Передача имущества внутри госсектора: варианты учета
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефинансовых активов между организациями государственного сектора. Поэтому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.
Рассмотрим варианты решений, которые может принять учреждение, исходя из условий, на которых передается имущество.
Безвозмездное поступление
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефинансовых активов от различных организаций госсектора зависит исключительно от категории поступающего имущества.
Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем». При поступлении иного имущества его стоимость учитывается как увеличение финансового результата по кредиту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.
Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.
Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).
Перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).
Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».
Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспонденции со счетом 4(2) 401 10 180.
После поступления документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансовые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов отражается изменение категории имущества:
- перевод основных средств по балансовой стоимости
Дебет 410120 310
Кредит 410130 310;
- перенос суммы начисленной амортизации
Дебет 4 104 30 410
Кредит 4104 20 410.
Одновременно остаточная стоимость имущества может быть учтена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.
Корреспонденции счетов в отношении имущества, поступающего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход деятельности смотрите в полной версии статьи.
Безвозмездная передача
При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:
- получить от учредителя документы, подтверждающие согласование операции по передаче имущества (если передается недвижимое и особо ценное движимое имущество);
- согласовать с принимающей стороной саму возможность передачи, а также ее сроки.
Имущество может передаваться учреждением не по своей инициативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномоченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.
Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имущества.
Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Что это такое?
Право оперативного управления недвижимым имуществом — ограниченное право для учреждений и казённых предприятий распоряжаться закреплённым за ними имуществом в соответствии с законом или с согласия собственника.
То есть, если за организацией закреплено здание, земельный участок, оборудование или автомобиль, она не имеет права распоряжаться ими по своему усмотрению.
Учреждение пользуется закреплённой недвижимостью безвозмездно. По этой схеме чаще всего работают:
- школы;
- детские сады;
- дворцы культуры;
- больницы;
- предприятия ЖКХ и т.п.
Договор на право оперативного управления имуществом
Договор на право оперативного управления имуществом №
г.
«» г.
в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «
Администрация
», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «
Учреждение
», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «
Стороны
», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. На основании свидетельства № от «» года Администрация передает, а Учреждение принимает по настоящему Договору имущество (нежилое помещение, здание, сооружение) общей площадью кв.м., расположенное по адресу: на праве оперативного управления. Для использования под: . Характеристики помещения указаны в выписке из технического паспорта БТИ № от «» года, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА
2.1. Срок действия Договора на право оперативного управления устанавливается с «» года до «» года.
2.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента регистрации его в установленном законом порядке.
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА
3.1. Передача имущества в оперативное управление производится по Акту приемки-передачи. Акт передачи помещения оформляется в соответствии с действующими нормативными документами, регистрируется в установленном законом порядке, заверяется сторонами и хранится в деле по оформлению Договора.
3.2. Данное нежилое помещение учитывается на балансе Учреждения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Права и обязанности Администрации.
4.1.1. Администрация имеет право: контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Учреждению имущества.
4.1.2. Администрация вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится по своему усмотрению.
4.1.3. В случае необоснованного отказа владельца городской собственности (или прежнего балансодержателя) передать нежилое помещение на баланс новому владельцу, Администрация принимает меры к его осуществлению в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Права и обязанности Учреждения.
4.2.1. Учреждение имеет право:
- владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом в пределах очерченных требованиями законодательства, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества;
- обратиться в ГорБТИ с целью изготовления технического паспорта.
4.2.2. Учреждение обязано:
- содержать нежилое помещение в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
- производить капитальный и текущий ремонт, переоборудование помещений, связанные с деятельностью Учреждения, за свой счет в сроки, установленные территориальным управлением или муниципальным округом, (но не более 2-х лет) в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации;
- не производить никаких перепланировок и переоборудования помещения, связанных с деятельностью Учреждения, без письменного разрешения Администрации;
- обеспечить беспрепятственный доступ в нежилое помещение представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за использованием помещений;
- не совершать действий, препятствующих инвентаризации нежилого помещения, переданного по настоящему Договору;
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производить:
- продажи, безвозмездной передачи другому лицу, передачи в аренду;
- вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;
- отдавать в залог имущества;
- производить других действий, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной собственности;
4.2.3. Учреждение не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.
ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
5. Договор может быть расторгнут:
- по соглашению сторон;
- при ликвидации или реорганизации сторон в соответствии с действующим законодательством;
Нежилые помещения могут быть изъяты у пользователя в установленном порядке в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно вносимых платежей или несвоевременного их освоения (ремонта, согласно гарантийным обязательствам).
ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах (соответствующим образом прошнурованный, пронумерованный и заверенный Администрацией) один хранится у Учреждения, второй в Администрации.
6.2. При изменении реквизитов стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями.
6.3. Размещение рекламы на наружной части помещения, находящегося в оперативном управлении, должно быть согласовано в установленном порядке.
6.4. Внесение в Договор каких-либо иных дополнительных имущественных требований, помимо внесенных в распорядительные документы, не допускается.
6.5. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
6.6. С момента вступления в силу настоящего Договора предыдущие документы на право владения имуществом и условия их заключения считаются недействующими. Другие изменения в Договор вносятся только дополнительным соглашением подписанным сторонами заключившими Договор.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Администрация
- Юридический адрес:
- Почтовый адрес:
- Телефон/факс:
- ИНН/КПП:
- Расчетный счет:
- Банк:
- Корреспондентский счет:
- БИК:
- Подпись:
Учреждение
- Юридический адрес:
- Почтовый адрес:
- Телефон/факс:
- ИНН/КПП:
- Расчетный счет:
- Банк:
- Корреспондентский счет:
- БИК:
- Подпись:
Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.
Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).
В частности, согласно п. 5.22 Положения № 432[3] Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями. Именно это ведомство обычно и выступает стороной в спорах о возврате имущества в казну. В силу п. 4 Положения № 432 агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).
Анализ судебных дел свидетельствует о том, что Росимущество, а также региональные органы по управлению имуществом уклоняются от принятия имущества в казну. В частности, это обусловлено задачами, поставленными перед данным ведомством в государственной программе РФ «Управление федеральным имуществом»[4]. В ее исполнение Росимущество работает над минимизацией объектов, составляющих государственную казну РФ. Как сказано в паспорте государственной программы, актуальной задачей остается оптимизация состава имущества государственной казны РФ, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Сокращение количества объектов, составляющих государственную казну (в ней федеральное имущество находится временно), – одна из ключевых задач подпрограммы 1 названной госпрограммы.
Регистрация
Юридическая возможность пользования недвижимостью у предприятия или учреждения возникает только после соответствующей государственной регистрации.
Чтобы пройти эту процедуру нужно составить соответствующий договор и собрать пакет документов.
Договор
Чтобы передать государственную или муниципальную недвижимость в оперативное управление соответствующему органу, нужно получить соответствующее разрешение и приказ от главы муниципалитета или госоргана. После чего можно заключать договор.
Письменное соглашение, на основании которого одна сторона передаёт имущество в управление другой стороне заключают казённые учреждения (или предприятия) и собственник недвижимости( государство, муниципалитет или частное физическое лицо).
Договор имеют право заключать правообладатель, законный представитель владельца помещения, нотариус или юридическое лицо, получившее право оперативного управления.
Недвижимость становится на баланс юридического лица, за него нужно платить налоги и другие сборы. В документе обязательно должны быть указаны:
- предмет договора;
- срок действия контракта;
- порядок передачи имущества;
- данные обеих сторон;
- сведения об имуществе;
- условия по внесению изменений и дополнений в договор;
- условия досрочного расторжения договора;
- реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 302-76-94
Если у имущества не определена кадастровая стоимость, нужно провести оценку недвижимости.
Образцы договоров можно найти в свободном доступе в Интернете и составить его самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным юристам.
Какие документы приложить к договору?
Вместе с договором в Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимость нужно подать следующий пакет документов.
- заявление на регистрацию;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- учредительные документы организации (справки о постановке на учёт, о присвоении учреждению кодов статистики и т.п.);
- паспорта представителей сторон;
- передаточный акт;
- кадастровый и технический паспорта;
- документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта за конкретным предприятием;
- заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление;
- справка о том, что имущество больше не находится на балансе муниципалитета или собственника.
Стоимость и сроки предоставления услуги
Услуга регистрации — бесплатна. Срок, за который принимают решение о предоставлении права — 7 рабочих дней.
Управление объектами недвижимости представляет собой проведение мероприятий по осуществлению комплекса операций, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. Читайте наши статьи об управлении МКД, а также кому передать в доверительное управление недвижимость и как это сделать, каковы отличительные особенности управления жилой недвижимостью на стадии эксплуатации и законодательные нормы.