Право собственности на земельный участок: порядок прекращения

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации определяет землю, как общенародное имущество, из него выделяют и отдельные территории, которые могут принадлежать физическому или юридическому лицу на законных основаниях. Согласно Земельному кодексу, участки могут быть проданы, арендованы, обменены, подарены, приватизированы или унаследованы, однако только после того, как на них будет получено свидетельство государственной регистрации собственнических прав. Получить его можно лишь при наличии весомых оснований, которые базируются на выполнении определённых условий. Разумеется, с потерей оснований происходит и прекращение права собственности на земельный участок.

Личной собственностью физического или юридического лица считается недвижимость, зарегистрированная по закону. Только владелец вправе принимать решения

относительно распоряжения своим имуществом, однако и это право он может потерять в двух случаях, о которых речь пойдёт ниже.

Прекращение права собственности на землю лишает владельца возможности не только распоряжаться этой недвижимостью, но и находиться в её пределах. Кроме того, человек теряет права и на все строения, расположенные на территории.

Структура собственнического права

Относительно понятия права собственности и её самой, когда речь идёт о земле, можно отметить основные его составляющие:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 Москва,

Московская область

+7 Санкт-Петербург,

Ленинградская область

+7 Регионы
(звонок бесплатный для всех регионов России)

  • Объект права – земельный участок;
  • Субъект права – владелец объекта;
  • Содержание имущества – обязательства и права собственника.

Что касается последнего пункта, под правами владельца обычно подразумевается самостоятельное распоряжение недвижимостью, эксплуатация и факт владения. Под владением имеется в виду подтверждение обладания территорией на законных основаниях. Под пользованием подразумевается эксплуатация участка в соответствии с его целевым назначением с учётом имеющихся ограничений. Распоряжаться своим имуществом человек может только в рамках дозволенного.

Как показывает практика, основания прекращения права частной собственности на землю достаточно часто строятся на том, что владелец использует земельный участок не для того, для чего она предназначена. В целом же, у собственника есть право распоряжаться своим объектом также в плане его отчуждения или передачи в аренду. Однако даже здесь следует во всём ссылаться на закон, поскольку он не предоставляет полной свободы действий ни для кого.

Основания возникновения права собственности на землю

Согласно ст. 25 ЗК РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Основания приобретения земельных участков в собственность:

1) в частную собственность (по Гражданскому кодексу РФ):

  1. на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка (ст. 218);
  2. в порядке наследования, а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218);
  3. в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 217);
  4. по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу приобретательной давности.

2) в государственную собственность (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  1. по федеральным законам;
  2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
  3. гражданско-правовые основания;
  4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

3) в муниципальную собственность (ст. 19 ЗК РФ):

  1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
  2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
  3. гражданско-правовые основания;
  4. безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента такой регистрации.

См. также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении

Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме. Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной.

Все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Данные о совершении сделок вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сделки дарения и мены совершаются по правилам гражданского законодательства. Особого порядка совершения данных сделок федеральным земельным законодательством не предусмотрено.

Ничтожным является условие передачи земельного участка после смерти дарителя. Отказ от земельного участка после оформления его в собственность является добровольным отказом от участка, прекращающим право собственности на него, и право на участок переходит к государству.

Основной трудностью при заключении договора мены может стать оценка земельного участка как объекта недвижимости, поскольку по общему правилу (п. 1 ст. 568 ГК РФ) обмениваемые вещи предполагаются (должны быть) равноценными. Такая оценка будет примерной, если она будет произведена сторонами. В случае, когда соглашение насчет цены обмениваемого имущества не достигнуто, стороны могут прибегнуть к услугам профессионального оценщика недвижимости, и, если вещи будут неравноценными, сторона, имеющая менее ценную вещь, должна будет доплатить разницу в ценах (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Цена обмениваемого земельного участка должна быть не ниже нормативной.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность. Однако из данного принципа есть исключения:

  1. собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка (п. 3 ст. 35 ЗК РФ);
  2. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка (п. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Переход права собственности на земельные участки по наследству

Правоотношения по передаче земельных участков по наследству регулируются нормами гражданского, наследственного и семейного законодательства.

Наследование представляет собой одностороннюю сделку, т.е. сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны, в данном случае наследодателя.

Наследование земельных участков осуществляется по завещанию, а при его отсутствии — по закону (ст. 1111 ГК РФ).

Наследование есть вид универсального правопреемства, субъектами которого в большинстве случаев выступают граждане (ст. 1110 ГК РФ).

Каждый гражданин вправе завещать свое имущество (в частности, и земельный участок) любому лицу или нескольким лицам, в том числе и не входящим в круг наследников по закону. Завещание должно быть составлено письменно и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности

  • земельный участок или
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком

входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  1. решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка — в собственность бесплатно (приватизация) или в постоянное (бессрочное) пользование;
  2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Примечание

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 Кодекса (продажа без проведения торгов), а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст. 39.18 Кодекса (для индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ, КФХ и т.д.).

Особенности купли-продажи земельных участков установлены ст. 37 ЗК РФ.

В общем случае продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами:

  • в качестве продавца — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • в качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) — собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Земельные участки, изъятые из оборота:
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст. 27 ЗК РФ):

  1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
  5. объектами организаций органов государственной охраны;
  6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  9. воинскими и гражданскими захоронениями;
  10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

  1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
  2. из состава земель лесного фонда;
  3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
  6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
  7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  8. предоставленные для нужд связи;
  9. занятые объектами космической инфраструктуры;
  10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно указаны в ст. 39.5 ЗК РФ.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в ст. 39.6 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  3. казенным предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в безвозмездное пользование указаны в ст. 39.10 ЗК РФ.

Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение

Ст. 35 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (с учетом долей в праве собственности — для нескольких собственников).

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

  1. отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  2. отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
  3. отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Объект и субъект

Объектом недвижимого имущества в данном случае выступает участок земли. В целом же вся территория Российской Федерации считается недвижимым объектом, независимо от того, используется она или нет. В качестве субъектов могут быть не только физические и юридические лица, но и само государство, муниципальные органы.

Независимо от того, что у российских граждан есть возможность приватизировать определённые земельные участки, есть имущество, которое может находиться исключительно во владении государства. Кроме того, государственные органы вправе устанавливать и изменять условия, правила и требования к заключаемым сделкам, использованию имущества, его передачи, а также может вовсе прекратить права собственности на него в отношении определённых лиц. Абсолютно все владельцы недвижимости перед законом одинаковы.

Физическое лицо может получить имущество в собственность при его покупке, обмене, ренте, дарении, наследовании или приватизации. Юридическое лицо, помимо перечисленных способов получения земли, вправе воспользоваться безвозмездной передачей территории и её разграничением.

Что бы ни происходило с участком земли, какие бы сделки или иные действия с ней ни совершались, они обязательно документируются официально.

Основания прекращения права собственности по воле собственника (в добровольном порядке)

По воле собственника, т.е. в добровольном порядке, право собственности прекращается по следующим основаниям.

1) Отчуждение собственником своего имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) — оборотная сторона приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Собственник вправе заключить с другими лицами гражданско-правовой договор (например, купли-продажи, мены, дарения и т.д.), предусматривающий передачу принадлежащего ему имущества в собственность другим лицам.

2) Приватизация (ст. 217 ГК РФ) — особый случай прекращения права собственности. Приватизация — передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация выступает в качестве основания прекращения права собственности лишь для государства и муниципальных образований и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Она проводится по решению (воле) самого публичного собственника, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

3) Гибель или уничтожение имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) — единственное основание прекращения права собственности, гарантированно не являющееся основанием возникновения этого права у другого лица.

Гибель и уничтожение означают необратимое физическое прекращение существования вещи. При этом могут сохраниться отдельные детали, остатки вещи, которые также могут выступать в качестве объектов права собственности.

Гражданский кодекс не разграничивает понятия «гибель» и «уничтожение». В теории считается, что гибель не зависит от воли субъекта, она — результат случайного события, т.е. под гибелью имущества можно понимать утрату имущества, как правило, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть не зависящих от волеизъявления собственника имущества.

Уничтожение имущества- целенаправленное разрушение вещи, приведение ее в негодность, которое может осуществляться самим собственником или иным лицом.

В судебной практике понятия «гибель имущества» и «уничтожение имущества» отождествляются.

Помимо физического, возможно и юридическое уничтожение вещи, когда физически она продолжает существовать, а юридически — нет. (Например, разделенный земельный участок утрачивает прежний кадастровый номер и юридически превращается в несколько новых объектов.) Однако при этом вместо прекратившегося права на прежнюю вещь возникает право на новую.

4) Отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ) — не совсем основание его прекращения, а скорее возможная предпосылка для приобретения другим лицом права собственности на бесхозяйное имущество (ст. ст. 225, 226 ГК РФ). Другими словами, право собственности лица, отказавшегося от вещи, прекращается не с момента фактического отказа собственника от права на вещь, а с момента приобретения права собственности на нее другим лицом. До приобретения права собственности на вещь другим лицом предыдущий собственник не освобождается от бремени содержания вещи и исполнения иных обязанностей собственника. Иное лицо, в зависимости от ситуации, может приобрести право собственности на вещь, от которой собственник отказался, как на брошенную вещь (ст. 226 ГК РФ), в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Об отказе от права собственности можно сделать объявление (в том числе с использованием средств массовой информации) или совершить иные свидетельствующие о таком отказе действия (скажем, выбросить вещь; поместить вещь в месте сбора мусора и прочих бытовых отходов), в результате чего соответствующая вещь приобретет статус бесхозяйной.

Отказ от вещи должен соответствовать действительному волеизъявлению собственника и не должен быть вынужденным. Само по себе бездействие собственника вещи не свидетельствует по общему правилу о намерении отказаться от права собственности на нее.

Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на публичные образования — Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.

Вид и форма

На территории Российской Федерации различают две разновидности собственнического права на земельные участки – государственная и частная.

Государственной собственностью считается общее народное имущество, которым государственные органы вправе распоряжаться от имени своего народа. Такая разновидность в свою очередь подразделена на ещё две формы:

  • Владения Российской Федерации – вся территория страны, не принадлежащая ни муниципалитетам, ни частным лицам;
  • Собственность муниципальных органов.

Форма частной собственности выражается в виде личной, совместной, общей и долевой. Переходит объект в распоряжение частных лиц после его приобретения на законных основаниях. Перед этим территория обязательно должна быть сформирована, иметь индивидуальный кадастровый номер и адрес.

Независимо от вида и формы собственности все владельцы могут пользоваться и распоряжаться владениями так, как посчитают необходимым, но только в рамках закона. И в первую очередь стоит обратить внимание на категорию земли. Эксплуатация объекта, предназначенного, к примеру, под индивидуальное жилищное строительство, для коммерческих целей и предпринимательства приведёт к принудительному прекращению прав собственности.

Комментарий к Статье 45 Земельного кодекса РФ

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.

При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п. 2 комментируемой статьи и является закрытым. Новая редакция комментируемой статьи, внесенная Федеральным законом от 3 июля 2021 г. N 354-ФЗ, несколько по-иному формулирует перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования права пожизненного наследуемого владения земельными участками. Сами эти основания остались теми же по сравнению с предыдущими редакциями (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки), но теперь эти основания объединены новым общим понятием: вместо прежнего «ненадлежащее использование земельного участка» — это «использование земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации», что, разумеется, является более точным определением перечисленных в ней деяний.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, поскольку органам земельного надзора и судам в каждом конкретном случае необходимо делать вывод о том, имеют ли место именно названные последствия и насколько их возникновение связано с совершенным земельным правонарушением из числа названных в комментируемой статье.

В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4290.

Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:

— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;

— снижение кислотности в кислых на 10% или более;

— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;

— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;

— снижение содержания обменного калия на 25% или более.

Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности, согласно п. 3 ст. 77 этого Федерального закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В качестве примера можно привести, например, утвержденную Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся не на всей площади участка или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли, например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 <1> определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков: ——————————— <1> СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2230.

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляют на пашне свыше 15% площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляют свыше 30%;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляют свыше 20% площади земельного участка.

Федеральным законом от 3 июля 2021 г. N 354-ФЗ внесены существенные изменения в комментируемую статью в отношении срока, в течение которого необходимо приступить к использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения из земель, на которые распространяется действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>: если прежде в него не включался срок освоения земельного участка (составлявший 2 года), то есть начало использования такого участка могло начаться через 5 лет после его предоставления, с учетом допустимого трехлетнего срока неиспользования участка из земель сельскохозяйственного назначения, то теперь в соответствии со ст. 6 названного Федерального закона начало использования должно произойти в течение 3 лет, без прибавления времени на освоение участка. ——————————— <1> Действие данного Федерального закона согласно его ст. 1 распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, кроме садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Добровольный отказ от прав

Каждый из владельцев недвижимости может самостоятельно инициировать прекращение прав собственности на земельный участок, то есть отказаться от него по доброй воле. По сути, эта процедура состоит из ряда фактических и юридических процессов, поэтапных действий и определённых обстоятельств. Это утрата прав владения имуществом признается официально. В результате прекращения прав, земельные участки могут быть переданы в собственность другим лицам или вовсе прекратить своё существование.

Различают два варианта, при которых основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок признаются законными. Одним из них является факт добровольного прекращения. Это может быть отказ, в соответствии с 53 статьёй Земельного кодекса, отчуждение при заключении сделок или ликвидация юридически лиц, согласно 61 статье Гражданского кодекса.

В качестве основания для прекращения собственнических прав порой служат обстоятельства, которые не зависят ни от владельца, ни от чьего-либо ещё решения. К таким основаниям относится смерть правообладателя или перевод земли в другую категорию, в связи с чем, её больше нельзя использовать в прежних целях.


Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст.45 Земельного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность. К заявлениям юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом Так же право прекращается при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Принудительная форма прекращения

Более строгой формой является факт принудительного прекращения собственнических прав на землю. Для этого есть несколько весомых оснований, а именно:

  • Деятельность публичного органа управления, которая направлена на факт изъятия участка у его владельца или выкуп объекта для нужд государства или муниципалитета, в соответствии с 49 статьей Земельного кодекса;
  • Деятельность публичного органа управления, которая направляется на лишение собственника прав владения территорией на основании содеянных им неправомерных действий (нецелевое использование, нарушение действующего российского законодательства, конфискация);
  • Деятельность публичного органа управления, которая направлена на прекращение прав владения землёй по причине вступления в силу законных обстоятельств, например, наследование приграничной территории иностранным гражданином

Стоит отметить, что нецелевое использование территории, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, приведёт к лишению имущества в том случае, если нецелевая эксплуатация длится три года и более. Также лишиться недвижимости можно, если при ее использовании ухудшилась экологическая обстановка.

Принудительное прекращение прав на земельный участок при совершении земельного правонарушения

 Статья посвящена анализу применения норм о принудительном прекращении права собственности на земельный участок при совершении земельного правонарушения. Автор высказывает свое мнение по совершенствованию данного правового института и предлагает введение новой меры ответственности для собственника земельного участка, совершившего земельное правонарушение.

Ключевые слова: принудительное прекращение права собственности, правонарушение, ответственность, нецелевое использование земель, изъятие земельного участка.

В результате развития научно-технического прогресса, а также усиленного антропогенного влияния на земельные ресурсы было отмечено ухудшение состояния земель в России, а совершение правонарушений в области земельного и природоохранного законодательства еще больше ухудшают их состояние. Субъектами вышеуказанных правонарушений являются не только физические лица, но и юридические лица, органы государственной и муниципальной власти. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно при эффективном применении мер юридической ответственности.

В юридической литературе нет единого мнения о существовании специальной земельно-правовой юридической ответственности. Некоторые ученые, такие как Ю. Г. Жариков, В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин, считают, что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, поэтому охрану земельных отношений в первую очередь должны обеспечивать нормы специальной ответственности [1, С. 443]. Другие же ученые выделяют дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную формы и виды ответственности [2, С. 197]. Если вопрос о факте существования специальной земельно-правовой ответственности является спорным среди ученых, то о необходимости совершенствования законодательства в области принудительного прекращения земельных прав спора нет [3, С. 59].

Статья 44 Земельного кодекса, устанавливающая основания для прекращения права собственности на земельный участок, не содержит прямого указания на земельное правонарушение как основания для прекращения права собственности на земельный участок, а лишь дает ссылку на нормы Земельного и Гражданского кодексов. При этом статьи 45, 54 Земельного кодекса содержат основания и порядок прекращения прав не собственников за совершение земельного правонарушения, а именно при ненадлежащем использовании земельного участка [4, С. 584]. В связи с этим остается только ссылка на гражданское законодательство. Так статьи 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность принудительного прекращения права собственности на землю, если собственник земельного участка не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства. Порядок же изъятия земельного участка, предусмотрен статьей 286 Гражданского кодекса РФ, которая отдает полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285Гражданского кодекса РФ органам государственной власти или местного самоуправления. Казалось бы, вот и найден ответ на вопрос о правовом закрепления такого основания прекращения права собственности на земельный участок как земельное правонарушение и порядка его применения, но тут мы сталкиваемся со значительной правовой коллизией.

Дело в том, что способ прекращения права собственности, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 286 Гражданского кодекса РФ, противоречит части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что лишение любого лица, принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу статья 286 Гражданского кодекса РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Таким вышеуказанное противоречие делает невозможным применение на практике норм статьи 286 Гражданского кодекса РФ, из чего вытекает проблема неурегулированности порядка прекращения права собственности на основании земельного правонарушения.

В целях решения данной проблемы некоторые авторы призывают руководствоваться в таком случае по аналогии ст. 54 ЗК РФ, определяющей порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками. Однако представляется более верным согласиться с экспертами, настойчиво утверждающими, что правоприменителю не следует руководствоваться данной аналогией закона, [5, С.144] так как, во — первых, решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм, а, во-вторых, полагаю, что такой вопрос как прекращение права собственности должен быть четко урегулирован федеральными законами в целях единого толкования и применения данных норм. Аналогия же закона внесет еще большее количество неразрешенных проблем.

Кроме того, считаю необходимым обратить внимание на недостаточность простого лишения лица права собственности лица за совершение земельного правонарушения, будь то нецелевое использование земельного участка или другое грубое нарушение земельного законодательства. Действия лиц, нарушающих земельное законодательство, приводят ухудшению общего состояния земель в России, в связи с чем необходима норма, согласно которой на бывшего собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя будет возлагаться обязанность восстановить первоначальное состояние земельного участка либо возместить расходы на такое восстановление.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основания и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки детально земельным законодательством не урегулированы. Требуется решение таких проблем как устранение правовой коллизии, нормативное урегулирование порядка принудительного прекращения прав на земельные участки, а также более детальный подход к привлечению собственника, нарушающего земельное законодательство, к ответственности.

Литература:

  1. Жариков Ю. Г., Улюкаев В. Х., Чуркин В. Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003; Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н. И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Боголюбов С. А. Ответственность в сфере охраны окружающей среды и значение возмещения причиненного ей вреда // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: материалы VII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2013.
  3. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.
  4. Гринь Е. А. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 71.
  5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Былина, 2001.

Дополнительные основания

В качестве дополнительных оснований на лишение прав собственности и прекращение права аренды земельного участка служит выставление взысканий на недвижимый объект в соответствии с 237 статьей Гражданского кодекса.

Для примера можно привести ситуацию, когда земля приобреталась в ипотеку, заём не был выплачен, и объект находится у банка в залоге. Несмотря на наличие такого ограничения, недвижимость может находиться в пользовании до полной выплаты кредита. Однако банковское учреждение, являясь залогодержателем, имеет право взыскать на заложенный объект, указанный в договоре ипотеки, чтобы за счёт данной недвижимости вернуть задолженность заёмщика, который перестал выполнять свои обязательства, то есть, перестал вносить ежемесячные платежи с процентами или вносит частичные суммы несвоевременно длительный период времени, что договором не оговаривалось.

Принудительно прекратить права собственности могут и для юридических лиц по причине их банкротства. Такое решение выносит арбитражный суд, выставляя имущество банкрота на торги. Для сельскохозяйственных структур действуют точно такие же правила.

Особенности изъятия за выкуп

Изъятием участка земли за выкуп по причине нужд муниципалитета или государства называют процесс одного из двух органов, который направлен принудительно прекратить право собственности через суд, но с компенсацией владельцу стоимости изъятого недвижимого объекта. Такое обстоятельство применимо как к юридическим, так и к физическим лицам, поэтому полностью перестраховаться от такого риска практически невозможно.

Выкуп земель для государственных нужд никак не связывают с неправомерными действиями прежнего собственника, права которого прекращаются. Происходит подобное исключительно по причине публичного интереса, например, необходимость строительства дорожной развязки. По сути, это одно из решений по управлению в сфере земельного фонда, основанное на институте земельных прав.

Законодательство, которое регулирует все вопросы, связанные с изъятием и прекращением прав собственности в пользу муниципалитета и государства, это Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Конституция. При этом обязательным условием выступает факт равноценного обмена. Никто не заберет землю у её владельца безвозмездно, если не было никаких правонарушений с его стороны.

Основания для прекращения права собственности на земельные участки

Все основания для прекращения права собственности на участки земли в России описаны в законодательстве страны. Чаще всего право собственности прекращается в следующих случаях:

Отказ от права собственности на землю

Федеральное законодательство страны предусматривает и право отказа от частной собственности. Если ранее при отказе от собственного участка, земельный участок приобретал статус бесхозного недвижимого имущества, а сам момент прекращения права собственности точно не указывался, то с 2008 года ситуация несколько изменилась.

Вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земли.

Сегодня для того, чтобы отказаться от участка земли, нужно, чтобы собственник участка земли подал заявление в соответствующий орган федеральных властей – Росреестр.

Прекращение права собственности происходит с момента регистрации собственником имущества этого желания в Росреестре.

Помните, что отказаться можно только от тех участков земли, которые находятся непосредственно в вашей частной собственности.

Отчуждение земельного участка в пользу других лиц

Исходя из норм Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что каждый

гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, исходя из своих личных побуждений и желаний. Основной закон страны также разрешает распоряжаться землей не единолично, а в паре с другими лицами, не теряя при этом права собственности.

Согласно Земельному кодексу распоряжение земельным участком происходит собственником земли в свободном ключе, если его действия не нарушают законодательство. В свою очередь Гражданский кодекс дает лицу полное право на свое усмотрение совершать с землей различные сделки, которые не противоречат законным нормам, в том числе – отчуждать в пользу других.

Отчуждение земли в пользу других лиц происходит на основании совершения сделки в рамках установленных законодательством правил.

Но не забывайте о том, что нужно учитывать также ограничения в обороте определенных земельных участков, специализацию и категорию.

Принудительное отчуждение земли у собственника в пользу государства


Конституция Российской Федерации регламентирует, что лишить права собственности в стране можно лишь через решение суда. При этом все основания для лишения права собственности на землю в РФ исчерпывающе описаны в Гражданском кодексе.
Так, землю у гражданина или организации могут изъять в следующих случаях:

Если на землю были наложены обременения

Если собственник земли взял кредит, а в залог оставил свой участок земли, банк вправе заявить в суде о требовании взыскать долг с гражданина при помощи отчуждения у него земельного участка, который находится в его собственности.

Когда землю унаследовало иностранное лицо

Согласно законодательству, иностранные лица и организации не могут владеть в Российской Федерации участками земли, а лишь арендовать. В случае если иностранное лицо получило земельный участок в наследство – он должен быть отчужден.

Компетентный орган сначала потребует сделать это добровольно, а в случае отказа – обратиться в суд.

Судебная инстанция будет вынуждена затребовать принудительное отчуждение земли у иностранца, согласно законодательным нормам.

Земля может быть реквизирована, конфискована или национализированной

В определенных случаях землю могут через суд реквизировать, конфисковать или национализировать. Чаще всего, это касается только особо важных участков земли (например, для обороны или как культурное наследие).

  • Если доля не может быть выделена в натуре, она может быть отчуждена в пользу другого лица с уплатой компенсации.
  • Земля может быть выкуплена государством у частного лица для государственных нужд.
  • Если участок земли использовался с нарушениями норм законодательства, то государство может изъять его при помощи решения суда.

Принудительное изъятие (реквизиция или выкуп) земли у собственника происходит согласно четко прописанным правилам.

Так, изымать участок земли могут в следующих случаях:

  1. Если государство выполняет международное обязательство.
  2. Когда отсутствуют другие варианты, но нужно разместить объект государственного или муниципального значения.
  3. Иные случаи, которые предусмотрены федеральным или муниципальным законодательством.

Принудительное изъятие земли происходит на основе выкупа земельного участка у собственника недвижимости. Основанием для выкупа служит решение российского суда.

Равноценное возмещение – выкуп участка земли согласно его выкупной цене, в которую включена рыночная цена, а также цена находящегося на участке земли другого недвижимого имущества и убытки, которые понесет собственник имущества из-за выкупа земли.

Также закон предусматривает возмещение собственнику убытков понесенных из-за

обязательств перед другими лицами или из-за упущенной выгоды.

Существует некоторый риск, что убытки и затраты с момента изъятия и до момента окончательного решения суда о выкупной цене участка, будут возложены на собственника земли. Это касается расширения и реконструкции зданий, которые находятся на изъятом участке.

Если собственник не согласен с конечной выкупной ценой, которая установлена в решении соответствующего органа, то он вправе обратится в суд для оспаривания этой суммы.

Земельный кодекс также допускает и изъятие земли у собственника из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, стихийного бедствия, серьезной аварии или катастрофы, эпидемии и т.д. В таком случае участок изымается временно для определенных целей: защиты интересов граждан, общества или государства.


Собственнику выдают свидетельство о реквизиции земли, где четко прописаны причины и обстоятельства. После возвращения ему будут возмещены все убытки, которые он понес.

Если такой участок земли нельзя вернуть, то государство или муниципальные власти возмещают ему рыночную стоимость за землю или могут предоставить равноценный участок в обмен на изъятый.

Если обстоятельства были исчерпаны, а участок земли не был возвращен собственнику, он может требовать в судебном порядке вернуть ему недвижимое имущество и компенсировать убытки.

Узнайте, как определить границы вашего участка! Наша статья про межевание дачных участков поможет вам в этом деле! Узнайте про то, как подарить долю земельного участка в нашем экспертном материале.

Возмещение государством

Продлевая тему государственного возмещения стоимости территории при её изъятии для публичных нужд, стоит заметить, что это не своевольное распоряжение и основано оно не только на внутригосударственных правовых актах, но и соответствует требованиям международных договоров.

Поскольку законодательство направлено на защиту населения, а также прав и свобод каждого гражданина в частности, уплаченная компенсация за прекращенные права на изъятую землю должна быть равноценна не только стоимости этого объекта. Здесь учитываются также прочие финансовые потери человека, такие, как потеря от прибыли, время на поиск другой аналогичной недвижимости и прочие индивидуальные обстоятельства.

Гарантии интереса и права каждого владельца земли, подлежащей государственному выкупу, отображены в 279 статье Гражданского кодекса. При этом человек, арендующий землю, никакой компенсации не получает, кроме возмещения понесённых им убытков при прекращении деятельности.

Несмотря на то, что изъятие с выкупом является принудительно формой прекращения собственнических прав, это всё же принципиально отличный вариант от прекращения безвозмездного, возникающего по вине владельца.

Историческое обоснование

Прекращение собственнических прав не является новой процедурой для россиян и действующего Земельного кодекса. Множество аналогичных действий применялось ещё в дореволюционные времена, когда для государственных нужд земли отбирались у владельцев, вместо чего им предоставлялась возможность вывезти плодородную почву и прочее своё имущество в иное место.

Более того, в советские времена даже действовали основы земельного законодательства, которые также регламентировали процедуру изъятия объектов. В то время общественными нуждами считалось строительство завода, фабрики, электрической станции, а также расширение населённых пунктов. При этом последствий после изъятия участка были иными. Так, к примеру, изъятие не было выкупом, несмотря на то, что земля забиралась государством не по вине собственника. Иными словами, человеку компенсировали только убыток, который он понёс в связи с тем, что земля изъята, но за саму территорию он не получал ничего взамен.

Изменения, которые потерпел правовой акт в том виде, в котором его можно наблюдать сегодня, были внедрены в 1991 году, когда Российская Федерация стала активно развивать аграрную реформу.

Развитие правового института

После того, как в силу вступил Земельный кодекс российской Федерации, начался новый этап в развитии правовых институтов, в частности связанных с прекращение прав собственности и изъятием недвижимости. Был создан специальный нормативный акт, в котором отображается список весомых оснований, дающих государству и муниципальным органам полномочия изымать частное имущество (49 статья Земельного кодекса).

Основания для изъятия участков:

  • Международные обязательства;
  • Необходимость расположения объекта муниципального или государственного значения, если иных вариантов их размещения не предвидится;
  • Размещение федеральной или региональной энергетической системы;
  • Строительство объекта, использующего атомную энергию;
  • Расположение оборонительного объекта, воинской части;
  • Прокладывание пути для транспорта федерального значения, связного и информационного пути;
  • Строительство объекта для обеспечения космической деятельности;
  • Прокладывание линейного объекта регионального или федерального назначения для монопольной деятельности;
  • Прокладывание систем коммуникаций муниципального уровня;
  • Прокладывание автомобильной дороги любого государственного значения.

Особые случаи

В 23 статье Земельного кодекса Российской Федерации за собственником сохраняется право требовать компенсировать понесённый при изъятии имущества убыток, даже если объект недвижимости обременён публичным сервитутом. Основным условием такого требования служит невозможность эксплуатации территории по причине сервитута.
Одновременно с этим случаем можно выделить и закон об охране природных территорий. В 26 статье Земельного кодекса сказано, что у владельца могут изъять его землю, если она будет признана охраняемым объектом, природным памятником или комплексом на государственном уровне. Также после такого признания арендаторы могут лишиться права пользования землей.

Разумеется, на государственном уровне могут бесконечно принимать всевозможные поправки и дополнения списка оснований для изъятия территорий, как с выкупом, так и без него. Действующие же ныне правила, касающиеся прекращения собственнических прав в пользу муниципалитета или государства, можно посмотреть в 55 статье Земельного кодекса Российской Федерации.

К чему приводят решения

Действующие ранее законодательные акты Гражданского кодекса Российской Федерации позволяли изымать из собственности владельца не всю территорию, а лишь определённую её часть. Несмотря на то, что это было весьма непросто, этим пользовались довольно нередко. Однако, в связи с беспрестанно вносимыми изменениями, возникали противоречия и такую возможность в итоге отменили.
Необходимо справедливо отметить, что несогласные владельцы, которых лишают права собственности на землю, могут опротестовать такое решение, подав исковое заявление в суд, независимо от того, кто и по какой причине прекращает их права. На оспаривание решения лицу даётся срок в три года, после чего обращаться с исками уже не имеет никакого смысла. Трёхлетний срок будет отсчитываться от даты, когда владельцу было направленно официальное письменное уведомление о принятом решении, в котором сказано, что его права будут прекращены.

В соответствии с 239 статьей Гражданского кодекса Российской Федерации, лишаясь прав собственности на землю, человек автоматически лишается и прав на все расположенные на данной территории объекты недвижимости. Изымаются они также как и участок, либо путём выкупа, либо конфискацией с последующей продажей с публичного аукциона.

Участок за границей

Ошибка инженера заключалась в том, что границы участков соседей наложились друг на друга. Те, кто сталкивался с такими вещами, знает — это одна из весьма распространенных ошибок. Судебная статистика споров о земле утверждает, что наложение границ земельных участков — проблема больная и распространенная. Может ли она стать причиной прекращение права собственности?

В ситуации, которой занимался Верховный суд, хозяйка земельного участка едва его не потеряла из-за некомпетентности кадастрового инженера, допустившего ошибку в межевом плане. Итак — две собственницы дачных участков в Хакасии жили рядом. Когда одна из них ставила свой участок на кадастровый учет обнаружилось, что границы ее земли заходят на участок соседки, которая, узнав про это, пошла в суд.

В районном суде были озвучены следующие детали. Первая гражданка получила свой участок в собственность для ведения «фермерского хозяйства» из земель запаса. Вторая стала собственницей участка после того, как ей его подарили. Таких подарков — договоров дарения, было два.

В суде «фермерша» уверяла, что ее соседка незаконно соединила земельные участки у себя в один, поэтому просила суд признать право собственности на землю липой, а данные на участок в Государственном кадастре, то есть границы участка — кадастровой ошибкой.

Итог — райсуд Хакасии удовлетворил требования «фермерши». Верховный суд республики с таким решением согласился. По мнению местных судов, при постановке участков на кадастровый учет произошла часто встречающаяся кадастровая ошибка, и участки одной дамы наложились на участки другой. И межевой план ответчицы был сделан с нарушениями. Вывод суда — у соседки «фермерши» нет права собственности на ее землю. По мнению местных судов, кадастровая ошибка в сведениях о границах участков — основание для прекращения права собственности на них.Проигравшей пришлось дойти до Верховного суда, где с выводом не согласились.

Судебная статистика утверждает, что наложение границ земельных участков — проблема распространенная

По мнению Верховного суда, по закону наличие кадастровой ошибки не может считаться основанием для прекращения права собственности на землю. Если кадастровая ошибка есть, то ее надо исправить, но право собственности гражданина на землю — сохранить. А еще Верховный суд обратил внимание вот на какой важный момент: райсуд, рассмотревший спор, не назвал способ исправления кадастровой ошибки. Почему-то апелляция этого не заметила и коллег не поправила. По мнению Верховного суда, районный суд, увидев, что межевой план сделан с нарушениями, обязан был поставить вопрос об ответственности кадастрового инженера. Ведь именно этот человек формировал и ставил земельные наделы соседки-ответчицы на кадастровый учет. Но райсуд этого делать не стал. Мимо внимания райсуда прошло и другое обстоятельство. Женщина, чьи права на землю признали незаконными, получила землю в собственность по актам дарения. В суде договора дарения не признаны недействительными. И Верховный суд вполне справедливо заявил — пока договоры дарения не признаны недействительными, земля, по ним полученная, принадлежит тому, кому они подарены. Право на записанные в законных договорах участки не может быть отсутствующим.

Спор соседок будет пересмотрен с учетом заявлений Верховного суда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]