнению с требованиями ст. 59 ЖК РФ.
Закон г. Москвы в части установления требований о сроке проживания в субъекте федерации и о периоде несовершения действий, влекущих ухудшение жилищных условий, предъявляемых к лицам, претендующим на предоставление им свободных комнат в коммунальной квартире, в которой они проживают, противоречит ст. 59 ЖК РФ, которой такие требования не установлены и которой не предусмотрена возможность установление дополнительных требований законодательством субъекта федерации.
В связи с изложенным, положения ст. ст. 37, 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. в части противоречащей ст. 59 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.[15]
7.2.
Положения ч. 6 ст. 38 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г., устанавливающие иную категорию граждан для предоставления им жилых помещений, находятся в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений и не противоречат ст. 59 ЖК РФ.
Вместе с тем ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Пункт 4 ст. 13 названного Кодекса относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В силу п. 9 той же статьи в полномочия субъекта Российской Федерации входят иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Суд пришел к выводу о том, что нормы ч. 6 ст. 38 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» противоречат положениям ст. 59 ЖК РФ, без учета полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем данное решение на основании ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.[16]
8.
Оспаривание решений жилищной комиссии.
8.1.
Решения жилищной комиссии не имеют самостоятельного значения, не являются обязательными для исполнения другими лицами, не порождают каких-либо прав и обязанностей для лиц, обратившихся в жилищные органы, и имеют лишь рекомендательное значение для органа, который вправе принимать решение по поставленному гражданами вопросу. Решение жилищной комиссии не может оспариваться в судебном порядке и признаваться недействительным.
Признавая незаконным и недействительным решение ОЖК от 3 октября 2010 г. (протокол N 43), которым было рекомендовано предоставить свободную комнату в спорной коммунальной квартире К.Е.Н., суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29, жилищные комиссии осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций.
В силу приведенной нормы, решения ОЖК самостоятельного значения не имеют, не являются обязательными для исполнения другими лицами, не порождают каких-либо прав и обязанностей для лиц, обратившихся в жилищные органы, и имеют лишь рекомендательное значение для органа, который вправе принимать решение по поставленному гражданами вопросу.
С учетом изложенного решение ОЖК не могло быть оспорено в судебном порядке и не могло быть признано недействительным.[17]
9.
Ухудшение жилищных условий.
9.1.
Продажа квартиры, находящейся в личной собственности супруга нанимателя, не приводит к ухудшению жилищных условий нанимателя и не может являться основанием для отказа в предоставлении освободившейся комнаты.
Руководствуясь при разрешении спора п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. N 29, судом верно было принято во внимание то обстоятельство, что М.Е. вступила в брак с….. г., т.е. после принятия на учет по улучшению жилищных условий, при этом из имеющейся в учетном деле копии договора купли-продажи принадлежавшей М.Д. квартиры от 06.08.2010 г. (л.д. 42 — 44) следует, что данная квартира принадлежала ему на основании договора передачи, т.е. была приобретена им по безвозмездной сделке, в связи с чем являлась личной собственностью М.Д. и ни заявитель М.Е., ни ее дочери правам в отношении этой квартиры не обладали, соответственно, ее отчуждение к ухудшению жилищных условий заявителя и ее дочерей привести не могло.[18]
Подробнее про услугу оспаривания отказа в предоставлении освободившейся комнаты
Сколько стоят услуги и что в них входит?
Заказать услугу по оспариванию отказа ДГИ
Обзор практики выполнен специалистами «Корпорациям и акционерам» при оказании услуги «адвокат по жилищным делам»
[1] Определение Московского городского суда от 17.07.2013 N 4г/5-6085/13 (соцнайм) [2] Определение Московского городского суда от 24.05.2012 по делу N 33-10149 ( в удовлетворении требования о предоставлении права на выкуп оказано по причине наличия существующего обязательства по отселению) [3] Определение Московского городского суда от 16.12.2010 по делу N 33-39478 [4] Определение Московского городского суда от 01.03.2012 по делу N 33-6995 [5] Апелляционное определение Московского городского суда от 28.06.2013 по делу N 11-20180 (Истец К.С.В. обратился в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы и просил признать незаконным и необоснованным Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26 июля 2012 г. N ** об определении выкупной стоимости свободных комнат в квартире N ***, расположенной по адресу: *** а также обязать ответчика заключить договор купли-продажи комнат по цене *** руб., взыскать с ответчика расходы на оплату госпошлины в размере ** руб. ** коп.) [6] Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2013 по делу N 11-19906/13 (о признании незаконным отказа в выкупе освободившейся комнаты N 1 в квартире N 30 коммунального заселения по адресу: ***, обязании заключить договор купли-продажи данной жилой площади по ее рыночной стоимости) [7] Определение Московского городского суда от 24.05.2012 по делу N 33-10149 [8] Определение Московского городского суда от 24.04.2013 N 4г/1-3129 (Б. обратился в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании распоряжения недействительным, обязании заключить договор купли-продажи) [9] Апелляционное определение Московского городского суда от 18.01.2013 N 11-293 [10] Определение Московского городского суда от 12.12.2011 по делу N 33-40990 [11] Определение Московского городского суда от 12.12.2011 по делу N 33-40990 [12] Определение Московского городского суда от 26.03.2012 по делу N 33-8902/12 [13] Определение Московского городского суда от 22.07.2011 по делу N 33-23045 [14] Определение Московского городского суда от 22.12.2010 по делу N 33-37027/2010 [15] Определение Московского городского суда от 12.12.2011 по делу N 33-40990 [16] Определение Московского городского суда от 16.02.2011 по делу N 33-4153(Решение суда первой инстанции отменено, поскольку не был применен закон г. Москвы) [17] Определение Московского городского суда от 12.12.2011 по делу N 33-40990 [18] Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2013 по делу N 11-5698 (истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об отказе в предоставлении ей на семью из трех человек по договору социального найма свободной комнаты в дополнение к занимаемой жилой площади)
Субсидия на выкуп помещения
Если семья располагает площадью менее 9 кв. м на члена, то граждане имеют право получить субсидию на срочный выкуп комнаты. При этом учитываются в первую очередь семьи, стоящие на учете и ожидающие улучшения жилищных условий. Закон позволяет использовать в качестве взноса материнский капитал. Особое значение имеет наличие у семьи комнаты в данной коммунальной квартире, то есть происходит расширение на данной территории.
Если существует несколько желающих из числа стоящих на муниципальной очереди, приоритет отдается гражданам, ранее всех вставшим на жилищный учет.
Кто вправе осуществить действия по приобретению комнаты?
Согласно ч. 1-3 ст. 59 ЖК РФ не все граждане могут позволить себе оформить сделку по отчуждению жилья у муниципалитета. В перечень лиц, которые вправе осуществить обозначенное действие относят нанимателей, нуждающихся в улучшении условий проживания и состоят в соответствующей очереди. При этом лица должны быть признаны малоимущими в установленном для этого порядке. Сделку могут оформить и лица, которые не укладываются в норматив по площади на человека. Их доход также не должен достигать уровня прожиточного минимума, установленного в регионе. И последняя категория — обеспеченные жилплощадью, меньшей нормы представления.
Важно! Первые две из обозначенных категорий лиц (семей) вправе получить жилье по договору соцнайма. Граждане из третьей группы вправе оформить комнату только посредством заключения договора купли-продажи.
Каждый субъект устанавливает свой прожиточный минимум и МРОТ. При этом первый показатель утверждается по основным группам населения. Таким образом, при наличии в семье детей и двух трудоспособных взрослых, среднедушевой доход рассчитывается посредством сложения данных показателей и деления суммы на количество совместно проживающих граждан. Если совокупный заработок семейства меньше минимально установленного законодательством уровня, то граждан признают малоимущими. Статус удостоверяется при получении документа по личному заявлению нуждающихся. С учетом положения нанимателей коммунального жилья власти предоставляют льготы.