Что известно о новой программе расселения аварийного жилья?

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Федеральный Закон : общие сведения

Переселение из дома может реализоваться по разным причинам:

  • он признан аварийным, поэтому собственники или наниматели переселяются в другие квартиры, а владельцы жилья могут получить компенсацию;
  • требуется проведение капремонта, поэтому все граждане переселяются во временные квартиры;
  • земля под домом необходима муниципальным властям для разных нужд.

Процедура считается специфической и сложной, причем с 2021 года в нее были внесены определенные изменения, которые коснулись собственников, так как они теперь для получения нового комфортного жилья должны уплачивать некоторые средства.

В какие сроки происходит переселение из аварийного жилья? Смотрите по ссылке.

Регулируется процесс ФЗ №185, который имеет отношение к расселению жилья.

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на основании ФЗ № 185, смотрите в этом видео:

Что должны знать жильцы домов

Люди, проживающие в аварийном доме, должны знать многие важные сведения:

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Важно! Зная о своих правах и требованиях законодательства, каждый человек может с помощью суда отстаивать свои права, если они нарушаются местными властями.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2008, N 20, ст. 2254; N 30, ст.3597; N 49, ст. 5723; 2009, N 15, ст. 1780; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 11, ст. 1174; 2011, N 1, ст. 49, 53; N 23,ст.3264; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст. 1646; N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3377, 3406; N 30, ст. 4219; N 48, ст. 6637; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 10, ст. 1418; N 27, ст.3967; 2021, N 23, ст. 3299; N 26, ст. 3890; 2021, N 31, ст. 4816; N 45, ст. 6585; 2021, N 1, ст. 54, 67, 90; N 18, ст. 2563; N 49, ст. 7508, 7524) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 2 после слов «2017 года» дополнить словами «или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2021 года»;

2) часть 2 статьи 4 дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;»;

3) в части 1 статьи 14:

а) пункты 4, 9, 92 — 95, 97, 99 и 10 признать утратившими силу;

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.»;

4) статью 15 признать утратившей силу;

5) в статье 151:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 151. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов«;

б) части 1 — 5 признать утратившими силу;

6) в статье 16:

а) в части 2:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;»;

б) часть 21 изложить в следующей редакции:

«21. Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанный в пункте 5 части 2 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

в) дополнить частью 23 следующего содержания:

«23. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.»;

г) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии. При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.»;

д) части 61 и 10 признать утратившими силу;

7) в статье 161:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 161. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры«;

б) части 1 — 11 признать утратившими силу;

8) дополнить главой 65 следующего содержания:

«Глава 65. Особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2021 года

Статья 2014. Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2021 года

1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2021 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

2. Субъект Российской Федерации, выполнивший обязательство, предусмотренное пунктом 910 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.

4. Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при:

1) наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;

2) выполнении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Статья 2015. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2021 года

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2021 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 21 статьи 16 настоящего Федерального закона.»;

9) в статье 231:

а) часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) нарушения условия, установленного пунктом 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;

б) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение пункта 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;

в) в части 5 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6»;

г) в части 6 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6».

Основные положения законодательства

Значимые сведения о переселении содержатся в ФЗ №185. Здесь указывается возможность для владельцев жилья получать компенсацию или новое жилье.

После получения компенсации собственник должен в течение полугода после подписания договора покинуть жилье, но другие условия могут прописываться в самом соглашении.

Основные цели ФЗ.

Нюансы действия программы в 2021 году

Признание дома аварийным зависит от разных факторов, причем сюда относятся:

  • износ деревянного дома должен быть меньше 65%, а каменного – 70%;
  • дома признаются аварийными, если они находятся в местах, где имеется возможность появления оползня или лавины;
  • имеются значимые разрушения фасада или фундамента, которые не могут быть отремонтированы;
  • если был сильный пожар, то проживание в таком строении является небезопасным, а также это относится к наводнениям или воздействиям других природных сил.

Собственники получают либо равноценное жилье, либо компенсацию, причем она должна быть равна рыночной цене объекта, для чего требуется проводить оценку.

Важно! Если владелец квартиры не согласен с предлагаемой выкупной ценой, то он может подать в суд для ее оспаривания и увеличения.

Нередко граждане получают от муниципалитета квартиру с меньшим количеством комнат, но одинаковой квадратурой, а в этом случае даже суд может признать такие действия властей правомерными, если в фонде отсутствуют подходящие другие объекты.

Построенные дома

На сегодняшний день в список построенных новостроек входит свыше 12 тысяч различных домов, общая площадь которых составляет более 10,5 тыс. кв.м. Если вам необходимо узнать список построенных домов вы также можете это сделать воспользовавшись данным порталом. Для этого потребуется в том же разделе «Переселение граждан» выбрать категорию «Построенные дома».

Так, к примеру, в Петропавловске было построено более 21 дома, общей площадью – 26,66 тыс. кв. м. Преимущественно строительство велось в таких районах как Алеутский, Усть-Камчатский, а также Елизовский.

ФЗ о расселении

ФЗ №188 и ФЗ №185 указывают на то, что если предлагается жилье в другом районе или иной квадратуры, то власти должны давать письменные разъяснения такой ситуации.

Жильцы аварийного дома составляют с муниципалитетом новый договор соцнайма.

О капитальном ремонте жилых домов.

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2021 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы тут.

За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными.

Действия программы касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.

Изменения коснулись правил предоставления жилья собственникам квартир, так как в большинстве случаев им требуется уплачивать за новое жилье определенные средства, представленные доплатой.

Что по ФЗ №185 делает комиссия

После оценки здания формируется отчет, в котором содержатся важные сведения:

  • план строения;
  • заявления от жильцов об аварийном состоянии;
  • копии документов на квартиры;
  • заключение, на основании которого решается, включается ли дом в программу переселения.

Важно! Сами жильцы домов могут подавать заявления на проведение оценки.

Особенности переселения владельцев квартир

Собственники жилья могут выбрать компенсацию или новую квартиру. Так как новое жилье будет стоить дороже аварийного объекта, то они должны выплатить муниципалитету нужную сумму средств.

Как формируются списки? Смотрите тут.

Если у владельцев квартир отсутствуют необходимые деньги, то они могут заключить договор соцнайма или получить компенсацию.

Как обеспечивается законность действий местной власти при переселении из ветхого и аварийного жилья? Смотрите в этом видео:

Нюансы переселения и предоставления компенсации

Сам процесс делится на этапы:

  • проводится исследование жилья;
  • выносится решение комиссией;
  • если дом признается аварийным, то все наниматели расселяются по новым квартирам, для чего с ними составляется новый договор соцнайма;
  • собственники решают, будет ли ими получена компенсация или они получат новую квартиру;
  • составляются соответствующие соглашения.

Важно! Длительность процесса зависит от состояния дома.

Контракты на переселение

Итак, кому и зачем нужно изучать информацию о расселении и аварийности жилого дома? Во-первых, самим жильцам ветхих домов, которые устали жить в ужасающих условиях и хотят получить точные ответ на вопрос «Когда?». Во-вторых, тем кто собирается купить квартиру и хочет проверить статус и состояние конкретного дома. Так, к примеру, в городе Липецк было заключено более 83 единиц контрактов на покупку и долевое строительство помещений у различных застройщиков с целью переселения. Средняя стоимость по контракту за 1 м2 составляла 36 тыс. руб. Стоит отметить, что по всем договорам переселение было завершено точно в срок.

Если вы хотите ознакомиться с контрактами на переселения в конкретном регионе, то воспользуйтесь данным разделом.

Перейдя на сайт выберите интересующий вас регион, а после раздел «Контракты на переселение». Портал предоставит вам максимально полные сведения по этапам процедуры.

Какие дома признаются ветхими и аварийными

На дворе 21 век, но сотни тысяч россиян по-прежнему живут в непригодных для проживания домах. Государство тратит серьезные средства на то, чтобы расселить такие дома, однако получается это не везде. К тому же по мере расселения ветхих и аварийных домов все больше новых домов приходит в негодность.

С 2012 года действовала программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, закончиться она должна была еще в сентябре 2021 года. Но затем ее продлили до тех пор, пока весь плановый объем переселения не будет завершен.

Касалась «старая» программа домов, которые были признаны аварийными до 2012 года. Но за годы действия программы в России появилось еще больше аварийного жилья, чем было расселено.

Поэтому с 2021 года планируется разработка и введение в действие новой программы по расселению, уже в рамках национального проекта «Жилище». Расселять будут дома, признанные аварийными до 2017 года.

Порядок признания жилья аварийным и его расселения регламентировался Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Но в самом постановлении не было четких критериев признания жилья аварийным или ветхим.

Для признания дома аварийным сейчас требуется, чтобы опасность обрушения была как минимум в половине помещений.

Непригодным к проживанию жилье признает специальная межведомственная комиссия, а руководствуется она «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда».

В соответствии с этим пособием критерии такие:

  • ветхое жилье – больше 70% износа для каменных домов и 65% для деревянных. Важно, что ветхое жилье не несет угрозы обрушения, хоть уже и не отвечает эксплуатационным требованиям;
  • аварийное жилье – несущие конструкции здания изношены или деформированы настолько, что несут опасность для проживающих.

Поэтому признавать или не признавать дом аварийным – решает комиссия, оценивая в каждом отдельном случае состояние конструкций.

Новый законопроект, который планируется принять в 2021 году, включает примерно такие же характеристики: аварийным признают здание с повреждениями или деформациями, которые угрожают его устойчивости.

Порядок признания дома аварийным

Прежде всего, стоит сказать, что на расселение в настоящее время претендуют жители только тех домов, которые признали аварийными до 1 января 2012 года. Список таких домов есть в каждом регионе, и в большей их части расселение завершено.

Новая программа, которую планируют запустить в 2021 году, коснется всех аварийных и ветхих домов, которые были признаны таковыми до 1 января 2021 года.

Это означает, что если дом признают аварийным сейчас, его жильцам придется достаточно долго ждать расселения – планируемая программа будет рассчитана на 5 лет, а новая может появиться только после ее завершения. Однако сделать это все же нужно – пересмотреть программу и выделить на нее дополнительные деньги могут в любой момент, так что шансы есть у всех.

Итак, если дом начинает разваливаться – имеет проблемы с несущими конструкциями, которые угрожают его устойчивости, следует обратиться в межведомственную комиссию, которая формируется в каждом населенном пункте.

При обращении составляется заявление, к которому прилагаются такие документы:

  • выписка из Росреестра или договор социального найма (то есть, подтверждение права собственности или права на проживание в доме);
  • заключение организации, которая проводила обследование дома (организация должна иметь соответствующие разрешительные документы).

Экспертиза проводится сторонней организацией, и это стоит денег. Поэтому рекомендуется обратиться в органы государственного жилищного надзора или прокуратуру – они тоже имеют право обратиться в комиссию, но в этом случае экспертизу оплатят сами.

Межведомственная комиссия состоит из представителей различных ведомств – местных органов власти, жилищного надзора, органов санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и т.д. Собственников жилых помещений тоже привлекают к работе комиссии, они имеют право голоса.

Если все эти действия успешно пройдены, и сделано это до 2012 года, то дом, скорее всего, уже расселен. Но в отдельных регионах программа выполнена не полностью. Выполняют всю работу органы государственной, региональной и муниципальной власти.

Чтобы «ускорить» работу по расселению, юристы советуют обращаться с жалобами в контролирующие органы – жилищную инспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор.

Дата расселения дома указывается в официальных документах, но найти ее можно в Фонде ЖКХ, на сайте Фонда, а также на табличке, которую размещают на доме, который планируется к переселению.

Ситуация в регионах

По состоянию на начало 2021 года в России 6 субъектов не выполнили программу по переселению граждан из жилья, признанного аварийным до 2012 года. Отметим, что закончиться программа должна была еще в 2021 году, но из-за «отстающих» регионов ее действие продлили. В конце 2021 года оказалось, что до сих пор переселены не все, и программу снова продлили – до окончательного расселения в регионах.

Так, на начало 2021 года более 3 тысяч граждан не успели переселить. Это касается Республики Карелия, Забайкальского края, Приморского края, Иркутской, Московской и Кировской областей. Отмечается, что за прошедший год число не расселенных граждан сократилось с 6,6 тысяч.

Основная причина – чиновники не успевают освоить выделенные деньги. Есть нарушения в конкурсных процедурах – муниципалитеты обычно заказывают строительство новостроек для расселения аварийных домов.

Нередко бывает, что строительная компания, которая выигрывает конкурс, не в состоянии завершить строительство. В отдельных регионах (например, в Иркутской области) достраивать такие дома будут за счет регионального бюджета.

Тем не менее, за 5 лет действия программы государство переселило более 655 тысяч человек из аварийного жилья, сократив его количество на 10,3 миллиона квадратных метров. Однако за эти 5 лет в стране появилось еще больше аварийного жилья, расселять которое будут уже по новой программе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]