Правила оплаты коммунальных услуг за нежилое помещение многоквартирного дома


Законодательное регулирование

Оплата услуг ЖКХ потребителями в нежилых и жилых помещениях регламентируется:

  1. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (далее Постановление 354).
  2. Жилищным Кодексом РФ.
  3. Гражданским Кодексом РФ.
  4. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Постановление 491). Больше о том, что такое управление нежилыми помещениями и как заключить договор с УК, ТСЖ, ЖСК, между собственниками, можно узнать здесь.

Если коммерческий объект находится не в многоквартирном доме (далее МКД), а в нежилом здании, то нормы ЖК РФ на этот объект не распространяются. Но собственник такого помещения при потреблении коммунальных ресурсов обязан оплачивать их согласно тарифам, которые действуют в его регионе.

Об отоплении нежилых помещений в многоквартирном доме. Ликбез от ВС

С одной стороны быть владельцем нежилого помещения в МКД немного проще чем в нежилом здании, ибо отношения как с соседями, так и с РСО и ИКУ (УК, ТСЖ, ТСН и т.д.) более-менее урегулированы.

С другой стороны, эта урегулированность иногда приводит к несколько несправедливой ситуации, поскольку если часть помещений в МКД имеет одни характеристики, а часть другие, мы потенциально закладываем риск того, что одна норма для всех будет кого-то дискриминировать.

Примером может служить с многострадальное отопление помещений в МКД вообще и нежилых помещений в частности.

В своем очерке я уже писал про этот вопрос

Законодательство в 2021 году после ряда замечаний КС РФ и ВС РФ изменилось и стало учитывать индивидуальные характеристики помещений (отапливаемое или нет, есть приборы отопления или нет, есть ли приборы учета или нет).

Но, во-первых, до 2021 года сложилось довольно много отношений по поставке тепловой энергии в помещения МКД, во-вторых, современное законодательство тоже не до конца урегулировало вопрос.

Нахождением правильного и справедливого механизма определения платы за отопление опять стал заниматься ВС РФ в серии дел, за что ему большое спасибо.

Первое дело, рассмотрение которого завершено — А53-39337/2017.

Суть его проста, владелец нежилого помещения, которое было отапливаемым, совершил действия по его переустройству путем снятия отопительных приборов и подключению к индивидуальному источнику тепла (газовой котельной).

Суд первой инстанции на основании Правил 354 удовлетворил иск ТСЖ о взыскании платы за отопление, апелляционный и кассационный суд это решение не поддержали в удовлетворении иска отказали.

Исковой период 01.03.2015 по 15.04.2017 (нужно отметить за этот период появилась позиция ВС РФ об отоплении от стояков и транзитных сетей теплоснабжения и изменились правила определения контрагента и размера платы за отопление в нежилом помещении МКД).

Об этом говорит и верховный суд, немного расширительно, но справедливо толкуя Правила 354 в редакции до 2021 года:

«Изменениями, внесенными с 01.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354). Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354).

В связи с этим товарищество

, выбранное собственниками для управления МКД в декабре 2014 года и заключившее в феврале 2015 года договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений, вопреки выводам судов апелляционной инстанции и округа
вправе требовать оплаты стоимости услуги отопления
до 01.01.2017 в полном объеме,
а после 01.01.2017 – как минимум в объеме, приходящемся на общедомовые нужды.»
То есть, несмотря на современную редакцию Правил 354 (по ней да и по старой редакции и общедомовое и индивидуальное отопление выставляет РСО), ВС РФ полагает, что отопление в части общедомового потребления, оплачивается ИКУ. Формально юридически применительно к периодам с января 2021 по декабрь 2021 ВС РФ прав, но не правильнее ли было указать, что вопрос отопления с 2021 года в принципе не вопрос ТСЖ, этот вывод ведь тоже можно обосновать телеологически толкуя Правила 354.

Относительно вопроса о допустимости путем демонтажа системы отопления или при отсутствии отопительных приборов в принципе не платить за отопление решаться должен по мнению ВС РФ по следующему стандарту доказывания.

1. Презюмируется, что любое помещение через которое проходит система отопления в МКД отапливаемое.

2. Презумпция эта опровергаемая, в том числе отсылая к старому определению ВС РФ, собственник помещения без приборов отопления должен доказать полную теплоизоляцию сетей отопления в том числе и стояков. Также если приборы отопления собственник снял, он должен к тому же несмотря на теплоизоляцию доказать, что сделал он это законно. В правилах 354 законодатель делает ремарку на этот счет, что до появления запрета на индивидуальное отопление помещений в МКД снятие приборов отопление законно.

3. Далее верховный суд указывает, что если при выявлении указанных обстоятельств помещение действительно индивидуально тепловую энергию от стояков и транзитных сетей не потребляет, то как минимум общедомовое потребление, приходящееся на него, надо рассчитать.

И расчет этот надо произвести либо с привлечение эксперта, либо применяя по аналогии к периодам до 2021 года действующей на данный момент редакции Правил 354.

17.06.2019 было рассмотрено еще одно дело А60-61074/2017 по этому же вопросу, там Верховный суд обратил внимание на проектную документацию дома, согласно которой за счет теплоотдачи от транзитных труб в нежилом помещении Ответчика осуществляется отопление. То есть фактически ВС уже предрешил исход дела в пользу Истца, хотя как мне кажется есть нюанс с учетом позиции КС РФ по помещениям без отопительных приборов.

24.07.2019 будет рассмотрено третье дело А57-363/2018 (исковой период октября 2021 по апрель 2021 года), которое будет касаться также перехода на индивидуальное отопление.

Кто и как вносит платежи?

Согласно п. 65 гл. 6 Постановления 354 потребитель услуг может самостоятельно производить их оплату, а может поручать иным лицам внесение платы любыми способами, которые не противоречат требованиям законодательных актов и заключенному соглашению.

Если владелец помещения предоставляет его в аренду, то ответственность за оплату услуг ЖКХ все равно остается на хозяине объекта.

Оплачивать расходы можно сразу, а можно частями, при этом нельзя нарушать конечный срок оплаты коммунальных услуг, установленный договором. Потребитель имеет право производить предоплату на будущие расчетные периоды.

Содержание и форма договора

Содержание договора о предоставлении коммунальных услуг закреплено в гл. 3 Постановления 354. Соглашение должно включать:

  1. Дату, место заключения.
  2. Реквизиты сторон (наименования, адреса, платежные и контактные данные). Если договор заключается с ИП, то необходимы его паспортные данные. Если контрагент – юрлицо, то нужно указать место госрегистрации.
  3. Данные о помещении, где предоставляются услуги. Обязательно указание площади объекта, вида деятельности, которая там ведется, и иных сведений.
  4. Вид предоставляемых коммунальных услуг.
  5. Качественные характеристики предоставляемых услуг.
  6. Порядок учета потребленных ресурсов (норматив, прибор учета или иные способы).
  7. Сведения о приборах учета (при наличии таковых). Обязательно указывают место, дату установки, дата последней поверки, дату следующей поверки. Также необходимо определить порядок, условия приема показаний.
  8. Порядок и периодичность контрольных проверок исполнителем приборов учета.
  9. Порядок определения размера оплаты услуг, порядок, форма и сроки оплаты.
  10. Способ и адрес доставки расчетных документов потребителю.
  11. Способ установления факта отсутствия услуг ЖКХ или предоставления их ненадлежащего качества. Порядок изменения размера платы при указанных ситуациях.
  12. Права, обязанности, ответственность сторон соглашения.
  13. Основания, порядок ограничения или приостановки предоставления услуг.
  14. Основания для расторжения или изменения договора. Порядок действий при этом.
  15. Период действия соглашения.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

8 (800) 302-76-94

Договор о предоставлении услуг может быть заключен в письменной форме или путем совершения действий, которые свидетельствуют о намерении потреблять услуги (фактическим потреблением).

Поставка ресурсов в нежилые объекты осуществляется только на основании заключенного письменного соглашения.

Договор теплоснабжения с владельцем нежилого помещения

Данная статья появилась по следам недавнего договорного спора между теплоснабжающей компанией и потребителем — владельцем помещения в многоквартирном доме.

С 1 января 2021 года в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Об этом нам говорят Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила 354).

Коммунальная услуги или коммунальный ресурс

Согласно Правилам 354 потребитель — владелец нежилого помещения перестал быть потребителем коммунальной услуги и стал потребителем коммунального ресурса.

Согласно тех же Правил 354 поставка энергоресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией. Договор должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.

При этом определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги (кажется что законодатель не до конца определился с понятиями) по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами 354.

В случае несоответствия договора ресурсоснабжения положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и Правилами 354.

Что в итоге получается? Договор с одной стороны перестал быть договором оказания коммунальных услуг, а с другой стороны — остался договором оказания коммунальных услуг по порядку определения объема и способу оплаты коммунальной услуги по отоплению.

Определение количества отпущенного потребителю ресурса

В части определения количества отпущенного потребителю тепловой энергии — тоже не все однозначно.

Правила организации теплоснабжения (далее — Правила 808) устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 35 Правил N 808 для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую, в том числе следующие сведения:

  • тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией;
  • договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года;
  • расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией.

И теплоснабжающие организации при заключении договоров руководствуются, прежде всего, Правилами 808. В том числе, и при определении количества отпущенного тепловой энергии, теплоносителя. Например, в части потерь тепловой энергии (что не предусматривают Правила 354)

Способ оплаты — что это?

Способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению определяется в соответствии с Правилами 354.

Согласно пункта 42(1) Правил 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Правила 808 используют понятие способ оплаты совершенно в другом ключе.

Порядок и правильность расчетов — возможность для потребителя контролировать начисления

Правила 808 иначе чем Правила 354 регулируют порядок расчетов за потребленные ресурсы для Потребителей.

Согласно Правилам 808 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в следующем порядке:

  • 35 % плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
  • 50 % плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
  • оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Правила 808 при определении планового количества опираются на договорную нагрузку, а Правила 354 таким понятием вообще не оперируют.

Возникает вопрос — как совместить способ оплаты из Правил 354 и порядок оплаты из Постановления 808.

С учетом особенностей начисления платы за отопление потребитель оказывается заложником ситуации между управляющей компанией и поставщиком ресурса.

В соответствии Приложением 2 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии определяется с учетом объема потребленной в МКД тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Добросовестный Потребитель (при отсутствии собственного прибора учета тепловой энергии), уже оплативший 85% плановой стоимости потребленного ресурса, предусмотренного Приложением к договору теплоснабжения, получает от теплоснабжающей организации расчетные документы и видит там объемы, которые невозможно проверить без данных третьих лиц.

И, обращаясь к Поставщику, Потребитель получает расшифровку именно своих цифр, а не развернутый расчет с использованием данных третьих лиц.

Правила 808 не предусматривают право потребителей получать подробные расчеты количества потребленного ресурса, а Правила 354 в части прав потребителя на владельца нежилого помещения не распространяются.

Типовой договор ресурсоснабжения (Приложение 1(1) к Правилам 354), содержит право потребителя получать от ресурсоснабжающей организации сведения о правильности начислений. Но данный типовой договор касается предоставления коммунальных услуг, а не поставки ресурса. О чем ресурсоснабжающие организации никогда не забывают напомнить в суде.

Что остается потребителю?

Спорить с поставщиком на стадии заключения договора. Заключать договор на условиях, которые позволят Потребителю получать достоверную информацию о расчетах. Включать в договор положения об определении объемов и способа осуществления оплаты в соответствии с Правилами 354.

Надо отдать должное судам, которые признают права Потребителей и включают соответствующие условия в договоры теплоснабжения.

Это далеко не все противоречия между нормативными актами, которые усложняют Потребителю общение с Поставщиком.

За что собственник отдает денежные средства?

Собственник нежилого помещения платит за потребленные коммунальные ресурсы. Помимо них в траты владельца нежилого объекта, расположенного в МКД, входят эксплуатационные расходы и расходы на общедомовые нужны.

Хозяин нежилого помещения обязан оплачивать расходы на капремонт общего имущества МКД (ст. 158 ЖК РФ).

К коммунальным ресурсам относятся тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и подача электроэнергии. Снабжение ресурсами происходит по договорам, которые хозяин помещения должен заключить напрямую с ресурсоснабжающей организацией. Узнайте больше об особенностях формирования тарифов и расчете оплаты за электроэнергию и отопление.

Согласно п. 69 Постановления 354 в платежном документе должны быть указаны:

  • адрес объекта;
  • реквизиты плательщика (ФИО для ИП, наименование для юрлица, банковские реквизиты, место регистрации);
  • перечень услуг, подлежащих к оплате, месяц оплаты;
  • объем потребления каждого вида ресурсов за период и размер оплаты;
  • сведения о перерасчетах;
  • сведения об отсрочке или рассрочке (если предусмотрено договором);
  • другие сведения.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

8 (800) 302-76-94

Порядок предоставления услуг

Согласно нормам Постановления №354 услуги организаций-поставщиков предоставляются со времени признания за собственниками нежилых площадей их имущественного права. Их состав зависит от степени благоустройства МКД и включает:

  • электрообеспечение;
  • снабжение газом, водой (холодной и горячей);
  • водоотведение;
  • сбор ТБО (твердых бытовых отходов).

За исключением поставки тепла, осуществляемой лишь в холодное время года, все остальные услуги обеспечиваются круглогодично.

ВАЖНО! Основание для предоставления определенных коммунальных услуг – это возмездное соглашение с ресурсопредоставляющими субъектами.

Такой документ между коммунальной организацией и владельцем нежилой плащади в МКД заключается обязательно в письменном виде. В случае отсутствия договора поставка услуг осуществляется на основании расчетов, производимых самой ресурсопоставляющей организацией (основание – Постановление №1498 26.12.2016).

Обязательные траты на общедомовые нужды

К общедомовым нуждам относятся расходы коммунальных ресурсов, необходимые для нормального функционирования и поддержания состояния общей собственности многоквартирного дома (чердаков, подъездов).

Содержание помещений общедомового пользования и работы по их обслуживанию также входят в ОДН. Содержание общего имущества согласно п. 11 Постановления 491 включает в себя:

  • поддержание помещений в требуемом для эксплуатации состоянии;
  • уборку и очистку мест общего пользования;
  • сбор и вывоз ЖБО;
  • содержание площадок для ТКО (ранее ТБО);
  • уход и содержание элементов благоустройства и озеленения;
  • установку, ввод в эксплуатацию и поверку общедомовых счетчиков;
  • текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Что такое общедолевая собственность и места общего пользования в МКД и обязаны ли собственники содержать эти участки, читайте тут.

Соответственно ст. 249 ГК РФ все участники долевой собственности обязаны участвовать в издержках по содержанию имущества соразмерно своей доле.

Тариф на эксплуатационное обслуживание

Для нежилых объектов тариф на эксплуатационные услуги определяется договором, заключенным между владельцем помещения и управляющей компанией. Тариф за эксплуатационные услуги зависит не от юридического статуса собственника помещения, а от фактического использования объекта.

Например, если помещение пустовало, то тариф на эксплуатационные услуги мог быть минимальными. Если потом объект начал использоваться для коммерческой деятельности, то управляющая компания может настаивать на заключении нового соглашения с увеличением эксплуатационного тарифа.

Для обеспечения коммерческой деятельности требуется предоставление услуг в объеме, превышающем бытовой уровень (вывоз мусора, содержание придомовой территории). Если в помещении располагается офис или склад, то обычно тариф на эксплуатационные услуги для собственника такого объекта не отличается от ставки для владельцев квартир.

Оплата коммунальных ресурсов собственником нежилого помещения осуществляется так же, как и физлицами, – по показаниям приборов учета. При этом стоимость единицы ресурсов для юрлиц и ИП существенно отличается от ставок для бытовых потребителей (физлиц). Чаще всего для коммерческих организаций применяется среднеотраслевой тариф.

Тариф на ресурсы для общедомовых нужд одинаковый для всех бытовых потребителей — физлиц, юрлиц и ИП, так как собственник платит не напрямую поставщику ресурса, а управляющей организации.

Стоимость коммунальных ресурсов для юридических лиц и ИП будет выше, чем для бытовых потребителей, из-за разницы в тарифе. Ставка по расходам на ОДН для юрлиц, ИП и жильцов будет одинаковой.

Чем обосновываются тарифы на «коммуналку»?

Определение тарифов на коммунальные услуги – прерогатива органов местного самоуправления, которые обосновывают их с помощью данных независимой экспертизы. Для расчетов потребителей с ресурсопоставляющими организациями эти величины применяются только после их утверждения специальной энергетической комиссией, имеющей аккредитацию Госстроя РФ.

В себестоимости коммунальных услуг значительную долю составляют затраты на покупные энергоресурсы. Для обеспечения услуг теплоснабжения процентное соотношение статей калькуляции следующее:

  • затраты на разные виды топлива – около 35%;
  • расходы за используемую электрическую энергию ≈ 9–10%;
  • затраты на зарплату (с отчислениями) – около 15%.

Структура затрат на водоснабжение выражается, соответственно, величинами ≈ 20%, 18–20%, 15%. В ее состав включают и доходную составляющую, которая для всех коммунальных услуг закладывается на уровне примерно 5%.

Главная причина повышения тарифов на «коммуналку» – рост цен на газ, электричество, воду, тепло, являющийся результатом увеличения уровня инфляции. Пересмотр тарифов согласно федеральному законодательству должен происходить не чаще, чем одинажды в год.

Как вносить плату?

Оплачивать коммунальные услуги можно любым удобным способом, если иное не зафиксировано в заключенном договоре (п. 65 гл. 6 Постановления 354). Платить можно:

  1. в отделениях банковских учреждений;
  2. в системах интернет-банкинга;
  3. в почтовых отделениях;
  4. платежных терминалах и пр.

Можно производить оплату наличными средствами и безналичным расчетом, путем почтовых переводов или посредством банковской карты, в сети Интернет и другими формами, предусмотренными действующим законодательством. Платежный документ необходимо сохранять минимум три года со дня оплаты.

На нашем интернет-портале вы найдете и другие статьи о правилах пользования и владения нежилой недвижимостью, а именно:

  • Как составить акт затопления?
  • Как заключить договор с уборщицей служебных помещений?
  • Каковы нюансы технического обслуживания и ресурсоснабжения?

Чем процедура отличается от аналогичной для жилого объекта?

Владелец нежилого объекта обязан заключить прямые договора с ресурсоснабжающими организациями.

Если объект находится в нежилом строении, то его хозяин не обязан отчислять средства на проведение капремонта. При отсутствии договора на содержание придомовой территории с управляющей компанией данная статья расходов также не подлежит оплате. Но обслуживать и содержать прилегающую территорию владельцу помещения придется самостоятельно.

Владельцу нежилого объекта для подключения коммунальных ресурсов необходимо заключить договора напрямую с поставщиками данных услуг. Кроме того, владельцу объекта придется нести бремя по содержанию общедомовых помещений, хотя он ими реально не пользуется.

Избежать такой статьи расходов можно одним путем – купить помещение в нежилом здании. Но тогда придется самостоятельно организовывать уборку прилагающих территорий и содержание технических помещений в пригодном к эксплуатации состоянии.

Расчет суммы

При расчете суммы, вносимой за потребленные в течение месяца услуги, применяются тарифы снабжающей организации. Расчет потребления ресурса сводится к использованию формулы, в которой повторяющейся ежемесячно величиной является тариф (цена за единицу ресурса). Изменяющаяся величина – это количество потребляемого ресурса.

За горячую и холодную воду

Определение постоянно изменяющейся величины происходит по общим для дома или индивидуальным приборам. Таким образом, простым умножением названых величин, рассчитывается значения сумм уплаты за потребленный в коммерческом помещении газ, горячую и холодную воду, утилизированные стоки, электроэнергию:

П= V х Т, где:

  • П – величина в рублях, подлежащая возмещению за использовынные услуг.
  • V – израсходованный объем ресурса за расчетное время.
  • Т – тариф.

За отопление

Подлежащую ежемесячной оплате сумму за отопление (при неустановленых в нежилой площади или доме учетных приборах), определяют умножением трех множителей:

П= S х N х T, руб, где

  • общей площади нежилого помещения (S);
  • нормативной величины потребления отопления (N);
  • установленного тарифа (T).

В зависимости от периодичности уплаты за услугу отопления – круглогодично или на протяжении отопительного сезона – используется коэффициент к нормативу потребления (К). Он определяется делением времени отопительного сезона (в месяцах) на количество месяцев в году, т. е – на число 12.

П= S х (N х К) х T, руб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]