Что такое право оперативного управления имуществом?

Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.

В соответствии со статьей 296 ГК РФ, право оперативного управления имуществом — это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества, возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Указанные лица вправе распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Рассматривая вопрос, что такое право оперативного управления, можно сделать вывод, что это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. На практике его суть заключается в реализации производственного плана, а также непрерывный контроль над полнотой и своевременностью его выполнения.

Этот механизм экономики позволяет получать прибыль от оборудования, которое не используется путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:

  1. Осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса, чтобы максимально достичь поставленной целы.
  2. Последствия наступают не только в конкретный момент управления, но и в последующие периоды. Это может касаться и того периода, когда срок действия договора на оперативное управления истек.
  3. Имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия не действуют и не имеют никакого смысла. Подобное может выражаться в денежных единицах или в показателях производительности труда.
  4. Является основой тактических и стратегических планов и главным механизмом воплощения их в реальность.

Объект и субъект права оперативного управления

В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

К объектам права оперативного управления относят:

  1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
  2. Денежные средства.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

  1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
  2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
  3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
  4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.

Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.

Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.

Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.

Цели и задачи

Есть несколько причин, для чего недвижимость переводят в оперативное управление.

  • Самое важное — это поддержка объектов в состоянии работоспособности. Бывает, какое-то здание давно стоит без дела, при этом местный консервный завод ютится в одноэтажном небольшом доме. В этом случае выгодно передать здание заводу, чтобы он его обслуживал и содержал в технически исправном состоянии.
  • Если речь идёт о недвижимости от собственника-частного лица, то он передаёт свою недвижимость в оперативное управление с одной целью — чтобы она стала «работать» и приносить деньги. Вопрос о функциональной пригодности уходит на второй план. Объект через некоторое время может вернуться владельцу: продавать, дарить или сдавать в аренду недвижимость в ОУ нельзя.

Директор предприятия, после получение права оперативного управления недвижимостью, ставит перед собой несколько задач — от их выполнения будут, в том числе зависеть его доходы и доходы работников.

  • У объектов должна быть своя структура: у предприятия, помимо здания, должно быть оборудование и транспорт, у школы — футбольное поле и спортивные тренажеры на улице.
  • Объекты должны быть рентабельными: если это производство — приносить доход и не покупать каждый год дорогостоящее оборудование, если школа — не делать каждый год ремонт в кабинете директора, без необходимости.
  • Вообще, затраты на содержание и эксплуатацию объектов при таком управлении необходимо снижать. Регулярно ухаживать и следить за оборудованием.

У каждого предприятия или казённого учреждения свои приоритеты по выполнению этих задач.

Процедура регистрации

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, которые устанавливают наличие прав на такое имущество, в частности:

  1. Заявление о государственной регистрации, его форма утверждена приказом Минэкономразвития России.
  2. Договор о передачи соответствующего имущества на праве оперативного управления.
  3. Договор купли-продажи.
  4. Решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления.
  5. Документы о государственной регистрации учреждения и его учредительные документы.
  6. Документы о объекте недвижимости.

В приказе Росрегистрации отражено, что государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий на объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной собственности, рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Процедура регистрации состоит из таких действий:

  • экспертиза подлинности и правильности составления документов, поданных как собственником, так и доверенным лицом;
  • подача запроса в государственные органы, чтобы получить разрешение на регистрацию оперативного управления;
  • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, относительно которых будут заключены договорные отношения;
  • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.

Стоит учитывать, что возможность представления документов на государственную регистрацию в электронной форме не предусмотрена. Поэтому для регистрации нельзя представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме.

Для государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимости, нужно предоставить необходимое количество экземпляров-подлинников контракта в бумажном варианте.

Список документов для оформления оперативного управления

Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

  1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
  2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
  3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
  4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
  5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

Передача недвижимости в ОУ

Недвижимое имущество закреплено за учреждениями или предприятиями их собственником. Чаще всего это госимущество. Поэтому решение о передаче принимает уполномоченный на распоряжение муниципальными объектами орган.

Решение может быть в виде акта, приказа или другого нормативного документа:

  1. После решения о закреплении объекта, нужно оформить документ о его фактической передаче — акт приёма-передачи.
  2. После этого имущество снимают с баланса муниципалитета и проходят процедуру его госрегистрации для оперативного управления.
  3. Учреждение или предприятие получает свидетельство установленного образца об успешно пройденной регистрации.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками (ограниченные вещные права): общая характеристика

1

. Категория вещного права, наряду с правом собственности, включает в себя и другие, так называемые ограниченные вещные права, а именно права лиц, не являющихся собственниками вещи. Ограниченные вещные права являются производными от права собственности. Они могут возникнуть только в том случае, когда право собственности на вещь уже возникло, когда вещь уже присвоена определенным лицом. Как и право собственности, ограниченные вещные права обладают всеми необходимыми признаками вещного права, которые позволяют отграничить их от обязательственных прав. Права лиц, не являющихся собственниками, т.е. ограниченные вещные права, представляют собой право на чужую вещь. При этом им присущи такие признаки, как право следования и абсолютный характер защиты.

Ограниченные вещные права, в отличие от обязательственных прав, могут возникать только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Вещные права лиц, не являющихся собственниками, или ограниченные вещные права, безусловно, должны быть обособлены в законодательстве, однако критерии их отличия от обязательственных прав должны быть существенно обновлены.

2

. Статья 216 ГК дает неисчерпывающий перечень ограниченных вещных прав. В частности, к ним относятся: право пожизненного владения земельным участком (ст. 265 ГК); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК); сервитуты (ст. ст. 274, 277 ГК); право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и право оперативного управления (ст. 296 ГК). Думается, что путем их простого перечисления вряд ли можно получить представления о системе ограниченных вещных прав. В юридической литературе выделяют следующие виды:

— право пользования чужими вещами, например сервитуты;

— право на получение известной ценности из чужой вещи, например право на получение ренты за счет стоимости недвижимой вещи;

— право на приобретение известной вещи, например преимущественное право покупки недвижимой вещи или доли в праве на нее.

Специфику правового режима отдельных прав на чужие вещи наиболее полно отражает их деление на основе смешанного критерия (в зависимости от особенностей содержания и объекта) на: а) сервитуты; б) право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки; в) право хозяйственного ведения и оперативного управления.

3

. В соответствии со ст. 294 ГК
право хозяйственного ведения
представляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом
в пределах
, установленных законом, иными правовыми актами.

Субъектами

права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия (за исключением казенных предприятий, которые являются субъектами права оперативного управления).
Объектом
выступает как недвижимое, так и движимое имущество, находящееся в государственной или в муниципальной собственности.

Право хозяйственного ведения на движимые вещи в соответствии со ст. 299 ГК возникает у унитарного предприятия с момента фактической передачи этих вещей, если иное не установлено законом или решением самого собственника. На недвижимые вещи право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента государственной регистрации этого права.

Прекращение права хозяйственного ведения происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества собственником-учредителем у унитарного предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным собственником, а также имуществом, приобретенным унитарным предприятием в результате осуществления своей деятельности.

Унитарное предприятие в отношении имущества имеет те же правомочия, которые есть и у собственника. Но необходимо обратить внимание на установленные законом пределы осуществления унитарным предприятием указанных правомочий. Унитарные предприятия являются юридическими лицами, обладающими специальной правоспособностью (ст. 49 ГК). Таким образом, осуществление унитарным предприятием правомочия пользования обусловлено деятельностью, определенной в уставе данного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Кроме этого, собственник имущества вправе получать часть прибыли от использования имущества, переданного предприятию (ст. 295 ГК).

Ограничения установлены и в отношении осуществления унитарным предприятием правомочия распоряжения. Унитарное предприятие может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную деятельность (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Недвижимым имуществом унитарное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК).

Характеризуя право хозяйственного ведения унитарного предприятия, необходимо отметить следующее:

— осуществление правомочий, принадлежащих унитарному предприятию, может быть дополнительно ограничено законом, иными правовыми актами (ст. 295 ГК);

— нормы ст. 234 ГК о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда имущество закреплено за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 8).

Праву хозяйственного ведения присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования

. В соответствии с п. 1 ст. 300 ГК при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику право хозяйственного ведения за унитарным предприятием сохраняется.

4

.
Право оперативного управления
представляет собой ограниченное вещное право, которое по своему содержанию является более узким, чем право хозяйственного ведения.

Субъектами

права оперативного управления являются
казенные предприятия
(разновидность унитарных предприятий) и
учреждения
. Однако содержание права оперативного управления у указанных субъектов различается по объему входящих в его содержание правомочий.

Казенные предприятия

являются коммерческими организациями (ст. 115 ГК). Соответственно, основной целью создания казенного предприятия является извлечение прибыли. При этом казенное предприятие является юридическим лицом со специальной правоспособностью (ст. 49 ГК), соответственно, составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми казенным предприятием функциями.

Объектом

выступает как недвижимое, так и движимое имущество, находящееся в государственной или в муниципальной собственности. Как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления на движимые вещи возникает с момента их передачи собственником, на недвижимое имущество — с момента государственной регистрации права.

Казенное предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности. Осуществление казенным предприятием правомочия распоряжения

любым имуществом, как движимым, так и недвижимым, допускается только
с согласия
собственника. Самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения казенное предприятие вправе только в отношении производимой им продукции (ст. 297 ГК). При этом допускается ограничение при осуществлении данного правомочия законом или иным правовым актом.

Учреждения

являются некоммерческими организациями, обладающими специальной правоспособностью (ст. 120 ГК). Учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения могут быть
бюджетными, автономными
и
казенными
. Общим между указанными видами учреждений является то, что осуществление правомочий владения и пользования имуществом должно осуществляться исключительно в соответствии с целями их деятельности.

Характеризуя осуществление учреждениями правомочия распоряжения

, необходимо отметить следующее.

Наиболее жестким является режим частного учреждения

, которое
не может
самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения как имуществом, закрепленным за ним собственником, так и имуществом, приобретенным за счет средств собственника. При этом нельзя сказать, что правомочие распоряжения полностью отсутствует в содержании права оперативного управления частного учреждения. В случае, когда в порядке и пределах, предусмотренных законом и уставом, частное учреждение осуществляет деятельность, приносящую прибыль, доходы от этой деятельности и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения (п. 1 ст. 298 ГК).

Казенное учреждение

может осуществлять правомочие распоряжения имуществом исключительно
с согласия
собственника этого имущества. При этом если казенное учреждение с согласия собственника, в порядке и пределах, установленных законом и уставом учреждения, осуществляет деятельность, приносящую прибыль, то денежные поступления, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК).

Несколько шире по содержанию право оперативного управления бюджетного

и
автономного учреждений
.
Бюджетное
и автономное учреждения вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ними собственником имуществом. Исключение составляет
недвижимое
и
особо ценное движимое
имущество, осуществление правомочия распоряжения в отношении указанных объектов требует
согласия собственника
имущества учреждения. В том случае, если автономное или бюджетное учреждение осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК).

Собственник имущества казенного предприятия и учреждения вправе изъять закрепленное за ними имущество при наличии двух условий:

1) имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.

Праву оперативного управления, как и праву хозяйственного ведения, присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования

. Таким образом, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения права оперативного управления.

5

.
Сервитут представляет собой вещное право ограниченно пользоваться чужой недвижимой вещью
(ст. 274 ГК). Исторически данное вещное право получило признание первым как в римском праве, так и в российском дореволюционном законодательстве.

Современный сервитут — ограниченное вещное право на чужую вещь, состоящее в ограниченном пользовании ею. Обремененная сервитутом вещь именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей.

Объектом

выступает недвижимое имущество (ст. ст. 274, 277 ГК).

Субъектами

являются собственники господствующей вещи, а также субъекты права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В соответствии с п. 4 ст. 274 ГК в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, сервитут может быть установлен и по требованию других лиц.

Содержание

данного ограниченного вещного права составляет правомочие
ограниченного пользования
чужой недвижимой вещью. Собственник недвижимости, обремененной сервитутом, должен претерпевать определенные ограничения своих прав. Обременение сервитутом недвижимой вещи не лишает собственника служащей вещи прав владения, пользования и распоряжения ею. Сервитут обременяет не собственника, а именно вещь. Соответственно, сервитуту как ограниченному вещному праву свойствен такой признак, как
право следования
. При переходе права собственности на служащую вещь к другому лицу обременение в виде сервитута сохраняется.

По общему правилу сервитут устанавливается

по соглашению между собственниками служащей и господствующей вещи. В случае недостижения между ними соглашения об установлении сервитута он устанавливается судом в принудительном порядке (п. 3 ст. 274 ГК).

В связи с особым характером данного ограниченного вещного права закон устанавливает и специальные основания для прекращения сервитута (ст. 276 ГК). Прежде всего, основанием для прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Другим основанием для прекращения сервитута является невозможность собственника служащей вещи использовать ее в соответствии с ее назначением в результате обременения сервитутом.

6

.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В связи с введением в действие Земельного кодекса данное вещное право сегодня существует в формате переживания закона. Статья 21 ЗК сохраняет его лишь в объеме «преждепользования», т.е. признает право граждан, приобретенное до введения в действие Земельного кодекса, не допуская впредь предоставление земельных участков на данном праве и запрещая любые, кроме включенных в завещание, формы распоряжения земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении.

Объектом

является
земельный участок
, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами

права пожизненного наследуемого владения могут быть только
граждане
(физические лица).

Содержание

права пожизненного наследуемого владения составляют правомочия
владения и пользования
земельным участком. Осуществление правомочия распоряжения земельным участком исключается, кроме возможности передачи его по наследству (ст. 265 ГК).

7

.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не может возникнуть после введения в действие Земельного кодекса, но сохраняют силу ранее возникшие права в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и по объекту, и по содержанию практически совпадает с правом пожизненного наследуемого владения, но имеет свою специфику.

Объектом

является
земельный участок
, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами

могут быть только
юридические лица
. С момента введения в действие Земельного кодекса, т.е. с 25 октября 2001 г., субъектами данного права могут быть только государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание

права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком составляют правомочия
владения и пользования
в пределах, установленных законодательством и актом о предоставлении земельного участка. Правомочие распоряжения в содержании данного вещного права отсутствует (ст. 268 ГК).

8

.
Право членов семьи собственника жилого помещения, проживающих совместно с ним в жилом помещении
. В качестве ограниченного вещного права на жилое помещение ст. 31 ЖК называет право членов семьи собственника жилого помещения, проживающих совместно с ним в жилом помещении.

Объектом

данного права является
жилое помещение
.

Субъектами

могут быть только
граждане
, которые являются членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК к членам семьи собственника относятся совместно проживающие с ним в жилом помещении супруг, дети, родители. Для признания членами семьи собственника жилого помещения других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и иных граждан необходимо, чтобы указанные граждане были вселены собственником в принадлежащее ему жилое помещение именно в качестве членов своей семьи.

Таким образом, при наличии определенного набора юридических фактов членом семьи собственника жилого помещения может быть признан практически любой гражданин, даже тот, кто не состоит с собственником ни в браке, ни в родстве, ни в свойстве. Для этого необходимо совместное проживание с собственником в принадлежащем ему жилом помещении и вселение собственником данного гражданина именно как члена своей семьи.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 14 для признания указанных граждан членами семьи собственника требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Вселенный в жилое помещение гражданин в качестве члена семьи собственника приобретает по общему правилу равное с ним право пользования

жилым помещением, дееспособные и ограниченно дееспособные члены семьи собственника несут солидарную с ним
ответственность по обязательствам
, вытекающим из пользования жилым помещением (ст. 31 ЖК).

Содержание

рассматриваемого вещного права составляет правомочие
пользования
.

Прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения является основанием для прекращения права пользования жилым помещением теперь уже бывшим членом семьи собственника. По требованию собственника указанные граждане обязаны освободить жилое помещение; если данные граждане отказываются сделать это добровольно, то они подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

В виде исключения ч. 4 ст. 31 ЖК предусматривает возможность сохранения за бывшими членами семьи права пользования жилым помещением собственника на определенный срок на основании решения суда. Основанием для этого могут служить такие обстоятельства, как отсутствие у бывшего члена семьи самостоятельного права пользования другим жилым помещением и отсутствие возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья).

9

.
Право пользования жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу.
Сущность завещательного отказа (легата) заключается в том, что наследодатель возлагает на одного или нескольких наследников исполнение за счет наследства обязанностей имущественного характера в пользу одного или нескольких отказополучателей (легатариев), а у последних возникает право требовать у наследников исполнения этой обязанности. Таким образом, исполнение завещательного отказа наследником, к которому перешло в собственность жилое помещение, порождает самостоятельное вещное право у гражданина-отказополучателя.

Необходимо отметить, что, несмотря на наличие завещательного отказа, право пользования жилым помещением может и не возникнуть. Это имеет место в следующих случаях:

— применение к отказополучателю правил о недостойных наследниках (ст. 1117 ГК);

— смерть отказополучателя до открытия наследства (ст. 1138 ГК);

— отказ от получения завещательного отказа (ст. 1160 ГК);

— истечение трехлетнего срока, в течение которого отказополучатель не воспользовался правом на получение завещательного отказа (ст. ст. 1137, 1138 ГК).

Объектом

данного права выступает
жилое
помещение.

Субъектами

могут выступать только
граждане (физические лица)
.

Содержание

данного права составляет правомочие
пользования
жилым помещением. Отказополучатель обладает равным с наследником, которому перешло в собственность жилое помещение, правом пользования им. Дееспособный и ограниченно дееспособный отказополучатель несет солидарную с собственником жилого помещения ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (ч. 2 ст. 33 ЖК). Впрочем, данная норма носит диспозитивный характер, так как допускает, что специальным соглашением между собственником жилого помещения и отказополучателем может быть установлен и иной характер ответственности.

Право пользования жилым помещением отказополучателя является срочным и может быть предоставлено как на период жизни отказополучателя, так и на иной срок, указанный наследодателем в завещании (ст. 33 ЖК).

Праву пользования жилым помещением отказополучателя свойствен такой признак, как право следования

. В соответствии со ст. 1137 ГК смена собственника не влечет прекращение права пользования отказополучателя жилым помещением.

10

.
Право пользования жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением.
Договор пожизненного содержания является разновидностью договора ренты. В соответствии со ст. 601 ГК по данному договору гражданин — получатель ренты передает в собственность другой стороне — плательщику ренты недвижимое имущество, а плательщик ренты обязуется осуществлять пожизненное содержание этого гражданина и (или) указанного им лица.

Таким образом, в объем рентных платежей может входить удовлетворение потребности гражданина — получателя ренты в жилище. Необходимо отметить, что, с одной стороны, гражданин — получатель ренты является стороной обязательства, а именно управомоченным лицом — кредитором, который имеет право требовать от плательщика ренты исполнения своей обязанности по выплате ренты. С другой стороны, в результате исполнения плательщиком ренты своей обязанности у получателя ренты возникает самостоятельное вещное право — право пользоваться жилым помещением.

Объектом

данного права является
жилое помещение
.

Субъектами

могут выступать только
граждане (физические лица)
.

Содержание

данного права составляет правомочие
пользования
жилым помещением (ст. 34 ЖК).

Правовое положение гражданина — получателя ренты как субъекта ограниченного вещного права практически совпадает с правовым положением отказополучателя, так как ст. 34 ЖК содержит прямую отсылку к ст. 33 ЖК. Таким образом, получатель ренты обладает равным с собственником жилого помещения правом пользования этим жилым помещением. Если получатель ренты является дееспособным или ограниченно дееспособным гражданином, то он несет по общему правилу солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. Вместе с тем закон предоставляет возможность сторонам по договору своим соглашением установить иные условия пользования жилым помещением.

Срок действия данного права — до конца жизни получателя ренты (ст. 605 ГК).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]