Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?


Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?


Адвокат Антонов А.П.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Оно проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. В общем собрании собственников помещений в течение года со дня выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию могут участвовать лица, принявшие от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче (ч. 1, 1.1 ст. 44 ЖК РФ). Общее собрание собственников может быть проведено (п. 9 ст. 2, п. 3.2 ч. 2 ст. 44, ст. 44.1, ч. 1, 3 ст. 47, ст. 47.1 ЖК РФ; п. п. 1.1, 1.2, 1.3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.02.2018 N 115-ПП; п. п. 6.1.2, 6.1.3 Правил, утв. Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 27.02.2018 N 64-16-87/18): в очной форме (при совместном присутствии собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); в форме заочного голосования (опросным путем или с использованием информационных систем). При этом для использования ГИС «ЖКХ» или региональных информационных систем (например, в г. Москве — информационная система проекта «Активный гражданин» или иные информационные системы, доступ к которым можно получить посредством Портала госуслуг г. Москвы) необходимо принятие собственниками соответствующего решения в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений. Для использования иных информационных систем необходимо принятие собственниками решения независимо от способа управления МКД. Заочное голосование (опросным путем) может проводиться также в случае, если собрание в очной форме не имело кворума; в форме очно-заочного голосования (возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в доме или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов. Исключение составляет собрание (ч. 3, 3.2 ст. 45 ЖК РФ): по вопросу перевода жилого помещения в нежилое, которое имеет кворум, если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% от общего числа голосов, в том числе собственники помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающие более чем 2/3 от общего числа голосов таких собственников (если в доме более одного подъезда). Если же в доме один подъезд, такое собрание имеет кворум, если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 2/3 от общего числа голосов; по вопросу включения многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, а также об исключении многоквартирного дома из границ указанной территории, из проекта решения (из решения) о комплексном развитии территории жилой застройки, которое имеет кворум, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников жилых помещений. При этом в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких помещений. При расчете кворума учитываются также лица, принявшие от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, которые могут принимать участие в собрании в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 26.02.2020 N 5607-ОГ/04). Для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Инициируйте проведение общего собрания собственников Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ). Помимо годового общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме могут проводить внеочередные общие собрания (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ). Внеочередное общее собрание может быть созвано: по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ); по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ); по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ); управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ); по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовившего проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки, либо юридического лица, определенного РФ или субъектом РФ для реализации такого решения, — по вопросу включения дома в границы указанной территории (ч. 2.1 ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 2. Подготовьте проведение общего собрания собственников На этой стадии следует сформулировать повестку общего собрания собственников и определиться с формой голосования. При очной или очно-заочной форме голосования необходимо выбрать время и место проведения собрания для обсуждения вопросов повестки дня, подобрать кандидатуры председателя, секретаря, членов счетной комиссии. Кроме того, необходимо подготовить информационное сообщение о проведении общего собрания собственников, реестр собственников, формы решений по вопросам, поставленным на голосование, бланки протокола (ч. 4, 5 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. п. 3, 4, 20 Требований, утв. Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр). В случае проведения первого общего собрания собственников в заочной форме с использованием ГИС «ЖКХ» полномочия администратора общего собрания выполняет его инициатор. Для проведения последующих общих собраний в заочной форме с использованием указанной системы в повестку дня включаются вопросы об определении администратора общего собрания, о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня (ч. 2.1 ст. 47.1 ЖК РФ).

Шаг 3. Оповестите собственников о проведении общего собрания Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования был ранее установлен общим собранием, можно поместить соответствующую информацию в общедоступных местах, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45, ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ). При использовании для проведения общего собрания собственников информационной системы сообщение о проведении собрания размещается администратором в данной информационной системе, а также направляется каждому собственнику помещения в МКД. Кроме того, в случае проведения первого общего собрания собственников с использованием ГИС «ЖКХ» необходимо, в частности, проинформировать собственников помещений о порядке представления письменного отказа от проведения такого собрания, а также о правилах доступа к системе не зарегистрированных в ней лиц (п. п. 4.7, 4.10, 4.11 Правил; ч. 5 ст. 47.1 ЖК РФ). Сообщение о проведении общего собрания должно содержать информацию об инициаторе проведения общего собрания, форме, дате, месте и времени проведения собрания, повестке дня, порядке ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании, а также месте или адресе, где с ними можно ознакомиться. В случае проведения общего собрания в форме заочного голосования в сообщении указывается дата окончания приема решений собственников, место или адрес, куда должны передаваться такие решения (ч. 5 ст. 45 ЖК РФ). При этом первое общее собрание в заочной форме с использованием ГИС «ЖКХ» не может быть проведено в случае поступления администратору общего собрания информации о наличии письменных отказов от проведения данного собрания собственников, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений (ч. 2.1, 5 ст. 47.1 ЖК РФ).

Шаг 4. Проведите общее собрание собственников Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме и полностью учитывается при подведении итогов голосования. Голосование частью принадлежащих собственнику голосов законодательством не предусмотрено (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ; п. 1 Письма Минстроя России от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04). Если собрание проводится в очной форме, следует зарегистрировать всех присутствующих на собрании собственников помещений. При наличии кворума можно приступать к рассмотрению вопросов, включенных в повестку дня, предварительно выбрав председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии. Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня собрания (ч. 1, 2 ст. 46 ЖК РФ; п. п. 12, 13, 15 Требований N 44/пр). Если собрание проводится в заочной форме, собственники сдают бланки голосования в срок и по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания, либо осуществляют непосредственное голосование в электронном виде с использованием информационной системы (ч. 1 ст. 47, ч. 6 ст. 47.1 ЖК РФ; п. 5.3 Правил). Если собрание проводится в форме очно-заочного голосования, то участники собрания должны иметь возможность обсудить вопросы повестки дня и сдать бланки голосования в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ). По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ). Исключение составляют (п. п. 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3, 4.5, 4.6 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2, ч. 1.3 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ): принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД; отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами; решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое при наличии в доме более одного подъезда, принимаемые большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников при условии голосования за принятие указанного решения собственниками помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников; решение о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом соответствующего решения, принимаемое не менее чем двумя третями голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников жилых помещений; решение об исключении многоквартирного дома из границ территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, и из проекта соответствующего решения, принимаемое не менее чем одной третью голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников жилых помещений. Независимо от формы голосования (очной, очно-заочной или заочной) в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны (ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ; п. 5 Письма N 35851-ЕС/04): 1)сведения о лице, участвующем в голосовании, обеспечивающие возможность идентифицировать указанное лицо, в том числе Ф.И.О. (последнее — при наличии) полностью; 2)сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3)решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Шаг 5. Оформите результаты голосования Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляется протоколом. Протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через 10 календарных дней с даты проведения общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 2 Требований N 44/пр). В протоколе общего собрания следует указать наименование документа, дату и номер протокола, дату, место проведения общего собрания, заголовок к содержательной части протокола, содержательную часть протокола (в частности, повестку дня, правомочность общего собрания (наличие или отсутствие кворума), количество голосов по каждому вопросу), информацию о месте (адресе) хранения протоколов и решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование. Если содержательная часть протокола содержит указание на наличие предложений, к протоколу прилагаются перечисленные в ней документы. По общему правилу протокол подписывают председатель, секретарь собрания и лица, проводившие подсчет голосов (п. 4, Разд. II Требований N 44/пр). Лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, обязательно должно представить подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в управляющую организацию, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив, при непосредственном способе управления МКД — в орган жилищного надзора, а в определенных случаях в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами — копии решений и протокол собрания не позднее чем через 10 календарных дней после проведения (окончания) общего собрания (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 4 Порядка, утв. Приказом Минстроя России N 44/пр).

Обратите внимание! В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) сроки направления подлинников решений и протокола могут быть продлены до снятия соответствующих ограничений в субъекте РФ (Письмо Минстроя России от 07.04.2020 N 10966-ОГ/04).

В г. Москве органом государственного жилищного надзора является Мосжилинспекция (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП). Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Шаг 6. Сообщите об итогах голосования и принятых решениях всем собственникам Итоги голосования и принятые на общем собрании решения доводятся до сведения собственников помещений в доме инициатором проведения собрания не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений. Сообщение размещается в помещении дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ). Решения общего собрания в форме заочного голосования, проведенного с использованием информационной системы, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в данной системе в течение часа после окончания голосования (ч. 11 ст. 47.1 ЖК РФ; п. 3.30 Порядка N 115-ПП).

Обратите внимание! Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Шаг 7. Обжалуйте решение общего собрания (при необходимости) Собственник, не принимавший участия в голосовании или голосовавший против принятия решения, считающий, что этим решением нарушены его права и законные интересы, вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков собственнику (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Ст. 44 ЖК РФ с комментариями

Приватизация жилфонда в России создала довольно сложную ситуацию. В большинстве многоквартирных домов отсутствует один собственник. Такие сооружения состоят из множества площадей, принадлежащих гражданам, юрлицам, МО и пр. Это существенно осложняет управление имуществом. Принимая во внимание данное обстоятельство, рассматриваемая норма Кодекса закрепляет специальную форму обсуждения вопросов, касающихся МКД. Общее собрание считается единственным административным органом. Он существует в течение всего периода существования МКД.

Объекты совместного пользования

Их перечень закрепляет 36 статья Кодекса. К общему имуществу многоквартирного дома следует относить:

  1. Земельный надел, на котором стоит сооружение.
  2. Элементы благоустройства, озеленения.
  3. Прочие объекты, располагающиеся на этом участке и используемые для обслуживания, эксплуатации и прочих нужд МКД.

Таким образом, обсуждаться могут вопросы о строительстве хозяйственных и иных сооружений только на территории, относящейся к многоквартирному дому. При этом постройки должны иметь конкретное предназначение – обеспечение обслуживания, благоустройства, эксплуатации МКД.

Исключительность полномочий

Она проявляется в том, что по отдельным вопросам ни какой другой орган, кроме общего собрания, обсуждение провести не может. К прочим структурам, к примеру, можно отнести правление ТСЖ. Возможность обсуждения некоторых вопросов ст. 44 ЖК РФ предусматривает для других органов. Так, члены товарищества могут согласовать сдачу в аренду или передачу иных прав на материальные ценности, используемые владельцами жилплощадей в МКД. Но, к примеру, такие вопросы, как выбор варианта администрирования либо формирование ТСЖ, может обсуждать только общее собрание. Объединяющим признаком проблем, отнесенных к исключительной компетенции этого органа, является их фундаментальность. Решения, принятые по таким вопросам, носят долгосрочный характер.

Важный момент

Следует учитывать специфику обсуждения вопросов, касающихся переоборудования в сооружении. Так, если оно приведет к уменьшению объема общего имущества, то, принимая во внимание положения статей 36 и 40 Кодекса, решение должно приниматься единогласно всеми собственниками вообще или всеми участниками. В последнем случае предварительно должно быть получено одобрение от остальных владельцев жилплощадей, не имеющих возможность присутствовать на обсуждении. Это правило распространяется и на случаи, когда кто-либо из собственников без согласования с соседями осуществляет перестройку помещений, используемых совместно. Другие владельцы могут потребовать приведения переоборудованных площадей в первоначальный вид. Соответствующий иск может заявляться по правилам 304 статьи ГК.

Вопросы пользования участком

Ст. 44 ЖК относит к компетенции административного органа обсуждение проблем, связанных с пределами и ограничениями использования надела, на котором стоит сооружение. Соответствующая компетенция связана с тем, что Кодекс относит этот участок к материальным ценностям, эксплуатируемым владельцами жилплощадей совместно. При этом, согласно 16 статье Вводного закона, в существующей застройке населенных пунктов надел, на котором находится МКД и другие недвижимые объекты, включенные в его имущественный комплекс, являются долевой собственностью хозяев квартир этого дома. Указанная норма регламентирует 2 случая:

  1. Надел уже сформирован на дату обретения Кодексом юридической силы.
  2. Участок требует формирования.

В первой ситуации территория переходит в долевую собственность бесплатно. На это прямо указывают нормы законодательства. Во втором случае в соответствии с решением общего собрания в МКД, любое уполномоченное собственниками лицо может обратиться в структуру местной или госвласти с заявлением о формировании участка. После удовлетворения просьбы надел переходит к владельцам жилплощадей бесплатно. Долевые собственники могут реализовывать правомочия по распоряжению, владению, пользованию участком в рамках, закрепленных законодательством.

Природа компетенции административного органа МКД

Она связана с режимом реализации права собственности владельцев жилплощадей. Элементы компетенции административного органа можно охарактеризовать как имущественно-правовые и организационные. Последние включают в себя определение ключевых направлений управления имуществом, используемого совместно. В их число входит:

  1. Выбор способа администрирования и уполномоченной организации.
  2. Согласование вопросов о ликвидации и создании ТСЖ.
  3. Определение порядка и сроков проведения ежегодных обсуждений актуальных вопросов, касающихся МКД и пр.

Имущественно-правовые элементы компетенции включают в себя принятие решений о правилах пользования, а в установленных пределах – и распоряжения общим имуществом, определении платы за работы и услуги по администрированию, содержании и так далее.

Возведение хозяйственных и иных построек

По мнению экспертов, компетенция административного органа МКД, закрепленная в пункте первом второй части ст. 44 ЖК, сформулирована неоднозначно. Размытость толкования проявляется, в первую очередь, в том, что в норме не уточняется, какой именно участок может использоваться для возведения построек. Кроме того, ст. 44 ЖК не содержит указаний о назначении сооружений. Из этого можно сделать поверхностный вывод о том, что владельцы жилплощадей вправе согласовать строительство на любой территории. При этом она вполне может не относиться к участку, на котором располагается МКД. Вместе с тем следует помнить положения части первой ст. 44 ЖК. В ней указывается, что компетенция административного органа распространяется только на объекты, используемые владельцами жилплощадей совместно. Природа полномочий связана с правом собственности на имущество. Соответственно, обсуждению подлежат только те вопросы, которые относятся к нему.

Прежний порядок

Ранее условия управления имуществом в многоквартирных домах формулировались органами территориальной власти. Законные хозяева площадей при этом были отстранены от обсуждения актуальных вопросов. Это, в свою очередь, повлекло повсеместное игнорирование прав этих лиц на участие в вынесении решений, касающихся содержания, распоряжения, пользования материальными ценностями, эксплуатируемыми гражданами совместно. В большинстве случаев обсуждение осуществлялось на уровне ЖКХ. Это привело к муниципализации сферы управления МКД. Соответственно, отсутствовали иные организационно-экономические предпосылки для развития иных форм администрирования. Принцип, заложенный в ст. 44 ЖК РФ, призван кардинально изменить ситуацию.

Споры

При рассмотрении дел, связанных с применением ст. 44 ЖК РФ, судебная практика учитывает и нормы ГК. Так, например, если кто-то из владельцев жилплощади в МКД лишен возможности пользоваться какой-то частью сооружения (не имеет доступа на чердак), он может заявить иск в порядке 301 статьи ГК. Претензия может предъявляться к любому другому владельцу или к третьему лицу. В последнем случае виндикационный иск будет считаться заявленным в интересах всех хозяев жилплощадей МКД. Его удовлетворение не предрешает вопрос, касающийся использования общего имущества. Он только лишь обеспечивает получение истцом утраченного владения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]