Сколько метров от забора нужно убирать территорию по закону

Территория за забором частного дома называется прилегающей территорией и является территорией общего пользования. Зачастую местные власти буквально заставляют собственников и арендаторов следить за ней, косить траву и убирать, грозясь штрафами. Где прописаны подобные требования, а также сколько метров от забора нужно убирать территорию по закону в частном доме, в организациях (в детском саду, в школе) разберем подробнее.

Права на территорию за забором и обязанности уборки прилегающей территории по закону

Какие права мы имеем на территорию за забором и какие обязанности по закону?

Для того, чтобы выяснить нужно ли убирать и косить территорию возле забора и на сколько метров, обратимся к действующему законодательству.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п.37 ст. 1) прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, земельному участку, которые образованы и стоят на кадастровом учете. При этом границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства, принятыми в муниципальном образовании в соответствии с законными нормами субъекта, на территории которого находится данное образование.

Делаем вывод – территорию от забора нужно убирать на столько метров, сколько установлено местными властями. А значит, надо обращаться к локальным актам. При этом, не помешает изучить и законы субъекта, дабы местные власти не превысили свои полномочия и не потребовали большего.

Гражданский кодекс (п.9 ст.55.25) гласит, что лица, ответственные за эксплуатацию зданий ОБЯЗАНЫ принимать непосредственное участие в том числе и финансовое в содержании прилегающих территорий в порядке.

Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 (редакция декабря 2019) «О местном самоуправлении» также вменяет в обязанность собственникам земельных участков и зданий содержать прилегающие территории в порядке в том числе, в виде финансирования такого порядка. (ст. 45.1).

Эта обязанность не касается собственников квартир многоэтажек. (Если интересуют подробности о правилах пользования придомовой территорией многоквартирного дома читайте здесь).

Таким образом, став собственником земельного участка мы априори соглашаемся на то, чтобы следить за примыкающей территорией, убирать ее, при необходимости косить траву.

А какие мы права имеем на эту территорию? Загородить забором мы ее не можем, так как это достояние общественности. Мы имеем на нее ровно те же права, что и все другие лица – права общего пользования. По сравнению с обязанностями – не густо. (Подробнее о правах и обязанностях на территорию за забором частного дома читайте здесь.)

Теперь приступим к изучению самого главного вопроса: кто определяет метраж прилегающей территории и сколько метров от забора нужно ее убирать.

Территория за забором частного дома – на каком расстоянии надо содержать в чистоте

Законы федерального уровня дают общие понятия содержания территории в порядке, никакой конкретики. Для того чтобы выяснить сколько метров от забора частного дома нужно убирать стоит обратиться к местным актам.

Местные правила и решения содержат более конкретную информацию, кроме того, они не должны противоречить закону субъекта, на территории которого располагаются.

Например, ваш частный дом находится на территории муниципального образования Подольск Московской области.

В Московской области правила благоустройства утверждены Законом о благоустройстве от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ, в Подольске правила закреплены Решением Совета Депутатов от 28.12.2018 № 56/13. Эти два акта, практически дублируют друг друга, разве что в решении есть дополнения, касающиеся местных особенностей.

Локальные Законы и акты определяют ряд минимальных обязанностей по содержанию территории за забором частного дома в чистоте и порядке, а именно:

  • косить газоны и иную травянистую растительность;
  • содержать уличное коммунально-бытовое оборудование;
  • убирать с территории за забором мусор;
  • содержать в порядке пешеходное дорожное покрытие;
  • проводить уборку снега;
  • не допускать хранения топлива, стройматериалов удобрений на прилегающей территории белее 7 дней.

Какую территорию в частном доме за забором нужно содержать в чистоте и в порядке

Также в правилах благоустройства по области указан конкретный размер прилегающих территорий для частников:

В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений – НЕ БОЛЕЕ 5 метров от границ таких участков и владений.

В отношении СНТ – НЕ МЕНЕЕ 5 метров и НЕ БОЛЕЕ 30 метров территорий за забором.

Что касается дачных участков в СНТ, то здесь речь идет о территории общего пользования и устанавливаются правила метража относительно границ самого СНТ.

Соответственно, в уставе садоводческого товарищества могут быть прописаны правила уборки территории за забором частного дома вашего участка в пределах этого метража.

А как быть, если прилегающая территория относится и к одному строению, и к другому? Например, территория между заборами двух частных домов всего 5 метров. Сколько метров от забора нужно будет тогда убирать? В этом случае идет пресечение прилегающих территорий, и она делится по справедливости – половину убирает один собственник, а половину – другой. По крайней мере, по закону Московской области действуют такие правила.

Внимание! В вашем регионе метраж территории, которую надо убирать за забором своих владений, регламентируется правилами местной администрации и может отличаться от приведенного выше примера.

Что про покос травы пишут в нормативных документах

Содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства входит в состав работ по содержанию общедомового имущества (подп. «ж» п. 11 Правил содержания общего имущества № 491). Уборка и выкашивание газонов также входит в Минимальный перечень работ по содержанию общедомового имущества № 290 (п. 25). «Окос газонов» в составе летней уборки упоминается в п. 6.3.1 «ГОСТ Р 56195 – 2014. Национальный стандарт РФ. Услуги ЖКХ и управления МКД. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования».

В этих документах не хватает конкретики. Её можно найти: — в своем договоре управления (маловероятно, но если найдете, то это будет хороший довод в споре с управляющей компанией); — в местных правилах благоустройства (очень часто, сложность лишь в поиске актуальной версии этого муниципального правового акта); — в Приказе Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, которым утверждены Правила по охране труда в ЖКХ.

В Правилах охраны труда это пункты 250 – 264:

  • кошение газонов необходимо производить в светлое время суток;
  • косить газоны во время дождя, густого тумана (при видимости менее 50 м) и при сильном ветре (более 6 баллов) запрещается;
  • непосредственно перед кошением необходимо провести осмотр скашиваемого участка и убрать находящиеся на нем посторонние предметы;
  • запрещается нахождение посторонних лиц на участке кошения газона;
  • при работе с газонокосилкой запрещается — использовать газонокосилки, оборудованные механическим двигателем, при скашивании газонов на высоту менее 2 см; — использовать газонокосилки при кошении травостоя высотой более 20 см. Для этой цели следует применять сенокосилки; — курить во время заправки газонокосилки топливом, а также во время работы газонокосилки;
  • при кошении газонов ручной косой работники должны быть обучены приемам кошения, технике отбоя и заточки кос; при переходе с участка на участок ручная коса должна быть закрыта чехлом или обернута тканью;
  • при кошении газонов ручной косой запрещается оставлять косы после кошения на участках, вешать косы на ветки деревьев и кустарники.

Сколько метров от забора нужно убирать территорию организации

Если с уборкой территорий за забором частных домов все более-менее понятно – она ложится на плечи собственника, то с уборкой прилегающих территорий юр лиц дела обстоят сложнее. Для уборки нанимаются дворники и оплата напрямую зависит от объема работ.

Например, сколько метров от забора, нужно убирать территорию в детском саду или в школе? Возможно есть какие-то нормативы для организаций? Нормативы действительно существуют и содержатся они все в тех же актах местных властей. По-хорошему, городские власти должны разрабатывать схему уборки территорий. При этом собственники и ответственные лица за эксплуатацию зданий должны быть с ней ознакомлены. Но не везде такие схемы разработаны. Кроме того, в связи с непрерывностью кадастрового учета (подготовка новых технических планов, межевых планов, межевания территории) и обновления данных Росреестра такие схемы могут устареть.

Обычно организации убирают территорию за своим забором (или вокруг здания, если как такового забора нет), косят траву, ухаживают за кустарниками, чистят снег, по уже устоявшимся правилам.

Фактически эта прилегающая территория может достигать 30 метров – все опять же индивидуально и зависит от правил благоустройства, установленных в вашем районе. Чаще всего прилегающая территория организаций заканчивается там, где начинается бордюры проезжей части или соседние придомовые территории.

Определение придомовой территории

Название придомовой территории используется для обозначения участка, который выделяется границами в отдельную территорию, когда создают проект дома. Обычно его утверждают как часть плана по застройке.

Нормативы по придомовым территориям подробно описаны в СНиПах. В них указывается, где именно должны располагаться конкретные объекты на этой земле. В них даже описывают, на каком расстоянии один объект должен находиться от другого.

Каждый собственник владеет частью таких территорий. Его доля соответствует занимаемой жилплощади.

Когда приобретаются квартиры, новые владельцы автоматически становятся собственниками участка. Не нужно думать при этом об оформлении дополнительных документов.

С отдельными участками недопустимо проводить операции вроде продажи с выделением. Такие территории всегда относятся к общему имуществу.

Ответственность и штрафы за нарушение благоустройства территории

Кто должен убирать прилегающую территорию мы выяснили – собственники или лица их представляющие. А что будет если не выполнять предписания властей и отказаться от уборки и содержания мест общественного пользования? Ведь по факту это земли муниципальные, а значит власти за счет бюджета должны следить за ними.

Так рассуждают многие, но это мнение ошибочно. Власти действительно должны следить за порядком на местах, в том числе и на улицах. А за чей счет – это вопрос спорный. Тем более в федеральных законах есть прямое указание, что собственники прилегающих территорий должны принимать финансовое участие в их уборке. Хочешь жить в частном доме – покупай газонокосилку, лопату и вперед – благоустраивай свой участок и все, что вокруг.

Но сразу оштрафовать собственника за несоблюдение правил благоустройства без соответствующего предписания никто не вправе. Сначала должен быть акт предупреждения — предписание (постановление, представление, решение), а если нет реакции – то штраф физ. лицам до 500 руб., а организациям до 20 тысяч рублей (ст. 19.5 КоАП). При этом уплата штрафа не освобождает от обязанности уборки прилегающей территории.

Итак, владение землей и недвижимостью – это не только права, но и обязанности, причем круг этих обязанностей может быть гораздо шире, чем мы себе его представляем. Но не стоит ругать законодательство. Мы должны осознано подходить к общественному имуществу, ведь намного приятней видеть вокруг чистые улицы, и понимать, что каждый из нас вносит свой собственный вклад в эту чистоту. Лучше не добиваться предписаний, а делать все вовремя.

Ответственность управляющей организации

Гражданско-правовая ответственность.

Несоблюдение указанных выше правил может привести к тому, что работники управляющей организации испортят имущество собственников.

Например, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел дело по иску собственника машины к управляющей компании о взыскании материального ущерба (Определение № 88 – 1755/2020). Работники организации так усердно скашивали траву во дворе дома, что после работ на машине остались сколы лакокрасочного покрытия. С организации взыскали 25 тысяч рублей за эти повреждения. Управляющая организация до кассационной инстанции указывала на то, что собственник не доказал причинно-следственную связь между действиями ответчика и наступившим ущербом. Однако все суды отклонили доводы компании, поддержав собственника машины.

Административная ответственность.

Если орган жилищного надзора выявит нарушения правил содержания общего имущества: — управляющую организацию могут привлечь как за нарушение лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ); — обслуживающую организацию при непосредственном управлении домом, а также ТСЖ или кооператив – за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (7.22 КоАП РФ).

Если нарушение местных правил благоустройства выявит орган местного самоуправления, то к ответственности могут привлечь по региональному закону об административных правонарушениях. В субъектах РФ номера статей и размеры наказаний различаются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]