Основания для прекращения прав на земельный участок

Прекращение права собственности на землю – это установленная законодателем процедура, сопряженная с некоторыми сложностями и тонкостями надлежащего оформления.

Основанием прекращения права собственности являются фактические причины, которые возникают у собственника и заинтересованных лиц. Перечень оснований проведения этой процедуры установлен законодательством. По причинам, выходящим за рамки этого списка, не может быть прекращено право собственности лица на земельный участок. Также граждане Российской Федерации вправе добровольно отказаться от принадлежащего им имущества в установленном порядке.

Основные законодательные положения

Процесс отчуждения земли подробно изложен в земельном и гражданском законодательстве. Право граждан приобретать участки земли и распоряжаться ими установлено Конституцией Российской Федерации.

В главном, основополагающем законе России – Конституции содержатся следующие сведения, которые прямо касаются прав граждан на распоряжение собственностью:

  • каждый гражданин РФ может владеть земельным участком на правах собственности
  • владельцы могут использовать своею землю и распоряжаться ею в рамках установленных законодательством правил. Иными словами, действия собственника в отношении принадлежащего ему участка не должны нарушать права и законные интересы третьих лиц, положения законов. Также использование земли не должно причинять вред окружающей среде
  • условия и порядок использования наделов установлены законодательством

В системе законодательства установлена строгая иерархия, поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством России, не должны вступать в противоречие с Конституцией.

Данный принцип положен в основу порядка ликвидации имущественных прав на земельные наделы. Основные правила этой процедуры содержатся в Земельном кодексе:

  • имущественное право на земельный участок прекращается при конкретизированном волеизъявлении владельца, оформленном с соблюдением установленного законом порядка
  • право собственности на землю может быть прекращено принудительно при наличии установленных законодательством оснований и посредством утвержденной процедуры
  • оба способа ликвидации прав на з/у подробно изложены в Гражданском и Земельном кодексах, а также Федеральных законах РФ
  • имущественное право гражданина может быть аннулировано независимо от того, каким способом земля была приобретена (посредством купли-продажи, приватизации, наследования или другими подобными способами)

Во многих ситуациях, особенно связанных с принудительным прекращением права собственности на землю, гражданам целесообразно обращаться за квалифицированной юридической помощью для более эффективной защиты своих прав и интересов.

Порядок переоформления

Порядок переоформления права пользования регулирует ФЗ №137. Согласно законодательному акту алгоритм действия будет следующим:

  1. Необходимо провести проверку всех документов на землю. Затем выяснить, состоит ли земельный участок на кадастровом учете и произведена ли регистрация на право пользования. Если всё выполнено, то в реестре указан пользователь.
  2. Если участок не состоит на учете, то его переоформление невозможно. Уточнить информацию можно следующими способами:
      Поиск данных на Публичной кадастровой карте.
  3. Обращение в Росреестр. Можно сделать запрос в электронном виде на сайте Росреестра (раздел Госуслуги), либо написать заявление в письменной форме о предоставлении выписки.
  4. Далее необходимо составить заявление, в котором указать просьбу о переоформлении на право собственности. Можно указать переоформление направо аренды, однако в этом случае собственник не сможет распоряжаться ЗУ без ограничений, потому что собственником будет являться муниципалитет.
  5. Направить заявление и необходимые бумаги в уполномоченный орган, который предоставлял землю. В большинстве случаев этим органом является муниципалитет, однако могут быть и государственные органы власти.
  6. Дождаться решения, которое будет получено через один месяц.
  7. Если получено положительное решение, то заключается договор купли-продажи (если ЗУ необходимо выкупить), либо договор аренды (в зависимости от того, что было указано в запросе изначально). Если на земле уже построен дом, который принадлежит заявителю, то уполномоченные органы просто примут решение о передачи прав собственности на бесплатной основе.
  8. Обратиться в Росреестр для регистрации права собственности.

Основания для прекращения прав на землю

Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.

Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:

  1. Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
  2. Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при ликвидации имущественных прав на землю влечет за собой недействительность процедуры независимо от того, кем она была проведена. При наличии у лица весомых поводов можно инициировать судебное разбирательство и вернуть свои права на участок.

Процедура прекращения права собственности на ЗУ

При возмездном характере

При возмездном характере изъятия для муниципальных и государственных нужд, собственник предупреждается трижды о том, что планируется его переселение с занимаемого участка. Последнее уведомление содержит приглашение в местную администрацию для составления соглашения.

Собственнику следует принять приглашение и постараться извлечь максимум полезных вариантов при определении выкупной стоимости ЗУ или выборе нового надела. Здесь нужно учитывать стоимость каждого элемента, входящего в стоимость земли.

Такие расчёты следует провести предварительно, приблизительно определившись с выкупной стоимостью участка. Грамотный собственник не станет форсировать события. Оставив собственные расчёты в стороне, он рассмотрит предложение муниципалитета. Если таковое более привлекательно, чем реальная стоимость земель, вступать в дебаты не следует, а нужно сразу же оформлять соглашение.

Соразмерная выкупная стоимость, равная реальной, предусматривает дополнительные виды оплаты, в виде компенсации затрат на переезд и т.п. Об этом допустимо сообщить уполномоченному лицу.

При занижении реальной стоимости, следует написать уведомление в администрацию, с формулированием причин претензий. Если вопрос не решится в пользу собственника в течение месяца – следует обращаться в суд.

При безвозмездном характере

При безвозмездном характере прекращения права собственности административный орган составляет акт о причинении нарушений земле, окружающему ландшафту или установленным нормам использования ЗУ. После составления акта нарушителю выносится предупреждение и штраф, в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Для восстановления порядка даётся соответствующий срок.

Собственнику потребуется немедленно среагировать на предупреждение, так как за административным решением последует арбитражное, которое лишит его земель.

Руководствуясь положениями выписки из административного акта, следует начать исправлять нарушения. Если пунктов несколько – нужно устранить вначале те, которые можно ликвидировать быстрее всего. Иногда целесообразно начать с устранения тех нарушений, которые «бросаются в глаза», то есть находятся на поверхности. Если удастся устранить лишь часть нарушений, при составлении следующего административного акта обследования участка и/или прилегающей к участку территории, собственнику следует указать на внесённые изменения и обосновать причину, по которой он не успел завершить санкционированную деятельность.

Если муниципалитет вынес административное решение неправомерно, в течение 10 дней после получения решения, собственник может подать апелляцию в районный суд.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Возникновение, изменение и прекращение основания на использование земли


Право на землю возникает на следующих основаниях (статья 8 ГК РФ):

  • договор купли-продажи и другие сделки, которые не противоречат законодательству РФ;
  • акты госорганов, которые могут служить основанием для возникновения права собственности;
  • решение судебного органа.

Изменения в земельные правоотношения могут вноситься при следующих обстоятельствах:

  1. В процессе использования земельного участка. Например, после стихийного бедствия при ухудшении условий пользования землей арендатор имеет право требовать изменить ранее оговоренные в соглашении условия.
  2. При частичном изъятии земельных наделов.

Основаниями для прекращения земельных правоотношений являются:

  1. Юридические факты (например, уход из жизни собственника земельного участка, окончание срока аренды, отказ от земли на добровольной основе).
  2. Договор продажи, решение об изъятии для государственных нужд.
  3. При уменьшении размера земельного надела происходит прекращение его использования в определенной части (в зависимости от уменьшения).

Земельные правоотношения могут изменяться, возникать и прекращать свое действие на основании правомерных и неправомерных действий. Если собственник земли неоднократно нарушал земельное законодательство, то его могут лишить прав на землю. Земельный надел может быть изъят госорганами.

Нюансы принудительного прекращения прав

Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

  • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
  • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
  • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
  • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
  • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)

При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

Как может быть прекращено?

Добровольно

В этом случае гражданину требуется собрать документы, включая заявление и обратиться в орган местного самоуправления. Право заявителя на землю будет прекращено в день регистрации документов.

В одностороннем порядке


Прекращение права может быть осуществлено без согласия пользователя, то есть в принудительном порядке. Земельный кодекс регулирует следующие ситуации:

  1. Изъятие земли для нужд государства или муниципалитета.
  2. Ненадлежащее использование ЗУ (нецелевое использование), если это привело к нарушению экологического баланса. Сюда же относится порча территории, неисполнение агрономических процедур и другое.
  3. Когда не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв.
  4. При ·невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования.
  5. Иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.

Важно: каждая ситуация должна быть подтверждена соответствующей документацией.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Основания

Право постоянного пользования ЗУ прекращается согласно основаниям, обозначенным в пункте выше.

В дополнении, стоит отметить, что основаниями для прекращения аренды участка могут служить следующие обстоятельства (статья 46 ЗК РФ):

  1. Окончание срока договора аренды, если его своевременно не переоформили – не продлили (статья 621 ГК РФ).
  2. По инициативе арендодателя на основаниях, предусмотренных при принудительном прекращении права пользования ЗУ.
  3. Отказ от исполнения условий договора аренды любой из сторон при заключенном договоре на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
  4. Расторжение договора досрочно через судебный орган по требованию одной из сторон.

Наши эксперты подготовили и другие публикации о пользовании ЗУ, прочтя которые, вы узнаете:

  • Каковы правила, сроки и цели предоставления участка?
  • Что такое неосновательное обогащение?
  • Куда подать заявление о выделении земли и что делать, если администрация отказала?
  • Каков порядок предоставления ЗУ?
  • Что такое предварительное согласование?
  • Кому положены льготы?

Порядок действий

На законодательном уровне определены правила, по которым должно производиться прекращение прав пользования землей.


Итак,
алгоритм действий будет следующим:

  1. При осуществлении надзора уполномоченные органы должны установить факт нарушения законодательства в отношении ЗУ.
  2. Хозяин земли получает на руки уведомление о необходимости срочного приведения участка в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
  3. Если владелец своевременно не приводит ЗУ в порядок и не предпринимает никаких действий, то ему приходит уведомление о прекращении прав на ЗУ.
  4. Если уведомление о прекращении прав было проигнорировано владельцем земли, администрация формирует дело и передает его в судебный орган.
  5. Земельный участок изымается на основании постановлении судебной инстанции.

Весь процесс может занять около месяца. Срок зависит от конкретного случая.

Для процедуры потребуются следующие документы:

  • общегражданский паспорт владельца, а также его персональные данные;
  • документы на ЗУ, включая кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
  • документы, подтверждающие отсутствие долгов по налоговым сборам и коммунальным платежам;
  • документы, свидетельствующие о праве гражданина пользоваться ЗУ;
  • заключение комиссии о состоянии участка, включая пригодность для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретные периоды.

Внимание: все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства. Также требуется копирование и заверение.

Последствия утраты

  1. Если произведен добровольный отказ от ЗУ, то гражданин лишается прав на эксплуатацию участка. Следовательно, прекращаются все обязательства (уплата налогового сбора, коммунальные расходы и т.д.) В этой ситуации никакие последствия не наступают.
  2. Когда земля была изъята принудительно, владелец теряет все свои права:
      строительство дома на ЗУ;
  3. продажа участка;
  4. эксплуатация в целях получения материальной выгоды и т.д.
  5. Если изъятие было связано с непригодным состоянием участка, то владелец должен привести его в начальное состояние за собственные средства.

Право на восстановление присутствует у каждого землевладельца. Для этого следует направить исковое заявление в судебную инстанцию на оспаривание решения о прекращении прав пользования землей. Если гражданин докажет свою правоту, путем предоставления соответствующих документов, то он вернет полномочия по распоряжению ЗУ обратно.

Подводя итоги, отметим, что восстановление, изменение и прекращение прав на ЗУ производится на определенных основаниях, предусмотренных законом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]