Что такое и для чего нужен договор приватизации жилого помещения?


Кто может приватизировать квартиру

Право предоставляется гражданам РФ, которые пользуются жилым объектом по договору социального найма. При этом все имеющие право на приватизацию данного помещения совершеннолетние лица, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, должны дать согласие на приватизацию.

От кого не требуется согласия, даже, если он зарегистрирован на жилой площади:

  • Кто уже участвовал в приватизации иного жилого объекта.
  • Если проживающий оформил отказ от приватизации в установленной форме.
  • Дети в возрасте до 14 лет.
  • От того, кого выселили по решению суда.

Если несовершеннолетний ребенок участвовал в приватизации, он имеет право после совершеннолетия еще один раз стать собственником квартиры по договору социального найма.

Необходимые документы

Точный список документов, необходимых для подачи заявления, устанавливают местные органы власти.

Стандартно требуется:

  • Паспорта для совершеннолетних и свидетельства о рождении несовершеннолетних всех зарегистрированных на жилой площади.
  • Оригинал договора социального найма.
  • Домовая книга.
  • Выписка из распоряжения органа власти или ордер на квартиру.
  • Справка, подтверждающая, что заявитель не использовал свое право на приватизацию.
  • Справка о составе семьи.
  • Согласие/отказ от приватизации зарегистрированных в квартире совершеннолетних граждан. Документ должен быть подписан в присутствии сотрудника МФЦ или заверен нотариально.
  • Документы на квартиру: выписка из ЕГРН, технический паспорт, поэтажный план, выписку из лицевого счета об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

После сбора документов составляется заявление установленного образца.

Можно ли расторгнуть?

Договор приватизации может быть расторгнут, в результате чего все владельцы жилья лишатся данной недвижимости, и она вернется на баланс муниципалитета. Такое бывает редко, но вполне возможно. Основными причинами являются слишком высокие налоги и повышенные коммунальные платежи.

Для этого нужно все то же самое, что и в предыдущем пункте, но вместо заявления на выдачу дубликата следует написать заявление на расторжение договора. После рассмотрения заявка будет принята и обработана.

Порядок действий

Приватизация квартиры ответственная процедура, поэтому необходимо выполнять все требуемые законом действия.

С чего начать приватизацию

Сначала нужно проверить наличие права на приватизацию. Подходите ли вы и ваше жилье критериям, определенным в Законе. Если в этим все в порядке, продумайте, кто будет заявителем, на кого будет оформлена квартира.

Затем нужно получить точный список документов. Это можно сделать на сайте Госуслуг или, обратившись в МФЦ. Там же можно получить бланки справок и образцы заполнения документов, узнать срок их действия.

Как подать документы

Подавать документы нужно всем уполномоченным собственникам жилого помещения или их представителям (тогда потребуется нотариальная доверенность). Документы подаются в МФЦ при личной явке.

Также заявление можно подать напрямую в уполномоченный орган, например, в Департамент по управлению государственной собственностью, комитет по управлению городским имуществом. Это зависит от конкретного региона.

После принятия документов вам будет дана расписка с датой принятия заявления к рассмотрению.

Дальнейшие действия

Далее потребуется ждать, максимально 2 месяца. Такой срок установлен законом для рассмотрения заявления. Если по истечении этого времени вы не получили результат, вы имеете право обратиться в суд с претензией.

При положительном решении заключается договор между уполномоченным органом власти и гражданином на передачу жилого помещения в его собственность в порядке приватизации и передается на регистрацию в Росреестр.

Важно! При получении договора необходимо присутствие всех членов семьи, участвующих в приватизации.

Право собственности на недвижимость возникает после регистрации договора.

Основные условия

При составлении договора важно указать следующие моменты:

  1. Информация об объекте приватизации.
  2. Права и обязанности нового владельца.
  3. Размер доли в недвижимости на каждого участника приватизации.
  4. Условия передачи жилплощади в собственность.
  5. Подписи сторон.

Небольшое количество обязательных пунктов на практике выливаются в довольно объемный документ, связано это с тем, что каждый момент должен быть изложен подробно и не вызывать двояких толкований.

Так при внесении сведений о жилом помещении, права на которое передаются, необходимо уточнить:

  1. Адрес его расположения, с указанием улицы, дома, квартиры.
  2. Этаж, на котором квартира находится.
  3. Количество квадратных метров жилой и общей площади.
  4. Количество комнат.

Права и обязанности также нуждаются в разъяснении, новый собственник должен понимать, что при подписании договора на него лягут не только приятные хлопоты, но и забота о содержании жилья.

Если приватизация производится одновременно на нескольких жильцов, то обязательно прописать доли, которыми каждый из них будет владеть. Они могут быть равными, или отличаться друг от друга, все зависит от условий договоренности между жильцами.

Главным условием передачи жилья в собственность является то, что человек может приватизировать помещение лишь один раз за жизнь. Исключение те, кто принимал участие в данной процедуре, будучи несовершеннолетними. Кроме этого, важно, чтобы решение о приватизации было добровольным, что подтверждает письменное согласие.

Отказ в приватизации

Откажут в приватизации квартиры, если она расположена:

  • В доме, который признан аварийным.
  • В закрытых военных городках.
  • В общежитие.
  • В служебных помещениях (есть исключения).

Основания для отказа:

  • Представлен не полный пакет документов или они не соответствуют установленным требованиям.
  • Если в написании заявления участвовали не все имеющие право на приватизацию данной квартиры.
  • Жилое помещение не находится на балансе государственного или муниципального жилого фонда.

Отказ может быть устный или по требованию заявителя письменный.

Особенности приватизации жилья в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге в связи с высокой загруженностью центров МФЦ, реализована возможность подачи заявления вместе с пакетом документов на приватизацию онлайн, в личном кабинете на портале Госуслуг. Это доступно для пользователей, имеющих идентифицированную учетную запись.

В столице онлайн-заявление принимают также через официальный сайт мэра Москвы.

В Санкт-Петербурге через официальный сайт Правительства можно записаться на прием для подачи заявления в центральный офис СПб ГБУ «Горжилобмен».

После рассмотрения заявитель приходит в МФЦ для заключения договора и передачи его в Росреестр на регистрацию.

Что делать, если он утерян и как его восстановить?

В связи с переездом, пожаром, кражей или прочими неприятностями собственник может лишиться своего экземпляра документа. В этом случае он может восстановить его.

Тут есть разница по времени получения, если приватизация осуществлялась до 1997 года, то необходимо обратиться в организацию, которая его выдавала. Если же документ датирован более поздним временем, то обращаться необходимо в Россреестр.

В любом случае, по заявлению в течение установленных этими органами сроков, собственнику выдадут дубликат документа.

Внимание! Свидетельство о приватизации, полученное до 1997 года необходимо зарегистрировать в Россреестре.

Если вы интересуетесь, какие еще нужны документы для приватизации жилья, то предлагаем прочитать об ордере, заявлении и доверенности.

Смотрите видео о том, что делать если утерян договор приватизации:

Особые случаи и примеры из жизни

Если в квартире проживают несовершеннолетние. Детям в возрасте до 18 лет обязательно должна будет выделена доля в приватизируемой квартире. Для того, чтобы ребенок не участвовал в приватизации, потребуется разрешение органов опеки.

Приватизация с долгом по коммунальным платежам. Требование об отсутствии долга за ЖКХ не установлено законом. Если вы не оплачиваете коммунальные платежи, проблемы возникнут не с приватизацией, а с получением выписки из лицевого счета. Для этого вам потребуется обратиться в ТСЖ или УК, где очень строго относятся к неплательщикам.

Что делать с приватизированной квартирой после развода. После развода бывшие супруги получают каждый свою долю в помещении. При отсутствии иных сособственников, доли делятся пополам или разделяются пропорционально на всех владельцев жилья.

Даже если квартиру приватизировал один из супругов, а второй дал письменный отказ, при разводе он также имеет право на дальнейшее проживание в приватизированном жилье.

Плюсы и минусы приватизации

Приватизация – это возможность получить в собственность жилую недвижимость без денег, поэтому преимущества у процедуры очевидны:

  • Сегодня получить бесплатное жилье другими способами практически невозможно.
  • Квартирой можно распоряжаться по своему усмотрению: дарить продавать, обменивать, сдавать в аренду или в залог, оставить в наследство, делать перепланировки.
  • Собственник может регистрировать жильцов без ограничений.
  • Наниматель жилья по договору социального найма кроме коммунальных платежей оплачивает за пользование помещением. Тарифы зависят от региона, например, для Москвы действует ставка 27,14 руб. за кв. м., т. е. за стандартную однокомнатную квартиру потребуется дополнительно оплачивать более 1 тысячи рублей ежемесячно.

Однако обязательно следует обратить внимание и на минусы. Собственникам придется за свой счет оплачивать капитальный ремонт дома, платить налог на имущество. В суммарном выражении эти платежи будут ниже, чем по договору социального найма, но учитывать их следует при рассмотрении выгодности процедуры.

Возможные подводные камни и риски

После приватизации у собственника появится риск утраты имущества. Если он, например, не платит кредит банку, кредитор вправе реализовать имущество в счет погашения долга. С муниципальной квартирой этого произойти не может в принципе, т. к. она не принадлежит пользователю.

На законодательном уровне обсуждается вопрос о замене налога на имущества другим налогом, рассчитываемым не от кадастровой стоимости, а от рыночной. Поэтому вполне возможно, что в скором времени налог вырастит в несколько раз, тогда экономическая выгодность приватизации будет не однозначна.

В зависимости от места расположения объекта недвижимости может быть риск его изъятия для муниципальных нужд. Например, планируется постройка магистрали. В этом случае граждане, живущие по договору социального найма, могут оказаться в более выгодном положении, т. к. им будет предоставлена площадь, не менее установленной нормы на каждого проживающего. Если квартира в собственности, предлагается или аналогичная жилая площадь или денежная компенсация.

Процедура подписания

Составление договора ложится на плечи местной администрации. Муниципалитет имеет в своем штате квалифицированного юриста, который составляет бланк в соответствии с действующими законодательными нормами. По этой причине для участников приватизации весь процесс сводится к изучению изложенной в бланке информации и скреплению договоренности подписью.

Муниципалитет, после того как заявление о приватизации помещения одобрено, оповещает заявителя о дате подписания. В указанный день все участники процедуры должны явиться в местную администрацию для скрепления обязательств. Договор подписывают все участники приватизационного процесса. Сам документ составляется в нескольких экземплярах, ориентируясь на количество участвующих сторон. Как только все подписи проставлены, соглашение получает статус юридического документа и вступает в силу.

Подписанный бланк не требует нотариального заверения. Но следует учитывать, что сам по себе он не наделяет заявителя правами распоряжаться имуществом, он лишь является основанием для их получения. Договор о приватизации подлежит обязательной госрегистрации в Росреестре и только после этого собственность считается официально перешедшей из муниципального статуса в частный.

Вместо вывода

  • Приватизация – это бесплатная процедура передачи в собственность гражданам муниципального или государственного жилья.
  • Право на приватизацию муниципального жилья имеют граждане, проживающие в нем по договору социального найма.
  • Потребуется согласие всех постоянно зарегистрированных в квартире лиц.
  • Для оформления приватизации нужно подать заявление с пакетом документов.
  • Срок рассмотрения заявления до 60 календарных дней.
  • Приватизация имеет плюсы и минусы, которые следует тщательно проанализировать, прежде чем подавать заявление.

Права собственников

В результате приватизации гражданин меняет статус с нанимателя на собственника жилья, и это даёт ему все возможности по дальнейшему распоряжению. Он может продать приватизированную недвижимость, подарить её, обменять, завещать по наследству. В целом приобретается полное право собственности, оно может быть ограничено из-за приватизации, лишь если есть граждане, получившие вследствие её проведения пожизненное право на проживание.

Вместе с тем, появляется и обязанность платить имущественный налог за приобретённую недвижимость – поскольку ранее он ей не владел, то и платить этот налог не должен был.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]