Что это означает
Согласно Конституционному праву, каждый человек может рассчитывать на:
- Обеспечение безопасной и здоровой среды для тех, кто проживает в домах и квартирах.
- Улучшение условий при необходимости.
- Неприкосновенность жилья.
- Стабильное использование имеющейся площади.
- Наличие самого места, где можно постоянно разместиться.
Местные органы исполнительной власти должны поощрять строительство для реализации описанных прав. Для этого развивается и сам рынок, на что постоянно направляются средства. Но Конституция не говорит о том, что жильём надо обеспечить абсолютно всех граждан. Они сами имеют право менять свои условия с помощью собственных финансов, привлекая дополнительную помощь. Исключение делают для малоимущих и других категорий, которым нужна дополнительная поддержка.
Важно! Недопустимость произвольного лишения жилья – одна из дополнительных гарантий в Конституции по данному направлению. Значит, выселять можно только на основе судебных решений и в других ситуациях, обозначенных на законодательном уровне.
Право на жилище
Версия для печати
Статья 40 Конституции РФ провозглашает:
«1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.».
Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.
Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.
Закреплением в Конституции РФ права на жилище достигается троякая цель:
— определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;
— формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;
— данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника).
Право на жилище реализуется в Жилищном кодексе РФ, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда, органов исполнительной власти.
Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ).
Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 Жилищного кодекса РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).
Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Любое естественые укрытия издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.
Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ). Под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Однако прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.
Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо иное место. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения, регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства.
Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека.
Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа.
Прекращение права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 Гражданского кодекса РФ.
Члены семьи собственника или лица, утратившие семейные связи с собственником жилого помещения, которые обладают наравне с собственником правом общей с ним собственности, пользуются равным с ним правом собственности на жилое помещение (общей собственностью) независимо от размера их доли (ст. 244 Гражданского кодекса РФ).
Специальная защита против произвольного лишения жилища предусматривается для членов семьи собственника, не являющихся собственниками жилья. Так, за ними закрепляется возможность проживания в жилом помещении на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса РФ). Это право обеспечивается абсолютной защитой от любых лиц, включая собственника жилого помещения (п. 3 ст. 292, ст. 305 Гражданского кодекса РФ). Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не влечет прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ).
Законом устанавливаются основания и порядок выселения граждан, не являющихся собственниками жилья (ст. 687, 688 Гражданского кодекса РФ). В отдельных случаях законодатель связывает возможность лишения жилища с основаниями его предоставления либо занятия. Так, без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из служебных помещений и общежитий граждане, которым они предоставлялись в связи с их трудовыми отношениями на конкретном предприятии, учреждении, организации и которые прекратили эти трудовые отношения (ст. 107, 110 Жилищного кодекса РФ). Подлежат выселению граждане, самоуправно занявшие жилые помещения, а также лица, получившие ордер на занятие помещения в результате неправомерных действий (ст. 99, 100 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления — от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства — обеспечить людей жилищем.
Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.
Предусмотрены новые формы финансирования и кредитования жилищного строительства.
В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: Градостроительный кодекс РФ (ст. 16), от 30 декабря 2004 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (ст. 47), от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (ст. 40), постановление Администрации Алтайского края от 10.10.2014 №461 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015 — 2021 годы», иные нормативные акты.
В условиях рыночной системы экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.
Часть 3 рассматриваемой статьи закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, либо аренду жилья, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья. Так объективно решается жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они могут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно.
Согласно части 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», положения Налогового кодекса РФ, закон Алтайского края от 06.07.2006 №60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и иных законов.
Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. Часть 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации. Так были приняты закон Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», закон Алтайского края от 14.09.2006 №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (вместе с «Перечнем муниципальных районов и городских округов, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями, и размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам») и иные нормативные акты.
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в Жилищном кодексе РФ, дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). В крае приняты: закон Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», закон Алтайского края от 07.12.2007 №128-ЗС «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Алтайском крае» и др., обеспечивающие соразмерность вносимых платежей гражданами их доходам.
Дата публикации: 12.01.2015 г. Дата изменения: 21.12.2021 г.
Содержание и суть
В Российской Федерации Конституционное право на жилище – это явление многоаспектное. Это связано с реализацией в различных правоотношениях. Обычно они бывают гражданскими и административными, конституционными.
Это право приобретается с рождения, является неотъемлемой частью жизни каждого человека и гражданина.
Направлению присущи и некоторые специфичные свойства, среди которых:
- Наделение граждан правом проходит без строгой индивидуализации. Государство берёт на себя создание условий, при наличии которых происходит реализация прав. То же касается органов местного самоуправления.
- Право возникает непосредственно из закона.
При этом реализация прав предполагает определённую последовательность действий, совершаемых со стороны государства и самого человека.
Полезно также почитать: Социальные права человека на основании Конституции РФ
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Когда нарушаются полномочия
Согласно Жилищному Кодексу РФ, признать лицо виновным в нарушении в этой сфере можно, если присутствует хотя бы одно из условий, указанных ниже:
- Жилые помещения используют не по назначению.
- Происходит самовольная перепланировка.
- Жилые и придомовые территории, оборудование и элементы благоустройства умышленно портят.
- Граждане нуждаются в улучшении жилищных условий, но нарушили порядок постановки на учёт. Или нарушение связано с предоставлением помещений другим лицам для проживания.
- Правила эксплуатации жилых квартир и других подобных объектов нарушены.
- Сроки заселения не соблюдаются.
- Нарушены правила пользования объектами.
В вопросах установления ответственности за указанные проступки Жилищный Кодекс тесно связан с административным. Это касается и явлений, которые не прозваны опасными действиями. Минимальный размер штрафов составит 1500 рублей, максимальная цифра может быть гораздо больше.
Есть и другие действия, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью:
- Квартира или дом применяются не по назначению.
- Права и интересы соседей систематически нарушаются.
- Жилое помещение портится, разрушается.
- Наниматель не вносит плату за услуги на протяжении шести месяцев и более.
Комиссар по правам человека
Дефицит доступного жилья в Европе все активнее обсуждается в прессе, и по мере усугубления этой серьезной проблемы растет количество бездомных и людей с шатким жилищным положением. Если правительства европейских стран не примут решительных мер, чтобы переломить ситуацию, дальнейшее обострение кризиса неизбежно приведет к увеличению существующего неравенства, социальной изоляции отдельных групп населении и сегрегации.
Сейчас в Европе спрос на жилье опережает предложение. Во многих странах объем строительства снизился по сравнению с предыдущими десятилетиями, что усугубляет структурный дефицит, особенно в крупных городах. Нехватка жилья ведет к росту цен на аренду и покупку жилья, причем в большинстве европейских стран темпы роста зарплат не поспевают за ним. Из-за этого постепенно увеличивается число людей, которые не могут позволить себе жить в определенных районах и вынуждены соглашаться на низкокачественное жилье или переезжать туда, где меньше шансов найти работу на приемлемом расстоянии от дома, получить нормальное образование, качественную медицинскую помощь и прочие базовые социальные услуги.
Доступное жилье: кого затрагивает эта проблема?
Согласно определению Европейского комитета по социальным правам, жилье считается доступным, если лицо или семья может позволить себе сделать все первоначальные платежи, а также вносить арендную плату и покрывать прочие расходы, например коммунальные услуги, на протяжении долгого времени, сохраняя при этом минимальный прожиточный уровень. Сейчас для многих европейцев это превращается в трудновыполнимую задачу, поскольку на жилищные расходы уходит львиная доля заработка. Часто это приводит к чрезмерному бремени расходов на жилье, возникающему, когда люди тратят на жилье более 40% своего располагаемого дохода. Так, в Греции это происходит примерно с двумя из пяти жителей страны, в Болгарии — с одним из пяти, в Дании и Германии — с одним из шести.
Проблема высоких цен на жилье затрагивает множество европейцев, но особенно больно она бьет по людям, живущим в бедности и на грани бедности, в том числе по так называемым «работающим бедным». Цифры говорят сами за себя. В докладе о жилищном неравенстве, опубликованном Банком развития Совета Европы в 2021 году, говорится, что особенно тяжким бременем расходы на жилье ложатся почти на треть самых низкооплачиваемых жителей Европейского союза / Европейского экономического пространства.
С 2007 по 2021 год среднее чрезмерное бремя расходов на жилье в бедных домохозяйствах выросло в большинстве стран Европейского союза. В 2021 году самые высокие значения зафиксированы в Греции (90%), Дании (75%) и Болгарии (50%). Что касается самых молодых граждан ЕС, живших в 2021 году за чертой бедности, в среднем 42% из них несли чрезмерное бремя, причем для Нидерландов этот показатель составлял 63%, для Дании — 84%, для Греции — 91%. За пределами ЕС картина не менее печальна. Так, согласно исследованию ООН за 2017 год, в Армении высокие цены на жилье делали его недоступным большинству граждан страны. В том же году столица Украины, Киев, заняла второе место в рейтинге городов мира с наименее доступным жильем по версии Bloomberg.
Доступность и качество жилья тесно взаимосвязаны. Как отмечала ЕЭК ООН, в Армении согласно переписи 2011 года 16 тыс. человек (2% домохозяйств) жили в строениях, непригодных для жилья, например в металлических грузовых контейнерах. Также по данным ЕЭК ООН, в Украине в 2011 году более 1 млн домохозяйств нуждались в жилье, а среднее время ожидания в очереди на социальное жилье превышало 100 лет; в России этот срок составлял 20 лет. В Северной Македонии, по имеющейся информации, 80 тыс. домохозяйств не имеют долгосрочного решения жилищной проблемы.
Социальное жилье: перекладывание ответственности и недостаток финансирования
Дефицит доступного жилья оказывает давление на сектор социального жилья в Европе. Хотя универсально верной политики в области социального жилья не существует, до сих пор в ответ на растущий спрос государства вообще самоустранялись и перекладывали бремя ответственности на местные власти, частный сектор, жилищные объединения и некоммерческие организации. В 2021 году совокупные государственные расходы на социальное жилье составляли лишь 0,66% европейского ВВП и продолжали падать. Во многих странах упор делается на повышение жилищных субсидий. В этой сфере требуются свежие идеи. Европейская платформа по решению жилищных проблем предложила набор из 50 нестандартных решений, которые сочетают в себе элементы социального жилья, частной аренды жилья и комплексные подходы к преодолению финансовых и политических барьеров, имеющихся в европейских жилищных системах.
Рост числа бездомных и учащение принудительных выселений
Как уже отмечал мой предшественник в своем тематическом докладе 2013 года о гарантиях соблюдения прав человека во время экономического кризиса, кризис 2008 года и рост безработицы привели к резкому учащению выселений и росту числа бездомных во многих европейских странах. Хотя законы о защите прав жильцов и обеспечивают некоторую защиту, в целом они недостаточно эффективны для решения проблемы. Как показали в своих годовых докладах за 2017 и 2021 годы Европейская федерация национальных организаций, работающих с бездомными (FEANTSA), и Фонд аббата Пьера, число бездомных растет во всех странах Европейского союза / Европейского экономического пространства, кроме Финляндии и Норвегии. Сокращение количества бездомных в этих двух странах связывается с реализацией долгосрочных стратегий, которые сочетают в себе сотрудничество между государством, местными властями и заинтересованными сторонами на местах и подходят к проблеме бездомности как к нарушению прав человека.
Отмечено, что количество бездомных особенно сильно растет среди мигрантов, молодежи, женщин, семей с детьми. В докладе федерации FEANTSA за 2021 год говорится, что дети становятся самым многочисленным контингентом приютов для бездомных. В 2015 дети составляли треть от всех бездомных Ирландии, а с 2014 по 2021 год их число выросло на 276%. В Соединенном Королевстве количество бездомных детей в приютах, по сообщениям, выросло за тот же период на 40%. Данные по России отличаются большим разбросом, но по грубой оценке, количество бездомных детей в 2010 году составляло сотни тысяч, а по данным других источников, могло быть даже выше. В ходе своего визита в Сербию в 2015 году Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище поднимала вопрос о том, что некоторые незащищенные категории населения, включая молодежь, рискуют оказаться на улице и в социальной изоляции из-за слабых гарантий защиты для съемщиков жилья и отсутствия социального жилья.
Реакция государств на рост числа бездомных часто отличается близорукостью и носит карательный характер в ошибочной попытке убрать проблему с глаз долой. Благодаря визиту моего предшественника в Венгрию в 2014 году удалось привлечь внимание к общенациональным и местным запретам ночевать на улице под угрозой штрафов, которые были наложены более чем на тысячу человек и даже привели некоторых людей за решетку из-за невозможности уплатить взыскание. Похожие запреты были замечены и во время его визита в Норвегию в 2015 году. Недавно в Соединенном Королевстве появились сообщения в прессе, что несмотря на продолжающийся рост общего числа людей, которые ночуют на улице, в некоторых населенных пунктах бездомным запрещают появляться в центре города и штрафуют их.
Европейские институты иногда вмешиваются в дела о принудительных выселениях. Так, Европейский суд по правам человека примечательным образом сбалансировал интересы собственников съемного жилья и потребности в надежном жилье для малообеспеченных лиц, и в некоторых случаях стал последней инстанцией для семей, над которыми нависла угроза выселения. Европейский комитет по социальным правам в нескольких своих решениях определил те гарантии, которые должны действовать при выселениях: уважение человеческого достоинства; недопустимость выселений ночью или зимой; принятие мер по альтернативному размещению выселяемых лиц или оказанию им финансовой помощи. Со своей стороны Суд Европейского союза своим решением уполномочил национальных судей приостанавливать или аннулировать выселения при несоблюдении прав жильцов, например при неправомерных условиях ипотеки. И хотя подобные вмешательства обеспечивают полезные гарантии, государства прежде всего должны предотвращать само возникновение таких чрезвычайных ситуаций, от которых страдают, среди прочих, семьи и дети.
Дальнейшие шаги
В пронзительном вступлении к своему опубликованному в январе 2018 года докладу Специальный докладчик ООН по вопросамжилища Лейлани Фарха о.
Мы должны внимательно прислушаться к ее словам. Следует полностью отдавать себе отчет в масштабах и остроте жилищной проблемы в Европе, учитывая, что жилье представляет собой одну из самых базовых потребностей человека. Как показано выше, эта проблема затрагивает население в целом и усугубляет чувство незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Если она так и останется нерешенной, мы можем столкнуться с ростом социальной напряженности в обществе.
Обязательства государств обеспечивать полноценную реализацию права на жилье не должны ограничиваться оказанием помощи в чрезвычайных обстоятельствах и точечными решениями. Необходима реальная политическая воля к принятию устойчивых, долгосрочных и инклюзивных решений, которые соответствовали бы цели ООН в области устойчивого развития до 2030 года — обеспечить всех людей надлежащим, надежным и доступным жильем до 2030 года. Жилье — не только товар, но еще и право человека. Оно должно занять приоритетное место в европейской политической повестке дня.
- Во-первых, те государства-члены, которые еще не сделали этого, должны незамедлительно принять как обязательную для исполнения статью 31 пересмотренной Европейской социальной хартии, которая касается права на жилье. Пока же из 34 государств-членов, ратифицировавших хартию, лишь 10 приняли статью 31 и еще 4 согласились исполнять ее частично.
- Во-вторых, государства должны принять и внедрить устойчивые национальные жилищные стратегии, которые четко ставили бы перед собой цель положить конец проблеме бездомности, максимально использовали бы имеющиеся ресурсы, создавали бы надежные, независимые наблюдательные механизмы и уделяли бы особое внимание отслеживанию оказываемого воздействия.
- В-третьих, государства должны наращивать инвестиции в социальное и доступное жилье с целью искоренить чрезмерное бремя расходов на жилье, особенно среди обездоленных и незащищенных групп населения.
- В-четвертых, государства должны срочно принять долгосрочные меры, направленные на предотвращение и искоренение бездомности, особенно среди детей и прочих обездоленных и незащищенных групп населения. При принятии и реализации таких мер государства должны привлекать к участию все заинтересованные стороны и руководствоваться уважением к человеческому достоинству бездомных людей и пониманием, что бездомность представляет собой нарушение прав человека.
Дуня Миятович
Полезные материалы (дополнительно
):
- Европейская социальная хартия 1996 года (пересмотренная), CETS No. 163
- ”Safeguarding human rights in times of economic crisis” [«Гарантии соблюдения прав человека во время экономического кризиса»], тематический доклад Комиссара по правам человека, 2013 г.
- “Housing Rights: The duty to ensure housing for all” [«Жилищные права: обязанность обеспечить каждому жилье»], тематический доклад Комиссара по правам человека, 2008 г.
- «Права человека в Европе: работа продолжается», позиция Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, 2007 г., раздел «Право на жилище», с. 246
- Специальный докладчик Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень, а также о праве на недискриминацию в этом контексте, Руководящие принципы осуществления права на жилище
- УВКПЧ, инструментарий по праву на достаточное жилище
- “Fourth Overview of Housing Exclusion in Europe 2019” [«Четвертое исследование жилищной исключенности в Европе, 2019 г.»], доклад федерации FEANTSA, 2021 г.
- “Housing inequality in Europe: Tackling inequalities in Europe: the role of social investment” [«Жилищное неравенство в Европе. Исправление неравенства в Европе: роль социальных инвестиций»], доклад Банка развития Совета Европы, 2021 г.
- “The State of Housing in the EU” [«Ситуация с жильем в ЕС»], доклад организации Housing Europe Observatory, 2021 г.
- Affordable Housing Database [«База данных по доступному жилью»] Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
- “50 Out-of-the-Box Housing Solutions to Homelessness & Housing Exclusion” [«50 нестандартных решений проблемы бездомности и жилищной исключенности»] организации European Housing Solutions Platform (Европейская платформа по решению жилищных проблем)
Примеры нарушения
Пример – когда в доме появляются соседи, портящие подъезд непристойными надписями или из-за ремонта которых страдают остальные. И справиться с такими гражданами бывает непросто. Но законодательство предполагает наличие ответственности для тех, кто нарушает установленные правила.
Такие нарушения обычно приводят к административной ответственности.
Вот лишь примеры некоторых споров, которые могут возникнуть между гражданами и организациями:
- По вопросам управления многоквартирным домом.
- Использование жилых помещений.
- Взыскание платы за жильё и коммунальные услуги.
- Выселение из жилья и снятие с регистрационного учёта с нарушением общего порядка действий.
- Приватизация жилой площади.
- Признание прав собственности.
Справка! Здесь надо опираться не только на понятия в Жилищном Кодексе, но и на Гражданский. При невозможности установить компромисс каждая из заинтересованных сторон может обращаться к судебной инстанции.
Ответственность
Наказания за противоправные действия включают не только штрафы. При повторных инцидентах и игнорировании простых указаний гражданина могут выселить из занимаемой площади. При необходимости владельцы общего имущества могут потребовать возмещения причинённого ущерба, не только морального, но и материального.
Гражданско-правовая ответственность может наступить для граждан, которые заключают сделку с нарушениями требований, установленных на законодательном уровне. В результате каждую сторону обяжут вернуть то, что они получили.
За нарушения в указанной сфере отсутствует уголовная ответственность. Она применяется только, когда нарушено право на неприкосновенность – совершение каких-либо действий против воли владельцев или незаконные проникновения. В этом случае штраф может увеличиться в размере до 40 тысяч рублей.
Допустимые виды наказаний – арест до 3 месяцев или исправительные работы, на 1 год и более. До 200 тысяч рублей возрастают штрафы при наличии угроз и насилия, когда совершались действия. 300 тысяч рублей – штраф, если преступление совершили с помощью служебного положения. Тогда возрастает и срок принудительных работ вместе с допустимым арестом – до 3 лет.
Законные формы ограничения
Неотчуждаемыми жилищными правами наделяется каждый гражданин РФ. Жилищный Кодекс и специальные федеральные акты позволяют разрабатывать законодательство в целом по данному направлению. Некоторые из указанных положений допускают введение определённых ограничений.
Внимание! Речь идёт не только о законодательных актах, но и о специальных постановлениях. Они при необходимости вносятся в Жилищный Кодекс, который таким способом и корректируется при необходимости.
Только если нужно защитить следующие объекты регулирования, применяют ограничения:
- Безопасность государства.
- Оборона страны.
- Интересы граждан.
- Здоровье граждан.
- Нравственный облик граждан.
- Строй государства согласно Конституции РФ.
У термина «ограничение жилищных прав» есть несколько толкований:
- Когда требуется защита прав более высокого порядка, некоторые возможности в сфере жилищного права исключают.
- Устанавливают специальные рамки и ограничения.
- Жилищные правоотношения удерживают в специальных рамках, чтобы сдерживать деструктивную деятельность некоторых лиц.
- Из круга полномочий физических, юридических лиц изымают некоторые права.
Это равноценные определения, которые могут дополнять друг друга.
Наконец, можно привести некоторые примеры допустимых ограничений:
- Жильцам многоквартирного дома нельзя проводить серьёзные перепланировки без согласования со специальной инспекцией.
- Наличие обязанностей по содержанию и уборке общей территории.
- Собственник обязан придерживаться определённого регламента, если меняется статус объекта.
- Принятие участия в собраниях.
Справка! Юристы говорят о том, что сами законодательные нормы могут рассматриваться в качестве ограничений. Пример о согласовании перепланировок уже приводился выше. Это тоже своеобразное ограничение, которое продолжает действовать по отношению ко всем. Главное – чтобы не нарушались права других граждан и не было опасности для государства.