Образец должностной инструкции управляющего ТСЖ
Основные положения
- Управляющий ТСЖ нанимается и увольняется указом председателя правления ТСЖ.
- Управляющий подчиняется председателю правления ТСЖ.
- Управляющий ТСЖ должен подходить под следующие требования:
- законченное среднее (высшее) образование;
- трудовой опыт в сфере эксплуатации многоквартирного дома от двух лет;
- также соответствовать иным критериям, установленным в действующем законодательстве.
- При временном отсутствии управляющего (лечение, командировка и пр.) его функции, по приказу председателя правления ТСЖ, передаются другому лицу.
- У управляющего в подчинении находятся сотрудники службы эксплуатации (уборщик, электрик и другие, согласно установленному штатному расписанию).
- Управляющий ТСЖ должен понимать следующие вопросы:
- положения ЖК РФ и иные нормы, определяющие порядок деятельности ТСЖ;
- особенности управления многоквартирным домом и взаимодействия с его жильцами;
- правила ведения документооборота в ТСЖ;
- особенности расположения ТСЖ;
- характеристики инфраструктуры и внутренних помещений дома;
- правила работы с профильной технической документацией;
- принципы представления интересов ТСЖ в общении с третьими лицами;
- критериях оценки результативности подчиненных;
- актуальные для ТСЖ санитарные нормы, правила охраны труда, а также стандарты безопасности;
- основы экономического функционирования ТСЖ.
- Управляющий ТСЖ руководствуется:
- разделами ЖК РФ, а также иными профильными законами и нормами;
- документацией ТСЖ, в том числе Уставом;
- актуальными административными актами;
- положениями этой инструкции.
Функции
Управляющий ТСЖ отвечает за:
- Проведение профилактических осмотров территории ТСЖ.
- Взаимодействие с членами ТСЖ в пределах своей компетенции.
- Отслеживание текущих показаний счетчиков (вода, электричество и пр.), а также отслеживание состояния пломб на приборах.
- Информирование правления ТСЖ по вопросам текущего состояния и перспектив инфраструктуры и других составляющих дома.
- Ведение документации в границах своей ответственности.
- Подписание договоров от имени ТСЖ в пределах своих полномочий.
- Руководство подчинёнными в вопросах проведения работ в доме и на прилегающей площади.
- Осуществление закупок материалов и инструментов, необходимых для деятельности подчиненных.
- Подбор сторонних организаций по проведению работ, необходимых для ТСЖ.
- Мониторинг поддержания на территории ТСЖ параметров санитарии, пожарной и технической безопасности, а также принятие мер по устранению обнаруженных недостатков.
- Участие в деятельности комиссий ТСЖ.
- Доведение до жильцов актуальной информации по деятельности ТСЖ.
- Осуществление контроля деятельности сторонних организаций (по вывозу мусора, текущему ремонту и пр.).
- Текущий учет ресурсов, потребляемых ТСЖ.
Ответственность
Управляющего ТСЖ можно привлечь к ответственности за:
- Ущерб, который получен ТСЖ из-за его деятельности, — в соответствии с актуальными положениями нормативно-правовой базы.
- Разглашение внутренней информации третьим лицам — в пределах, указанных в соответствующих разделах законодательства.
- Неисполнение своих профессиональных функций, закрепленных в этой инструкции, — в тех границах, которые обозначены в трудовом законодательстве.
- Нарушения законов и правил, совершенные в ходе выполнения трудовых обязанностей, — в соответствии с положениями действующей нормативно-правовой базы.
Права
Управляющий ТСЖ наделён следующими полномочиями:
- Представлять ТСЖ (в т.ч. по доверенности) в отношениях со сторонними организациями.
- Требовать содействия в исполнении трудовых функций от сотрудников ТСЖ в пределах своей компетенции.
- Участвовать в собраниях правления ТСЖ по аспектам текущей деятельности.
- Получать от правления ТСЖ необходимые для работы данные.
- Предлагать правлению меры по наказанию, поощрению и кадровым перемещениям в отношении подчиненных.
- На определенное время отстранять от работы подчиненных в случае нарушения ими параметров в сфере трудовой дисциплины, соблюдения санитарных стандартов и правил безопасности.
- Распоряжаться ресурсами ТСЖ в пределах своей компетенции.
- Получать от ТСЖ компенсацию расходов, в предварительно согласованном размере, понесенных при выполнении своих функций.
- Иметь доступ к специальному помещению с необходимой оргтехникой и материалами, применяемыми в своей работе.
- Осуществлять иные полномочия, установленные в трудовом договоре и актуальном законодательстве.
Права работника
Начальник жилищно-эксплуатационного участка имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Отдавать распоряжения подчиненным работникам и контролировать их исполнение.
3.4. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных нарушениях в процессе работы и вносить предложения по их устранению.
3.5. Вносить предложения по приему, увольнению и перемещению работников.
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
Аспекты должностной инструкции
Структура и другие параметры должностной инструкции не закреплены в действующем законодательстве, поэтому наниматели ориентируются на типовые образцы документов и принципы делопроизводства. В соответствии с ними инструкция может создаваться в двух видах: стандартном и расширенном.
Стандартный формат инструкции:
- Общий раздел.
- Профильные функции.
- Должностные полномочия.
- Параметры возможной ответственности.
Данный формат документа наиболее популярен в средних и малых организациях, а также для описания характеристик массовых профессий.
В крупных организациях, где трудятся многочисленные сотрудники с разнообразными задачами, популярен расширенный формат. В нем к четырем типовым разделам могут добавляться:
- Особенности работы.
- Критерии оценки результативности (KPI).
- Параметры изменения инструкции.
- Запрет на определенные действия.
Расширенный вариант позволяет документировать многие аспекты трудовой деятельности, но снижает гибкость сотрудников и их начальников.
Внимание! Положения инструкции не должны находиться в противоречии с параметрами трудового договора, который считается определяющим документом по служебным взаимоотношениям.
Основной раздел
Основные задачи раздела:
- Описать общие параметры деятельности сотрудника.
- Закрепить требования к квалификации претендента на должность, что позволит подобрать сотрудников надлежащего уровня.
Если должность предусматривает какие-то специфические требования (медосмотр, наличие лицензии, необходимость инструктажа по охране труда и пр.), то они даются именно в этой части.
Функции
Обязанности руководителя, указанные в этом разделе, могут несколько различаться в зависимости от особенностей организации, где он работает. Но это касается только вспомогательных обязанностей — профильные остаются неизменными. Руководство подчиненными, представление работодателя в контактах с другими организациями и прочие подобные характеристики прописываются в любой инструкции для топ-менеджеров.
Отдельно оговариваются функции по соблюдению правил пожарной безопасности, норм охраны труда, стандартов документооборота — они обязательны практически для любых профессий.
Внимание! Характеристики многих профессий даны в соответствующих профстандартах и разделах квалификационных справочников. Так, основные параметры по руководству ТСЖ можно взять из профстандарта 16.018, описывающего деятельность управляющего многоквартирного дома.
Ответственность
Процесс привлечения руководителя к ответственности может проходить в административном (внутри организации) или судебном формате, с привлечением свидетелей, адвокатов и пр. В обоих вариантах мера наказания определяется на основе действующей нормативно-правовой базы, имеющей значительный объем и сложность. Это обстоятельство препятствуют её полноценному включению в должностную инструкцию, поэтому в разделе потенциальная ответственность прописывается в общей форме, с небольшим количеством подробностей.
Права
Руководители распоряжаются материальными ресурсами, представляют организацию в отношениях с третьими лицами, руководят подчиненными. Все эти полномочия, в возможно более исчерпывающей форме, расписываются в данном разделе. Если руководителю предоставляются дополнительные льготы (компенсация сотовой связи, транспортных издержек и пр.), то их также можно описать в этой части.
Лица на управленческих позициях, вроде управляющего ТСЖ, не только руководят деятельностью подчиненных, но и распоряжаются значительными объемами ресурсов. Их неграмотные действия могут не только привести к ущербу для организации, но и повлечь её ликвидацию. Грамотно составленная должностная инструкция, с её требованиями по квалификации и уровню менеджера, помогает снизить кадровые риски. Для этого она должна пройти определенный порядок утверждения. В первую очередь её проверяют на:
- соответствие правовым нормам, в частности положениям трудового законодательства;
- отсутствие противоречий с внутренними правилами и документам организации;
- соответствие профессиональным особенностям конкретной специальности.
Процесс проверки включает консультации с юристом, руководителем HR-отдела, заместителями главы организации. После благополучного окончания согласования инструкции начинается сбор подписей, проходящий в соответствии с правилами внутреннего делопроизводства. Заключительную подпись ставит сам сотрудник, для которого создавалась инструкция, соглашаясь с её положениями.
Должностные обязанности работника
Начальник жилищно-эксплуатационного участка обязан:
2.1. Обеспечивать содержание вверенного ему жилищного фонда в технически исправном состоянии в соответствии с правилами и технической эксплуатацией жилищного фонда.
2.2. Обеспечивать исправную и бесперебойную работу инженерных устройств и оборудования жилых домов, соблюдение санитарных и противопожарных правил, выполнение работ, необходимых для нормальной эксплуатации и сохранности жилищного фонда.
2.3. Обеспечивать своевременную подготовку жилых домов к отопительному сезону.
2.4. Организовывать и регулярно проводить технический осмотр жилых и нежилых зданий и помещений на вверенном ему жилищном фонде.
2.5. Организовывать работу по своевременной оплате населением квартирной платы.
2.6. Вести в установленные дни и часы прием населения.
2.7. Обеспечивать подготовку, составление и своевременное предоставление отчетности.
2.8. Обеспечивать своевременное составление обоснованных расчетами заявок по материально-техническому снабжению.
2.9. Обеспечивать своевременное поступление, организацию хранения и рациональное использование оборудования, инвентаря, строительных и других материалов и т. д.
2.10. Организовывать регулярный осмотр и планово-предупредительный ремонт жилого фонда, ликвидацию неисправностей и аварий домового оборудования. Определять объемы работ, потребность в материально-технических и трудовых ресурсах, стоимость работ.
2.11. Обеспечивать выполнение хозяйственно-финансовых планов.
2.12. Сообщать руководителю предприятия обо всех освобождающихся жилых и нежилых помещениях и не допускать заселения этих помещений без договора найма.
2.13. Обеспечивать надлежащее содержание элементов внешнего благоустройства, чистку и уборку зданий и территорий домовладений, привлекать население к работам по озеленению, благоустройству и санитарному содержанию дворовых и прилегающих территорий, закрепленных за жилищно-эксплуатационным участком.
2.14. Осуществлять контроль за благоустройством территорий и их санитарной очисткой, уборкой мест общего пользования в зданиях, контроль по сохранению зеленых насаждений.
2.15. Обеспечивать периодическое проведение инвентаризации имущества, находящегося в жилых домах.
2.16. Представлять непосредственному руководителю информацию о возможных срывах плановых заданий и ситуациях, которые могут ухудшить показатели работы.
2.17. Отвечать в установленные сроки на жалобы, заявления и обращения граждан, проживающих в обслуживаемом жилищном фонде, обеспечивать выполнение их законных требований по вопросам содержания и эксплуатации жилищного фонда.
2.18. Принимать меры, запрещающие гражданам, проживающим в обслуживаемом жилищном фонде, перепланировку жилых помещений, оборудования их дополнительными приборами без соответствующих разрешений и согласований.
2.19. Проводить разъяснительную работу среди граждан, проживающих в обслуживаемом жилищно-эксплуатационном жилищном фонде, по правильной технической эксплуатации жилищного фонда.
2.20. Осуществлять контроль за соблюдением работниками трудовой дисциплины, соблюдение правил по охране труда.
2.21. Вносить предложения о поощрении работников отдела, присвоении им квалификационных разрядов, а также о наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.
2.22. Организовывать работу по повышению квалификации работников отдела.
2.23. [Другие обязанности].