Право частной собственности граждан и юридических лиц


Право частной собственности

Версия для печати

Статья 35 Конституции РФ провозглашает:

«1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.».

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности– одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право собственника на осуществление правомочий собственника по отношению к конкретному имуществу, включая средства производства.

Понятие «частная собственность» в советском законодательстве отсутствовало. Имущество на праве частной собственности может принадлежать как гражданину РФ, так иностранным гражданам и лицам без гражданства, наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Например, соглашением между государствами может быть запрещено гражданам договорившихся стран приобретение земель, производств или иной недвижимости на территории этих государств.

Вчастной собственности может быть любое имущество, но следует учитывать, что:

в собственности граждан могут быть любые объекты, за исключением запрещенных к обороту на территории государства (например, атомная станция, космический объект, недра не могут принадлежать гражданину);

количество и качество объектов, которые могут находиться у граждан, не ограничено, кроме случаев, указанных в законе (например, законами субъектов РФ ограничивается площадь сельскохозяйственных угодий, которые могут принадлежать одному гражданину);

ограничения в количестве и качестве объектов, которые могут быть в собственности граждан, допускаются лишь в интересах защиты конституционного строя, обороны страны, нравственности, здоровья и интересов других лиц;

сделки граждан с недвижимостью подлежат государственной регистрации (иначе право собственности не возникает), а сама недвижимость облагается ежегодным налогом;

транспортные средства и оружие, принадлежащие гражданам, подлежат специальной регистрации;

на приобретение некоторых объектов гражданам требуется получить специальное разрешение (это касается, например, приобретения огнестрельного охотничьего оружия, сильнодействующих ядов и др.);

граждане, содержащие домашний скот, должны соблюдать ветеринарные и санитарные правила;

граждане, являющиеся собственниками земельного участка, обязаны заботиться о плодородии земли;

правила, по которым граждане получают дивиденды с ценных бумаг, определяются законом и учредительными документами организаций.

В соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности, если законом не установлен другой срок. При неисполнении этой обязанности такое имущество по решению суда подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность. Если в собственности гражданина по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в том же порядке. Имущество, которое вообще не может находиться у гражданина, т.к. его оборот запрещен (например, радиоактивные металлы, наркотики, орудие и пр.), но обнаруженное у гражданина, подлежит изъятию уполномоченными органами и является основанием для возбуждения соответствующих уголовных дел.

Право частной собственности — абсолютно, т.е. гражданин вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению и в своем интересе (например, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, дарить, отдавать имущество в залог и пр.). Однако при этом гражданин не должен выходить за общие пределы, установленные гражданским законодательством. В частности, не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Рассматриваемая статья Конституции РФ гарантирует неприкосновенность права частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (например, по приговору суда у виновного лица конфискуется имущество). Принудительное отчуждение имущества для государственных (муниципальных) нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Отчуждение имущества у частного собственника без возмещения стоимости вообще недопустимо. При этом вопрос о конкретной стоимости отчуждаемого для государственных (муниципальных) нужд имущества решается по договоренности между собственником и представителем государства (муниципалитета). Спор относительно стоимости отчуждаемого имущества рассматривается в суде.

Конституция РФ гарантирует, что собственник вправе завещать принадлежащее ему имущество любому лицу гражданину РФ или иностранцу, лицу без гражданства, организации, а также государству. При отсутствии завещания наследование имущества осуществляется в порядке очередности, определенной частью 3 Гражданского кодекса РФ.
Дата публикации: 19.04.2013 г. Дата изменения: 14.12.2016 г.


В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..

Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность (ст.9). Из положений ст. 35 Конституции РФ следует, что субъектом конституционного права частной собственности может являться каждый — как физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация, иностранная организация), находящиеся на территории государства. Применительно к праву собственности на землю Конституция РФ в ч. 1 ст. 36 уточняет, что к субъектам данного права относятся граждане Российской Федерации и их объединения. Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает для иностранных граждан ограничения права собственности на земельные участки. Например, иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной. Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются. Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф. Эти объекты иностранцу могут быть предоставлены только в аренду, и то, только при условии, что он имеет соответствующую лицензию. Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях. Итак, вернемся к законодательству Российской Федерации. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации. Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2021 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В Краснодарском крае к таким территориям относятся: · Муниципальное образование Ейский район, · Муниципальное образование Каневский район, · Муниципальное образование Мостовский район, · Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район, · Муниципальное образование Славянский район, · Муниципальное образование Темрюкский район, · Муниципальное образование Туапсинский район, · Муниципальное образование Щербиновский район, · Муниципальное образование город Анапа, · Муниципальное образование город-курорт Геленджик, · Муниципальное образование город-курорт Новороссийск, · Муниципальное образование город-курорт Сочи. В связи с изданием Указа вступил в силу запрет, установленный Земельным кодексом РФ, на обладание на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. С момента вступления в силу Указа, то есть с 9 января 2011 года, указанные лица не могут обладать такими участками на праве собственности, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, – это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В частности, в список входят города так или иначе расположенные в определенной близости от государственной границы РФ. Данная норма является императивной, то есть применение части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ является обязательной и обходу никоим образом не подлежит. Итак, Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях Российской Федерации. Однако рассмотрим следующую ситуацию…, до вступления в силу Указа действующее законодательство разрешало иностранцам приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях у частных собственников на основании любых сделок за исключением приватизации. Нет ничего удивительного в том, что на момент вступления в силу Указа на приграничных территориях образовалось определенное количество иностранных собст­венников земельных участков. Чтобы проанализировать возможную судьбу земельного участка, расположенного на приграничных территориях и находящегося в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица, необходимо ответить на вопрос, на каком основании этот земельный участок был приобретен в собственность. Возможные последствия для «незаконных» собственников. Запрет на приватизацию иностранными гражданами и юридическими лицами земельных участков из госсобственности на приграничных территориях действовал и до вступления в силу Указа. Следовательно, есть вероятность того, что лицо, приобретшее право собственности на такой земельный участок в порядке приватизации, сделало это в нарушение действовавшего законодательства, а значит, есть основания квалифицировать такую сделку как недействительную. Согласно правилам Гражданского кодекса РФ, каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (с учетом применимого срока исковой давности). Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, незаконно приобретшие земельные участки на приграничных территориях в порядке приватизации, однозначно находятся в «группе риска», поскольку могут лишиться этих участков в результате применения последствий недействительности к заключенным им сделкам. Возможные последствия для законных собственников. Другую группу составляют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, приобретшие земельные участки на приграничных территориях до вступления в силу Указа на основании сделки купли-продажи у частного собственника, в порядке наследования или на иных законных основаниях. Ни Земельный кодекс, ни Указ не содержат специальных норм, устанавливающих судьбу земельных участков, расположенных на приграничных территориях, которые тем или иным законным образом были приобретены в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами до вступления в силу Указа. С одной стороны, права указанных лиц на приобретенные ими земельные участки должны быть защищены общей нормой законодательства о том, что закон не имеет обратной силы. Однако при этом нельзя забывать о правилах, содержащихся в Гражданском кодексе РФ в отношении имущества, ограниченного в обороте, поскольку в силу ограничений, установленных Земельным кодексом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, могут быть квалифицированы в качестве такого имущества. Согласно ст. 238 Гражданского кодекса, если такого рода имущество оказалось у лица на законном основании, однако данное лицо по закону лишено возможности обладать им на праве собственности, такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 названной статьи Кодекса). Возможность применения ст. 238 ГК РФ к рассматриваемой ситуации вызывает множество вопросов, поскольку указанный в ней годичный срок может быть не релевантен (ведь на момент вступления в силу Указа земельный участок мог законно находиться в собственности такого иностранного лица более чем в течение года). Однако факт наличия данной нормы в действующем законодательстве РФ не позволяет в настоящее время сделать однозначный вывод о том, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, законно приобретших земельные участки на приграничных территориях, никак не будут затронуты в связи с принятием Указа. Неоднозначность сложившейся ситуации, вероятно, может быть разрешена либо формированием судебной практики, либо принятием законодателем специальных нормативно-правовых актов, регулирующих дальнейшую судьбу земельных участков на приграничных территориях, оказавшихся в собственности иностранных граждан или юридических лиц, либо принятием уполномоченными инстанциями официальных разъяснений в отношении применения к данной ситуации действующего законодательства Российской Федерации. Судебная практика. Суды в целом правильно применяют нормы материального права, в частности, положения статей 3, 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации. По делам данной категории судьи проверяли, не изменилось ли гражданство ответчика, не совершил ли он к моменту рассмотрения дела сделку по отчуждению земельной доли или земельного участка и, соответственно, сохраняется ли у него обязанность по продаже земельного участка. Например, решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2021 года (дело №) по иску прокурора города Новороссийска гражданин Аглинишкис В.В. понужден к продаже принадлежащих ему долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: …. Принимая такое решение, суд правильно исходил из того, что ответчик Аглинишкис В.В. является гражданином иностранного государства, его право собственности на спорные земельные доли зарегистрировано 29 марта 2005 года и 15 апреля 2005 года и в течение года с момента государственной регистрации права ответчик не произвел отчуждение земельных долей. В то же время следует отметить, что при вынесении решения по требованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в резолютивной части обязательному указанию подлежит о продаже такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), поскольку именно такой порядок установлен статьей 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель. Для иностранных граждан и организаций все-таки действует ограничение в осуществлении прав землепользования в отношении земельных участков, расположенных на приграничных территориях РФ, перечень которых установлен Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ и в случае когда имущество не отчуждено собственником, такое имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]